ЛИЧНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ.
ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЛИЧНОСТЬ И СТОРОНАМ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ.
Междисциплинарный подход к личности
Педагогика | Личность — человек как участник эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя |
Философия | Личность выступает как совокупность общественных отношений. Проблема личности в философии — это проблема места, занимаемого ею в обществе |
Социология | Личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения |
Психология | Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения |
Многоуровневый анализ личности в психологии
Общая психология | Личность рассматривается как некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психологические процессы индивида и придающее его поведению последовательность и устойчивость |
Социальная психология | Выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым |
Дифференциальная психология | Делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми |
Педагогическая психология | Рассматривает особенности развития личности в учебно-познавательной деятельности |
Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность
Индивид | Это человек как типичный представитель сформировавшего его общества |
Субъект | Это человек как типичный носитель видов человеческой активности |
Личность | Это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств |
Индивидуальность | Это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей |
(Ганзен. Системные описания в психологии)