Структура психологии развития и место ее в системе психологических наук

Известно, что новые дисциплины возникают, как правило, в результате дифференциации (выделения) из науки или интеграции двух или более дисциплин. Психология развития возникла в результате интеграции отдельных разделов общей, возрастной, социальной и педагогической психологии и включила в себя знания, касающиеся развития, из упомянутых дисциплин. Общая психология является фундаментальной для психологии развития, так как она изучает общие закономерности психики: психических процессов, психологических состояний и индивидуально-психологических особенностей, которые и определяют в целом психическое развитие человека. Возрастная психология, которая изучает возрастные закономерности психического и личностного развития, как бы включена в психологию развития, однако есть одна особенность. Возрастная психология констатирует возрастные закономерности развития на этапах развития, а в психологии развития раскрываются системно биологические, социальные и психологические механизмы развития личности, особенности протекания не только возрастных кризисов, но и в целом кризисов развития личности. Психология развития изучает и социально-психологические закономерности развития личности, а, следовательно, взаимосвязана с социальной психологией. Бесспорно, закономерности целенаправленного развития личности в психологии развития позаимствованы с педагогической психологии, и поэтому взаимосвязь этих дисциплин очевидна. Аналогичная связь психологии развития с дифференциальной психологией – развитие личности определяется ее индивидуально-психологическими особенностями. Тесная связь психологии развития существует с кризисной психологии, которая изучает закономерности психического и личностного развития человека в экстремальных ситуациях.

На закономерностях, которые являются предметом психологии развития, основываются все прикладные психологические дисциплины – практическая, юридическая, экономическая, инженерная, военная психологии и многие другие отрасли. Кроме этого психология развития основывается на знаниях психофизиологии, и имеет связь в разной мере со всеми психологическими дисциплинами.

Понятийный аппарат психологии развития (глоссарий) описывает предмет дисциплины и имеет структуру. Первый круг понятий и суждений, которые являются определяющими предмет дисциплины и принадлежит только ей. К примеру это такие понятия как, психическое развитие, личностное развитие, возрастной кризис, кризис развития, психические новообразования возраста, возрастная стадия развития и т. п. К суждениям первого круга относятся такие: «Психическое развитие неравномерно», «Психическое развитие стадиально», «Личностное развитие человека обусловлено межличностным взаимодействием его с другими людьми» и т.п.

Психология развития в свою очередь имеет свою структуру и включает в себя следующие разделы: 1) введение в психологию развития; 2)закономерности психического и личностного развития человека; 3) психическое развитие ребенка (детская психология); 4) психическое и личностное развитие в младшем школьном возрасте (психология младшего школьника); 5) психическое и личностное развитие подростка (психология подростка); 6)Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте (психология юности); 7) Психическое и личностное развитие взрослого человека (психология взрослого человека, акмеология); 8) Развитие личности пожилого и старческого возраста (психология пожилого и старческого возраста, герантопсихология); 9) социально-психологические закономерности психического и личностного развития человека.

Примечание: в скобках обозначены названия разделов возрастной психологии, которые в некоторой степени по содержанию пересекаются с разделами психология развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: