Диагностические методы

Второй задачей по встречаемости в практической деятельности психолога является задача измерить. Для решения этой задачи используются диагностические методы: тесты, шкалирование, рейтинговые методы, социометрия, референтометрия и многие другие методы, в результате которых получается количественная характеристика (число) изучаемого феномена.

Тест представляет собой определенное задание, которое требуется выполнить, как правило, за фиксированное время.

В зависимости от сферы личности, которая подлежит диагностике, различают тесты достижений и специальных способностей, тесты для изучения интеллекта, личностные тесты, тесты интересов, установок, ценностей, тесты для диагностики межличностных отношений.

Тесты в свою очередь классифицируются по различным критериям. Например, в психологии развития можно использовать классификацию по задачам практического психолога. Задачу измерить социально-психологические особенности и психические состояния личности можно с помощью вербальных тестов, которые представляют в форме опросника. В таких тестах формулируются вопросы по определенной системе, а испытуемому необходимо ответить на вопросы определенным образом, например, альтернативно «да» или «нет». В некоторых тестах есть варианты ответов «да», «нет», «иногда», а встречаются тесты, в которых предлагается более подробная шкала ответов. При этом рекомендуется отвечать на вопросы не раздумывая, что первое «пришло в голову». К вербальным тестам можно отнести тесты Г. Айзенка и тест Русалова для изучения свойств темперамента; тест Спилбергера для изучения тревожности и ее особенностей, тест Басса-Дарки для изучения агрессивности личности. Опросник Кеттела позволяет измерить выделенные автором 16 факторов, характеризующих системные личностные образования, а тест ММРI позволяет измерить довольно широкий спектр показателей психического и личностного развития человека.

Тесты-задания, чаще используются для измерения показателей развития познавательных процессов, показателей интеллектуального развития личности. Например, тест Амтхаура, тест ШТУР (Школьный тест умственного развития), тесты для изучения обучаемости школьников (З.И. Калмыкова) и др.

В социально-психологических исследованиях в последние годы чаще используются проективные тесты. Отличительная особенность проективных методов заключается в неструктурированности и высокой степени неопределенности предлагаемого испытуемым тестового материала. Это могут быть картинки с неоднозначным содержанием, и неконченые предложения, допускающие неограниченное разнообразие дополнения этих предложений. Существуют и рисуночные тесты, в которых испытуемому предлагается нарисовать объект, предмет. В рисунке можно выявить субъективное отношение испытуемого к нарисованному объекту (предмету). Например, рисуночный тест «Несуществующее животное» предполагает, что испытуемый изобразит такое животное, придумает ему название и ответить на несколько уточняющим вопросов исследователя, и трансформирует собственное субъективное отношение к себе, в этом рисунке будет содержаться определенная характеристика автора рисунка.

Например, анализируя подчерк испытуемого можно определить отдельные свойства личности. В качестве образца письма желательно взять текст, который написан без спешки на нелинованной бумаге, и чтобы испытуемый не знал, что написанный текст будет подвергаться анализу.

Каждая характерная черта и особенность письма оценивается определенным числом баллов, а затем полученные результаты систематизируются.

I. Размер букв:

1) очень маленькие; 2) маленькие; 3) средние; 4) крупные.

II. Наклон букв:

1) влево; 2) легкий влево; 3) вправо; 4)резкий вправо; 5) прямое написание.

III. Форма букв:

1) округлые; 2) бесформенные; 3) угловатые.

IV. Направление строки:

1) строчки «ползут» вверх; 2) строчки прямые; 3) строчки «сползают» вниз.

V. Сила нажима:

1) легкая; 2) средняя; 3) сильная.

VI. Характер написания слов:

1) склонность к соединению букв; 2) склонность к отделению букв друг от друга; 3) смешанный стиль.

VII. Общая оценка почерка:

1)почерк старательный, буквы выведены аккуратно; 2) почерк неровный, одни слова четкие, другие читаются с трудом; 3) буквы написаны кое-как, почерк небрежный, неразборчивый.

Ключ к опроснику:

Номера заданий В а р и а н т ы в ы б о р а
           
I         -  
II            
III       - -  
IV       - -  
V       - -  
VI       - -  
VII       -    

Сумма баллов определяется с помощью данной таблицы

34 – 51 балл. Такой почерк наблюдается у людей со слабым здоровьем, у тех кому за 80 лет.

53 – 62 балла. Так пишут люди несмелые, робкие, пассивные, флегматичные.

64 – 75 баллов. Этот почерк принадлежит людям нерешительным, мягким, кротким, с утонченными манерами. Они часто наивны, что однако, не лишает их чувств собственного достоинства.

76 – 87 баллов. Такой почерк у человека, отличающегося прямодушием и откровенностью. Он общителен, и впечатлителен, как правило, хороший семьянин.

88 – 98 баллов. Человек, достигший такой суммы очков отличается, честностью и добропорядочностью, имеет сильную и устойчивую психику, отважен, полон инициативы и решительности, смекалист.

99 – 109 баллов. Это индивидуалисты. Они вспыльчивы и обладают острым и быстрым умом. Обычно они независимы в суждениях и поступках, в то же время обидчивы и нередко трудны в общении, так как вздорны и сварливы. Среди них бывают одаренные личности, склонные к творческой работе.

110 – 121 балл. Такой почерк имеют люди без чувства ответственности, недисциплинированные, грубые, заносчивые. (9; с.40)

На наш взгляд, несмотря на категоричность оценивания, в целом данный опросник выявляет тенденцию проявления характера во взаимодействии. С данными, полученными с помощью данного опросника, на наш взгляд, можно провести количественный анализ, разбить полученное распределение на группы с помощью квадратического отклонения и определить степень психологической готовности личности к сотрудничеству в совместной деятельности. Кроме этого, данные, полученные по каждой шкале указывает на отдельные свойства испытуемого. Так, например, показатели по шкале «размер букв» указывают на уверенность личности в своих делах; данные шкалы «направление строки» указывают на уровень притязаний личности; данные шкалы «сила нажима» характеризуют волевые свойства личности; шкала «общая оценка» позволяет характеризовать в некоторой степени такое качество, как прилежание, старательность.

В качестве демонстрации проективного вербального теста приведем проективную методику «Незаконченные предложения», которая позволяет выявить количественные и некоторые качественные характеристики отношений личности к людям.

Испытуемому предлагается 60 незаконченных предложений, чтобы он закончил их одним или несколькими словами по своему усмотрению. Эти предложения можно разбить на 15 групп, в каждую из которых входит 4 предложения. Предлагается следующая инструкция для испытуемых:«На бланке написаны начала предложений. Ваша задача - завершить их первыми словами, пришедшими Вам в голову, таким образом, чтобы фразы приняли законченный вид».

Заполнять бланк необходимо в быстром темпе. Если не можете сразу закончить предложение, можно пропустить и затем в конце обратится к завершению. Предлагается стимульный материал:

1) Думаю, что мой отец редко …. 2) Если все против меня, то …. 3) Я всегда хотел …. 4) Если бы я занимал руководящий пост …. 5) Будущее кажется мне …. 6) Мое руководство ….7) Знаю, что глупо, но боюсь …. 8) Думаю, что настоящий друг …. 9) Моя внешность …. 10) Идеалом женщины для меня является …. 11) В труде мне больше всего не нравится … 12) По сравнению с большинством других семей моя семья …. 13) Лучше всего мне работается с …. 14) Моя мать …. 15) Сделал бы все, чтобы забыть …. 16) Если бы мой отец только захотел …. 17) Я думаю, что я достаточно способен …. 18) Я мог бы быть очень счастливым, если бы …. 19) Если кто-нибудь работает под моим руководством …. 20) Надеюсь на … 21) В школе мои учителя …. 22) Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь …. 23) Не люблю людей, которые…. 24) Когда-то я …. 25) Считаю, что большинство девушек (юношей) …. 26) Если мой начальник будет …. 27) Моя семья обращается со мной как …. 28) Люди, с которыми я работаю (учусь) …. 29) Моя мать и я …. 30) Моей самой большой ошибкой было …. 31) Я хотел, что бы мой отец …. 32) Моя наибольшая слабость заключается в том, что …. 33) Моим скрытым стремлением в жизни …. 34) Мои подчиненные …. 35) Наступит тот день, когда …. 36) Когда ко мне приближается начальник …. 37) Хотелось бы мне перестать бояться …. 38) Больше всего люблю людей, которые …. 39) Несправедливость по отношению ко мне …. 40) Считаю, что большинство женщин …. 41) О деятельности я думаю …. 42) Некоторым моим родственникам не нравится, что я …. 43) Люблю работать с людьми, которые …. 44) Считаю, что большинство матерей …. 45) Когда я был моложе, то чувствовал себя виноватым, если …. 46) Думаю, что мой отец редко …. 47) Когда мне начинает не везти, я …. 48) Больше всего я хотел в жизни …. 49) Когда я даю другим поручения …. 50) Когда я пойду на пенсию …. 51) Люди, превосходство которых над собой я признаю …. 52) Мои опасения не раз заставляли меня …. 53) Мне неприятно, когда мои друзья …. 54) Мне очень не нравится, когда еще …. 55) В коллективе я …. 56) Думаю, что в учреждении, где я работаю (учусь) …. 57) Мои родственники всегда считали, что я …. 58) Люди, которые работают со мной …. 59) Я люблю свою мать, но …. 60) Самое худшее, что мне случилось совершить, - это ….

После заполнения бланка анализируются окончания предложений, свидетельствующие об отношениях испытуемого, проявляющихся в конфликтности, эксплозивности, чрезмерной чувствительности, позерстве, эгоцентричности, примитивности или незрелости суждений, навязчивости, алогичности, резонерстве, чрезмерной обстоятельности. Одновременно с этим следует отметить окончания предложений, содержащих конкретные даты, указывающие на события личной жизни. Выраженность указанных выше особенностей личности оценивается в трехбалльной системе:

0 – отсутствие нарушений в системе отношений; 1 – наличие незначительных отклонений; 2 – выраженные нарушения.

Как правило, окончания предложений, имеющих диагностическое значение, повторяются в различных формах и дополняют друг друга, и тем позволяют выявить нарушения в определенных сферах отношений.

Ключ к методике «Незаконченные предложения»:

Отношение личности Порядковый номер
Сфера служебных отношений: 1. Отношение к труду. 2. Отношение к руководителям, преподавателям. 3. Отношение к подчиненным, учащимся. 4. Отношения к коллегам, сослуживцам, сотрудникам.   11, 26, 41, 56. 6, 21, 36, 51. 4, 19, 34, 49. 13, 28, 43, 58.
Сфера личных отношений: 5. Отношение к матери. 6. Отношения к отцу. 7. Отношение в семье и с родственниками. 8. Отношение к женщине (мужчине) 9. Отношение к друзьям и знакомым.   14, 29, 44, 59. 1, 16, 31, 46. 12, 27, 42, 57. 10, 25, 40, 54. 8, 23, 38, 53.
Сфера отношений к себе и внутренних переживаний: 10. Отношение к прошлому (чувство вины) 11. Страхи и опасения. 12. Отношение к будущему. 13. Жизненные цели. 14. Отношение к себе.   15, 30, 45, 60. 7, 22, 37, 52. 5, 20, 35, 50. 3, 18, 33, 48. 2, 9, 17, 24, 32, 39, 47, 55.

Печатается по книге:

В результате обработки по каждой модальности отношений можно получить количественный показатель в границах от 0 до 12, а показатель отношений к себе - от 0 до 24. Для характеристики отношений некоторые психологи прибегают к средним значениям и считают статистической нормой в отношениях, если показатель находится в интервале [4; 8]. Мы считаем, что наиболее адекватная характеристика отношений каждого испытуемого получается при количественном анализе распределения показателей всех модальностей отношений у всех тех лиц, которые непосредственно взаимодействуют с испытуемым в малой учебной группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: