double arrow

Тема 10. Развитие психологии на рубеже XIX-XX веков


Задания для самостоятельной работы

Контрольные вопросы

Тема 9. Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку

Задания для самостоятельной работы

Контрольные вопросы

  1. Как развивалось введенное Дж. Локком понятие об ассоциации идей в английской философии XVIII в.?
  2. Что нового в понимание ассоциаций внес Гартли?
  3. На какие две науки Х. Вольф разделил психологию?
  4. Что означает в психологии термин «аппетит»?
  5. Кто является последователем и ярым критиком одновременно учений Х. Вольфа?
  6. Что является априоризмом?

· Подготовка доклада.

1. «Учебник психологии» И.Ф. Гербарта.

2. Сочетание идеализма и механицизма в психологии Т. Брауна.

3. Общий закон ассоциаций Дж. Милля и его роль в трактовке психики.

4. Роль позитивистского ассоцианизма Г. Спенсера в развитии ассоциативной психологии в XIX в.

5. Достоинства и недостатки ассоцианистической психологии в XIX в.

6. Проблема страстей (аффектов) в психологии Гартли.

· Составление словаря основных терминов и понятий по теме.

· Подготовка кроссворда.

1. Создание объективных условий для выделения психологии в самостоятельную науку во второй половине XIX века.

2. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в. (Ч. Белл, И. Мюллер, Т. Юнг, Э. Вебен, Г. Гельмгольц, Ф. Галь, П. Флуранс, П. Брок, К. Вернике, X. Джексон, Д. Бред и др.).

3. Возникновение психофизики и психометрии. Г. Фехнер (1801 – 1887), Ф. Дондерс, Л. Ланге.

4. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии:

а) Успехи в биологии Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829).

б) Открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1865).

в) Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина (1809 – 1882).

г) Биогенетический закон Э. Геккеля (1834 – 1918).

д) Значение теории Дарвина для возникновения новых областей психологии: детской, зоопсихологии, исторической психологии.

5. Принцип развития. Влияние теории Ч. Дарвина и его последователей (К. Морган, Э. Торондайк, В. Смол, Р. Йеркс и др.) на развитие психологии.

1. В чем заключается влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки?

2. Какие открытия в естествознании и медицине XIX в. оказались особенно значимыми для психологии?

3. В чем состоит закон специфических энергий органов чувств? Кто сформулировал этот закон?

5. Важнейшие достижения в развитии органов чувств и их значение для психологии.

6. Как развивалось учение о рефлексе?

7. Какие теории о соотношении психики и мозга возникли в связи с исследованиями в области анатомии и физиологии мозга?

8. Какова роль психофизики Г.Т. Фехнера и психометрии Ф.К. Дондерса в становлении психологии как самостоятельной науки?

9. Какое влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии?

· Подготовка докладов или мультимедийных презентаций (по выбору):

1. Мюллер о деятельности органов чувств.

2. Вклад Э. Г. Вебера в развитие физиологии органов чувств.

3. Психофизика Г.Т. Фехнера.

4. Психометрия Ф.К. Дондерса.

5. Теория тропизмаЖака Леба.

· Составить словарь основных терминов и понятий по теме.

1. В. Вундт (1832 – 1920) и становление экспериментальной психологии.

2. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова (1829 – 1905).

3. Структурализм Э. Титченера (1867 – 1927).

4. Вюрцбурская школа.

5. Функционализм. Психология акта Ф. Брентано (1838 - 1917) и ее развитие в философии и психологии.

6. Французская психологическая школа (Э. Дюркгейм (1858 – 1917), Л. Леви-Брюль (1857-1939), структурная антропология К.Леви-Стросса).

7. Описательная психология В. Дильтея (1833 – 1911). Развитие положений Дильтея о значении ценностей в структуре и развитии личности в понимающей психологии Э. Шпрангера (1882 – 1963).

8. Психология У. Джемса (1842 – 1910).

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.

2. Американский и европейский функционализм – общее и различия.

3. Особенности подхода к изучению психики в Чикагской и Колумбийской школах.

4. Общая характеристика психологических взглядов У. Джемса.

5. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе.

6. Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма.

7. Описательная и объяснительная психология – достоинства и недостатки.


Сейчас читают про: