Задания для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
Тема 9. Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку
Задания для самостоятельной работы
Контрольные вопросы
- Как развивалось введенное Дж. Локком понятие об ассоциации идей в английской философии XVIII в.?
- Что нового в понимание ассоциаций внес Гартли?
- На какие две науки Х. Вольф разделил психологию?
- Что означает в психологии термин «аппетит»?
- Кто является последователем и ярым критиком одновременно учений Х. Вольфа?
- Что является априоризмом?
· Подготовка доклада.
1. «Учебник психологии» И.Ф. Гербарта.
2. Сочетание идеализма и механицизма в психологии Т. Брауна.
3. Общий закон ассоциаций Дж. Милля и его роль в трактовке психики.
4. Роль позитивистского ассоцианизма Г. Спенсера в развитии ассоциативной психологии в XIX в.
5. Достоинства и недостатки ассоцианистической психологии в XIX в.
6. Проблема страстей (аффектов) в психологии Гартли.
· Составление словаря основных терминов и понятий по теме.
· Подготовка кроссворда.
1. Создание объективных условий для выделения психологии в самостоятельную науку во второй половине XIX века.
2. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в. (Ч. Белл, И. Мюллер, Т. Юнг, Э. Вебен, Г. Гельмгольц, Ф. Галь, П. Флуранс, П. Брок, К. Вернике, X. Джексон, Д. Бред и др.).
3. Возникновение психофизики и психометрии. Г. Фехнер (1801 – 1887), Ф. Дондерс, Л. Ланге.
4. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии:
а) Успехи в биологии Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829).
б) Открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1865).
в) Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина (1809 – 1882).
г) Биогенетический закон Э. Геккеля (1834 – 1918).
д) Значение теории Дарвина для возникновения новых областей психологии: детской, зоопсихологии, исторической психологии.
5. Принцип развития. Влияние теории Ч. Дарвина и его последователей (К. Морган, Э. Торондайк, В. Смол, Р. Йеркс и др.) на развитие психологии.
1. В чем заключается влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки?
2. Какие открытия в естествознании и медицине XIX в. оказались особенно значимыми для психологии?
3. В чем состоит закон специфических энергий органов чувств? Кто сформулировал этот закон?
5. Важнейшие достижения в развитии органов чувств и их значение для психологии.
6. Как развивалось учение о рефлексе?
7. Какие теории о соотношении психики и мозга возникли в связи с исследованиями в области анатомии и физиологии мозга?
8. Какова роль психофизики Г.Т. Фехнера и психометрии Ф.К. Дондерса в становлении психологии как самостоятельной науки?
9. Какое влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии?
· Подготовка докладов или мультимедийных презентаций (по выбору):
1. Мюллер о деятельности органов чувств.
2. Вклад Э. Г. Вебера в развитие физиологии органов чувств.
3. Психофизика Г.Т. Фехнера.
4. Психометрия Ф.К. Дондерса.
5. Теория тропизмаЖака Леба.
· Составить словарь основных терминов и понятий по теме.
1. В. Вундт (1832 – 1920) и становление экспериментальной психологии.
2. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова (1829 – 1905).
3. Структурализм Э. Титченера (1867 – 1927).
4. Вюрцбурская школа.
5. Функционализм. Психология акта Ф. Брентано (1838 - 1917) и ее развитие в философии и психологии.
6. Французская психологическая школа (Э. Дюркгейм (1858 – 1917), Л. Леви-Брюль (1857-1939), структурная антропология К.Леви-Стросса).
7. Описательная психология В. Дильтея (1833 – 1911). Развитие положений Дильтея о значении ценностей в структуре и развитии личности в понимающей психологии Э. Шпрангера (1882 – 1963).
8. Психология У. Джемса (1842 – 1910).
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.
2. Американский и европейский функционализм – общее и различия.
3. Особенности подхода к изучению психики в Чикагской и Колумбийской школах.
4. Общая характеристика психологических взглядов У. Джемса.
5. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе.
6. Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма.
7. Описательная и объяснительная психология – достоинства и недостатки.