О соотношении количественного и качественного анализа данных исследования

К сожалению, в практике молодых исследователей обозначаются некоторые противоречия между количественными и качественными методами анализа результатов исследования.

С одной стороны, надо иметь в виду, что эти противоречия не следует абсолютизировать, так как они являются естественными (диалектическими). Кроме этого, количественные и качественные методы образуют диалектическое единство – чтобы получить качественные и достоверные результаты исследования, необходимо достаточная выборка, или достаточное количество изучаемых признаков явления.

С другой стороны, количественный и качественный анализ имеет свои преимущества и недостатки при решении определенных задач.

При наличии методик, позволяющих измерять психические явления или показатели личностного развития с достаточной валидностью, бесспорно, необходимо использовать статистический, вариативный, дисперсионный, кластерный, факторный и другие виды количественного анализа. Например, общительность личности можно определить статистическим анализом всех ее контактов с другими людьми. Однако интерпретация количественных характеристик, выводы исследования представляют собой качественный метод. Чаще всего количественные методы анализа эмпирических данных способствуют более полному качественному анализу. Следовательно, количественные методы в ряде случаев не противоречат, а дополняют друг друга.

Однако существуют психические явления, личностные образования, которые недоступны для измерений. Следовательно, в таких случаях необходимо использовать качественные методы исследования. Например, для определения психологического возраста личности необходимо изучать «социальную ситуацию психического развития» личности, единицей измерения которой, по мнению Л.С. Выготского, являются переживания. Переживания личности измерить невозможно, и в данном случае вероятно лучше использовать качественные методы анализа – нарративные методы, метод свободных ассоциаций и другие. Надо отметить, что и качественные методы включают схемы, структуру анализа, логику количественных методов, хотя таковыми и не являются. Это еще раз подтверждает необходимость использовать в исследования как количественные, так и качественные методы анализа данных исследования.

Глава 2. Общие и возрастные закономерности психического развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: