Условия психического развития

Психическое и личностное развитие человека, бесспорно, определяются условиями. В психологии и до сих пор не утихают дискуссии о значении различных условий в психическом развитии человека.

В биогенетических теориях определяющими в развитии человека считаются биологические условия. В основе такого подхода лежит биогенетический закон, который утверждает, что психическое развитие человека определяется генотипом, а социальные условия либо способствуют развитию, либо сдерживают его. Биологические условия включают в себя генотип и врожденность. Генотип определяется хромосомным набором, который передается от родителей по наследству. Врожденными условиями называют те, которые определяют психическое развитие ребенка и возникают в пренатальный период, в процессе рождения ребенка и в период новорожденности.

Социогенетические теории в психологии утверждают, что определяющими в психическом развитии являются социальные условия. В данном направлении принято считать, что социальные условия и, в первую очередь обучение и воспитание, определяют психическое развитие, а биологические условия создают лишь предпосылки, генетически обусловленные задатки, а темп и направленность их развития определяется социумом. Социальные условия включают в себя макросреду и микросреду. Макросреда – общество, в котором человек развивается. Психическое развитие человека во многом определяется уровнем общественных отношений. Микросреда – это непосредственное окружение человека.

Для снятия противоречия между биогенетическими и социогенетическими теориями была разработана теория конвергенции (Г. Штерн и другие), согласно которой в психическое развитие в равной мере определяется как биологическими, так и социальными условиями. Такое эклектическое соединение несовместимых условий, которые в свою очередь определяют противоречие развития и не соответствует современным теоретическим взглядам, а также не решает практических задач развития личности.

В последние годы возникли и развиваются психологические теории развития. Основным положением этих теорий является то, что определяющим в развитии является активность самой личности, то есть, как личность воспринимает, понимает, осознает и переживает биологические и социальные условия.

Психологические условия представляют собой особенности восприятия, осознания и переживаний всех условий – биологических, социальных и многих других. Фактически все то, что человек переживает, и является определяющим в его развитии. Следует лишь отметить, что переживания могут быть не только положительными и отрицательными, но и конструктивными и деструктивными. Конструктивные переживания способствуют активности личности, направленной на собственное развитие. Деструктивные переживания сдерживают активность и могут вообще привести к состоянию фрустрации, внутреннему конфликту и даже к психическому заболеванию.

Психология развития с позиции психологического подхода рассматривает вопросы о том, как управлять собственными переживаниями и помогать людям справляться со своими переживаниями.

Если говорить о соотношении биологических и социальных условий в психическом развитии, то они образуют диалектическое единство развития, и в тоже время между биологическим и социальным существует диалектическое противоречие, которое является определяющим в психическом и личностным развитии человека. Это противоречие и разрешается психологическими условиями, а, именно, как человек воспринимает, понимает, осознает и переживает биологические и социальные условия развития. В общественном сознании психологические условия развития иногда определяется слишком общим понятием человеческого фактора в развитии.

В различны теоретических направлениях усматриваются ведущие противоречия. Так, в деятельностном подходе, основными противоречиями являются противоречия между потребностями человека и возможностями их удовлетворять. В психоанализе основной движущей силой является противоречие между Id и Super-Ego. В когнитивной, гуманистической, психологии, бихевиаризме также выделяются противоречия, определяющие психическое и личностное развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: