Понятие социальной ситуации психического развития человека

Понятие социальной ситуации психического развития человека введено Л.С. Выготским. Он считал, что «совокупность внутренних и внешних условий определяет систему отношений ребенка к себе, другим людям, к окружающему миру и выражается в переживаниях. Единицей социальной ситуации психического развития». Фактически социальная ситуация психического развития представляет собой психологические условия развития человека. Совокупность переживаний и определяет направленность и темпы развития. Если руководствоваться положением Л.С. Выготского о том, что каждому возрасту соответствует определенная социальная ситуация развития, следовательно, анализируя определяющие переживания человека, можно определить его психологический возраст.

Введение понятия социальной ситуации психического развития человека. Фактически дало начало развитию психологической теории развития. Биологические или социальные условия настолько влияют на психическое и личностное развитие человека, насколько им осознаются и переживаются. При этом направленность, частота и глубина переживаний человека определяет направленность и темпы его развития.

Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии.

В работах Л.С. Выготского впервые в отечественной психологии было введено понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии человека. Идея о ведущем виде деятельности развита учеником Л.С. Выготского А.Н. Лентьевым.

А.Н. Леонтьев данное понятие определяет следующим образом: «Ведущим видом деятельности в психическом развитии называем такой вид деятельности, который наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности, проявляет психические новообразования возраста, развивает сензитивную сферу психики и, внутри которого проявляется и развивается такой вид деятельности, какой будет ведущим на следующей возрастном периоде». Так, например, ведущим видом деятельности в психическом развитии для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, для младших школьников – учебная деятельность. Фактически, это такой вид деятельности, который больше всего оказывает влияние на психическое развитие.

В практической деятельности часто ведущий вид деятельности отождествляют с основным видом деятельности на определенном возрасте.

Так, например, у подростков многие педагоги и родители считают основным видом учебную деятельность, так этой деятельности дети этого возраста большую часть отводят времени. А на самом деле, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является межличностное общение со сверстниками. Как показывают многие исследования, наиболее эффективной является групповая форма организации учебной деятельности подростков, в которой ведущее место занимает межличностное общение со сверстниками, но содержанием общения является учебный материал.

Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии типично только для деятельностного подхода. Однако во многих теоретических подходах понятие ведущего вида деятельности не определяется, но психологическая сущность сохраняется. Так, например, в эпигенитическом подходе Э. Эриксона на каждой из восьми стадий развитие строится на основании того, что было создано ранее. Но на каждой стадии наиболее предпочтительным является «позитивное» разрешение кризиса развития, обусловленное противоречием развития. Например, на первой стадии, если у ребенка удовлетворяются потребности в заботе, внимании, то развивается доверие. В случае если мир для ребенка неоднозначен, причиняет ему боль, неудовлетворенность в эмоциональном общении, то возникает недоверие. Фактически указываются определенные противоречия на каждом возрастном периоде, которые косвенно взаимосвязаны с определенными видами деятельности, что по сущности не противоречит возрастной периодизации в деятельностном подходе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: