Развитие личности в межличностном общении

Развитие личности в малой группы, успешность ее деятельности во многом определяются её статусной структурой в системе межличностного общения. Всех членов группы по их активности общения можно отнести к одной из четырех статусных групп: лидеры в общении, активные, пассивные, изолированные в общении. Для того, что бы определить статус в системе межличностного общения не достаточно беглого взгляда. Чаще мы обращаем внимание на речевую активность и отождествляем ее с общительностью индивида. Только при тщательном наблюдении мы можем выявить не только речевую активность (общительность), но и референтность (значимость) личности в общении. Интегрированный показатель общительности и референтности позволяет определить статус индивида в системе общения. Дифференциация членов группы в системе межличностного общения позволяет определить диагностические групповые и индивидуальные показатели: коэффициенты благополучия и оптимальности общения, показатели лидерства и изолированности в общении и др.

Кроме структурных показателей в системе межличностного общения следует выделить следующие содержательные характеристики: индивидуальный стиль общения, экспрессивность, экспансивность, направленность в содержании общения.

Успешность совместной деятельности, а также эмоциональное благополучие каждого члена группы зависит от индивидуального стиля общения. Это означает, что каждый человек отличается индивидуальными особенностями в общении, иначе, имеет и проявляет определенные поведенческие стереотипы в межличностном общении. В психологии имеется несколько классификаций стилей общения. В контексте проблемы межличностного общения как структурного компонента взаимодействия считаем целесообразным использовать подход, который предложен Н.А. Березовиным и Я.Л. Коломинским.

Известно, что содержание и (или) стиль общение может вызывать у любого человека положительные, отрицательные или амбивалентные переживания. Конечно, на первый взгляд, хочется определиться следующим образом: человек, который вызывает положительные переживания, заслуживает одобрения. Однако все психические феномены нежелательно рассматривать одномерно: либо хорошо, либо плохо. Если дополнить характеристику переживаний по критерию "положительные - отрицательные" переживания характеристиками по критерию "конструктивные - деструктивные" переживания, то получим следующую модель:

конструктивные

переживания

Отрицательный Положительный

стиль общения стиль общения

Нейтрально-ситуативный

Отрицательные стиль общения Положительные

Переживания переживания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: