Этапы создания и развития ЕС

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Первые реальные шаги на пути европейской интеграции относятся к 20-м годам XX в. Сигналом к ним послужило резкое усиление роли США после Второй мировой войны и осознание того факта, что только объединение даст Европе шанс остаться в числе крупнейших игроков на мировой арене. В 1923 г. Вышла в свет книга австрийского аристократа Рихарда Куденхов-Калерги, названная им “Pan-Europa” и положившая начало одноименному движению. В 1926 г. с целью образования в рамках Западной Европы зоны свободной торговли создается Европейский торговый и таможенный союз во главе с известным французским экономистом Шарлем Жидом. В 1929 г. французский министр иностранных дел Аристид Бриан выступил в Лиге Наций с проникновенной речью, в которой призвал к немедленному началу осуществления панъевропейского проекта.

Однако с нарастанием военной опасности наиболее мощные импульсы к интеграции стали исходить из Великобритании – страны, наименее приверженной идее единства Европы. В 1939-1940 гг. в Британии набирала популярность идея объединения с Францией в союз, имеющий общие военные, внешнеполитические, экономические и финансовые структуры и даже единые парламент и гражданство. 16 июня 1940 г. британский кабинет предложил французскому правительству одобрить декларацию о таком союзе, но в тот же день французский президент Альберт Лебрен поставил во главе исполнительной власти маршала Петэна, что означало фактическую капитуляцию перед Гитлером. После Второй мировой войны Европа оказалась еще более слабой, а США – еще более сильными, чем после Первой, и идея европейского объединения обрела много новых сторонников, среди которых следует отметить Уинстона Черчилля, а также итальянца Альтиеро Спинелли, француза Жана Моннэ и бельгийского министра иностранных дел Поля-Анри Спаака.

В сентябре 1946 г. У. Черчилль произнес знаменитую речь в Цюрихе, где призвал к созданию Соединенных Штатов Европы. Он полагал, что центральная роль в этом проекте должна принадлежать Франции, призванной интегрировать Германию в новую Европу, в то время как Британия должна стать скорее сторонником, нежели участником нового союза: “Великобритания и Британское содружество наций, - заявил он, - наряду с мощной Америкой и, я надеюсь, Советской Россией должны во имя их общего блага стать друзьями и помощниками новой Европы, способствуя осуществлению ее прав на жизнь и процветание”. В 1947 г. Франция и Англия подписали договор об оборонительном союзе; в январе 1948 г. был создан таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга; в марте подписан Брюссельский договор о распространении франко-английского соглашения на страны Бенилюкса, а в апреле создана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Однако уже в эти годы стали заметны противоречия между европейскими странами, коренившиеся главным образом в фактической разделенности Европы на победителей и побежденных, что мешало нормальному политическому диалогу. Кроме того, движение в сторону единой Европы не приветствовалось многими политическими элитами, в первую очередь английской. В сложившейся ситуации для достижения успеха на первых этапах интеграционного проекта требовалось перенести акцент на экономические аспекты взаимодействия, на расширение контактов между вчерашними соперниками и, увы, на исключение Великобритании из проекта.

Первый период современной европейской интеграции начался в мае 1948 г., когда в Гааге собрался выявивший противоречия Европейский конгресс, в котором участвовали более 800 представителей практически из всех стран Западной Европы – министров, парламентариев, политиков, предпринимателей и интеллектуалов, и закончился в 1951 г., когда была принята отставка генерального секретаря Совета Европы П.-П. Спаака, заявившего, что “любая попытка объединения Европы может быть успешной только в том случае, если в ней не будет участвовать Великобритания”.

Другой подход к перспективам интеграции был заявлен французским министром иностранных дел Роббером Шуманом, который в своей знаменитой декларации 9 мая 1950 г. сказал, что объединенную “Европу нельзя создать за один день или согласно единому плану; она будет построена на путях отдельных достижений, на деле формирующих солидарность” ее участников, и призвал к созданию экономического союза, регулирующего производство угля и стали. Британия, которая, безусловно, не была заинтересована в подчинении своей индустрии диктату других стран, решительно отказалась вступить в Союз; напротив, Западная Германия позитивно отреагировала на французское предложение.

18 апреля 1951 г. Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали в Париже договор об образовании Европейского объединения угля и стали, который вступил в силу с 25 июля 1952 г. Этот союз радикально изменил ситуацию в Европе, сделав явным отход Франции от союза с Англией и ее разворот в сторону Германии. Франция de facto пообещала Западной Германии признать ее равноправный статус в Европе, в чем та была крайне заинтересована, в обмен на согласие с ведущей ролью Франции в процессе европейского объединения, ролью, дающей ей возможность в качестве лидера мощного континентального союза противостоять как США, так и Советскому Союзу. Франция, как отмечал Зб. Бжезински, “считала для себя естественным выступать воплощением независимой, но единой Европы. Величие ведомой ею Европы в этом случае неизменно становилось бы и величием самой Франции”.

Продолжение не заставило себя долго ждать. Летом 1955 г. были намечены новые шаги в сторону объединения. В заключительном коммюнике конференции в Мессине говорилось, что “главы государств и правительство шести стран признают, что целью их экономического сотрудничества является создание Общего европейского рынка, отменяющего таможенные пошлины и все количественные ограничения (на экспорт и импорт); они полагают, что создание этого рынка должно проходить поэтапно”. 21 апреля 1956 г. был представлен доклад о перспективах европейской интеграции, одобренный 29 мая на конференции в Венеции, а 25 марта 1957 г. в Риме шесть стран подписали договор о создании Европейского объединения атомной энергии и Европейского экономического сообщества.

Провозглашение ЕЭС было огромным шагом на пути к единой Европе. С начала 1959 г. таможенные квоты были увеличены на 20%, а таможенные пошлины урезаны на 10%, затем, в середине 1968 г., пошлины окончательно были отменены. Как следствие, товарооборот внутри ЕЭС в 1958-1972 гг. вырос в 9 раз, тогда как оборот торговли государств-членов с иными странами – лишь в 3 раза. В 1958-1967 гг. среднегодовые темпы прироста ВНП на душу населения составляли в странах ЕС-6 около 4% в год, а в Великобритании не поднимались выше 2,5% в год. Темпы прироста иностранных инвестиций в страны Сообщества в 1958-1965 гг. были самыми высокими в мире. С начала 60-х годов в рамках ЕЭС началась широкомасштабная гармонизация политики в сфере сельского хозяйства, телекоммуникаций, авиаперевозок, железнодорожного транспорта, медицинского обслуживания и т.д., что имело значительные позитивные последствия. Европейская интеграция стала саморазвивающимся и самоподдерживающимся процессом.

Однако экономическая интеграция не могла немедленно породить политического сближения. Ценой объединения ряда континентальных стран стало обострение франко-британских отношений. В 1959 г. Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия и Швейцария создали альтернативную организацию, названную Европейской ассоциацией свободной торговли. И даже когда в 1961 г. Великобритания инициировала процесс своего вступления в ЕЭС, президент Ш. де Голль в январе 1963 г. демонстративно наложил вето на британскую заявку и подписал широкомасштабный договор о дружбе и сотрудничестве с Германией. Континентальная Европа все более явно увеличивала свой вес на мировой экономической и политической арене, но до подлинного единства Европы оставалась еще дистанция огромного размера.

В середине 60-х годов мало кто ожидал резкого ускорения интеграционных процессов в Европе. Но европейские страны вновь показали себя с неожиданной стороны, предприняв ряд последовательных попыток вывести интеграцию на новый уровень.

С одной стороны, в начале 70-х годов были успешно завершены переговоры о вступлении в ЕЭС Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии (последней, впрочем, итоги общенационального референдума не позволили присоединиться к Сообществу). Как следствие, с 1 января 1973 г. состав ЕЭС расширился до 9 стран, и численность его населения возросла в полтора раза со 185 до 273 млн. человек.

В октябре 1972 г. встреча глав государств и правительств стран ЕЭС в Париже ознаменовала начала процесса преобразования Европейских сообществ в Европейский союз, более тесное политическое объединение стран-участниц. В 1979 г. граждане всех стран ЕЭС впервые приняли участие в прямых выборах в Европейский парламент, а на протяжении 1981-1995 гг. в Сообщество были приняты Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия и Швеция, что сделало ЕЭС фактически общеевропейской политической структурой.

В 1981 г. в Лондоне на встрече министров иностранных дел прозвучало заявление, что Сообщество должно действовать на мировой арене как единое целое, а не только как блок дружественных государств, в январе 1983 г. впервые собрался созданный в рамках Европарламента Комитет по организационным вопросам, возглавлявшийся А. Спинелли, самым горячим сторонником европейской интеграции. На сессии Европейского совета в Фонтенбло 25-26 июня 1984 г. было принято принципиальное решение о создании Европейского союза и началась работа по составлению Единого европейского акта, вступившего в силу с 1 июля 1987 г.

С другой стороны, экономическое сотрудничество европейских стран стало гораздо более интенсивным и многосторонним. С 1968 г. граждане стран ЕЭС получили право работать в любой стране Сообщества, с 1980 г. любая продукция, произведенная в одной из них, допускалась к продаже без всякой дополнительной сертификации на всей территории Сообщества. С середины 60-х годов стали быстро расти размеры общеевропейского бюджета (с 271 млн. до 48,3 млрд. экю за 1964-1990 гг.). В 70-е годы были осуществлены вполне удачные первые общеевропейские проекты, такие как создание авиационного консорциума “Airbus”, широкомасштабные технологические разработки в авиакосмической и оборонной сферах.

В 1971 г. была предпринята первая попытка привязать друг к другу основные европейские валюты; две последующие, как и первая, потерпели неудачу в 1973 и 1974 гг. Однако накопленный опыт не пропал даром, и в 1977 г. Рой Дженкинс, президент Комиссии европейских сообществ и бывший министр финансов Великобритании, провозгласил идею создания европейского валютного союза и введения единой наднациональной валюты. К концу 80-х годов стало очевидно, что достигнутый уровень экономической интеграции европейских стран позволяет перевести вопрос о формировании в Европе единого федеративного государства в практическую плоскость.

В 1992 г., с подписания в Маастрихте Договора о Европейском союзе, начался современный этап развития европейской интеграции. В этом Договоре были закреплены важнейшие принципы организации объединенной Европы: принцип единого гражданства, приверженность единой политике в области образования, культуры и здравоохранения, а также согласованной региональной и природоохранной политике; сформулированы фундаментальные права граждан ЕС. В связи с решением о введении единой валюты были утверждены требования к странам, претендующим на участие в этом проекте: в частности, уровень государственного долга, не превосходящий 60% ВНП и инфляция, не более чем на 1,5% превосходящая среднее значение для трех стран с наименьшим ее показателем. В том же 1992 г. произошло объединение стран, прежде входивших как в Европейское сообщество, так и в Европейскую зону свободной торговли, в единую Европейскую экономическую зону.

В 90-е годы необратимость европейской интеграции стала очевидной. Уже в 1991-1994 гг. ряд восточноевропейских стран, прежде входивших в советскую зону влияния, - Польша, Венгрия, Чехия, Румыния и Болгария – заключили с ЕС договоры о сотрудничестве, а к 1996 г. и подали заявки на полное членство.

В 1997 г. страны ЕС подписали Амстердамский договор, практически открывший дорогу к расширению Союза и сформулировавший основные правила изменения его институциональной структуры при быстром увеличении состава стран-участниц.

С образованием ЕЭС торговые и инвестиционные потоки превратили европейский континент в единое целое. В 1950-1987 гг. доля экспорта в ВНП выросла во Франции в 2,8 раза, в странах Бенилюкса – в 4 раза, Италии – в 4,7, Австрии – в 5, в Германии в 5,3 раза. При этом если в 1958 г. торговля внутри ЕЭС составляла лишь 36% товарооборота европейских стран, то к 1992 г. она достигла 60% и сегодня находится на уровне 62,4% в импорте и 62,9% в экспорте стран ЕС.

Курс на формирование единой европейской экономики закреплен решением о введении наднациональной валюты – евро, окончательно принятым на встрече в Мадриде в декабре 1995 г. С 1993 по 1998 гг. все страны ЕС, за исключением Греции, достигли соответствия маастрихтским критериям, и евро был с 1 января 1999 г. введен в безналичный оборот, а с 1 января 2002 г. – в наличный. Эта беспрецедентная акция имела и будет иметь серьезнейшие последствия как экономического, так и политического характера. С чисто экономической точки зрения она способствует росту внутриевропейских торговых потоков не менее чем на 10%.

С политической точки зрения переход на единую валюту, во-первых, демонстрирует жителям двенадцати стран зримый признак европейского единства. Во-вторых, передает важнейший рычаг регулирования хозяйственной активности в руки Европейского центрального банка, не подчиняющегося национальным правительствам. В-третьих, порождает и укрепляет единство национальных политических элит, поставивших свою судьбу в зависимость от этого сверхмасштабного эксперимента. В-четвертых, совершившийся переход к евро практически исключает возможность выхода стран-участниц из зоны общеевропейской валюты. [4]

Текст Европейской конституции, единогласно принятый на состоявшейся в июне 2004 г. брюссельской встрече в верхах 25 главами государств и правительств Европейского союза, формально закрепил усиление наднационального регулирования интеграционных процессов и подтвердил начало формирования государственного устройства в ЕС по федеративному типу. Европейская конституция объективно соответствует нынешнему этапу регионального интеграционного сотрудничества, хотя продвижение к ней было весьма тернистым и продолжительным. [13]

Год Участники Население, млн.чел. ВВП1, ЕС=100 Душевой ВВП2, ЕС=100    
  ЕС-6, Великобритания, 193,5 100,0 100,0    
  Дания, Ирландия (3) 64,3 25,2 (31,9) 95,5    
  ЕС-9, Греция (1) 263,0 100,0 100,0    
    9,7 0,2 (2,4) 64,5    
  ЕС-10, Испания, 274,8 100,0 100,0    
  Португалия (2) 48,5 8,5 (11,5) 65,0    
  ЕС-12, Австрия, 300,7 100,0 100,0    
  Финляндия, Швеция (3) 22,0 7,5 (6,5) 104,2    
2004-07 ЕС-15, ЦВЕ-103, 377,9 100,0 100,0    
  Кипр, Мальта (2) 107,2 10,8 38,0    
1 Рассчитано в евро, в скобках - по паритету покупательной способности.    
2 Все данные по ЕС и государствам-кандидатам - за 2000 г.      
3 Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония    
Рассчитано по: European Economy. 2000. №71; Bulltin Quotidien Europe. Selected Statistics. Brussels. №1232, 23.03.2002. Р. 2.  
 
                 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: