Актуальные аспекты совершенствования таможенного права ЕС в связи с расширением

Европейский союз постоянно совершенствует свою нормативно-правовую базу в области таможенного дела. Его новыми приоритетами в этом процессе, в связи с присоединением к нему в мае 2004 г. десяти стран ЦВЕ, стали:

− изменение роли таможенных органов в сборе таможенных платежей;

− усиление ответственности таможенных органов в отношении регулирования внешней торговли;

− ускорение введения электронных методов обработки информации для упрощения и ускорения прохождения товарного потока через таможенные границы;

− поддержка участников внешнеэкономической деятельности со стороны таможенных органов с целью обеспечения их добросовестной конкуренции на мировом рынке;

− усиление борьбы с мошенничеством, предотвращение участия организованной преступности в деятельности, связанной с правонарушением в таможенной сфере.

Основные направления дальнейшего развития прописаны в специально разработанных целевых программах, задача которых заключается в повышении эффективности внутреннего рынка, создании единых условий на всей территории ЕС.

Программы развития и интеграции

Среди основных программ основополагающую роль сыграла “Программа-2000”, совместно разработанная и принятая Европейским Парламентом и Советом (Решение 210/97/ЕС) 19 декабря 1996 г. В качестве первоочередных задач программой определены: обеспечение единообразного применения законодательства ЕС (коммунитарного законодательства), общих подходов; защита интересов граждан ЕС, а также участников ВЭД, действующих на его территории; предотвращение неправомерных действий, мошенничества и незаконного товарооборота; повышение эффективности национальных таможенных органов; развитие сотрудничества между таможенными органами государств-членов ЕС, а также между национальными таможенными органами и Комиссией Евросоюза. Программа была рассчитана на 5 лет (с января 1996 по декабрь 2000 г.). Однако в 2000 г. срок действия программы был продлен до 31 декабря 2002 г. (Решение 105/2000/ЕС). В качестве дополнительных приоритетов была определена необходимость компьютеризации системы транзита по территории ЕС.

В 2002 г. появилась острая необходимость заменить действовавшие в тот момент и устаревшие по своему содержанию программы на кардинально новую. Таковой стала “Программа-2007” (Решение 253/2003/ЕС). Программа рассчитана на период с 1 января 2003 по 31 декабря 2007 г. Ее основная задача заключается в том, чтобы ускорить компьютеризацию таможенных органов и рационализировать проводимые ими операции.

Программа учитывает расширение состава ЕС, в связи с чем особо акцентирует внимание на необходимости предусмотреть набор практических мер, посредством которых новые члены смогли бы взять на себя обязательства, вытекающие из коммунитарного права ЕС. Программа подчеркивает необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества в борьбе с мошенничеством и действий, направленных на снижение затрат компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Отмечается, в частности, что в связи с процессом глобализации необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность товаров, произведенных на территории ЕС, а также обеспечить защиту финансовых интересов Евросоюза.

Некоторые основные приоритеты программы:

− снижение расходов, связанных с исполнением участниками ВЭД обязанностей, предусмотренных коммунитарным таможенным законодательством;

− улучшение системы стандартизации и упрощение таможенных операций и процедур;

− углубление координации и кооперирования между лабораториями, осуществляющими тестирование в таможенных целях, в результате которых должна быть выработана единая тарифная классификация на территории всего Евросоюза;

− поддержка создания и введение в действие электронной системы для проведения операций, связанных с таможенным оформлением грузов;

− оказание поддержки новым членам ЕС в приведении их законодательства в соответствие с коммунитарными нормами права;

− оказание поддержки третьим государствам в модернизации их таможенных услуг и процедур на основе европейского опыта;

− разработка системы тренировочных курсов, отвечающих требованиям положений программы.

Следовательно, ЕС уделяет большое внимание упрощению системы перемещения товаров через свои внешние границы, в т.ч. за счет снижения расходов участников ВЭД. Данные мероприятия, несомненно, приведут к стимулированию как экспорта, так и импорта и в целом повысят экономическую конкурентоспособность ЕС.

Неаполитанская конвенция

Важную роль в регламентировании методов сотрудничества таможенных органов играет Неаполитанская конвенция, разработанная в 1997 г. Конвенция направлена на укрепление механизмов взаимодействия таможенных органов при выявлении и предотвращении нарушений таможенного законодательства, а также при преследовании и наказании за подобные нарушения на национальном уровне и на уровне ЕС.

В соответствии с Конвенцией, государства-члены ЕС должны создать координирующий центр, который собирал бы всю необходимую информацию, а также принимал бы заявки на оказание многосторонней (либо двусторонней) помощи в рамках положений Конвенции.

Как правило, сотрудничество между таможенными администрациями осуществляется в целях расследования, предотвращения либо ликвидации незаконного оборота таких товаров, как наркотики, взрывчатые и токсичные вещества, ядерные материалы и материалы, которые могут быть использованы для производства ядерного, биологического или химического оружия, а также товаров, представляющих собой культурную ценность. Также взаимодействие таможенных администраций направлено на предотвращение незаконного оборота налогооблагаемых товаров, которые правонарушители пытаются перемещать без уплаты каких-либо налогов, нанося тем самым существенный ущерб как национальным бюджетам, так и бюджету ЕС.

Особенности переходного периода

Соглашение о вступлении новых государств-членов предусматривает ряд переходных мер, направленных на стимулирование товарооборота между старыми и новыми государствами-членами, а также между новыми государствами-членами и третьими странами.

С момента присоединения на новые государства-члены распространяются все защитные меры, действующие на территории ЕС в отношении третьих стран. В то же самое время прекращают свое действие меры аналогичного характера, применявшиеся новыми государствами-членами до вступления в ЕС в отношении третьих стран.

Протокол 4 раздел 5 Соглашения о вступлении содержит перечень переходных мер в области таможенного дела, которые начинают действовать с момента присоединения государства к ЕС. Среди них наиболее важными являются:

− в интересах стимулирования товаропотока сделки, исполнение которых началось до вступления государства в ЕС и завершается после вступления соответствующего государства, регулируются прежними нормами национального права;

− ряд сделок, завершенных после вступления государства в ЕС, но имеющих отношение к периоду времени до вступления (например, реимпорт), аналогичным образом регулируется прежним законодательством соответствующего государства.

Стоит подчеркнуть, положения Протокола предусматривают, что вышеперечисленные принципы применяются исключительно в отношении отдельных таможенных процедур или режимов. Во всех остальных случаях в отношении товаров применяется коммунитарное право. [14]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: