Последствия расширения ЕС для России

В связи с расширением состава участников ЕС возник ряд сложностей, вызванных наличием устоявшихся экономико-политических отношений между новыми членами ЕС и третьими странами, которые пользовались преференциальным статусом в отношении своей продукции. В сложившейся ситуации третьи страны столкнулись с необходимостью изменения условий с присоединившимися к ЕС странами.

Особенно остро это обстоятельство воспринято в нашей стране, учитывая ее исторически сложившиеся тесные торгово-экономические отношения с Восточной Европой и Балтией. Прогнозируется уменьшение торгового оборота и выдавливание российских товаров с рынков стран ЦВЕ.

Обозначен ряд наиболее важных проблем, связанных со вступлением в ЕС новых стран-членов, среди которых – распространение соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС – РФ на все вступившие страны; урегулирование проблемы транзита грузов в Калининградскую область; достижение договоренности об ограничении субсидирования сельскохозяйственной отрасли вступивших государств.

Эксперты прогнозируют увеличение экспорта в Россию сельскохозяйственной продукции из новых государств-членов ЕС, поскольку ряд предприятий не сможет продавать свою продукцию на территории Союза из-за несоответствия качества их товара действующим европейским стандартам.

С мая 2004 г. вступившие в ЕС страны ЦВЕ обязаны выполнять все действующие против России в Союзе антидемпинговые процедуры. Уже сейчас применение ЕС защитных мер означает для российских поставщиков недополучение примерно 250 млн. в год, ожидается, что в будущем из-за расширения ЕС эта сумма увеличится еще больше.

Одна из наиболее острых проблем – транзит российских грузов в Калининград. С момента присоединения новых государств российские перевозчики столкнулись с увеличением тарифов и изменением таможенных процедур. В ходе переговоров не удалось отстоять существовавшие ранее ставки тарифов, однако, в качестве уступки со стороны ЕС было предложено ввести ускоренное оформление перевозчикам грузов. Сам же транзит должен классифицироваться как внешний и осуществляться в соответствии с требованиями и процедурами, предусмотренными коммунитарным законодательством.

Политика ЕС в области сельского хозяйства также является серьезной проблемой. В ходе переговоров удалось добиться того, что вступающие в ЕС страны получат из бюджета Евросоюза лишь 1,5 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства. Изначально планировалось, что показатель будет выше в 4 раза. Тем не менее уровень поддержки сельского хозяйства вновь вступивших государств примерно на 100 млн. долл. больше, чем тратится на эти цели в России. Другими словами, с расширением ЕС Россия получила новых сильных конкурентов в области сельскохозяйственного производства. При этом в ЕС уровень государственной поддержки сельского хозяйства в 40 раз выше, чем в России, а защитные пошлины больше в 5 раз. В результате Европа закрыта для многих российских товаров. [14]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: