Часть: педагогика любви

(возраст подростка)

Период развития ребенка после достижения половой зрелости. На этом жизненном этапе снова происходит решающее изменение в душевной жизни подростка. Воля и чувства как душевные способности до некоторой степени уже сформировались и нуждаются теперь в руководстве рассудка. Родители и учителя в известном смысле “освобождаются от забот”. Подают ли они пример своим поведением или являются ли авторитетом, теперь не имеет решающего значения. Ведь молодой человек отныне сознательно отходит от многого и ищет собственный путь. Самостоятельное мышление, развивающееся в нем, помогает ему отмежеваться от неприятных событий. Он теперь переживает их не столь непосредственно и тем более не подражает им, как раньше.

Зато может часами дебатировать, философствовать и на скучных уроках и занятиях обдумывать свои собственные, интересующие его мысли. Много хороших замыслов, стихов и рисунков возникло именно в такие часы! Это нечто совсем иное, чем унылая писанина и карябанье на парте, как в прежние годы. Задача педагогики теперь - овладеть этой новой ситуацией, организуя уроки так, чтобы они разносторонне стимулировали мышление: коллектив учителей специалистов, профессионалов своего дела выполняет эту задачу.

На художественных занятиях теперь главное - отработка определенных технических приемов: черно-белый рисунок, акварель, лепка, изготовление мелкой мебели и проч., т.е. в первую очередь участие индивидуального сознания. Здесь очень важно, чтобы учитель воспринимал ученика как независимого собеседника и побуждал его самостоятельно докапываться до сути дела. Человеческая свобода прочно укореняется в способности самостоятельно мыслить.

Михаэль Бауэр сказал так об искусстве воспитания: “Воспитатель может только побуждать, ободрять, приглашать к ответу, но ни в коем случае не создавать сам и не принуждать. Многие воспитательные меры ценны тем, что устраняют препятствия и освещают путь. Если воспитатель преуспеет лишь в этом, он не должен успокаиваться. Он может испытать удовлетворение, только если в душе ребенка образуется как бы второй воспитатель, который сделает первого ненужным”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: