Развитие контроля и аудита в России и Республике Беларусь

Одной из версий является то, что в России первое упоминание об аудиторстве было в военной среде. Так называли военных следователей. Впервые в этом качестве аудитор упоминается в Уставе генерала Вейде в 1698г. Любопытно требование, которое Устав предъявлял к претенденту на должность аудитора: ''Подобает ему правдивому человеку и книг читателю быти ". (15. стр. 6)

Во времена Петра 1 (начало 18 века) слово аудит означало слушающий. В России это звание по примеру Польши, было введено Петром 1 в 1716г. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, ревизора, секретаря и прокурора.

Но чаще всего в 18-19 веках в России аудиторами звали лиц, занимающих военно-судебные должности.

В 1833г. с целью подготовки аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств была учреждена школа при петербургском батальоне военных кантонистов, переименованная затем в Аудиторское училище. На базе офицерских классов училища была образована Военно–юридическая академия. Вплоть до 1867г. (проведение военно-судебной реформы) в стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Это были не мелкие частные фирмы, а высшие ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Институт аудиторов в армии занимался делами, связанными с расследованием имущественных споров. Принципы построения и функционирования аудиториатов в России был шире, чем в это же время в небольших аудиторских фирмах за рубежом. С введнением в России военно-судебной реформы 1867г. должность аудитора была упразднена.

В 1862г. при Александре 2 разрабатывалась концепция о Государственном контроле, но эта работа не была закончена. Одной их предпосылок создания аудиторской службы в России послужила отмена крепостного права и последовавший за этим экономический подъем.

Попытка организовать в России систему государственного контроля связана с созданием Института присяжных счетоводов. В конце 1891 на Первом съезде счетоводов была поставлена задача образовать особую группу ''сведущих и благонадежных лиц, которые должны были называться присяжными счетоводами и которым поручались обревизование различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях''.

Проект положения об Институте присяжных счетоводов был подготовлен Обществом счетоводов (под руководством Федора Венедиктовича Езерского). Позже проект был доработан и в 1898 г. представлен на обсуждение. Основные требования этого проекта определяли организационную структуру Института, права и обязанности присяжных счетоводов [28. стр.74].

Первое упоминание о создании первой общественной организации бухгалтеров России датируется 1894г., когда 18 декабря на тожественном собрании Общества для распространения коммерческих знаний в день чествования памяти Луки Пачолли, И.Д.Гопфенгаузер обратился с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов. В необходимости создания подобного института были заинтересованы не только коммерсанты. Однако проект И.Д.Гопфенгаузера не был утвержден Государственным советом, и поэтому эта попытка внедрения аудита в России не удалась.

Следующую попытку организации независимого контроля в России осуществило Московское общество бухгалтеров в лице его председателя Ф.И.Бельмера, созвав 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров в 1909г., где была предпринята попытка создания института бухгалтеров. Однако идея не была поддержана ни государством, ни обществом.

Очередная попытка внедрения аудита основывалась на результатах реформ в 1924г. и было предпринято решение о создании при НК РКИ СССР Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Он должен был быть создан «в целях содействия и правильной постановки счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях... и для дачи заключения по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности». Первые шаги практической деятельности ИГБЭ выразились в проведении экспертиз счетных книг, документов и в выдаче заключений по вопросам учета по требованию государственных и других учреждений, судебных органов и частных лиц.

Основную часть проведенных ИГБЭ работ составляли судебные экспертизы, главная задача которых заключалась в установлении размера действительно причитающегося государству налога с дохода или оборота плательщика, правильности доказательств, представленных налогоплательщиком, и др. (28.стр.73-75)

Однако потребности в независимом финансовом контроле при командно-административной системе, характеризующейся в основном государственной формой собственности, не было. Поэтому и эта попытка внедрения независимого контроля провалилась.

Последняя попытка создания института аудиторов в России относится к периоду НЭПа. Открывшийся в 1928г. Институт государственных бухгалтеров-экспертов просуществовал не долго и прекратил свое существование с началом 1 пятилетки.

В период становления советской власти в России стал формироваться свой институт контроля.

Среди первых законодательных актов после революции, наряду с декретами ''О земле '' и ''О мире'' был издан декрет '' О рабочем контроле''. Основная идея которого заключалась в том, что контроль в период диктатуры пролетариата должен был стать ''всеобъемлющим, вездесущим, точнейшим в учете, производстве и распределении.'' Рабочий контроль просуществовал недолго /тому помешала гражданская война/, но его основы в частности массовость, всеобъемлемость были использованы в процессе дальнейшего развития контроля в СССР.

В январе 1918 г. была организована Центральная контрольная коллегия и местные органы контроля. Этим было положено начало организации социалистического государственного контроля. Главной целью она ставила проверку поступления и законность расходования материальных и финансовых средств. С созданием этой комиссии продолжалась работа по привлечению трудящихся к контрольной работе. В результате реорганизации в мае 1918 г. был образован Наркомат Государственного контроля. Его функции были значительно расширены. В их компетенцию входило наблюдение за законностью и целесообразностью всех действий советских организаций в области народного хозяйства и фактически она сводилась к проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий при явно недостаточной работе по оперативному наблюдению за состоянием дел. Поэтому создавались в отдельных ведомствах контрольные инспекции. Через, несколько месяцев появляются новые формы контроля в виде рабочих инспекций (РИ).

В то время в стране фактически действовали 3 формы контроля — Наркомат Госконтроля, ведомственный контроль, рабочие инспекции. Ощущалась раздробленность в системе контроля, в связи с чем встал вопрос о создании единого контрольного органа — Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции /РКИ/, что и было сделано в начале 1920 г. В конце того же года по решению 1Х Всероссийской конференции РКП /б/ создана, Центральная Контрольная Комиссия /ЦКК/, а на местах при губкомах — специальные контрольные комиссии.

На 12 съезде РКП /б/ в апреле 1923 г. были объединены РКИ И ЦКК и создан единый контрольный орган ЦКК-РКИ, т.е. во главе был партийный контроль в сочетании с контролем трудящихся на местах. Это были годы начала НЭПА в нашей стране.

В 1934 г. партийно-государтсвенный контроль был организационно разобщен образованием двух органов — Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП/б/ и Комиссии советского контроля при Совнаркоме СССР. Следует отметить, что в этот период времени происходила централизация власти в государстве и как пример, прошедшая в 1932г. кредитная реформа, сущность которой сводилась к централизации кредитного аппарата и т.д.

В сентябре 1940 г. Комиссия советского контроля реорганизуется в Народный Комиссариат государственного контроля, который с 1946 г. был переименован в Министерство государственного контроля СССР.

В 1962 г. был образован Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров.

Следующим этапом преобразования контрольных органов был ХХ11 съезд КПСС /сентябрь 1961г./, на котором разрабатывается положение о повышении роли партийного, государственного и общественного контроля. В его основе были положены принципы единого партийно-государственного контроля ЦК КПСС и СМ СССР и соответствующие органы на местах.

В декабре 1965г. органы партийно-государственного контроля преобразованы в органы народного контроля. В широком понимании народный контроль включал всю систему общественного и государственного контроля. Он имел много видов и различную организационную структуру. Просуществовал этот орган до начала 1990г.

В этот же период времени в стране существовал партийный контроль, который выражался в партийном руководстве во всех сферах экономической и общественной жизни страны, а также государственный и общественный контроль. Каждый из них имел свои разновидности.

Основные задачи партийного контроля состояли в том, чтобы мобилизовать, привести в действие резервы производства, способствовать улучшению работы учреждений и организаций, усилению внимания подбору, расстановке и воспитанию кадров, повышению дисциплины и ответственности людей за порученное дело. Партийный контроль — важнейшая часть всей деятельности парторганизации, предполагающая планомерную, продуманную систему коллективного анализа, организаторской и воспитательной работы.

Государственный контроль осуществлялся органами управления и органами специализированного контроля. К ним относились: Министерство финансов СССР, Государственный плановый комитет СССР, Государственный банк СССР, Стройбанк СССР, Центральное статистическое управление СССР, Государственный комитет по ценам, Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению, Государственный комитет по стандартам, правоохранительные органы СССР, специализированные инспекции и др.

Кроме того, существовал ведомственный контроль, который представлял собой проверку и наблюдение за деятельностью предприятий, организаций и учреждений со стороны вышестоящих органов системы управления, в ведении которых они находятся.

Общественный контроль был представлен первичными партийными организациями, группами и постами народного контроля, профсоюзными и комсомольскими организациями, различного рода комитетами)домовые комитеты, женсоветы и т.д.) и др. [25.стр.10].

В период ''перестройки'' стали создаваться предприятия негосударственной формы собственности. В связи с этим возникла необходимость создания института аудита в стране и в январе 1987 г. Совет Министров СССР предписал обязательное аудиторское обслуживание совместных предприятий. При этом вопросы создания и функционирования в стране аудиторских организаций были обсуждены и утверждены Советом по контрольно-ревизионной работе Министерства Финансов СССР. В это же время было образовано 3 аудиторские организации. В марте 1991г. была учреждена Аудиторская палата СССР. Она объединяла на добровольных началах аудиторские ассоциации, фирмы, банковские и страховые организации, специалистов в области аудита и финансов. Цель работы Аудиторской палаты была в содействии развитию аудиторской деятельности в стране. В ее функции входило: координация и поддержка аудиторской службы, разработка методологических рекомендаций и квалификационных требований к аудиторам, их аттестации, выдача сертификатов на занятие аудиторством, контроль за качеством работ.

В августе 1992 года правительство Республики Беларусь приняло Постановление ''Об образовании Аудиторской палаты'' при Совете Министров Республики Беларусь. С 2000г. ее полномочия были переданы Управлению аудита Министерства финансов Республики Беларусь, которому были определены следующие задачи:

· лицензирование аудиторской деятельности;

· разработка методологии аудита, в том числе разработка и участие с другими организациями проектов нормативных правовых актов по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;

· контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;

· ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;

· участие в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;

· рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц.

Управление аудита имеет право:

Ø требовать от структурных подразделений Министерства необходимые разъяснения по представленным на рассмотрение и визирование материалам;

Ø получать от должностных лиц и работников Министерства информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на управление задач;

Ø привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений для участия в подготовке проектов нормативных и законодательных актов;

Ø вносить предложения руководству Министерства об отмене ведомственных нормативных актов, противоречащих законодательству или принятых с нарушением установленного порядка.

В настоящее время в республике зарегистрировано более 1100 аудиторов, более 80 аудиторских фирм и 480 аудиторов индивидуальных предпринимателей, 4 аудиторские фирмы также имеют лицензии Национального банка на проведение аудита в банковской сфере. Кроме того, в республике работают 2 международные аудиторские фирмы большой четверки.

Организационная структура аудиторской деятельности в Республике Беларусь может быть представлена следующим образом:

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  
           
    Министерство финансов     Аудиторская фирма     Аудитор  
     
  Условия на право осуществления аудиторской деятельности     Аттестация аудиторов и аудиторских фирм     Лицензия Министерства финансов  
     
       
      Лицензия Национального банка Республики Беларусь (для осуществления деятельности в коммерческих банках)  
       
      Национальный банк Республики Беларусь
                               

Рис.1.1 Организационная структура аудиторской деятельности в Республике Беларусь

В ноябре 1994 г. вышел Закон Республики Беларусь “Об аудиторской деятельности”, а 18 декабря 2002г. этот Закон был принят с изменениями и дополнениями.

К действующим законодательным актам по аудиторской деятельности в настоящее время также относятся:

1. Указ Президента Республики Беларусь № 67 от 12.02.2004 ''О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности'', где рассмотрены объекты обязательного аудита.

2. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь № 84 от 30.06.05 «О внесении изменений в некоторые Постановления Министерства Финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности», где определены поправки и даны разъяснения по отдельным правилам аудиторской деятельности.

3. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь №129 от 2 июля 2003г. (в редакции постановления Национального банка от 29.10.2004. №165) «Об утверждении правил лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь. В документе определен порядок выдачи, продления, приостановления и аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе; порядок заключения договоров по оказанию аудиторских услуг; порядок составления и предоставления в Национальный банк аудиторского заключения по годовому отчету банка. Право на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе имеют аудиторские организации и аудиторы — индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности, выданную Министерством финансов Республики Беларусь и дополнительно лицензию на осуществление аудиторской деятельности, выданную Национальным банком, которая выдается на основании решения центральной аттестационной комиссии Национального банка. Для получения лицензии на право проведения аудита в банковской сфере аудитору индивидуальному предпринимателю необходимо иметь лицензию Министерства финансов, стаж работы в банковской системе не менее 3-х лет из последних пяти в качестве специалиста по банковскому делу или аудитора в аудиторской организации, осуществляющей аудиторскую деятельность в банковской системе. Для получения лицензии аудиторской фирмой необходимо наличие лицензии Министерства финансов, а также в штате не менее трех аудиторов, включая руководителя. По положительным результатам тестирования и собеседования центральная аттестационная комиссия Национального банка выдает свидетельство о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе и лицензию. Свидетельство и лицензия выдаются сроком на 5 лет. Далее они могут продлеваться центральной аттестационной комиссии также на 5 лет, на основании предоставленных документов и собеседования.

4. Положение Национального банка Республики Беларусь о внутренней аудиторской службе, в котором определены задачи, права и обязанности внутренних аудиторов.

5. Правила аудиторской деятельности Министерства финансов Республике Беларусь и другие нормативные документы.

6. Кодекс этики аудитора, где определены этические нормы профессионального поведения аудиторов.

В кодексе этики аудиторов доверие общества к аудиторам зависит не только от профессиональной подготовки, знаний и опыта, но и от соблюдения этических норм и правил поведения. Каждый аудитор должен принимать все меры для создания и поддержания доверия и уважения к своей профессии, защищать нравственные, моральные ценности от всех возможных нарушений и посягательств.

Аудитор, подвергшийся критике своих коллег по поводу нарушения этики профессионального поведения, должен дать объяснение коллегам. В случае несогласия с критикой аудитор имеет право на объективное публичное рассмотрение своих действий комиссией, созданной Аудиторской палатой. По желанию аудитора расследование может проводиться конфиденциально.

Кодекс аудиторов Республики Беларусь включает в себя 12 основных правил.

1. Профессионализм, знания и компетентность

Аудитор не должен оказывать заказчику аудиторские услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций, выводов, заключений.

Минимально необходимые профессионально-образовательный уровень знаний и стаж практической работы аудитора определены Законом Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности".

2. Профессиональная независимость

Аудитор, оказывая профессиональные услуги, должен быть независимым в своих суждениях при проведении аудита, выполнять свои профессиональные обязанности объективно и беспристрастно. В противном случае он должен отказаться от их выполнения.

Уставным капиталом аудиторской организации должны владеть аудиторы. Может допускаться владение капиталом аудиторской организации другими лицами при условии, что не менее 70 % уставного капитала и право голоса остается за аудиторами.

3. Честность, справедливость и объективность

4. Конфиденциальность

5. Несовместимые, дискредитирующие действия

Несовместимые действия аудитора регламентированы Законом Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности".

Аудитору, занимающемуся аудиторской деятельностью, запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной, он также не вправе совершать действия, дискредитирующие его профессию (отказ возвратить книги и записи клиента, несоблюдение государственных аудиторских стандартов и норм, внесение фиктивных и неточных записей в бухгалтерские счета и финансовые отчеты и т.д.)

6. Вежливость и внимательность к заказчику

7. Налоговые отношения

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах.

8. Отношения между аудиторами

Аудитор должен стремиться к установлению доброжелательных, деловых отношений с коллегами по профессии и совместной работе, воздерживаться от необоснованной критики деятельности других аудиторов, аудиторских организаций, не допускать привлечения заказчика средствами, которые могут привести к принижению роли профессии аудитора.

9. Реклама

Реклама аудиторских услуг должна содержать правдивую и достоверную информацию об аудиторских организациях и аудиторах.

Привлечение клиентов не должно основываться путем введения их в заблуждение, принижении достоинства других аудиторских фирм, предлагать услуги слишком назойливо и т.д.

10. Оплата за аудиторские услуги

Оплата за аудиторские услуги производится в зависимости от объема и сроков выполнения работы. Отношения между аудиторами и заказчиком строятся на основе договора, в котором оговаривается сумма оплаты за оказанные услуги и ответственность сторон.

11. Разрешение конфликтов

Определенные ситуации могут привести к возникновению конфликтов между аудитором и заказчиком, аудитором и руководителем аудиторской организации, между аудиторами.

В случае возникновения конфликта аудитору следует предпринять следующее:

- проанализировать проблему конфликта с непосредственным руководителем. Если проблема не разрешается, то аудитор может обратиться в Управление аудита Министерства Финансов Республики Беларусь или общественные аудиторские организации;

- при невозможности разрешения — в судебном порядке.

12. Соответствие настоящего Кодекса международным нормам

Нормы профессионального поведения, определяемые Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFА).

Вопросы для самопроверки:

1. Что явилось причиной возникновения контроля?

2. Когда появились в контроле признаки аудита?

3. Чем характеризуются этапы возникновения аудита?

4. Когда и где появился профессиональный аудит?

5. Перечислите методологические стадии развития аудита?

6. Что послужило причиной развития аудита в СССР?

7. Рассмотрите организационную структуру аудиторской деятельности в Республике Беларусь?

8. Роль Управления аудита при Министерстве финансов Республики Беларусь в организации аудиторской деятельности?

9. Перечислите законодательные акты аудиторской деятельности и содержание.

10. Каково место аудита в структуре контроле в Республике Беларусь?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: