Классификация аудита и ее формы

Аудиторские проверки в зависимости от их направленности могут быть классифицированы по видам на ряд признаков.

Виды аудита

Таблица 2.2

1.По степени взаимоотношений с клиентами 2.По степени Обязательности 3.По объектам 4.По формам 5.По периодичности проведения 6.По методологии проведения
Внешний аудит Обязательный аудит Общий Аудит финансовых Отчетов Первоначальный Подтверждающий
Внутренний аудит Инициативный (добровольный) аудит Банковский Аудит на соответствие Установленным Требованиям Согласованный (повторный) Системноориенти-рованный
    Небанковских кредитно-финансовых организаци, бирж, инвестиционных институтов, депозитариев, бирж и т.д. Аудит хозяйственной Деятельности   Базирующийся на риске
    Страховой      

1.По степени взаимоотношений с клиентами аудит делится на внутренний и внешний.

Внутренний аудит является структурным подразделением банка (предприятия) и подотчетен его руководству.

Внешние, в том числе международные аудиторские проверки, проводятся независимыми аудиторскими фирмами, которые являются независимыми от акционеров, руководства и т.д. проверяемого банка (предприятия).

Внешние аудиторские проверки, проводимые независимыми аудиторскими фирмами или частнопрактикующими аудиторами, подразделяются на обязательные и добровольные (инициативные).

2. Все аудиторские проверки по степени обязательности подразделяются на обязательные и инициативные (добровольные).

Обязательный аудит предусматривает комплексную проверку с целью подтвердить достоверность его официальной бухгалтерской отчетности.

Одной из разновидностей обязательного аудита является аудит по поручению государственных органов, в основном, органов дознания. Его цель выяснить, как ведется учет по тем его участкам, которые заинтересовали органы дознания.

Инициативный аудит — это проверка финансово-хозяйственной деятельности клиента по его желанию.

В отличие от обязательного аудита, который, как уже указывалось, является комплексным, инициативный аудит может быть тематическим, т. е. контролю подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки.

Обязательные проверки связаны с необходимостью их проведения в рамках закона, а инициативные (добровольные) проводятся по инициативе хозяйствующих субъектов.

Следует разделить понятия ''инициаторы'', ''заказчики'', ''пользователи'' и ''плательщики'' аудиторских проверок. Инициаторы — органы, по инициативе, которых заказаны аудиторские проверки. Заказчики — хозяйствующие субъекты, которые заключили договора и оплатили аудиторскую проверку по собственной инициативе или по согласованию с инициатором аудиторской. Пользователи используют полученную информацию, чаще всего для принятия какого-либо решения. Плательщиками могут быть различные органы в зависимости от требований установленных законодательно или по договоренности между инициаторами, заказчиками, пользователями.

Инициаторами обязательных аудиторских проверок, как правило, являются государственные органы в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 12.02.2004г. №67 67 ''О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности '' (об обязательном аудите).

Инициаторами добровольных аудиторских проверок чаще всего бывают учредители (потенциальные инвесторы), хозяйствующие субъекты, а также партнеры, правоохранительные органы, налоговые инспекции и др.

Заказчиками ежегодных обязательных аудиторских проверок являются хозяйствующие субъекты, согласно Указа №67, к которым относятся:

- организации, являющиеся открытыми акционерными обществами;

-банки и небанковские финансовые организации, биржи, коммерческие организации с иностранными инвестициями, страховые организации, а также страховые брокеры;

- иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Стоимость проведения обязательного аудита относятся на себестоимость продукции и включаются в состав затрат в пределах норм, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.

Уклонение от проведения обязательного аудита влечет штраф в размере от 10 до 50 базовых величин.

Сегодня в обязательном порядке аудируется около 10% юридических лиц зарегистрированных в республике.

Заказчиками инициативного аудита могут быть:

- собственники (акционеры);

- администрация (для перепроверки налогооблагаемой базы, для проверки хозяйственной деятельности, при смене главного бухгалтера, материально-ответственных лиц и т.д.);

- вышестоящие организации;

- правоохранительные органы;

- налоговые инспекции;

- государственные органы;

- страховые компании;

- банки;

- клиенты;

- компаньоны, в том числе поставщики или покупатели;

- рабочие и служащие хозяйствующих субъектов и др.

Пользователями результатов обязательных аудиторских проверок являются, как правило, государственные органы, в том числе Национальный банк, вышестоящие организации и широкий круг пользователей. К широкому кругу пользователей относятся вкладчики, широкий круг акционеров и другие заинтересованные лица, которые с аудиторскими заключениями могут познакомиться в средствах массовой информации (как правило, аудиторские отчеты печатаются в экономической периодической печати).

Если пользователями являются не проверяемые хозяйствующие субъекты, то они получают только итоговую часть аудиторского заключения, т.е. аудиторское заключение, которое сделано аудитором по итогам проверки (в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности»).

Во всех случаях первостепенно пользователями являются акционеры и руководители проверяемого субъекта хозяйствования.

Плательщиками аудиторских проверок, как правило, являются заказчики. Стоимость аудиторских услуг по инициативному аудиту относится за счет прибыли.

3. По объектам применения аудиторских услуг подразделяют четыре основные группы:

· общий,

· банковский,

· небанковских кредитно-финансовых организаций, инвестиционных институтов, депозитариев и т.д.

· страховой.

Общий аудит проводится на основании, лицензии Управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь для юридических лиц всех форм собственности.

Аудит банковских и небанковских кредитно-финансовых организаций проводится на основании лицензии Управления аудита Министерства финансов Республики, а также лицензии Национального банка Республики Беларусь.

Аудит страховых организаций проводится на основании, лицензирования Управления аудита Министерства финансов Республики, а также лицензии Министерства финансов в области страхования.

4. По формам аудит подразделяют на:

-аудит финансовых отчетов;

-аудит на соответствие установленным требованиям;

-аудит хозяйственной деятельности.

Аудит финансовых отчетов заключается в проверке с целью определения правильности их составления в соответствии с установленными критериями, общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Эта форма аудита проводится независимыми аудиторами, которых пригласила компания. Результаты аудита финансовых отчетов рассылаются заказчикам и широкому кругу пользователей (акционерам, кредиторам, государственным органам и т.д.) и публикуются в печати.

Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение о том, что финансовая отчетность составлена, по всем существенным аспектам, в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

В ходе аудита финансовых отчетов необходимо:

-подтвердить достоверность отчетов или констатировать их недостоверность;

- проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности за проверяемый период;

- провести контроль за соблюдением законодательных нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, рассмотрение методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;

-выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Аудит на соответствие установленным требованиям основывается на рассмотрении деятельности субъекта хозяйствования в соответствии с предписанным условием, правилом или законом.

Целью аудита на соответствиеявляется проверка соблюдения хозяйствующим субъектом, установленных критериев.

Критерии для данной формы аудита могут быть взяты из различных источников. Например, из государственных нормативных актов; из внутренних правил контроля, установленных дирекцией компании; из правил кредитования, установленных кредиторами, а также другими положениями и инструкциями хозяйствующего субъекта (например, положение о кредитовании, штатное расписание, должностные инструкции и др.)

Чаще всего аудит на соответствие требованиям проводится по критериям, основанным на государственных нормативных актах или ведомственных инструкциях. Например, проверяется законность и своевременность формирования уставного фонда банка; правильность определения налогооблагаемой базы в банке своевременность и полнота уплаты налогов, соблюдение банком экономических нормативов и т.д.

Проверки на соответствие установленным требованиям могут проводиться внешними аудиторами, государственными и ведомственными органами, а также внутренними аудиторами.

В международной практике отмечено, что независимые аудиторы в период проверки финансовой отчетности не должны выявлять соблюдение, проверяемой организацией, политики, договоров, законов и правил, которые не оказывают прямого материального воздействия на финансовую отчетность.

Если договора, законы и т.д. имеют прямое и материальное влияние на финансовые отчеты, определяя степень материальности (соответствия), то проверка на соответствие обычно составляет неотделимую часть проверки финансового отчета. Однако чаще данная проверка проводится самостоятельно.

Такая форма аудита может проводиться неоднократно в течение года. Результаты аудита на соответствие установленным требованиям обычно докладываются органу установившему критерии.

Наиболее сложным в проведении является аудит хозяйственной деятельности, который заключается в исследовании административного управления и (или) эффективности работы хозяйствующего субъекта. Его иногда называют операционным или управленческим аудитом. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всестороннею оценку определенных видов деятельности. Аудит может охватывать всю организацию или какие-то специально оговоренные ее подразделения.

Целью аудита хозяйственной деятельности является предоставление управленческому персоналу рекомендаций по совершенствованию его деятельности.

Аудит хозяйственной деятельности нельзя путать с анализом хозяйственной деятельности, так как последний проводится только на основании бухгалтерской и финансовой документации, а аудит хозяйственной деятельности проводится в первую очередь по вопросам менеджмента, маркетинга, ценовой политики, кадровой политики, процесса производства и т.д. в целях улучшения организационной структуры, повышения производительности и эффективности производства, а также доходности предприятия.

Аудит хозяйственной деятельности направлен на то, чтобы:

-оценить эффективность деятельности компании, предприятия или их подразделения;

-выявить возможности улучшения его деятельности за счет сокращения затрат, изменения организационной структуры, изменения направленности в деятельности проверяемого объекта, замены партнеров, изменении выпускаемой продукции и т.д.

В данной форме аудита явно видна направленность в проверке вопросов маркетинга и менеджмента, по результатам которой аудиторы дают заключение о дальнейшем развитии проверяемого субъекта хозяйствования или его подразделения.

Предметом данной аудиторской проверки чаще всего является количественно измеримая информация об экономических действиях и событиях.

Данная аудиторская проверка, как правило, проводится более длительное время (от 1 до 6 месяцев). При этом могут привлекаться для экспертных работ специалисты различных направлений, а также проводится большая работа по обработке по необходимым сферам проверки.

5. По периодичности проведения аудит может делиться на первоначальный и согласованный.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудиторской проверки, т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.). Это в значительной степени определяет риск проведения аудиторской проверки и возможность выдать наиболее объективное мнение по проверяемому вопросу.

Первоначальный и согласованный аудит могут подразделяться на:

· Проверка по итогам

· Частичная проверка

· Детальная проверка

Проверка по итогам — является самой простой формой проверки выполнения рекомендаций. Аудитор может ограничиться обзором процедур и операций отдела, в котором проводился аудит, получить информацию путем неофициального телефонного разговора или переписки с ответственными лицами.

Частичная проверка — как правило, предусматривает более активную деятельность аудитора. Она может включать практическую проверку порядка деятельности и проведения операций.

Детальная проверка занимает много времени. При проведении такой проверки может быть проделан значительный объем аудиторской работы. При выполнении детальной проверки принятых мер аудитор может проверять процедуры деятельности и отслеживать операции, а также сверять остатки на счетах и проверять автоматизированные учетные документы. Конечно, детальная проверка требуется для тех областей, в которых обнаружены наиболее существенные нарушения.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните определения аудита.

2. Определите задачи и цели аудиторских проверок.

3. Чем отличается аудит от ревизии?

4. Объясните “конфиденциальность” полюченной аудмторами информации.

5. Перед кем аудитор несет ответственность?

6. Дайте классификацию аудита?

7. Перечислите объекты обязательного аудита.

8. Определите особенности понятий «инициатор», «заказчик», «пользователь», «плательщик».

9. Назовите особенности проведения каждой из форм аудита.

10. Какими законодательными актами регулируется аудиторская деятельность?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: