Траст предполагает доверительные отношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью (имуществом, денежными средствами, ценными бумагами, имущественными и прочими правами) другой в пользу кого-либо.
Объектами траста могут быть любые виды имущества, находящиеся в законном ведении, в том числе в залоге. Другими словами, объектами траста могут быть предприятия и их активы, продукция, земельные участки, недвижимость, денежные средства, ценные бумаги, валютные ценности, имущественные права. Отношения по поводу траста возникают вследствие договора, заключаемого между его учредителем и доверительным собственником. Управление трастовыми операциями может охватывать все или отдельные из ниже перечисленных операций по распоряжению активами, т.е.:
• хранение;
• представительство интересов доверителя (на собраниях акционеров, в суде);
• распоряжение доходом и инвестированием;
• купля-продажа активов;
• привлечение и погашение займов, выпуск и первичное размещение ценных бумаг;
|
|
• учреждение, реорганизация и ликвидация юридического лица;
• передача собственности на имущество (дарение, передача в наследство и т.п.);
• ведение личных банковских счетов клиента, кассового и финансового хозяйства, осуществление расчетов по обязательствам;
• временное управление делами предприятия в случае его реорганизации или банкротства и др.
Опыт совершения трастовых операций в их полном объеме у отечественных коммерческих банков отсутствует. Прогнозируется быстрое развитие операций коммерческих банков по управлению средствами фондов, масштабы учреждения которых в качестве самостоятельных юридических лиц быстро расширяются. Как известно, для многих коммерческих банков средства фондов, в том числе благотворительного характера, являются важным источником кредитных ресурсов. И, наоборот, в последнее время появляются проекты создания фондов, инициаторами которых выступают банки, стремящиеся стать основными держателями средств (фондов и преследующие цели аккумуляции через них дополнительных кредитных ресурсов.
Обычно принято подразделять трастовые операции на три категории:
1. Трастовые услуги частным лицам.
2. Трастовые услуги коммерческим предприятиям.
3. Трастовые услуги некоммерческим предприятиям.
В Казахстане и России пока еще не создана прочная законодательная база для совершения коммерческими банками трастовых операций, однако отдельные из вышеназванных операций применяются.
Трастовые услуги частным лицам широко предоставляются зарубежными банками. Среди них такие, как управление собственностью по доверенности, посреднические услуги, попечительские и др.
|
|
Траст, создаваемый по завещанию, называется завещательным. Такие трасты вступают в силу только после смерти завещателя. Частные лица могут создавать прижизненные трасты, которые действуют при жизни его владельца. Завещательные трасты обычно создаются учредителем тогда, когда он хочет распределить активы бенефициарам в форме траста. Прижизненные трасты создаются для передачи права собственности на активы, чтобы владелец мог избежать налогов или принимать ежедневные решения по инвестициям, связанным с управлением имуществом.
Оба типа трастов управляются банками согласно условиям трастового договора. Создатель траста может устанавливать строгие директивы для инвестиций или позволять банку проводить более гибкую политику при принятии решений. Основная цель этого - в балансировании между доходом, сохранностью основного капитала и степенью риска.
Банк может исполнять опекунские функции. Как опекун банк несет ответственность за сбор и сохранность активов, удовлетворение всех исков, включая выплату долгов и распределение средств соответствующим бенефициарам по завещанию.
Одной из разновидностей персональных трастовых услуг является ведение частных агентских счетов. Принципал (частное лицо) может заключить договор с банком по управлению основными активами, финансовыми делами, осуществлению ежедневных расходов. Принципал уполномочивает банк как агента получать жалование, проценты, дивиденды, арендную плату, делать выплаты по задолженности, оплачивать личные расходы по мере их возникновения. В некоторых случаях работники банка могут иметь дискреционные права, т.е. права поступать по своему усмотрению. Такие отношения обозначаются доверительным счетом с правом управления. Если такие права не предоставляются банку, то сотрудники трастовых отделов должны получать разрешение на совершение каждой сделки. Однако во всех случаях банк регулярно информирует принципала о всех произведенных сделках.
Трастовые услуги коммерческим предприятиям можно разделить на две разновидности: агентские и попечительские.
Трастовые подразделения банков часто действуют как агенты деловых фирм. Эта деятельность обычно включает в себя работу по выпуску ценных бумаг в интересах коммерческих клиентов, выплату дивидендов и их реинвестирование по требованию акционеров и погашение ценных бумаг по истечении срока.
В зарубежной практике коммерческие банки часто действуют как доверенная сторона по договору, получая официальное право на собственность, обеспечивающую выпуск долговых обязательств. Банк имеет право выкупить закладную или продать собственность, если эмитент оказался неплатежеспособным. В то же время как доверенная сторона банк должен обеспечить выполнение всех долговых обязательств эмитента и проследить, чтобы все процедуры были выдержаны в соответствии с законом.
Попечительские операции связаны с функционированием рынка коммерческих бумаг, на котором продаются необеспеченные закладные крупных компаний. Трастовые отделы банков ведут учет закупок коммерческих бумаг, следят за поставками всех реализуемых ценных бумаг инвесторам и производят выплату владельцам тех ценных бумаг, срок погашения которых истек. Эмитенты ценных бумаг получают от банка гарантийные письма, что внушает инвесторам уверенность в оплате банком долговых обязательств даже в том случае, если эмитент не сможет это сделать.
Во всем мире обостряется конкуренция за некоммерческие организации, к числу которых относятся пенсионные, корпоративные и правительственные фонды. Трастовые отделы банков стремятся к управлению средствами указанных организаций, выполняя агентские функции, могущие быть прямыми и дискреционными.
|
|
Прямой агент отвечает за сохранность собственности, доверенной трасту, ведет учетную документацию и др.
Дискреционный агент, напротив, принимает инвестиционные решения и действует по собственному усмотрению.
Одним из центральных вопросов трастовой деятельности является управление портфелями ценных бумаг клиентов коммерческих банков. Крупные компании, например, пенсионные фонды, доверяют средства, аккумулированные ими для управления коммерческим банком. По таким крупным организациям устанавливаются правила, обязывающие банки размещать резервы на принципах надежности, диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Методики планирования инвестиционных портфелей устанавливают нормативы соответствия инвестиций этим принципам. Например, уровень этого показателя должен быть равен 45%. Рассчитывается он как отношение суммы произведений отдельных вложений на соответствующий коэффициент риска к общей сумме пенсионных активов.
Как уже отмечалось, трастовые операции выполняют обычно специальные отделы банка. При этом подразделения банка, занимающиеся кредитованием, привлечением депозитов и другими операциями работают отдельно от трастовых отделов. Многие банкиры на Западе рассматривают трастовые отделы как «часть другого мира». Все это преследует цель — отделить трастовые услуги от обычного банковского дела. Так как персонал трастового отдела действует в интересах клиентов, а не банка, то интересы клиента и банка часто могут не совпадать, поэтому работа трастовых отделов не включает в себя кредитную и инвестиционную деятельность.
Трастовые отделы своей деятельностью приносят дополнительный доход банку. Доходы траст-отдела классифицируют на прямые и косвенные. К прямым доходам относятся гонорары за услуги и комиссионные. Косвенные доходы - плата за услуги с фиксированной процентной ставкой или плавающей и комиссионные, в зависимости от размера и стоимости активов траста. Некоторые определяются по договоренности сторон. В случае, если доходы траста основаны на стоимости активов, и этими активами являются ценные бумаги, то доходность отдела зависит от рыночных изменений цен на данный вид ценных бумаг.
|
|
18. Банковский менеджмент и управление человеческими ресурсами.
Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером деятельности данного подразделения общественного разделения труда.
Как отмечалось, банк выступает своеобразным предприятием, занимающимся бизнесом. Он предоставляет на платной основе имеющиеся в его распоряжении кредитные ресурсы предприятиям, организациям, кооперативам, населению, государству, удовлетворяя их потребности в дополнительных денежных средствах.
Вместе с тем банк «работает» с чужими деньгами. В нем аккумулируются высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников: государственных предприятий и организации, акционерных предприятий и обществ, кооперативов, частных лиц. В результате, банк становится распорядителем и хранителем общественного капитала, что предполагает его ответственность перед владельцами за сохранность находящихся на счетах в банке денежных средств клиентов.
Итак, банк выступает выразителем не только своих, частных, интересов, но и общественных. Это сочетание интересов было свойственно банку всегда, без него невозможно обеспечить ликвидность баланса, а значит устойчивость банка на денежном рынке.
Одновременно в деятельности банка значительное место занимают договорные отношения, которые носят характер партнерских. Партнерским отношениям свойственны такие черты, как доверие, взаимовыгодность, коллективность решений и действий. Неслучайно взаимовыгодность кредитной сделки предполагает коллективное обсуждение ее условий, умение идти на компромисс.
Каким образом сочетание частных и коллективных интересов отражается на содержании банковского менеджмента? Прежде всего, оно определяет специфику целей банковского менеджмента, которые состоят в:
1) обеспечении рентабельной работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях денежного рынка;
2) обеспечении ликвидности баланса банка как гарантии надежности банка, соблюдении интересов кредитора и вкладчика;
3) максимальном удовлетворении потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обусловливающих длительность и устойчивость деловых связей;
4) сочетании успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива;
5) создании эффективной системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенциальные возможности.
В соответствии с указанными целями банковский менеджмент ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей.
Количественные показатели имеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью, используются для анализа и оценки общих результатов деятельности и включает в себя:
- количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций;
- объем операций и услуг, совершаемых банком. Качественные показатели можно подразделить на три группы:
1. Показатели доходов и расходов банка, с помощью которых происходит управление рентабельностью банка.
2. Показатели скорости оборота средств, трудоемкости затрат на совершение операций, скорости обработки документов.
3. Показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг; способность банка обеспечить конфиденциальность деловых переговоров, сохранность информации.
Социальные показатели характеризуют развитие профессиональной подготовки членов коллектива, их отношение к труду, степень решения социальных проблем.
Другая особенность банковского менеджмента связана с тем, что деятельность банка считается наиболее регулируемой со стороны государства в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов. Кроме подробных законов, регулирующих деятельность банков, существует ряд обязательных нормативов и предписаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений. Что это означает с точки зрения организации управления?
Во-первых, наличие определенных границ в самостоятельном принятии решений, обусловленных соблюдением обязательных нормативов и предписаний. Во вторых, необходимость, диктуемая менеджеру в условиях постоянной изменяющейся конъюнктуры денежного рынка, искать пути обеспечения ликвидности банка (исходя из установленных нормативов).
Особенностью управления банковской деятельностью является широта сферы управления, к которой относится денежный оборот и кредитные отношения на макро- и микроуровне, наличие значительного риска при выполнении денежных операций.
Указанный риск исходит из сложности сочетания многочисленных внутренних и внешних факторов, что характерно для денежного рынка, а значит и деятельности институтов, с ним связанных. Поэтому в банке применяется принцип коллективного принятия наиболее ответственных решений, используются разнообразные способы защиты кредитора от возможных рисков, осуществляется распределение прав в области совершения кредитных операций между основной конторой и филиалом банка.
Работа с клиентами, договорной характер ряда операций банка требует не только высокой экономической подготовки, но и хорошего знания основ психологии, права, деловой этики, умения вести переговоры, т.е. обусловливает специфику подготовки банковского специалиста.
Основные направления банковского менеджмента (далее - БМ) можно подразделить на две большие сферы:
1. Первая группа охватывает вопросы по организации и управлению экономическими процессами, находящимися в компетенции банка.
2. Вторая группа связана с организацией и управлением банковским коллективом.
Каждая из этих сфер имеет, в свою очередь, несколько направлений. Рассмотрим содержание основных из них.
I. Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действие на перспективу. Составной частью этой работы выступает формирование концепции развития конкретного банка, установление текущих задач на соответствующий период, выработка мер по их реализации. Составными частями банковской политики выступают кредитная, депозитная, инвестиционная, процентная политика.
Важное значение имеет определение перспектив изменения количественных, качественных и социальных показателей развития банка, обоснование принципов осуществления его деятельности, выделение приоритетов и выбора методов организации работы.
2. Управление активами относится к числу важных направлений БМ. Оно реализует политику банка, намеченную на соответствующий период. В процессе управления активами ставится двуединая задача - обеспечить прибыльность работы банка при соблюдении ликвидности его баланса, что выполнимо только на основе систематического анализа и складывающейся ситуации вследствие целенаправленных действий на изменение структуры активов.
Известно, что разные активы приносят банку неодинаковые прибыль и имеют различную степень риска. Поэтому банки должны провести классификацию всех активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска. Методы управления активами в значительной мере определяются особенностями задач, решаемых банком в соответствующий период. Вместе с тем наличие тесной связи в размещении активов в зависимости от структуры пассивов предполагает выработку теории управления активами и методики ее реализации. В странах с развитым денежным рынком в современных условиях управление активами осуществляется на основе экономико-математической модели, предполагающей установление определенной зависимости между размещением активов и состоянием пассивов при заданном нормативе рентабельности и ликвидности. При этом разрабатываются альтернативные варианты на различные экономические ситуации.
3. Управление пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи:
- не допускать наличия в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;
- изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;
- обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения «дешевых» ресурсов.
Каждая из этих задач имеет особые способы и приемы решения. Важное место среди них принадлежит депозитному проценту, его дифференциации в зависимости от срока вклада. Однако развитие пассивных операций банка, означающее не столько увеличение их объемов, сколько разнообразие их видов, предполагает в качестве первоосновы наличие денежного и финансового рынка, устойчивости денежного оборота.
Задачи менеджмента заключаются в следующем:
1. Управление собственными средствами банка имеет особо важное значение для обеспечения его ликвидности и платежеспособности. При расширении активных операций банка и росте объема депозитов возникает необходимость увеличивать собственный капитал банка. Управление собственным капиталом банка предполагает обоснование критериев его достаточности, а также выбор показателей, позволяющих оценивать эту достаточность. Эффективным инструментом управления собственным капиталом банка выступает политика в области дивидендов по выпущенным банком акциям. Повышение дивидендов влечет за собой рост цены на акцию, а следовательно, возможность продажи дополнительных акций и роста собственного капитала.
2. Управление рентабельностью работы банка предполагает контроль за его доходами и расходами, за предельными издержками по привлеченным средствам и предельными доходами от кредитования и инвестиций, за обеспечением стабильности финансовых результатов, за риском потерь. Особое внимание уделяется анализу сомнительных и убыточных операций, причин увеличения спекулятивных операций в деятельности банка, оказывающих влияние на величину получаемой банком прибыли.
3. Управление рисками в банковской деятельности является риск менеджментом.
В банковской деятельности риск присутствует при выполнении различных операции: это и риск возврата кредита и процентов за него, и риск своевременного получения средств поставщиком, риск получения прибыли, риск ликвидности и др.
Без риска нет предпринимательства, поэтому выступает вопрос об умении управлять им. Главные задачи, которые решаются в процессе управления рисками, заключаются в том, чтобы:
- распознать возможные случаи возникновения риска;
- оценить масштабы предполагаемого ущерба;
- найти способы предупреждения или источники его возмещения. Управление риском строится на изучении в прошлом всех случаев возникновения ущерба, прогнозировании вероятности их появления для данного конкретного клиента, предварительном обосновании способов предупреждения или возмещения возможного ущерба. Такая постановка вопроса для нашей практики является новой и потому представляет особый интерес. В связи с этим, разработка методических указаний по прогнозированию и оценке возможных рисков в банковской деятельности составляет первоочередную задачу.
Проблема управления риском тесно связана с организацией деятельности банка, системой ответственности и экономического стимулирования труда банковского работника.
В зарубежной практике для снижения риска принятия необоснованного решения при совершении отдельных кредитных операций используется принцип разграничения компетенции. Так, решение о кредитовании предприятий в особо крупных размерах или на особо рисковые операции не может принимать филиал банка. Зачастую это делает коллективный орган управления.
4. В содержание менеджмента также входит разработка концепции управления трудовым коллективом.
Зарубежный опыт представляет две модели менеджмента:
• японскую, которая базируется на признании роли коллектива в достижении высоких конечных результатов деятельности банка;
• американскую, которая ориентируется на личность, имеющую решающую роль во всей деятельности коллектива.
Применительно к двум исходным идеям строится вся система управления, включающая в себя принятие решений, ответственность сотрудников, организацию контроля, отношения руководителя с подчиненными, систему оплаты труда, оценку качества управления, подготовку менеджеров и т.д.
Главная задача в управлении коллективом состоит в способности менеджера создать условия для реализации каждым сотрудниках своих потенциальных возможностей, порождать в сотрудниках энтузиазм, желание выполнять те или иные задачи.
Социологические исследования, проведенные зарубежом показали, что преуспевание в финансовом отношении на 85% обусловливается умением менеджера общаться с коллегами, т.е. его личными качествами и способностью руководить людьми.
В руководстве коллективом важны три фактора, которые должен знать менеджер:
• умение организовать работу коллектива;
• способность общаться с каждым сотрудником;
• умение найти способ воздействия на каждого для решения поставленных коллективом задач.
Умение менеджера организовать труд коллектива базируется на способности четко распределить обязанности между его членами, ставить конкретные задачи, выразить их определенными показателями (количественными и качественными), предусмотрев время на выполнение соответствующего задания, обеспечить информационную базу и технические средства, определить очередность выполнения заданий, исходя из их классификации на срочные и важные.
Способность менеджера общаться с членами коллектива в значительной мере зависит от личных качеств менеджера, знания им индивидуальных особенностей каждого сотрудника, понимания того, что результат работы коллектива людей в большой степени зависит от стиля общения руководителя и подчиненного.
В деловом мире развитых стран существует принцип, что на предприятиях власть принадлежит исполнителям. Потому важное значение имеют сила убеждения, уважительный тон разговора, обстановка, в которой происходит деловая беседа, учет индивидуальных особенностей собеседника.
Стиль поведения руководителя с подчиненным может быть двух видов:
1) на основании директивных указаний, сопровождаемых объяснениями;
2) при предоставлении широких прав в принятии решений,
в проявлении инициативы.
Выбор соответствующего вида поведения зависит от степени компетентности и заинтересованности сотрудника в повышении результатов своего труда.
Во Франции по этим критериям выделяют четыре типа специалистов, определяющих тот или иной вид поведения руководителя:
1) некомпетентный и незаинтересованный в результатах труда (использует директивно-побудительный вид поведения);
2) некомпетентный, но заинтересованный в результатах труда (как правило, молодой специалист (требует постоянного руководства);
3) компетентный, но не заинтересованный (необходимо создать систему заинтересованности);
4) компетентный и заинтересованный (предоставляет широкие права для проявления инициативы). Умение найти способы воздействия на коллектив для его энтузиазма и желания эффективно трудиться. Это наиболее ответственная и сложная задача менеджера. В связи с этим, важное значение имеет способность менеджера акцентировать внимание на достижениях каждого сотрудника: уметь выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные стимулы к труду. Все это требует специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров. Система подготовки менеджеров должна предусматривать не только профессиональное обучение, но и овладение методами управления коллективом, искусством делового общения.