Трастовые операции коммерческих банков

Траст предполагает доверительные отношения между сторо­нами, одна из которых принимает на себя ответственность за рас­поряжение собственностью (имуществом, денежными средствами, ценными бумагами, имущественными и прочими правами) дру­гой в пользу кого-либо.

Объектами траста могут быть любые виды имущества, на­ходящиеся в законном ведении, в том числе в залоге. Другими словами, объектами траста могут быть предприятия и их активы, продукция, земельные участки, недвижимость, денежные сред­ства, ценные бумаги, валютные ценности, имущественные права. Отношения по поводу траста возникают вследствие договора, заключаемого между его учредителем и доверительным собст­венником. Управление трастовыми операциями может охваты­вать все или отдельные из ниже перечисленных операций по рас­поряжению активами, т.е.:

• хранение;

• представительство интересов доверителя (на собраниях акционеров, в суде);

• распоряжение доходом и инвестированием;

• купля-продажа активов;

• привлечение и погашение займов, выпуск и первичное размещение ценных бумаг;

• учреждение, реорганизация и ликвидация юридического лица;

• передача собственности на имущество (дарение, переда­ча в наследство и т.п.);

• ведение личных банковских счетов клиента, кассового и финансового хозяйства, осуществление расчетов по обя­зательствам;

• временное управление делами предприятия в случае его реорганизации или банкротства и др.

Опыт совершения трастовых операций в их полном объеме у отечественных коммерческих банков отсутствует. Прогнози­руется быстрое развитие операций коммерческих банков по управлению средствами фондов, масштабы учреждения которых в качестве самостоятельных юридических лиц быстро расширя­ются. Как известно, для многих коммерческих банков средства фондов, в том числе благотворительного характера, являются важным источником кредитных ресурсов. И, наоборот, в по­следнее время появляются проекты создания фондов, инициато­рами которых выступают банки, стремящиеся стать основными держателями средств (фондов и преследующие цели аккумуля­ции через них дополнительных кредитных ресурсов.

Обычно принято подразделять трастовые операции на три категории:

1. Трастовые услуги частным лицам.

2. Трастовые услуги коммерческим предприятиям.

3. Трастовые услуги некоммерческим предприятиям.

В Казахстане и России пока еще не создана прочная законо­дательная база для совершения коммерческими банками трасто­вых операций, однако отдельные из вышеназванных операций применяются.

Трастовые услуги частным лицам широко предоставляются зарубежными банками. Среди них такие, как управление собст­венностью по доверенности, посреднические услуги, попечи­тельские и др.

Траст, создаваемый по завещанию, называется завеща­тельным. Такие трасты вступают в силу только после смерти завещателя. Частные лица могут создавать прижизненные тра­сты, которые действуют при жизни его владельца. Завещатель­ные трасты обычно создаются учредителем тогда, когда он хо­чет распределить активы бенефициарам в форме траста. При­жизненные трасты создаются для передачи права собственности на активы, чтобы владелец мог избежать налогов или принимать ежедневные решения по инвестициям, связанным с управлением имуществом.

Оба типа трастов управляются банками согласно условиям трастового договора. Создатель траста может устанавливать стро­гие директивы для инвестиций или позволять банку проводить более гибкую политику при принятии решений. Основная цель этого - в балансировании между доходом, сохранностью основ­ного капитала и степенью риска.

Банк может исполнять опекунские функции. Как опекун банк несет ответственность за сбор и сохранность активов, удовлетворение всех исков, включая выплату долгов и распре­деление средств соответствующим бенефициарам по завещанию.

Одной из разновидностей персональных трастовых услуг является ведение частных агентских счетов. Принципал (ча­стное лицо) может заключить договор с банком по управлению основными активами, финансовыми делами, осуществлению ежедневных расходов. Принципал уполномочивает банк как агента получать жалование, проценты, дивиденды, арендную плату, делать выплаты по задолженности, оплачивать личные расходы по мере их возникновения. В некоторых случаях работ­ники банка могут иметь дискреционные права, т.е. права посту­пать по своему усмотрению. Такие отношения обозначаются доверительным счетом с правом управления. Если такие права не предоставляются банку, то сотрудники трастовых отделов должны получать разрешение на совершение каждой сделки. Однако во всех случаях банк регулярно информирует принци­пала о всех произведенных сделках.

Трастовые услуги коммерческим предприятиям можно раз­делить на две разновидности: агентские и попечительские.

Трастовые подразделения банков часто действуют как аген­ты деловых фирм. Эта деятельность обычно включает в себя работу по выпуску ценных бумаг в интересах коммерческих кли­ентов, выплату дивидендов и их реинвестирование по требова­нию акционеров и погашение ценных бумаг по истечении срока.

В зарубежной практике коммерческие банки часто действуют как доверенная сторона по договору, получая официальное право на собственность, обеспечивающую выпуск долговых обяза­тельств. Банк имеет право выкупить закладную или продать соб­ственность, если эмитент оказался неплатежеспособным. В то же время как доверенная сторона банк должен обеспечить выполне­ние всех долговых обязательств эмитента и проследить, чтобы все процедуры были выдержаны в соответствии с законом.

Попечительские операции связаны с функционированием рынка коммерческих бумаг, на котором продаются необеспе­ченные закладные крупных компаний. Трастовые отделы банков ведут учет закупок коммерческих бумаг, следят за поставками всех реализуемых ценных бумаг инвесторам и производят вы­плату владельцам тех ценных бумаг, срок погашения которых истек. Эмитенты ценных бумаг получают от банка гарантийные письма, что внушает инвесторам уверенность в оплате банком долговых обязательств даже в том случае, если эмитент не смо­жет это сделать.

Во всем мире обостряется конкуренция за некоммерческие организации, к числу которых относятся пенсионные, корпора­тивные и правительственные фонды. Трастовые отделы банков стремятся к управлению средствами указанных организаций, вы­полняя агентские функции, могущие быть прямыми и дискреци­онными.

Прямой агент отвечает за сохранность собственности, до­веренной трасту, ведет учетную документацию и др.

Дискреционный агент, напротив, принимает инвестицион­ные решения и действует по собственному усмотрению.

Одним из центральных вопросов трастовой деятельности является управление портфелями ценных бумаг клиентов ком­мерческих банков. Крупные компании, например, пенсионные фонды, доверяют средства, аккумулированные ими для управ­ления коммерческим банком. По таким крупным организациям устанавливаются правила, обязывающие банки размещать ре­зервы на принципах надежности, диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Методики планирования инве­стиционных портфелей устанавливают нормативы соответствия инвестиций этим принципам. Например, уровень этого показа­теля должен быть равен 45%. Рассчитывается он как отношение суммы произведений отдельных вложений на соответствующий коэффициент риска к общей сумме пенсионных активов.

Как уже отмечалось, трастовые операции выполняют обыч­но специальные отделы банка. При этом подразделения банка, занимающиеся кредитованием, привлечением депозитов и дру­гими операциями работают отдельно от трастовых отделов. Многие банкиры на Западе рассматривают трастовые отделы как «часть другого мира». Все это преследует цель — отделить трастовые услуги от обычного банковского дела. Так как персо­нал трастового отдела действует в интересах клиентов, а не бан­ка, то интересы клиента и банка часто могут не совпадать, по­этому работа трастовых отделов не включает в себя кредитную и инвестиционную деятельность.

Трастовые отделы своей деятельностью приносят дополни­тельный доход банку. Доходы траст-отдела классифицируют на прямые и косвенные. К прямым доходам относятся гонорары за услуги и комиссионные. Косвенные доходы - плата за услуги с фиксированной процентной ставкой или плавающей и комиссион­ные, в зависимости от размера и стоимости активов траста. Неко­торые определяются по договоренности сторон. В случае, если доходы траста основаны на стоимости активов, и этими активами являются ценные бумаги, то доходность отдела зависит от рыноч­ных изменений цен на данный вид ценных бумаг.

18. Банковский менеджмент и управление человеческими ресурсами.

Банковский ме­неджмент имеет определенную специфику, обусловленную ха­рактером деятельности данного подразделения общественного разделения труда.

Как отмечалось, банк выступает своеобразным предприяти­ем, занимающимся бизнесом. Он предоставляет на платной ос­нове имеющиеся в его распоряжении кредитные ресурсы пред­приятиям, организациям, кооперативам, населению, государству, удовлетворяя их потребности в дополнительных денежных средствах.

Вместе с тем банк «работает» с чужими деньгами. В нем ак­кумулируются высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников: государственных предпри­ятий и организации, акционерных предприятий и обществ, коо­перативов, частных лиц. В результате, банк становится распоря­дителем и хранителем общественного капитала, что предполага­ет его ответственность перед владельцами за сохранность нахо­дящихся на счетах в банке денежных средств клиентов.

Итак, банк выступает выразителем не только своих, частных, интересов, но и общественных. Это сочетание интересов было свойственно банку всегда, без него невозможно обеспечить лик­видность баланса, а значит устойчивость банка на денежном рынке.

Одновременно в деятельности банка значительное место за­нимают договорные отношения, которые носят характер парт­нерских. Партнерским отношениям свойственны такие черты, как доверие, взаимовыгодность, коллективность решений и дей­ствий. Неслучайно взаимовыгодность кредитной сделки пред­полагает коллективное обсуждение ее условий, умение идти на компромисс.

Каким образом сочетание частных и коллективных интере­сов отражается на содержании банковского менеджмента? Пре­жде всего, оно определяет специфику целей банковского ме­неджмента, которые состоят в:

1) обеспечении рентабельной работы банка как хозяйст­вующего субъекта в условиях денежного рынка;

2) обеспечении ликвидности баланса банка как гарантии на­дежности банка, соблюдении интересов кредитора и вкладчика;

3) максимальном удовлетворении потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обу­словливающих длительность и устойчивость деловых связей;

4) сочетании успешного решения производственных, ком­мерческих и социальных проблем данного коллектива;

5) создании эффективной системы подготовки, переподго­товки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее пол­но реализовать их потенциальные возможности.

В соответствии с указанными целями банковский менедж­мент ориентируется на выполнение ряда количественных, каче­ственных и социальных показателей.

Количественные показатели имеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью, используются для анализа и оценки общих результатов деятельности и вклю­чает в себя:

- количество клиентов банка и их счетов, объем депози­тов, кредитных вложений, инвестиций;

- объем операций и услуг, совершаемых банком. Качественные показатели можно подразделить на три группы:

1. Показатели доходов и расходов банка, с помощью кото­рых происходит управление рентабельностью банка.

2. Показатели скорости оборота средств, трудоемкости за­трат на совершение операций, скорости обработки документов.

3. Показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг; способность банка обеспечить конфиденциальность деловых переговоров, сохранность информации.

Социальные показатели характеризуют развитие профес­сиональной подготовки членов коллектива, их отношение к тру­ду, степень решения социальных проблем.

Другая особенность банковского менеджмента связана с тем, что деятельность банка считается наиболее регулируемой со стороны государства в целях защиты интересов владельцев де­нежных вкладов и депозитов. Кроме подробных законов, регу­лирующих деятельность банков, существует ряд обязательных нормативов и предписаний, направленных на обеспечение лик­видности кредитных учреждений. Что это означает с точки зре­ния организации управления?

Во-первых, наличие определен­ных границ в самостоятельном принятии решений, обусловлен­ных соблюдением обязательных нормативов и предписаний. Во вторых, необходимость, диктуемая менеджеру в условиях посто­янной изменяющейся конъюнктуры денежного рынка, искать пу­ти обеспечения ликвидности банка (исходя из установленных нормативов).

Особенностью управления банковской деятельностью явля­ется широта сферы управления, к которой относится денежный оборот и кредитные отношения на макро- и микроуровне, нали­чие значительного риска при выполнении денежных операций.

Указанный риск исходит из сложности сочетания много­численных внутренних и внешних факторов, что характерно для денежного рынка, а значит и деятельности институтов, с ним связанных. Поэтому в банке применяется принцип коллективно­го принятия наиболее ответственных решений, используются разнообразные способы защиты кредитора от возможных рисков, осуществляется распределение прав в области совершения кре­дитных операций между основной конторой и филиалом банка.

Работа с клиентами, договорной характер ряда операций банка требует не только высокой экономической подготовки, но и хорошего знания основ психологии, права, деловой этики, умения вести переговоры, т.е. обусловливает специфику подго­товки банковского специалиста.

Основные направления банковского менеджмента (далее - БМ) можно подразделить на две большие сферы:

1. Первая группа охватывает вопросы по организации и управлению экономическими процессами, находящимися в ком­петенции банка.

2. Вторая группа связана с организацией и управлением бан­ковским коллективом.

Каждая из этих сфер имеет, в свою очередь, несколько направлений. Рассмотрим содержание основных из них.

I. Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действие на перспективу. Составной частью этой работы выступает формирование кон­цепции развития конкретного банка, установление текущих за­дач на соответствующий период, выработка мер по их реализа­ции. Составными частями банковской политики выступают кре­дитная, депозитная, инвестиционная, процентная политика.

Важное значение имеет определение перспектив изменения количественных, качественных и социальных показателей раз­вития банка, обоснование принципов осуществления его дея­тельности, выделение приоритетов и выбора методов организа­ции работы.

2. Управление активами относится к числу важных направ­лений БМ. Оно реализует политику банка, намеченную на соот­ветствующий период. В процессе управления активами ставится двуединая задача - обеспечить прибыльность работы банка при соблюдении ликвидности его баланса, что выполнимо только на основе систематического анализа и складывающейся ситуации вследствие целенаправленных действий на изменение структуры активов.

Известно, что разные активы приносят банку неодинаковые прибыль и имеют различную степень риска. Поэтому банки должны провести классификацию всех активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска. Методы управления активами в значительной мере определяют­ся особенностями задач, решаемых банком в соответствующий период. Вместе с тем наличие тесной связи в размещении акти­вов в зависимости от структуры пассивов предполагает выра­ботку теории управления активами и методики ее реализации. В странах с развитым денежным рынком в современных условиях управление активами осуществляется на основе экономико-математической модели, предполагающей установление опреде­ленной зависимости между размещением активов и состоянием пассивов при заданном нормативе рентабельности и ликвидно­сти. При этом разрабатываются альтернативные варианты на различные экономические ситуации.

3. Управление пассивами представляет собой самостоятель­ное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи:

- не допускать наличия в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает фор­мирование обязательных резервов;

- изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выпол­нения банком соответствующих обязательств перед кли­ентами и развития активных операций;

- обеспечивать получение банком прибыли за счет при­влечения «дешевых» ресурсов.

Каждая из этих задач имеет особые способы и приемы ре­шения. Важное место среди них принадлежит депозитному про­центу, его дифференциации в зависимости от срока вклада. Од­нако развитие пассивных операций банка, означающее не столь­ко увеличение их объемов, сколько разнообразие их видов, предполагает в качестве первоосновы наличие денежного и фи­нансового рынка, устойчивости денежного оборота.

Задачи менеджмента заключаются в следующем:

1. Управление собственными средствами банка имеет особо важное значение для обеспечения его ликвидности и платежеспособности. При расширении активных операций банка и росте объема депозитов возникает необходимость увеличивать собственный капитал банка. Управление собственным капиталом банка предполагает обоснование критериев его достаточности, а также выбор показателей, позволяющих оценивать эту достаточ­ность. Эффективным инструментом управления собственным капиталом банка выступает политика в области дивидендов по выпущенным банком акциям. Повышение дивидендов влечет за собой рост цены на акцию, а следовательно, возможность прода­жи дополнительных акций и роста собственного капитала.

2. Управление рентабельностью работы банка предполага­ет контроль за его доходами и расходами, за предельными издерж­ками по привлеченным средствам и предельными доходами от кредитования и инвестиций, за обеспечением стабильности финан­совых результатов, за риском потерь. Особое внимание уделяется анализу сомнительных и убыточных операций, причин увеличения спекулятивных операций в деятельности банка, оказывающих влияние на величину получаемой банком прибыли.

3. Управление рисками в банковской деятельности является риск менеджментом.

В банковской деятельности риск присутствует при выполне­нии различных операции: это и риск возврата кредита и процентов за него, и риск своевременного получения средств поставщиком, риск получения прибыли, риск ликвидности и др.

Без риска нет предпринимательства, поэтому выступает во­прос об умении управлять им. Главные задачи, которые реша­ются в процессе управления рисками, заключаются в том, чтобы:

- распознать возможные случаи возникновения риска;

- оценить масштабы предполагаемого ущерба;

- найти способы предупреждения или источники его воз­мещения. Управление риском строится на изучении в прошлом всех случаев возникновения ущерба, прогнозировании вероят­ности их появления для данного конкретного клиента, предва­рительном обосновании способов предупреждения или возме­щения возможного ущерба. Такая постановка вопроса для на­шей практики является новой и потому представляет особый интерес. В связи с этим, разработка методических указаний по прогнозированию и оценке возможных рисков в банковской деятельности составляет первоочередную задачу.

Проблема управления риском тесно связана с организацией деятельности банка, системой ответственности и экономическо­го стимулирования труда банковского работника.

В зарубежной практике для снижения риска принятия не­обоснованного решения при совершении отдельных кредитных операций используется принцип разграничения компетенции. Так, решение о кредитовании предприятий в особо крупных размерах или на особо рисковые операции не может принимать филиал банка. Зачастую это делает коллективный орган управления.

4. В содержание менеджмента также входит разработка концепции управления трудовым коллективом.

Зарубежный опыт представляет две модели менеджмента:

• японскую, которая базируется на признании роли коллек­тива в достижении высоких конечных результатов деятель­ности банка;

• американскую, которая ориентируется на личность, имею­щую решающую роль во всей деятельности коллектива.

Применительно к двум исходным идеям строится вся сис­тема управления, включающая в себя принятие решений, ответ­ственность сотрудников, организацию контроля, отношения ру­ководителя с подчиненными, систему оплаты труда, оценку ка­чества управления, подготовку менеджеров и т.д.

Главная задача в управлении коллективом состоит в спо­собности менеджера создать условия для реализации каждым сотрудниках своих потенциальных возможностей, порождать в сотрудниках энтузиазм, желание выполнять те или иные задачи.

Социологические исследования, проведенные зарубежом показали, что преуспевание в финансовом отношении на 85% обусловливается умением менеджера общаться с коллегами, т.е. его личными качествами и способностью руководить людьми.

В руководстве коллективом важны три фактора, которые должен знать менеджер:

• умение организовать работу коллектива;

• способность общаться с каждым сотрудником;

• умение найти способ воздействия на каждого для решения поставленных коллективом задач.

Умение менеджера организовать труд коллектива базирует­ся на способности четко распределить обязанности между его членами, ставить конкретные задачи, выразить их определенны­ми показателями (количественными и качественными), преду­смотрев время на выполнение соответствующего задания, обес­печить информационную базу и технические средства, опреде­лить очередность выполнения заданий, исходя из их классифика­ции на срочные и важные.

Способность менеджера общаться с членами коллектива в значительной мере зависит от личных качеств менеджера, знания им индивидуальных особенностей каждого сотрудника, понима­ния того, что результат работы коллектива людей в большой сте­пени зависит от стиля общения руководителя и подчиненного.

В деловом мире развитых стран существует принцип, что на предприятиях власть принадлежит исполнителям. Потому важ­ное значение имеют сила убеждения, уважительный тон разго­вора, обстановка, в которой происходит деловая беседа, учет индивидуальных особенностей собеседника.

Стиль поведения руководителя с подчиненным может быть двух видов:

1) на основании директивных указаний, сопровождаемых объяснениями;

2) при предоставлении широких прав в принятии решений,

в проявлении инициативы.

Выбор соответствующего вида поведения зависит от степе­ни компетентности и заинтересованности сотрудника в повы­шении результатов своего труда.

Во Франции по этим критериям выделяют четыре типа специа­листов, определяющих тот или иной вид поведения руководителя:

1) некомпетентный и незаинтересованный в результатах труда (использует директивно-побудительный вид пове­дения);

2) некомпетентный, но заинтересованный в результатах труда (как правило, молодой специалист (требует посто­янного руководства);

3) компетентный, но не заинтересованный (необходимо создать систему заинтересованности);

4) компетентный и заинтересованный (предоставляет широкие права для проявления инициативы). Умение найти способы воздействия на коллектив для его энтузиазма и желания эффективно трудиться. Это наиболее от­ветственная и сложная задача менеджера. В связи с этим, важ­ное значение имеет способность менеджера акцентировать вни­мание на достижениях каждого сотрудника: уметь выразить бла­годарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные стимулы к труду. Все это требует специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров. Система подготовки менеджеров должна предусматривать не только профессиональное обучение, но и овладение методами управле­ния коллективом, искусством делового общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: