Глава 2: Постигая механизм

Непроизвольный механизм

Опубликованная запись отрывков лекций, прочитанных в 1976 году в рамках основного курса Краниальной обучающей организации Сазерленда в Милуоки, штат Висконсин.

Давайте поговорим О природе первичного респираторного механизма, который является простой, основной, первичной, ритмической единицей функционирования. По своей природе он полностью непроизвольный; он включает в себя всю анатомию и физиологию; опытный врач может почувствовать его при помощи пальпации в любой части тела; он обеспечивает физиологические проявления здоровья внутри всей физиологии тела, так же, как и проявления утраты этого здоровья в любой области дисфункции. Его можно использовать как диагностический инструмент, так и как лечебный, и он является проявлением жизни внутри пациента, проявлением, которое врач может использовать при восстановлении здоровья этого пациента.

Первичный респираторный механизм был поделён на пять компонентов с обучающими целями, однако, он остаётся единым функциональным целым. Все эти компоненты являются частью простой, ритмической, первичной единицы внутри физиологии тела. Заметьте, что я не просто сказал «внутри первичного респираторного механизма», но «внутри физиологии тела». Всё целое обладает этим фактором. Всё подчиняется законам сжатия/внешней ротации и растяжения/внутренней ротации анатомии и физиологии. Все мы полностью зависим от этого простого, ритмического, текучего, подвижного механизма.

Все части тела обладают непроизвольным механизмом. Ваша поясничная мышца, даже если она больна, предназначена для того, чтобы осуществлять внешнюю и внутреннюю ротацию. Ваша ступня предназначена для того, чтобы совершать внешнюю и внутреннюю ротацию 10-12 раз в минуту, не просто из-за наличия первичного респираторного механизма, но потому что этот первичный респираторный механизм может функционировать только так; вот почему мы должны изучить его правила и способы их регулирования.

Позвольте мне процитировать вам один отрывок, содержащий в себе несколько интересных замечаний, которые я хотел бы особо подчеркнуть. Этот текст был написан Лореном Эйсли (Loren Eiseley) в его книге очерков. Если вы не читали произведений этого автора, вам следует это сделать; если вы хотите научиться правильно проводить пальпацию, прочтите одну из его книг. Когда вы читаете его книги, вы обнаруживаете в них опыт его устаревших исследований. У вас создаётся впечатление, что вы возвращаетесь назад во времени и присутствуете при описываемых им событиях. Вы можете провести пальпацию вместе с Лореном Эйсли и ощутить этот процесс всем своим существом. Мне кажется, что это будет очень полезно. Вот эта цитата:

«Представьте на мгновенье, что вы сделали глоток из волшебного кубка. Поверните вспять необратимый поток времени. Спуститесь вглубь длинного тёмного колодца, из которого исходит этот поток. Вы очутитесь на самой нижней ступеньке времени, скользя, спотыкаясь и утопая в грязи и тине, из которой вы появились на свет. Пройдите сквозь ворчание и безмолвное шипение из-под последних трёх папоротников. Не видя солнечного света и ничего не слыша, плывите в первобытных водах. Поглощайте смутные вкусы, плывущие в воде. Неподвижный в вашем бесформенном изменении остается лишь вид. Скользящие крупицы, соки и трансформации работают в изысканно установленном ритме, целью которого является сохранить вас — целостность, амёбовидное существо, содержащее в себе непостижимое будущее. Так происходит с каждым человеком, который идёт наверх из вод своего рождения. Даже если в любой момент волшебник, склоняющийся над вами, попросит вас рассказать ему о проделанном вами пути, вы не сможете ответить, хотя вы сохраните об этом ощущения, и это одна из величайших тайн — сила, оказываемая действие на ваше тело. Вы не можете ни описать, как функционирует ваше тело, ни изобразить либо проконтролировать это прядение из танцующих молекул, ни объяснить, почему они предпочитают танцевать таким особым образом, чтобы получились вы, или почему наверху этой длинной лестницы они переходят из одного состояния в другое. Именно поэтому я больше не интересуюсь конечными частицами. Следуйте за ними, преследуйте их до тех пор, пока они не станут безымянными кристаллами белка, повторяющимися на краю жизни. Используйте великую силу своего разума и идите назад до тех пор, пока вы с устрашающим лицом победителя не очутитесь в водородных облаках, из которых родилось солнце. Тогда вы осуществите наивысший обман, который требует от вас наша аналитическая эпоха. Однако, облако будет по-прежнему скрывать в себе тайну, и если это не облако, то небытие. Облако может растаять. Если можно так выразиться, тайна находится в эпохе ночи».

Теперь, после многих периодов развития, наше тело стало тем, чем оно является сегодня. Следуя предписаниям своего происхождения, оно обладает непроизвольным механизмом, который заставляет его двигаться, поддерживать в нём жизнь для того, чтобы наш организм был тем, чем он является, то есть структурой, объединяющей разум и тело, анатомо-физиологическим, функционирующим механизмом. В нашем теле находится много непроизвольных систем — циркуляторная, пищеварительная и так далее, — но лишь один особенный непроизвольный механизм — своеобразный ключ к человеческому телу. Каждая отдельная клетка тела, каждая клетка, находящаяся в жидкостях, в которых она была образована, сжимается и растягивается и осуществляет внешнюю и внутреннюю ротацию 10-12 раз в минуту.

Итак, если мы имеем дело со здоровым пациентом — что бы он ни делал: спокойно сидел, ходил, крепко спал, бежал, находился в активном состоянии или на отдыхе — внутри него находится непроизвольное физиологическое движение функции во всем организме. Нейро-краниальный и сакральный механизмы являются частями, на которые мы обратим своё внимание как на проявления этого механизма — этого непроизвольного движения. Однако, физиологическое функционирование нейро-краниальной и сакральной осей активности является более или менее подвижной осью той системы, все колёсики и ролики которой на всем её протяжении сделаны для того, чтобы выполнять свою работу, состоящую в сжатии/внешней ротации и растяжении/внутренней ротации. Итак, невозможно отделить нейро-краниальный и сакральный механизмы от физиологии всего тела. Каждый раз, когда мы кладём наши руки на тело пациента, мы имеем дело с самой обширной, самой важной непроизвольной системой в человеческом теле. Каждый раз, когда мы прикасаемся к какой-либо части тела пациента, будь то маленький сустав пальца или же вся нога, нам потребуется настроиться на этот непроизвольный физиологический механизм.

Непроизвольные механизмы — это всё то, что часть мозга, принимающая решение, намеревается делать с этой непроизвольной структурой. Я решаю, что мне делать — ходить, стоять на месте или сидеть; я решаю, следует мне говорить, есть или думать (или же думать, что думаю); я принимаю решение делать миллион вещей. Я решаю испытывать эмоции или мысли — все эти процессы произвольны. Они являются теми видами активности, которые мы можем использовать разумно, пытаясь не оскорбить их, не дать им умереть от голода или переутомить. Мы лишь используем их в обычной повседневном жизни, и как только мы прекращаем использовать их, они просто отступают туда, откуда пришли, и наш непроизвольный механизм продолжает поддерживать нас до тех пор, пока мы снова не дадим указания относительно того, что мы сознательно намерены делать. Именно произвольная часть жизни ведёт нас к проблемам, а не непроизвольная.

Когда ко мне на приём приходит пациент, страдающий стрессом или напряжением на любом уровне — будь то ментальная усталость, эмоциональный шок либо физические последствия заболевания или травмы, — когда я спокойно сижу у себя в кабинете и работаю над проблемой этого пациента, когда мои руки спокойно начинают поиск внутри, снаружи и на всём протяжении клеточных структур, фасций, жидкостей и механизмов этого человеческого тела, я осознаю тот факт, что ещё до того, как я вступил в контакт с этим механизмом, он автоматически пытался избавиться от этой проблемы при помощи своего непроизвольного механизма. Когда я спокойно помещаю свои руки на этот механизм, я настраиваюсь на него — на непроизвольное физиологическое движение под травмой. Я стараюсь прочувствовать весь этот непроизвольный механизм, внутри которого произошла травма. И затем я пытаюсь работать, достигая равновесие на мельчайшем микроскопическом уровне, что необходимо для нахождения той точки, на которой этот непроизвольный механизм может разрубить цепи, сковывающие его. В этом месте я могу почувствовать наступление незначительного изменения внутри пациента, которое как бы говорит мне: «Да, теперь я могу попытаться как-нибудь разрешить эту проблему», и когда это изменение пройдет сквозь свою точку опоры, свою неподвижную точку, свою точку равновесия, оно перестанет сдерживать непроизвольный механизм конкретной части тела пациента. Это изменение может высунуть свою голову и сказать: «Отлично, теперь я могу приступить к работе», это подобно камню, брошенному в спокойную воду пруда; вы увидите, как волны этой непроизвольной активности начнут распространяться не только с той стороны, на которой вы работаете, но на протяжении всех непроизвольных систем тела — вы лишь сможете почувствовать, как эта активность распространяется по направлению наружу.

После того, как произошло это перемещение, я обнаруживаю, что когда я возвращаюсь назад, чтобы проверить или проследить, как ведет себя произвольно вызванная травма или процесс, если случай был не очень тяжёлым, я обнаруживаю, что этой травмы там больше нет. При рассмотрении всего этого процесса я никогда не уделяю внимания самому напряжению, до тех пор, пока не пробужу этот непроизвольный механизм. Обычно после того, как это сделано, то, что требуется исправить, очень незначительно, оно практически не существует, и для его исправления требуется приложение весьма незначительного усилия.

А теперь нужно ответить на вопрос, чем является это изменение, происходящее в непроизвольном механизме? Сколько времени потребуется для того, чтобы оно произошло? Это прекрасно проиллюстрировал Ешер (Escher), изобразив ступеньки лестницы. Куда идут ступеньки — вверх или вниз? Исследуйте это до тех пор, пока вы не увидите, как они перемешаются. В мгновение ока в вашем восприятии они будут перемещаться, направляясь вверх, а затем вниз. Именно о таком перемещении говорит Эйсли — о несметном числе структур, находящихся между одним состоянием и другим в тех непроизвольных механизмах, с которыми вы работаете. Именно на протяжении этого отрезка времени и происходит такое изменение, за этот период и происходит перемещение. Наша задача как врачей состоит в том, чтобы спокойно настроиться всем нашим существом на понимание этого процесса. Наше понимание исходит из того, что мы не можем объяснить, хотя мы и можем это почувствовать. То, что мы чувствуем, в силу того факта, что мы можем это ощущать, является лишь результатом. Однако, тем не менее, мы знаем, что за это мгновение кое-что происходит. Мы можем наблюдать за тем, что было до, как и за тем. что стало после, и при нашем разумном понимании этого непроизвольного механизма (поскольку мы изучили все детали физиологического движения каждой части непроизвольного механизма, не только краниосакральные оси, но всю систему), мы должны рассматривать этот механизм в общем контексте функционирования и использования.


Универсальный замысел

Это один из аспектов универсальности в этом краниосакральном механизме и во всей анатомии и физиологии всего тела. Потребовалось примерно десять тысяч поколений или три миллиона лет на то, чтобы построить человеческое тело таким, каким оно является сегодня. С самого начала оно было задумано как произвольный и непроизвольный механизм. Единственной причиной для нашей сегодняшней встречи является то, что все мы являемся продуктом определённого количества поколений людей, которым удалось выжить. Итак, сама природа позаботилась о том, чтобы механизмы внутри нашего тела продолжали существовать.

Иными словами, основополагающий принцип лечебных искусств (я умышленно не сказал «остеопатической профессии», поскольку это относится ко всем лечебным искусствам) состоит в том, что человеческое тело от макушки и до подошв ступней является прекрасным механизмом, и, не смотря на то, что оно состоит из многих частей, оно задумано как единое целое; оно представляет собой универсальный функциональный дизайн. Чем яснее мы сможем понять, как функционирует внутри нас этот механизм, включающий в себя как произвольный, так и непроизвольный механизмы, тем точнее мы сможем ставить диагнозы и, конечно, наше лечение станет более профессиональным.

Вчера на факультете речь шла об архитектурных принципах нейро-краниальных костей. У каждого из нас имеются височные кости, у каждого есть затылочная и клиновидная кости, а также две теменные и две лобные. Не важно, кому они принадлежат — они одни и те же в каждом человеке с точки зрения анатомических принципов их функционирования. Мы имеем автоматическую тенденцию при проведении лечения, посмотрев на кого-либо, сказать: «Ах, у него повреждение. Я вижу, что его лицо искривлено от боли, следовательно, это означает, что у него какое-то нарушение в организме». Однако, прежде всего, мы должны подумать о том, как задумано функционирование этой области черепа в этом человеке. Каков нормальный тип состояния здоровья для этого человека? Каков основной принцип работы внутри этого физиологического механизма?

То же самое происходит при лечении травмы руки. Когда кто-нибудь приходит к вам на приём, жалуясь на «теннисный» локоть — воспаление суставной капсулы локтевого сустава, вызванное игрой в теннис (боковой эпикондилит), — в его аппендикулярном механизме образована область напряжения. Прежде всего, мы должны подумать о том, что произошло бы в этом механизме, если бы пациент не пришёл ко мне на приём. Что бы произошло с мышцами, каковы основные принципы функционирования мышц руки, предплечья, запястья и плеча? Как задумано их здоровое состояние в данном человеке? И когда мы осознаем это, мы сможем понять, как этот механизм функционирует внутри конкретной проблемы, с которой пациент пришёл к вам.

Итак, основной нашей целью в рамках данного курса является не изучение патологий в различных областях тела, о которых мы говорим и на которые кладём наши руки. Наша задача состоит в том. чтобы изучить основные принципы работы этого механизма. Что предположительно делает тот или иной механизм внутри данного пациента? Вопрос не в том, что именно делают эти механизмы, это лишь диагностический показатель того, что у них, возможно, какая-то проблема. Вопрос в том, что эти механизмы должны делать в данном пациенте. Я говорю не только о краниосакральном механизме, хотя наш курс сосредоточен именно на нём. Принципы анатомии и физиологии краниосакрального механизма идентичны принципам любой другой системы тела, включая мышечно-скелетную, пищеварительную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Итак, мы должны задаться вопросом — как этот универсальный дизайн проявляется и работает внутри данного пациента. Этот индивидуальный дизайн имеет собственное название у каждого человека, а также индивидуальную структуру у каждого пациента. У каждого человека свой индивидуальный дизайн, в соответствии с которым работает его организм, однако, его части также универсальны. Каждый компонент краниосакрального механизма имеет свои принципы, которые с индивидуальными особенностями функционируют повсюду в каждом из нас.

Эти познания значительно расширят наши горизонты, так как мы на этих лекциях занимаемся не поисками патологии, а изучением принципов, заставляющих этот механизм работать. Итак, вы находитесь здесь не для того, чтобы изучать так называемое нормальное состояние здоровья, а чтобы изучать принципы, задействованные в так называемом нормальном состоянии для того человека, с которым вам предстоит работать.


Структура ДНК

Если бы вы могли исследовать непроизвольную структуру какого-нибудь человека без препятствий со стороны произвольной структуры, то вы бы обнаружили, что для каждого человека на земле существует свой собственный индивидуальный тип здоровья. Анатомо-физиологический непроизвольный механизм людей от темени и до ступней соответствует структуре, находящейся в них, созданной для них при помощи ДНК, присутствующей, начиная со времени зачатия, и вокруг которой организм строит свой тип здоровья. ДНК снабжена энергией для того, чтобы создать эту структуру. Ей требуется девять месяцев на то, чтобы человек пришёл в мир, и 90 лет на то, чтобы он ушёл из него, однако, всё это время непроизвольная структура постоянно перестраивает клетку за клеткой структуру ДНК этого тела, чтобы создать внутренний механизм, который представляет собой работающую непроизвольную систему.

Когда вы настраиваетесь на организм пациента при помощи своих рук с намерением обнаружить проблемы, вы понимаете, что они вызваны произвольным стрессом, заболеванием или травмой — чем-то, что пришло извне. Однако, если вы сможете работать с тем, что было нарушено, и сосредоточиться на целостности данной непроизвольной структуры, то вы будете обращаться к самой мощной энергии в мире — к ДНК и её структуре или шаблону — который говорит вам: «Это то, чем я хочу быть». Такая структура индивидуально предназначена для данной души и данного тела.

Таким образом, когда я кладу свои руки на этот краниальный механизм или на любую другую часть тела, которую я пытаюсь лечить, после того, как я сосредоточу своё внимание на данном механизме, я пытаюсь заглянуть вглубь него, спрашивая себя, что хочет делать этот непроизвольный механизм. Где он находится, и как я могу вынуть его на поверхность для лучшего функционирования? Поскольку мне известно, что он обладает своей энергией, приведённой в действие со времени рождения или раньше, а также и то, что эта энергия доступна, то когда я сосредотачиваюсь на этом, она может пройти сквозь организм и проявиться в той области, лечение которой я провожу. Тогда я вижу, как она высовывает свою голову и говорит: «Всё в порядке, босс, я нашла свою нейтральную точку и теперь могу начать работу»; я знаю, что что-то произошло на непроизвольном уровне, и я могу вернуться и проверить то напряжение в произвольном механизме, которое я обнаружил в самом начале. В ходе такого простого процесса фокусирования внимания многие напряжения исправляются самостоятельно.


Более глубокие взаимоотношения

Давайте предположим, что мы вернулись к себе домой и занялись практикой, поддерживая обычные отношения с пациентами. Мы внимательно изучаем историю болезни пациента, проводим физическое обследование, лабораторные тесты, делаем рентген, обращаемся за консультацией к специалистам, и в конечном итоге ставим диагноз и намечаем программу лечения. Мы можем использовать разные виды лечения или хирургическое вмешательство; словом, мы делаем всё, что необходимо для поддержания хороших отношений с нашими пациентами.

А теперь представим себе, что мы хотим установить другой, более глубокий уровень взаимоотношений — речь идёт о более тесном союзе, о более близких отношениях. Давайте вместо обычных объективных взаимоотношений между врачом и пациентом установим немного более субъективный подход; давайте объединим нашего врача и пациента в единое целое.

У врача и у пациента идентичная физиология тела. Внутри их организмов находится один и тот же анатомо-физиологический механизм. У этого механизма нет собственного «я», нет имени — его зовут не Бекер и не Джон. У врача, как и у пациента, есть энергетическое начало, которое поддерживает в них жизнь, ментальное качало, обеспечивающее интеллектуальную, а также эмоциональную и духовную способности. Между врачом и пациентом нет различий. У них одинаковое тело — нет абсолютно никакой разницы.

И вы, студенты, и мы, преподаватели — все мы имеем одни и те же механизмы. которые я описал. Ни у кого из нас не будет никакого «собственного я» до тех пор, пока функционирует этот механизм.


Движение — ключ к диагностике и лечению

Этот документ был представлен в 1979 году на конференции Краниальной Академии, организованной Краниальной Образовательной Организацией Сазерлеида.

Движение — это не сама жизнь. Движение — это проявление жизни. Чудо жизни выражается в движении, от потока электронов вокруг ядра и до живых существ, которых мы называем вирусами, бактериями, грибками, растениями, животными и людьми. Жизнь можно обнаружить в море, на земле и в воздухе — возможно, даже в другой вселенной. Человек приспособился к жизни в каждой из этих сред.

В словаре Вебстера (Webster) дается следующее определение движения: «акт или процесс перемещения; прохождение тела от одного места к другому; факт перемещения всего тела или любой из его частей; в механике — комбинация движущихся частей; механизм».

Дорланд (Dorland) даёт 30 определений движения. Вот некоторые из них:
1. Процесс перемещения
2. Активное движение — перемещение, осуществлённое при помощи мышц человека
3. Автоматическое движение — движение, порождённое внутри организма, непроизвольно
4. Сообщенное движение — производится действием внешней силы
5. Пассивное движение — любое движение тела, осуществлённое под воздействием силы, находящейся вне организма
6. Рефлекторное движение — непроизвольное движение, вызванное слабым внешним раздражителем, действующим через нервный центр
7. Спонтанное движение — порождено внутри организма
8. Коэффициентное движение — движение головной части тела по отношению к зафиксированной хвостовой части
9. Броуновское движение — танцующее движение мельчайших частиц, находящихся в жидкой среде.

Эти девять определений очень важны для данной дискуссии. Например, восьмое определение: «Коэффициентное движение — движение головной части тела по отношению к зафиксированной хвостовой части» очень ясно определяет то клиническое состояние, которое мы обнаруживаем при травмах типа «хлыстовой удар» или после сильного падения на ягодицы, при котором заторможенное непроизвольное движение крестца способствует движению головы относительно зафиксированной хвостовой части.

Как врачи мы имеем дело с движением и перемещением внутри каждого конкретного пациента. Когда человек здоров, он не нуждается в наших услугах. Его жизнь и проявляющееся внутреннее и внешнее движение и перемещение, а также его анатомо-физиологические механизмы функционируют в свободном состоянии. Все его системы, как произвольная, так и непроизвольная, работают для того, чтобы поддержать гомеостатический баланс функционирования внутри его организма, и человек реагирует на естественную взаимосвязь и соотнесённость со специфическим окружением внешнего мира движения и перемещения.

Во время обучения профессии врача мы расчленяли то тело, в котором мы живём, анатомически и физиологически. Мы давали названия и описывали функционирование всех частей сложной системы клеток, жидкостей и механизмов частей тела и их движений. Однако, на самом деле наше анатомо-физиологическое тело само себя не подразделяет на те многочисленные части, которые известны нам как врачам. Это физическое функционирующее тело никак не определяет свои многочисленные части и действия. У него нет названия, и даже наше имя также не является этим названием. Это безымянное тело, которое мы используем в нашей повседневной жизни, оно постоянно осуществляет простую взаимосвязь, как со своим организмом, так и со своим окружением.

Это очень важный момент. Как врачи мы нуждаемся в детальном знании анатомии и физиологии, приобретённых нами для расширения области нашей аналитической осведомлённости о потребностях пациентов. Тела наших пациентов не нуждаются в таком детальном знании. Жизнь в теле и её проявляющееся движение и перемещение работают как единый механизм для того, чтобы проявлять здоровье, сопротивляться и побеждать болезни, а также корректировать или приспосабливаться к травмам.

Мы говорим о холистической медицине и о холизме — «философии целостности», однако, в современной практике очень часто мы имеем дело лишь с теорией, не находящей своего применения на практике. Моё собственное тело, как и тела моих пациентов — безымянные, поскольку они испытывают на себе холизм — предоставляют мне, врачу, преимущество использовать в своей практике клинически используемые холистические принципы при проведении диагностических и лечебных процедур. Ресурсы как моего собственного тела, так и тел моих пациентов, проявляющиеся в них движение и перемещения, как значительные, так и ограниченные, обладающие свойственной им потенцией, позволяют мне как врачу при лечении своих пациентов предоставить возможность физиологической внутренней функции проявить свою безошибочную потенцию вместо того, чтобы использовать слепую силу извне.

Наши безымянные тела обладают другими ресурсами, которые способствуют усложнению, усилению и укреплению всего функционирования наших внутренних и наружных органов. У нас есть имя, которое нам дали наши родители. У нас есть наше эго, разум и эмоции. Эти три компонента — эго, разум и эмоции — также являются проявлениями жизни как движения и перемещения с частотой, отличной от частоты функционирования физической и физиологической структур нашего безымянного тела. Все три компонента являются неотъемлемой частью нашей холистической природы, и их следует включить в наше существование. Эго, разум и эмоции создают области проявляющихся движений и перемещений, способности которых изменяться или варьироваться настолько же многочисленны, насколько различны все люди на земле. Здесь снова наше безымянное тело реагирует и отражает естественную взаимосвязь и соотнесённость с многочисленными переменными величинами этих областей эго, разума и эмоций.

Можно сравнить тело человека, выражающего гнев всем своим существом, с телом человека, выражающего безмятежность и находящегося в состоянии абсолютного покоя и созерцательного безмолвия. Очевидно то влияние, которое оказывает напуганная мать, на своего травмированного ребенка. Однажды ко мне на приём принесли ребёнка, который упал с высокого стульчика и находился без сознания. Его мать сидела рядом со мной, пока я проводил обследование малыша. Я аккуратно осмотрел ребенка, пока он был без сознания, и не обнаружил никаких физических повреждений. Тогда я сказал его матери: «Беспокоиться не о чем. С ребёнком всё в порядке». Она воскликнула: «Слава богу!» и расслабилась. В то же самое мгновение ребёнок как бы отреагировал на её состояние, закричав и задвигавшись почти нормально. Опасения матери способствовали наступлению неподвижного состояния ребенка.

Мы коротко поговорили об общей целостности проявляющегося движения и перемещения в безымянном теле, способном реагировать на внутреннее и внешнее окружение и отражать его как единицу функционирования внутри себя. Мы добавили к этому многочисленные переменные величины, на которые могут повлиять эго, разум и тип движения и перемещения. Это не является взаимоотношением причины и следствия. Это полностью индивидуальные, со стороны пациента или врача, взаимоотношения, со своим внешним или внутренним окружением.

Существует ещё один фактор, который мы должны включить в наш клинический холистический подход, и который является самой жизнью, вызывающей движение и перемещение безымянного тела и различных областей эго, разума и эмоций. Если вы обладаете жизнью как фактором, проявляющимся в движении и перемещении на всех уровнях от крупных движений до малейших электронных уровней в клеточном функционировании или областей эго, разума или эмоций, то следует изучать и развивать жизнь как фактор до тех пор, пока она также не станет частью клинического опыта параллельно с клиническим развитием движения и передвижения как проявлений этой жизни.

Вы можете назвать это Жизнью, Потенцией или любым другим термином, который понравится вам как врачу. Этот фактор присутствует как во мне, враче, так и в каждом живом существе, живущем на земле, — в том числе и в пациентах. Этот фактор жизни может быть разработан и использован врачом при индивидуальной работе с организмом каждого пациента. Интересно отметить тот факт, что отношение врача или пациента к жизни как к фактору также имеет индивидуальную основу, подобно индивидуальной основе безымянного тела. Жизнь находится вне переменных величин эго, разума или эмоций. Она просто есть. Каждый врач, который стремится понять и использовать жизнь как фактор, активно участвующий в клинической практике, должен развить своё собственное понимание и получить необходимый для самообучения опыт. Я не могу научить вас, а вы не можете научить меня, как именно следует включить этот фактор жизни в наше ежедневное использование и в лечение конкретных пациентов. Это нечто такое, чему можно научиться, однако, для этого требуется приложение индивидуальных усилий.

Итак, мы поговорили о движении и перемещении в безымянной физиологии тела, и в названной физиологии тела, включающей в себя эго, разум и эмоции. Любое движение или перемещение являются эффектами, которые могут быть либо мыслительными процессами, либо эмоциональными переживаниями, либо физиологическими механизмами тела. Для того, чтобы обнаружить движение или перемещение, необходимо принимать во внимание автоматические, подвижные подвешенные неподвижные точки — точки опоры, которые обеспечивают существование этих движений и перемещений. Врач может почувствовать движение и перемещение при помощи своих сенсорных навыков. Сосуществующие подвижные точки опоры, сосредотачивающие в себе движение, требуют от врача использования его сознательной осведомлённости об их существовании. Очень важно для врача знать о существующих точках опоры, а также получить сенсорный опыт движения и перемещения во время проведения диагностических и лечебных программ при работе с пациентами.

Нижеследующие критерии для врача и пациента могут быть обнаружены в физиологическом функционировании тела. Наша безымянная физиология тела обладает четырьмя основными структурами движения и перемещения, пятью сенсорными характеристиками, которые используются врачом при диагностике, а также пятью основными принципами возможных методов лечения.

Четыре основные вида движения и перемещений:

1. Нейро-мышечно-скелетное движение и перемещение; также можно это назвать произвольными механизмами функционирования физиологии тела

2. Вторичные р`берные респираторные механизмы, которые приводят в движение все ткани тела во время респираторных циклов дыхания

3. Непроизвольное краниосакральное колебание спинномозговой жидкости и всей лимфатической системы с частотой 10-14 раз в минуту в здоровом состоянии при ритмической подвижности и мобильности. Доктор Вильям Г. Сазерленд описал это общее ритмическое движение и перемещение как приливообразный феномен. Это означает, что в любой десятимннутиый период вся физиология тела прошла сквозь цикл движения со сжиманием и наружной ротацией и растяжением с внутренней ротацией 100 раз. Это мощный диагностический и терапевтический инструмент

4. Широкое движение типа прилив-отлив, которое происходит примерно шесть раз за девятисекундный период времени, колеблющийся механизм, который затрачивает приблизительно полторы минуты на осуществление каждого ритмического цикла. Впервые я обнаружил такой широкий прилив в моих пациентах десять лет назад, и я понятия не имею о его источнике или основной природе. Это массивное ощущение прилива с постепенным текучим распространением по всей физиологии тела, а также постепенное отступающее движение, за которым следует другое постепенное массивное распространение в соответствии с ритмическим сбалансированным взаимообменом внутри и на протяжении всей физиологии тела. Я проследил такое движение одновременно в двух пациентах, и в обоих организмах оно присутствовало, но у каждого оно имело свои характеристики. Это мощный терапевтический инструмент, о котором речь пойдёт ниже.

Все ресурсы физиологии тела, включающие четыре основных структуры движения и перемещения, реагируют и отражают креативные напряженные состояния нормального функционирования, осуществляемого через непроизвольные мембранные и суставные механизмы первичного респираторного механизма и фасциально-связочные суставные произвольные и непроизвольные механизмы остальной физиологии тела. Эти же творческие напряжённые состояния также можно обнаружить в структурах стресса или напряжения, связанных со специфическими проблемами в физиологии тела пациента. Иными словами, необходим баланс реципрокного напряжения для поддержания гомеостатического состояния здоровья, а также для поддержания специфических структур стрессов или напряжений в безымянной физиологи тела.

В дополнение к сознательной осведомлённости врача в его распоряжении имеются следующие пять сенсорных способностей для оценки движения и перемещения:
1. Чувство обоняния для обнаружения запахов.
2. Чувство вкуса для обнаружения химических веществ в пище и напитках.
3. Чувство слуха для прислушивания к движению в функционировании тканей.
4. Зрение для наблюдения за движением и перемещением.
5. Чувство осязания и пальпации, чтобы чувствовать движение и перемещение в безымянной физиологии тела.

Все сенсорные способности даны нам от рождения, и мы используем их без сознательного усилия. Однако, мы можем сознательно натренировать любую из них для осуществления более глубокого уровня восприятия. В качестве примера можно привести чувство обоняния производителя духов, чувство вкуса продавца вина или чая, слух музыканта, кардиолога или специалиста по лёгким, а также зрение художника.

На то, чтобы действительно развить осязание и навык пальпации, могут потребоваться месяцы или даже годы сознательного углубления познаний и опыта. Потребуется терпение и тренировка на многих пациентах на протяжении долгого периода времени, чтобы научиться чувствовать многочисленные оттенки движения и перемещения в безымянной физиологии тела. Навыки искусства и науки пальпации могут быть усилены в количестве и качестве при помощи обучения сознательно проецировать чувство осязания от сенсорный области мозга сквозь руки при помощи проприоцептивных нервных путей, а также тактильных окончаний, вместо того, чтобы пассивно ждать, пока сенсорный импульс будет передан от рук к сенсорным центрам в мозгу.

Другим важным фактором является признание того факта, что развитие пальпаторных навыков — это индивидуальный опыт в квантовой механике. Невозможно оставаться беспристрастным наблюдателем. Мы должны быть активными и разумными участниками, разделяющими опыт движения и перемещения на всех уровнях функционирования, от простейшего позиционного движения суставных механизмов до глубокого уровня произвольного и непроизвольного движения и перемещения во всей физиологии пациента.

Чем более чувствительной станет наша «участвующая» пальпация, тем большие познания мы разовьём для оценки способности и ресурсов, присущих произвольному и непроизвольному механизмам нашего пациента, для того чтобы приобрести способность диагностической оценки и обеспечить терапевтические механизмы для лечения многочисленных проблем, с которыми нам приходится сталкиваться как врачам. Преимущества такого метода безграничны.

Концепция движения и перемещения широко применяется в терапевтических дисциплинах, включающих все медицинские и хирургические подходы, психологию, радиологию, физиотерапию, и другие дополнительные виды лечения. Все эти дисциплины основаны на наборе принципов, специально разработанных для использования в каждой сфере, а также для борьбы со специфическими проблемами при проведении диагностики или клинического терапевтического восстановления здоровья. Наша дискуссия будет являться продолжением описания того критерия, который мы установили для некоторых основных видов движения, обнаруженных в безымянной физиологии тела, а также для использования врачом своей сознательной осведомлённости, своих спроецированных сенсорных навыков и своих сенсорных моторных способностей в соотношении с его пальпаторными обнаружениями как участника.

Терапевтическими принципами, включёнными в использование движения и перемещений являются:
1. Преувеличение,
2. Освобождение,
3. Прямое действие,
4. Противоположное физиологическое движение, и
5. Сжатие.

Искусство и наука пальпации с целью диагностической оценки, когда она сознательно служит участником, не может быть отделена от терапевтических принципов, поскольку это синхронный процесс в физиологическом функционировании безымянного тела, когда врач работает с проблемой в пациенте. Причина этого проста. Безымянное тело пациента развило в себе то заболевание, с которым он пришёл к нам. Наша внимательная оценка вместе с использованием нашей участвующей пальпации и моторных навыков даёт нам опыт структуры движения и перемещения внутри организма пациента. Нашими действиями управляет движение и перемещение. При оценке состояния пациента мы используем принципы, а не техники преувеличения, освобождения, прямого действия, противоположного физиологического движения и сжатия или комбинацию этих принципов для того, чтобы локализовать и сфокусировать своё внимание на специфической природе движения и перемещения в связи с недомоганием пациента. Это также начальные шаги, которые мы делаем при лечении заболеваний. Процесс лечения продвинется на шаг дальше, когда мы попытаемся найти точку или точки равновесия для этого нарушения движения или перемещения, а также когда мы позволим внутренним физиологическим ресурсам и потенциям безымянного тела обеспечить доступные исправления для проводимого в данный момент лечения.

Этапы лечения можно описать следующим образом: наши руки, наши чувствующие движение пальпаторные навыки, участвующие в квантовой механике, устанавливают определённые точки опоры для безымянной физиологии тела пациента для того, чтобы пробудить и использовать её движение-и-перемещение — внутренние ресурсы, чтобы они выполняли работу по исправлению проблем и привели механизмы в здоровое состояние. При помощи сознательной осведомлённости, пальпаторных навыков, а также сенсорных моторных навыков мы занимаемся поисками точек равновесия структур движения-и-перемещения для каждого специфического напряжения или напряжений; мы поддерживаем ткани на участках этих точек равновесия; мы чувствуем, как ткани и жидкости проходят сквозь период напряжённого состояния для разрешения проблемы: мы узнаём о наступлении периода спокойствия, о неподвижности, перемещении равновесия реципрокного напряжения или специфических точек опоры для данной проблемы; и мы чувствуем едва уловимое разрешение проблемы в тканях и восстановление здоровья, которое следует за исправлением. Физиология безымянного тела сделала всю работу, возможную для лечения на данный день. В зависимости от потребностей пациента можно проводить лечение одного или нескольких участков тела.

Эти пять принципов лечения являются именно принципами, а не техниками, поскольку применение любого из них или их комбинации побуждают физиологию тела к действию. Какие ресурсы задействованы? Любое расстройство изменяет четыре основных структуры движения и перемещения:
— нейро-мышечно-скелетное произвольное движение,
— вторичные рёберные респираторные механизмы,
— ритмическое непроизвольное колебание спинномозговой жидкости и лимфатической системы, а также
— обширное движение типа «прилив-отлив», имеющее ритмический цикл, равняющийся одной с половиной минутам.

Именно эти ресурсы, а, возможно, намного больше, обеспечивают нам те инструменты, которые необходимы для диагностики и лечения с использованием пяти лечебных принципов.

И здесь снова будет интересно проверить, что когда мы достигли точки или точек равновесия и поддерживаем ткани так, чтобы они прошли сквозь лечебный цикл, творческие напряжённые состояния безымянного тела демонстрируют преувеличение, освобождение, прямое действие, противоположное физиологическое движение и сжатие или их комбинацию изнутри самого тела, когда оно пытается пройти и проходит сквозь спокойный период исправления — перемещения равновесия реципрокного напряжения. Безымянное тело внутри себя использует тот же самый набор принципов, которые мы как врачи употребляем для обнаружения точки равновесия, позволяющей телу пройти сквозь лечебный цикл.

Короткое замечание относительно обширного приливообразного движения и перемещения как терапевтического инструмента. Не всегда легко его почувствовать в каждом пациенте. Если его можно проследить, оно является более мощным ощущением текучего распространения приливообразных жидких волн, проникающих в узелки мембранных и фасциальных оболочек на протяжении всего тела. Если вы бывали на морском берегу и видели накатывающиеся волны прилива, заполняющие все бухточки и трещины в прибрежных скалах, вы получите представление об этом типе обширного функционирования прилива. Во время стадии отлива волны отступают от мембранных и фасциальных узелков и снова возвращаются во время следующего приливного ритмического цикла. Это мощный терапевтический инструмент, поскольку врач может почувствовать, как на протяжении десятков или сотен минут происходит мембранная суставная и фасциально-связочная суставная коррекция — соединительная ткань обогащается от некоторого источника, который приводит её в рабочее состояние в самой эффективной фазе жизненного функционирования. Используя наши участвующие пальпаторные и сенсорные моторные навыки, можно научиться обнаруживать и использовать этот широкий прилив, не обязательно при проведении лечения каждого пациента, но часто достаточно для того, чтобы сделать его проявления интересными и продуктивными.

В заключение я хочу сказать, что оба мы — я как врач и мой пациент как личность — одарены жизнью, которая проявляется в движении и перемещении. Мы испытываем на себе ресурсы этого дара на всех уровнях нашего организма — в нашей духовной осведомлённости, в нашем эго, разуме, эмоциях и функционировании безымянного тела. Очевидно, что мы как врачи можем использовать это проявляющееся движение и перемещение в качестве ключей к диагностике и лечению наших пациентов. Мне бы хотелось закончить эту лекцию, задав вам вопрос: «Что является ключом к движению?»


Эндрю Тейлор Стилл: Врач-Инженер-Гуманист

Этот документ был представлен в 1985 году на мемориальных чтениях, посвящённых Скотту в Керксвилле, штат Миссури.

Наука остеопатия занимается изучением человеческого тела, когда оно функционирует в здоровом состоянии.


Врач

Доктор Эндрю Тейлор Стилл объявил об открытии науки остеопатии 22 июня 1874 года. Это произошло после многих лет интенсивных изучений, наблюдений, скептицизма, горя, связанного со смертью его родственников, и работы фронтовым врачом на Среднем Западе во время гражданской войны. Неудовлетворённый медицинскими средствами своего времени, он занялся поисками нового, жизненного знания о детальном анатомо-физиологическом функционировании всех структур человеческого тела. Его лабораторией были его пациенты, которых он лечил в своей повседневной практике, а также наблюдения, которые он сделал над животными формами фронтовой жизни. Его «открытие» было накоплением и синтезом исследования всей его жизни.
Спустя двадцать пять лет он опубликовал свою автобиографию, в которой подтвердил своё открытие науки остеопатии как жизнеспособный жизненный опыт внутри каждого человека, который ищет возврат к здоровью. Роль доктора Стилла в этом процессе заключалась в его детальных познаниях в области анатомии и физиологии, функционирующих в здоровом состоянии для каждого человека, а также в его способности использовать свои руки и навыки для направления ресурсов живых механизмов пациента к возврату здорового функционирования в качестве реакции на потребности пациента.

В 1910 году после 35 лет остеопатической практики доктор Стилл опубликовал свою книгу «Остеопатия: Исследование и Практика», в которой снова подтвердил все истины, обнаруженные в 1874 году. В этой книге речь идёт о понимании анатомии, физиологии, врождённой жизненной силы в каждом живом существе, а также об использовании врачом этих принципов анатомии и физиологии внутри живого пациента для восстановления здоровья. Тридцать пять лет он занимался испытанием этих принципов. Доктор Стилл знал основную анатомию и физиологию живого тела, мог изобразить в своём уме механизмы здоровья в каждом человеке, а также развить квалифицированный мануальный корректирующий подход к физиологии тела пациента, чтобы управлять её возвратом к здоровому функционированию. Доктор Стилл знал эти принципы и, что более важно, использовал их и наблюдал за результатами — возвратом здоровья внутри и снаружи в пациентах, обращавшихся к нему за помощью.

Принципы, которые доктор Стилл открыл 110 лет назад, в 1874 году, применимы и актуальны по сей день, в наш 1985 год. Термину «принципы» словарь даёт следующее определение: «1) Первичный источник, первопричина, причина чего-либо, 2) естественная или подлинная тенденция или дарование». Эти определения описывают фундаментальные концепции, которые выдвигал доктор Стилл.

Чтение работ доктора Стилла оказывает освежающее воздействие, и в них легко обнаружить сотни цитат, касающихся прямого, индивидуального общения между доктором Стиллом и его пациентами. Открытия доктора Стилла предоставили ему понимание того факта, что эти активные принципы и концепции неотъемлемо живы в мозгу, в теле и душе каждого пациента; что первостепенной задачей для врача является «обнаружение здоровья» в каждом человеке, «который может обнаружить у себя заболевание»; что ресурсы живого тела доступны для проницательного врача, использующего представление в уме и пальпаторные навыки для оценки физиологии тела в здоровом состоянии, так же как и при травме; что живое тело пациента обладает свойственными ему инструментами, при помощи которых можно стимулировать и вызывать самозаживляющие принципы, доступные изнутри пациента.


Инженер

Хочу процитировать отрывок из предисловия к книге доктора Стилла «Остеопатия: Исследование и Практика»:
«Остеопатия основана на совершенстве работы Природы. Когда все части человеческого тела находятся в хорошем состоянии, мы здоровы. В противном случае возникает заболевание. Когда части тела выправляются, болезнь уступает место здоровью. Работа остеопата состоит в приведении тела из ненормального состояния к нормальному; после этого ненормальное состояние уступает место нормальному и результатом нормального состояния является здоровье».

В этих словах выражена мечта инженера о живой машине, способной оставаться в здоровом состоянии на протяжении многих десятилетий, о машине, доступной для использования инженера. Каждое прожитое десятилетие несёт с собой изменение «нормального» состояния здоровья для определённого периода, в который наблюдается пациент. С точки зрения инженера, что является здоровьем для данного мужчины или женщины в возрасте от 13 до 19 лет? Как оно изменяется в этих же людях, когда им исполняется тридцать или сорок?

Нормальное здоровье физиологии тела — это такое состояние жизни, которое не поддаётся определению. Нормальное и есть нормальное, и оно является жизненным опытом и принципом. Если нормальное состояние здоровья нельзя определить, его можно описать как два уровня функционирования: первый уровень — это основная непроизвольная подвижность и моторика в физиологии тела на протяжении всей жизни, а второй — произвольная подвижность в физиологии тела в нашей повседневной жизни. Движение — это не сама жизнь. Движение — это проявление жизни. Инженер-врач обладает преимуществом исследовать как непроизвольную, так и произвольную мобильность в физиологии тела пациента и определить качество механизмов здоровья в этом человеке. Иными словами, проявление «нормального» состояния изнутри организма пациента обеспечивает те движение и функцию, называющиеся здоровьем, чтобы продемонстрировать себя наблюдающему инженеру. Так как целью каждого пациента является возвращение к нормальному состоянию, очень важно, чтобы врач знал, чем является здоровое функционирование для организма пациента, который обратился к нему за помощью.

В приведённом отрывке из книги доктора Стилла акцент делается на нормальном состоянии здоровья в живом человеческом теле. Во всех работах учёного, внимание фокусируется на здоровье. Вторым уроком, который следует извлечь из данной цитаты, является тот факт, что наличие любого заболевания и/или травмы в физиологии тела является лишь следствием, отклонением от нормального положения и функционирования в тех областях, в которых было обнаружено это заболевание или травма.

Здоровье является живым принципом живого тела, и ему нельзя дать определения. Причина и следствие являются принципами физиологии тела, которые могут быть определены при наличии заболевания или травмы.

Например, у пациента было обнаружено растяжение лодыжки с возможным разрывом связок. Лодыжка испытывает симптомы, её функционирование нарушено, однако, это лишь следствия, а не причина заболевания. Возможно, пациент пытался опереться при падении вытянутой рукой или руками. Вероятно наличие отклонений от нормального состояния на некоторых участках тела пациента, и каждый из этих участков представляет собой причину, способствующую конечному развитию растяжения связок лодыжки. Возможно, это был ненормальный вывих колена или вертлужной впадины правой или левой ноги, растяжение поясничных мышц или же связочное суставное растяжение руки или кисти от удара о землю во время падения. Накопленные результаты всех этих отдельных участков тела в сумме являются общей причиной поражения лодыжки. Каждый из этих участков должен быть оценён, и следует назначить восстанавливающее лечение для улучшения здорового функционирования на затронутых участках, также как и на лодыжке. С возвратом нормального состояния здоровье снова проявится в лодыжке, и даже оборванные связки осуществят более полное восстановление функционирования в тканях.

Заболевание является другой формой отклонения от здоровья и, подобно растяжению связок лодыжки, также лишь следствием. Болезнь может принять множество форм, от длительных проявлений, таких как ревматоидный артрит, который длится годами, до относительно коротких заболеваний, таких, как долевая пневмония. Больное лёгкое в случае долевой пневмонии не является причиной чего-либо. Это ряд следствий, которые образуют специфическую структуру как отклонение от нормального состояния. Здоровье возвращается в лёгкие, когда все проявления устранены. Для того, чтобы оценить степень восстановления и назначить лечение для исчезновения причины состояния болезни, нужно работать на участках физиологии тела, которые позволили лёгкому понизить сопротивляемость к заболеванию, а также позволили развиться структуре, названной долевой пневмонией. Следствие — это больное лёгкое. Необходимо обнаружить участки причины, которые способствовали наступлению этого результата, в жидкостях, в мышцах и в сочленениях костей, которые контролируют кровоснабжение лёгкого, венозный и лимфатический дренаж от лёгкого и грудной клетки, автономную нервную систему, контролирующую вторичные респираторные механизмы, колебание органов выделительной системы, а также пробуждение иммунной системы, влияющей на больное лёгкое. Иными словами, действие восстанавливающего лечения должно быть направлено сквозь участки причины для восстановления здоровья в области проявления заболевания, а не просто для устранения симптомов.

Каждый год выходят из печати буквально сотни книг и газет, посвящённых комплексам симптомов, клиническим синдромам, описанию состояний болезни, диагностическим и лечебным программам для лечения травматических случаев, а также советам для сохранения здоровья. В этих книгах содержатся многочисленные законы, принципы и концепции, объясняющие сущность этих расстройств. Термин «причина» служит в качестве опоры другим объяснениям обсуждаемой клинической проблемы. Опубликованный материал обоснован в рамках познаний его автора. На сегодняшний день существует бесконечное множество всевозможной информации.

С другой стороны, доктор Стилл предлагает вниманию врача-инженера два основных принципа, исходя из своего открытия, сделанного в 1874 году: 1) Принцип здоровья в физиологии живого тела в костях, тканях и жидкостях; 2) Признание того факта, что болезнь и/или травма являются лишь последствиями и подчиняются принципам причины и следствия в физиологии тела в костях, тканях и жидкостях. Для того чтобы понять доктора Стилла, необходимо осуществить на практике его работу такой, какой он открыл ее, и использовать те принципы, которые он провозгласил.


Гуманист

«Гуманист — это человек, посвятивший, себя улучшению благоденствия человечества, особенно благодаря устранению боли и страданий». Применяя это определение, данное словарём, к доктору Э.Т. Стиллу, необходимо его углубить, добавив к нему следующую фразу: «особенно благодаря восстановлению здоровья изнутри».

Работа доктора Стилла началась в тот час, когда он отвернулся от неэффективных лечебных методов своего времени. Описывая своё открытие науки остеопатии 22 июня 1874 года, он заявляет:
«...Я был опустошен — не в сердце, но во вместилище разума. Этот свод был тогда в очень жалком состоянии для того, чтобы в него проникла стрела, несущая принципы остеопатии.... Часть того дня я провёл в одиночестве, размышляя над этим, и тогда при помощи силы разума я понял, что слово «Бог» означает совершенство во всём и везде. С этого дня я начал проводить тщательное исследование при помощи микроскопа разума, чтобы доказать утверждение, которое часто делают, о том...что совершенство Божества может быть доказано его работой.» (A.T. Still, Autobiography, p. 258.)

Доктор Стилл взял на себя задачу проводить исследования, экспериментировать, изучать, тестировать, думать, чувствовать и работать со всеми скрытыми факторами, которые заключают в себе принципы науки остеопатии. Это был неожиданный прорыв для человека, который перешёл от «устранения боли и страдания» к «восстановлению здоровья изнутри».

Существует много аспектов знания и понимания, которым можно научиться у физиологии живого тела пациента. Существует множество живых диагностических и лечебных навыков, которые могут быть использованы в связи с развитием чувствительной координации живого врача, работающего с живым пациентом для достижения восстановления здоровья.

Я умышленно делаю акцент на слове «живой». Открытие доктора Стилла включает в себя признание того факта, что человеческое тело — это машина, управляемая невидимой силой, зовущейся Жизнью. Именно «жизнеспособность» человеческого тела позволяет ему реагировать на тесты, техники и инструменты медицинской науки, от высоко технических достижений в области компьютеризированных измерительных приборов и магнитного резонанса изображения до развития вакцин, которые уничтожили некоторые неизлечимые болезни человечества, усовершенствованных антибиотиков и других лекарств, тонкой хирургии на сердце и так далее. За последние шесть-десять лет было сделано больше всевозможных достижений, чем за последние 50 лет. В результате этих достижений были спасены многие тысячи жизней.

Медицинская и остеопатическая науки не состязяются друг с другом. Обе они зависят от «жизнеспособности» человеческого тела, с присущим ей жизненным принципом. Ни одна из них не смогла бы получить реакцию на любую диагностическую или терапевтическую меру, если бы эта «жизнеспособность» внутри человеческого тела не предоставила бы такую реакцию. Качество этой «жизнеспособности» влияет на достигнутые результаты. Например, определённая доза данного лечения будет плохо соответствовать телу пациента с пониженной жизнеспособностью. Только относительно здоровое тело будет правильно реагировать на любое лекарство, использованное в ходе диагностической или лечебной программы. В качестве другого примера я расскажу о пациенте, которого я лечил много лет назад. Этот человек перенёс серьезный приступ ревматоидной атаки, после которой у него осталось клапанное расстройство, о котором свидетельствовал шум. Когда повседневная «жизнеспособность» пациента была хорошей, то этот шум был слышен громко и отчётливо. Но если его жизнестойкость была низкой вследствие различных злоупотреблений его образа жизни, шум слабел до такой степени, что был едва различим. После проведения стеопатического лечения по восстановлению «жизнеспособности» до здорового состояния, его шум снова стал звучать с полной силой. Этому пациенту потребовалось сильное сердце для производства хорошего шума. Оба эти примера демонстрируют тот факт, что «жизнеспособность» является функцией в физиологии тела, которая может быть оценена и использована живым врачом в работе с живым пациентом.

При рассмотрении случаев применения науки остеопатии подумайте о тысячах случаев травм типа «хлыстого удара», которые были вылечены, и о роли остеопатического лечения при подготовке пациентов к хирургическим операциям — о пред- и пост-операционном лечении для упрощения возврата к здоровью при помощи использования внутренних ресурсов пациентов. Вспомните об остеопатическом лечении тысяч травматических случаев со значительными и, гораздо чаще, с незначительными поражениями, которые ухудшают нормальное состояние здоровья пациента. Подумайте об остеопатическом лечении, доступном сотням пациентов с различными расстройствами, людям, которым другие врачи сказали: «Ваше заболевание неизлечимо». В данных случаях остеопатическая диагностика и лечение продемонстрировали тот факт, что «жизнеспособность» функционирования физиологии тела, несомненно, обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы пробудить здоровье изнутри.

В трудах доктора Стилла присутствует невидимое качество, которое сложно определить или обсудить, но о котором следует поговорить и преобразовать его в научный опыт в повседневной практике врача. Определение, данное слову «гуманист», может в некоторой степени объяснить это качество медицинской помощи. До осуществления своего открытия доктор Стилл работал врачом на благо человечества, «особенно устраняя боль и страдания» снаружи и внутри, используя медицинское искусство и науку своего времени. Как гуманист он не был удовлетворён достигнутыми результатами и занялся поисками ответов и навыков, при помощи которых он мог бы повысить свой профессионализм. К моменту его открытия «кое-что произошло», невидимый фактор, шаг в неизвестность. Качество его жизни как врача изменилось, трансформировалось, могу ли я использовать слово «преобразование», чтобы объяснить то, что произошло? Вследствие этого безмолвного «события» он стал гуманистом, чьей первой задачей было служение человечеству «при помощи восстановления здоровья изнутри». Сам он понял значение и опыт «жизненной силы» как в себе самом, так и внутри своих пациентов как некое единое жизненное целое. Он признал это качество «жизнеспособности», данное ему без вопросов, и как врач, инженер и гуманист заставил его служить себе в познании и использовании в своей повседневной практике.

В момент открытия произошло нечто, что случалось сотни раз с людьми, работающими в различных областях науки. Это часть процесса исследования тех самообучающихся людей, которые старательно ищут ответы на интересующие их вопросы. Такие открытия наступают в непредсказуемый момент, независимо от воли человека.

Доктор Стилл подарил миру науку остеопатию и два ясных основных принципа, которые могут быть использованы для служения человеческим потребностям:
1) принцип здоровья в физиологии тела, который может быть использован самостоятельно, и
2) принцип причины и следствия, который может быть использован при лечении заболеваний и/или травм физиологии тела там, где любая проблема является только следствием, которое может быть диагностировано и вылечено через участки причины для восстановления процессов здоровья. Оба принципа доступны для использования живым врачом при работе с живым пациентом.

Следующая цитата из книги доктора Стилла предоставляет нам понимание глубины его знаний, а также значимости его опыта работы:
«Я совершенно убеждён в том, что Бог, как разум природы, доказал свою способность планировать (если это необходимо) и устанавливать или предоставлять свои законы, без структур, для несметного числа видов живых существ: и основательно наделять их для потребностей жизни двигателями и батареями движущей силы, находящимися в действии. Каждая часть тела полностью оснащена для выполнения своих обязанностей, она обладает возможностью отбирать и присваивать из великой лаборатории природы те силы, которые необходимы ей, чтобы выполнять свои обязанности в соответствии с принципом жизненной экономии. Короче говоря, всезнающий Архитектор сделал и пронумеровал каждую часть, чтобы она точно соответствовала своему месту и выполняла свои обязанности в каждом здании животной жизни, в то время как солнце, звезды, спутники и кометы подчиняются вечному закону жизни и движения.» (Ibid., p. 148.)

Вот почему знание врача, способности инженера и реакция гуманиста по отношению к здоровью являются универсальными ключами к работе, данной нам доктором Эндрю Тейлором Стиллом.

1. А.Т. Still, Osteopathy: Research and Practice, p. vii.

Неподвижные точки

Опубликованная запись дискуссии, состоявшейся в 1986 году на факультете развивающих программ Краниальной Образовательной Организации Сазерленда в Филадельфии, штат Пенсильвания.

Вы спросили меня о том, что происходит в неподвижной точке. Это хороший вопрос, и я постараюсь внести некоторую ясность, однако, это не будет ответом, так как на данный вопрос в принципе не существует ответа.

Перемещая относительное функционирование рычага через точку опоры, вы проходите через неподвижную точку. Вы создаёте абсолютный взаимообмен между двумя концами рычага.

А теперь не упустите эту возможность; однако, я отказался от использования неподвижных точек; они не являются целью моего лечения. Я даже прекратил их поиски. Я обнаружил миллион неподвижных точек — до, во время и после... и, в конце концов, я отказался от этого. Я просто ушёл с этой дороги настолько далеко, насколько нужно, что бы ни случилось.

Неподвижная точка является физиологическим уравновешенным действием, сквозь которое проходит физиология тела любого пациента. Она может образоваться в любое время, везде и любым способом. Вероятно, она образуется спонтанно в пациенте во время спокойного сна или чего-то в этом роде. Это попытка тела освободиться и стать полностью подвижным механизмом. Во время лечения она представляет собой заметное событие, которое врач может обнаружить, и которое происходит в физиологии тела, но не такое, которое он обдуманно ищет или пытается оценить. Это анатомо-физиологическое изменение, которое осуществляет тело, и как врач я ничего не могу с этим поделать. Мне даже не нужно это признавать. Тот факт, что это имеет место, указывает нам на то, что физиология тела решила использовать это, а я лишь простой наблюдатель, а не искатель цели.

Часто неподвижные точки могут образовываться прямо на ваших глазах, однако, также вы часто можете наблюдать за тем, как они образуются на некоторой дистанции. Вы спокойно работаете с пациентом, прислушиваетесь к некоторым его областям и внезапно вы осознаёте, что нечто происходит где-то в другом месте. Вам следовало бы работать, используя эту неподвижную точку для того, чтобы это произошло. Но вы не находились в той области, когда установили место работы. Вы можете знать о том, что изменение произошло, что нечто прошло сквозь неподвижную точку, однако, инициатором этого были не вы.

Сидя со своим механизмом

Опубликованная запись лекций, прочитанных в 1976 году в рамках основного курса Краниальной Обучающей Организации Сазерленда в Милуоки, штат Висконсин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: