Глава 1: Изучение и практика остеопатии

Глубокий океан исследований

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1982 году в рамках основного курса Краниальной Обучающей Организации Сазерленда в Александрии, штат Вирджиния


Сейчас нам с вами предстоит совершить грандиозный переход для того, чтобы использовать всё то, что вы применяли до сих пор в своей практике, при работе во время этой недели. Нашей главной задачей как преподавателей является помочь вам пройти этот путь как можно более легко. Однако, хочу предупредить вас, что всё, что мы будем делать во время этой недели, является довольно сложной работой.

В качестве одного из мостиков, который мы будем использовать для осуществления этого перехода, я написал на доске основные остеопатические принципы, уже знакомые вам по колледжу. Вот четыре из них:
1) Тело — это единое целое;
2) Тело обладает саморегулирующимися механизмами;
3) Структура и функция взаимосвязаны;
4) Рациональная терапия основана на понимании саморегулирующегося механизма тела как единого целого, а также взаимосвязи структуры и функции в организме.

Эти принципы вы неоднократно слышали во время вашей практики, начиная с того времени, когда вы только поступили в остеопатический колледж. Мы все согласны с тем, что это замечательные принципы. Однако, кто из вас осознаёт, когда вы слышите или читаете эти постулаты, что речь идет о живом механизме? Большинство из вас приходит из школы, где вы видели, как все медицинские действия осуществляются на трупе, лежащем на столе, с которым можно делать всё, что нам будет угодно.

На протяжении этой недели мы будем говорить о живом теле как едином целом, о живом саморегулирующемся механизме, о живых структуре и функции, которые взаимосвязаны, а также о живой терапии, основанной на понимании. Эти механизмы живые, они здоровы. Именно поэтому сегодня мы находимся здесь. Мы считаем, что именно сейчас необходимо взять на себя дополнительную ответственность при работе с живым механизмом, заставляя его работать на нас, вместо того, чтобы самим делать что-нибудь для него. Мы находимся здесь для того, чтобы понять как данный механизм работает на нас, понять правила и принципы, которые позволят нам заставить его делать это. Существует много способов заставить его сотрудничать с нами, чтобы затем мы могли сотрудничать с ним. Мы ничего не будем делать для него, мы просто будем сотрудничать с ним, так как он уже работает на нас.

Итак, целью данного курса является обучение здоровью и функции как механизмам, выраженным анатомо-физиологическими функционирующими механизмами. Мы находимся здесь, чтобы изучить как тело и мозг, наши различные функциональные единицы, работают для нас при здоровом состоянии организма. Мы здесь не для того, чтобы изучать анатомию и физиологию краниосакрального механизма; поскольку они являются лишь инструментами, с которыми нам предстоит работать, у которых нам нужно будет учиться. Мы здесь не для того, чтобы научиться ставить диагноз и лечить болезни или травмы этого механизма; мы здесь для того, чтобы узнать, каким образом здоровье доставляется изнутри живого механизма. Для этого нужно осознать, что внутри каждого из нас находится первичный врач, который включает в себя краниосакральный механизм — их невозможно разделить, они являются единым целым. Нам необходимо понять, что именно этот первичный врач, находящийся внутри нас, точно знает всё о состоянии здоровья и постоянно выносит это здоровье на поверхность при условии, что мы будем прислушиваться к нему.

Этот живой врач внутри нас всегда проявляет здоровье. Начиная с того времени, когда вы были зачаты, и до тех пор, пока вы не протянете ноги, он постоянно проявляет здоровье для вас. Для каждого десятилетия вашей жизни у вас имеется соответствующий тип здоровья. Если вам двадцать лет, вы обладаете тем типом здоровья, который буквально является выражением вашего возраста. Подобно каждому из нас, этот тип здоровья созревает, постепенно изменяется, но постоянно присутствует в нас.

Пациенты приходят к нам на приём, поскольку их здоровье слегка закрылось тучами, и из этих туч на них идет дождь, но это не меняет тот факт, что над этими тучами продолжает светить солнце, и здоровье всё ещё возможно. В нашей власти освободить это состояние здоровья из состояния травмы или заболевания, и позволить остаться лишь здоровью. В таком случае наша позиция как врачей вторична. В нашу обязанность как вторичных врачей, входит работа с первичным врачом внутри нас и внутри наших пациентов, чтобы позволить внутренней физиологической функции проявить свою скрытую потенцию — вывести это состояние здоровья на поверхность.

Для того, чтобы научиться это делать, мы должны углубиться в другой океан понимания и позволить физиологической функции, находящейся внутри пациента, буквально натренировать нас. Нас интересует вопрос: где находится здоровье в пациенте? Как вывести это здоровье на поверхность? Физиология тела пациента буквально обучает нас этому. Врачи, находящиеся внутри моих пациентов, обучали меня в течение последних сорока восьми лет, но я до сих пор остаюсь студентом. Этот этап также является частью того перехода, который нам предстоит совершить.

Мы хотим научиться чувствовать и понимать как эти механизмы работают внутри нас и в наших пациентах. Во время этой недели, когда вы поставите себя на место пациента, позвольте себе почувствовать работу этих механизмов подобно тому, как студент-доктор будет пытаться почувствовать работу тех же механизмов внутри вашего тела. Это способ начать чувствовать функцию.

Для достижения вышеизложенных целей мы рассмотрим три основных этапа, которые нужно пройти, первый из которых является самым сложным. Прежде всего, следует учесть тот факт, что анатомо-физиологическая функция внутри вас и вашего пациента является живой и уже находится в движении, а также доступна для вашей оценки и использования. Вам необходимо примириться с этим фактом — закройте глаза и переступите через невидимую границу, надеясь на то, что там, куда опустится ваша нога, с другой стороны этой границы, вы ощутите твёрдую почву. Внезапно вы поймёте, что ваша роль вторична по отношению к тому, с чем вы работаете. Главный босс находится внутри. Он внутри вас и ваших пациентов. Вторичный врач должен научиться понимать и использовать его.

Во-вторых, нам необходимо детально изучить анатомо-физиологический механизм живого тела. Мы должны понять, что живые анатомо-физиологические элементы первичного респираторного и краниосакрального механизмов не являются отдельной единицей функционирования или изучения. Мы должны добавить эти элементы к тем знаниям по анатомии и физиологии, которые мы получили в школе. Когда я пришёл на первое занятие к доктору Вильяму Гарнеру Сазерленду, я сказал ему, что пришёл не для того, чтобы изучать его труды, а чтобы расширить свои познания в области анатомии и физиологии, включая краниосакральный механизм, который мы не изучали в школе. Доктор Сазерленд обучил меня этой профессии, и теперь я обучу ей вас. Вы находитесь здесь, чтобы продолжать изучение анатомии и физиологии живого тела, что включает в себя первичный респираторный механизм.

Третьим нашим шагом будет являться усовершенствование наших живых навыков пальпации. Они понадобятся нам для того, чтобы работать с живыми механизмами в живом теле. Именно эти навыки позволят нам правильно оценить и использовать работающие элементы тела, чтобы позволить им самостоятельно вылечить пациента. Такое самолечение пациентов наступает каждый раз, когда мы кладём наши руки на их тело, при условии, что мы будем сотрудничать с уже работающими механизмами.


Вечные студенты

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1986 году в рамках развивающей программы на факультете Краниальной Обучающей Организации Сазерленда в Филадельфии, штат Пенсильвания.

Кто такой врач? Главной задачей врача является служение людям. Наука остеопатия начинается с обнаружения структуры и функции в организме человека. Они проявляются в виде жидкого движущегося мобильного механизма внутри физиологии тела. Они являются своеобразным опытом, исходящим изнутри тела пациента, этот опыт выражается как самообученный, натренированный пальпаторный навык врача. В работе Э.Т. Стилла содержится вся наука остеопатия. В работе В.Г. Сазерленда — описание первичного респираторного механизма, с детально рассмотренной анатомией и физиологией, при этом его работа является не одним из компонентов работы доктора Стилла, а самостоятельным целым, входящим в науку остеопатию.

Нужно постоянно помнить о таком важном факте, что во время своих открытий доктора Стилл и Сазерленд признавали, что наука остеопатия является основополагающим жизненно важным законом физиологии тела, и признавали необходимость стать вечными студентами, на протяжении всей жизни изучающими живую физиологию тела. Они перестали быть врачами — они стали студентами. Они прекратили свои поиски и основали остеопатию; они стали студентами науки остеопатии до конца своих дней. Доктора Стилл и Сазерленд стали вечными студентами, подобно всем тем врачам, следующим по их стопам, которые также сочтут, что необходимо быть студентами — которые согласятся действовать в соответствии с определённым набором жизненных законов для служения человечеству.

Мы находимся здесь не для того, чтобы вспоминать о трудах Стилла или Сазерленда; мы здесь для того, чтобы стать студентами, изучающими законы того механизма, который был ими открыт. Эти законы вполне доступны, они являются открытым пространством. Стилл и Сазерленд стали студентами и посвятили себя науке. Они передали свои труды своим последователям, но они дали только ключ, зная, что все врачи должны сами стать студентами своей работы. Главной задачей в остеопатической практике является рассмотрение физиологии тела как единого целого — её структуры и функции как некоего единства — а также нужно признать, что произвольно-непроизвольный жидкий движущийся мобильный механизм является выраженным образованием, заключённым в физиологии тела. Как врачам, нам необходимо развить навыки пальпации, которые позволяют нам улавливать физиологию пациента. Мы должны осознать тот факт, что первичный респираторный механизм является рабочей единицей науки остеопатии и необходимо включить эту функциональную единицу в целую картину здорового состояния и/или дисфункции в физиологии тела пациента.

Мы должны поставить диагноз и лечить тело как единое целое. Нам не следует делить его на соматический и краниальный отделы, но вместо этого мы должны лечить его как целостность. В науке остеопатии функция здоровья и дисфункция также рассматриваются как единое целое. Врач должен уметь общаться с физиологией тела пациента, учиться у неё и стараться не попадать в ловушку — то есть, не разделять различные части тела. Когда вы работаете с одной его частью, вы находитесь в контакте со всеми остальными. Вы прислушиваетесь и чувствуете функционирование одного отдела, но одновременно вы слышите как функционирует весь организм. Если вы усвоите такое открытое отношение к своей работе, организм пациента станет для вас большим, чем просто единицей — он станет единым целым.

Когда вы учитесь прислушиваться к физиологии тела пациента, со стороны может показаться, что вы ничего не делаете, однако, вы совершаете довольно тяжёлую работу; слушать на протяжении определенного отрезка времени — это довольно трудное дело. Однако, вы можете научиться выполнять эту работу, у вас впереди вся жизнь. Стилл и Сазерленд делали это, вы тоже вполне можете научиться. Доктора Стилл и Сазерленд были студентами. Они посвятили всю свою жизни изучению науки остеопатии, и одной из основных вещей, которые они поняли, было то, что никогда не наступит такого времени, когда можно прекратить изучать науку остеопатию. Они согласились подчиниться фундаментальным законам, находящимся внутри физиологии в теле каждого пациента. Они научились определять и использовать основные правила здорового состояния, действующие в нас, и именно эти правила следует искать для восстановления состояния здоровья при любой дисфункции, заболевании или травме, из-за которых пациент пришёл к вам на приём. Доктора Стилл и Сазерленд изучали каждый отдельный механизм внутри физиологии тела каждого пациента, и они учились для каждого отдельного случая ставить подобающий диагноз и составлять лечебную программу. Они учились у самих тел своих пациентов.

Что может быть нового в науке остеопатии? Ответ прост: это каждый следующий пациент, приходящий в ваш офис, тот самый, который везде побывал и всё испробовал. Физиология тела является учителем, а врач — студентом. Механизм физиологии тела предоставляет нам множество экспериментальных возможностей для обеспечения здорового состояния для пациента. Как врачу-студенту вам следует создавать техники, основанные на понимании механизма, мысленно представляя, что, по вашему мнению, должно быть в данном отделе, и затем развивать эти техники — тогда вы поймёте функционирование механизма для каждого конкретного заболевания и каждого пациента. Иными словами, перед вами открыто множество дверей для проведения экспериментов, при условии, что вы будете подчиняться законам науки остеопатии. Результаты вашей работы будут прямо пропорциональны вашим знаниям и развитому вами чувству осязания. Как студенты физиологии тела и как врачи мы можем использовать и подчиняться физиологии тела пациента при лечении каждого отдельного случая. Тех, кто решил изучать и использовать работы докторов Стилла и Сазерленда, ждёт блестящее будущее. Спасибо вам.


Шаги, которые необходимо предпринять

Отрывки из разных лекций, прочитанных с 1969 по 1986 гг.

Основные остеопатические принципы были окончательно сформулированы в 1874 году при рождении науки остеопатии, и их истинность с каждым десятилетием всё более подтверждается. Современные исследования при помощи чрезвычайно чувствительных инструментов доказывают действенность этих истин. Для того, чтобы доказать некоторые другие истины, сформулированные докторами Э.Т. Стиллом и Сазерлендом, учёные применяют сверхточные инструменты. Наша задача как врачей-остеопатов состоит в том, чтобы воплотить эти истины в нашей повседневной рабочей практике и регулярно применять их как для разрешения каждой клинической проблемы, так и для лечения каждого пациента.

Основные принципы Э.Т. Стилла не являются готовой программой для мгновенного понимания физиологии живого тела в здоровом состоянии и при травме или заболевании; напротив, это требующие длительного изучения программы для самостоятельно обучающегося врача, развивающие его понимание этих сложных живых механизмов. Каждый живой анатомо-физиологический механизм демонстрирует свое внутреннее функционирование, как в здоровом состоянии, так и при травме или заболевании.

Для того, чтобы понять основные принципы остеопатии, врачу необходимо внести радикальное изменение в свою концепцию о предназначении врача. Он не должен сохранять свои прежние концепции в работе с пациентами; ему не следует пытаться усвоить новые концепции, просто пытаясь применять их при лечении пациентов. Он должен прежде всего изменить свой образ мыслей и попытаться познать себя самого, до тех пор, пока не почувствует удобство при работе с новыми инструментами. Вторым шагом будет применение этих инструментов для лечения пациентов.

Шаги:
1. Признать тот факт, что в вашем пациенте находится Живой Механизм. Жизнь всегда пытается выразить здоровье.
2. После принятия этого факта наступает отступление. Признайте тот факт, что механизм говорит вам правду.
3. Усовершенствуйте навыки пальпации. Человеческое тело умнее вас, следовательно, учитесь у него.

Первый шаг является самым трудным, но и самым важным для понимания и использования живых здоровых механизмов. Во-первых, обнаружьте и исследуйте механизмы живого функционирования внутри себя, и это приведёт вас к пониманию функционирования этих механизмов в организме пациентов.

Второй шаг — стать хранителем живых функций в работе. Подчинитесь пациентам.

Третий шаг состоит в том, чтобы развить живой навык пальпации. Пальпация является тем инструментом, который врач использует для обнаружения здоровья, находящегося внутри каждого человека. Научитесь чувствовать внутреннюю функцию, а не просто сильные и слабые движения.

Возможно, вы думаете, что в ходе данного курса вы получите какую-либо информацию? Усовершенствуете пальпаторные навыки? Получите необходимые знания, касающиеся лечения пациентов?

Нет, вы пришли сюда для того, чтобы самим стать тем лечением, которое вам нужно будет осознать и использовать при работе с пациентами.


Помощь всегда рядом

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1988 году в рамках обучающего курса и развивающей программы факультета Краниальной Обучающей Организации Сазерленда.

Однажды я увидел в одной газете статью, озаглавленную «Помощь, которая всегда рядом». Речь шла о международной организации, которая разработала телефонную сеть для людей, нуждающихся в помощи. Ознакомившись с принципами функционирования этой организации, мы можем извлечь для себя много полезного, поскольку эти принципы аналогичны тем, которые врачи используют при лечении пациентов. Методы, используемые работниками этой организации, могут применяться всеми, кто хочет помочь людям.

24 часа в сутки телефонные линии «Помощи» обслуживаются обученными добровольцами, отвечающими на любые звонки — молодых и старых людей, богатых и бедных, больных, потерявших надежду, склонных к самоубийству, даже тех, кто просто жалуется на одиночество. Секрет их метода состоит не в том, что они говорят этим людям, а в их умении слушать людей, которым необходима помощь.

Сотрудников центров «Помощи» обучают тому, что умение слушать, даже по телефону, уже является своеобразной помощью. Им известно, что умение слушать в зависимости от каждого нуждающегося в помощи само по себе является настоящей реакцией, если этот человек, в свою очередь, сам себе пытается помочь. Сотрудники этой организации не дают приказов или советов, они не проповедуют и не поучают. Они не указывают человеку на то, что ему следует делать, и не утверждают, что знают, что именно его беспокоит. Напротив, они обучены лишь слушать то, что говорят люди, не делая при этом никаких заключений, их задача — слушать, не пытаясь анализировать состояние людей или их проблемы. Отвечая человеку, они говорят с ним беспристрастно. В их задачу входит побудить человека просто ответить им, сказать что-нибудь, что может ему помочь заглянуть вглубь себя.

Вот один из методов, которым обучают сотрудников организации «Помощь», — когда к вам обращаются за помощью, вы должны попытаться повторить проблему, выраженную человеком, нуждающимся в помощи, так, чтобы он или она могли услышать, как их проблема звучит со стороны. Не утверждайте, что понимаете эту проблему. Позвольте человеку самому выразить свои чувства. Позвольте человеку, нуждающемуся в помощи, самому делать предположения и двигаться по направлению к разрешению проблемы. Например, вам лучше спросить у этого человека, как он намерен справиться с создавшейся ситуацией, вместо того, чтобы говорить, как вы сами поступили бы в создавшихся обстоятельствах. Вы хотите помочь им обнаружить, что их собственная сила вполне хороша, какой бы ограниченной она им ни казалась. Таким образом, сотрудники-добровольцы помогают людям, которые им звонят, наилучшим образом использовать их собственные ресурсы и делиться своими чувствами наиболее конструктивным способом. В конечном итоге метод организации «Помощь» состоит в том, что следует сопереживать человеку и дать ему понять, что вас волнует то, что с ним происходит. Вас волнует тот факт, что этот человек обратился к вам за помощью, и вы внимательны к нему как к личности.

Благодаря этим принципам и навыкам деятельность организации «Помощь» весьма эффективна. Такой метод вербального контакта требует тренировки, но его принципы довольно просто освоить, и каждый из нас способен применять их на практике.

Поскольку я сейчас стою здесь и разговариваю с вами, мне бы хотелось, чтобы вы прислушались к тому, что происходит в вашем мозгу когда к вам обращаются за помощью. Вы должны осознавать свои чувства по отношению к обратившемуся к вам человеку, вы должны принимать этого человека таким, какой он есть — то есть, считать его таким же сильным человеком, как и вы сами. Слушайте его и отвечайте ему, не вынося никаких суждений о нём. Люди чувствуют себя свободней рядом с человеком, который спокойно принимает их такими, какие они есть. От вас требуется просто оставаться в расслабленном состоянии и ничего не делать. Уже одно ваше присутствие в подобной атмосфере окажет целительное действие. Именно эта заботливая внимательная реакция, а не показная или активная делает эффективным остеопатическое лечение, связанное с манипуляциями.

В своей книге «On Becoming a Person» Карл Роджерс (Carl Rodgers) изложил подобную концепцию. Он писал о том, что на самом деле помощь состоит не в том, чтобы что-то отдавать, а в том, чтобы разделять горе другого человека. Он учил, что мы можем помочь другим, если мы поймём и осознаем наши настоящие чувства, не вынося никаких суждений, и если мы тепло отнесёмся к людям, которым нужна наша помощь, и которые настолько же сильны, как и те из нас, кто думает, что здоров. Люди отреагируют на наше хорошее отношение к ним, доверившись нам, и смогут сами себе помочь.

Мы провели параллель между работой добровольцев, общающихся с людьми, и врачей, занимающихся наукой остеопатией. Следует учитывать тот факт, что когда к вам на приём приходит пациент, он несёт в себе физиологию тела, которому нужна ваша помощь. Вместо того, чтобы говорить об этой помощи с пациентом, мы обучимся пальпации и молча обследуем физиологию тела. Научитесь молча работать с пациентом, используя ваше натренированное чувство осязания для того, чтобы позволить здоровью восстановиться. Вместо того, чтобы просто слушать слова, мы молча прислушивается к физиологии тела и понимаем её. Вместо того, чтобы обсуждать с пациентом создавшуюся ситуацию, мы займёмся физической практикой, обучаясь тому, как почувствовать эти изменения, услышать то, что происходит внутри пациента. Пациент, как и я сам, не должен произнести ни слова. Мне не нужны слова, когда я практикую искусство прислушиваться к тканям.

Подобно тому, как добровольцу необходимо научиться случать людей, для успешной работы врачу нужно развить и усовершенствовать свой навык пальпации, чтобы прислушиваться как к общему, так и к специфическому непроизвольным механизмам анатомии и физиологии пациента, к механизмам, нуждающимся в помощи. Развивайте пальпаторный навык для того, чтобы буквально почувствовать те вопросы, с которыми пациент пришёл к вам на приём. Помощь, в которой нуждается пациент, может быть определена и скоординирована при помощи слушающей реакции, которую врач развивает своими пальпаторными навыками. Пациент нуждается в помощи, физиология тела также нуждается в помоши, и вместо того, чтобы говорить об этом, мы очень осторожно кладём наши руки на тело пациента, чтобы что-нибудь обнаружить, начать лечение и не останавливаться до тех пор, пока мы не поймём, что физиология тела пациента осуществляет некоторую реакцию по направлению к здоровью. Врач должен научиться замечать наступление такого состояния в физиологии тела, испытывать и разделять проблемы этой физиологии тела, и нам совсем не обязательно на словах объяснять наши действия пациенту. Пациент лишь почувствует контакт, который мы установили с его телом, он будет знать тот факт, что врач разделяет его проблему. Если мы станем слушающим добровольцем и позволим физиологии тела пациента быть нашим учителем, эта физиология сама нам всё расскажет. При создании изменений глубоко внутри физиологии пациента последний будет испытывать эти изменения, а я как врач буду учиться разделять этот опыт.

Очень сложно описать что именно мы делаем, но совсем не важно что мы при этом говорим, важно то, что мы делаем. Обычно во время лечения я ничего не говорю своим пациентам. Я обследую их, прислушиваюсь к ним и работаю с ними — не при помощи техник, но при помощи понимания физиологии тела. Чем глубже врач погрузится в себя, чтобы прислушаться к активности физиологии тела пациента через пальпаторный контакт, тем больше информации он почерпнёт при проведении осмотра. Вас обучит этому сама физиология тела пациента. Активное прислушивание врача как бы пробуждает физиологию тела и побуждает её приступить к работе. Физиология начинает помогать пациенту, и вам даже не нужно думать или говорить о ней. Вам необходимо лишь наблюдать и прислушиваться к ней, буквально ощущая её при помощи ваших навыков пальпации. Работайте с пациентом спокойно, будьте молчаливым партнёром и активным слушателем.


Использование жизненной силы

Опубликованная запись лекции, прочитанной в 1986 году в рамках основного курса Краниальной обучающей организации Сазерленда в Филадельфии, штат Пенсильвания

Мы говорили о том, почему важно усвоить тот факт, что и вы, и ваши пациенты являетесь живыми, и я коротко хотел бы поговорить о том, как использовать эту жизненную силу в вашей ежедневной практике. Мне кажется, что она повышает эффективность моей заботы о пациентах, и я хотел бы поделиться с вами своим опытом. Для начала, мне кажется, что просто необходимо признать, что во всех живых существах происходит основной первичный ритмический взаимообмен. Это изменяющийся, прекрасный первичный респираторный механизм-в-действии, и я признаю жизненную силу этого ритмического движения.

Далее, я признаю, что единственной целью каждого из нас, врачей, является научиться служить человечеству. На собственном опыте я убедился в том, что для того, чтобы подготовиться к служению человечеству, прежде всего мне необходимо внутренне успокоиться — это необходимо мне для приёма пациентов. После того, как я успокоился, следующим моим шагом будет осознание спокойствия в пациенте, который придёт ко мне на приём. Это можно сделать примерно за пятнадцать секунд, даже на одном дыхании. Всё это можно сделать, пока пациент ждет приёма, даже прежде, чем он войдёт в мой лечебный кабинет.

Теперь я установил в обнаруженном во мне спокойствии некий невидимый контакт с ритмической, колеблющейся структурой. Я автоматически реагирую на такое непроизвольное движение приливов и отливов внутри себя. Когда я настраиваюсь на относительное спокойствие в организме пациента, даже перед началом лечения, я нахожусь в полной гармонии с сущностью пациента, которая также представляет собой подобное приливу и отливу движение. Его темп может отличаться от моего, но это не важно, поскольку это точно такой же механизм. Таким образом, после того, как я успокоился, я могу спокойно погрузиться вглубь пациента. Я его еще не видел, но я признаю, что он обладает тем же самым механизмом, что и я сам. Только после этого я приглашаю пациента пройти в лечебный кабинет. Затем я могу делать всё, что считаю нужным; при работе я не уделяю внимания тому, что, по моему мнению, уже совершилось для этого пациента. Я просто приступаю к работе.

Это небольшое введение, идущее изнутри меня и признающее мое собственное спокойствие в пациенте, является молчаливым признанием того, что это спокойствие живое. Это невидимое осознание или осмысление. Даже если к вам на приём приходит 45 пациентов в день, вы можете позволить себе на очень короткий момент ощутить контакт с точкой тишины в вас самих, а затем с точкой тишины в пациенте. И тогда будет неважно, как именно вы будете работать с пациентами, за эти сорок пять раз вы обнаружите нечто в вас самих и в ваших пациентах, что незаметно поможет в программе лечения. Что это будет, я не знаю, да это и не важно. Это просто факт идентификации с механизмом, существующим в каждом из нас, а также использование его.

Такое спокойное состояние укажет вам, что необходимо сделать в данный день и я убеждён в том, что пациенту не нужно сознательно участвовать в этом процессе. Я лечил множество пациентов, которые имели довольно смутное представление о том, что я делал, но, тем не менее, им нравилось это, поскольку они чувствовали, что что-то происходит внутри них. Они чувствовали, что доктор как бы ухватился за что-то, принадлежащее им, и пытается им помочь. Иногда они подозревают, что я ничего не делаю, но, в конце концов, им становится ясно, что это не так, поскольку в их организме происходит клиническая реакция.

Итак, такой контакт действует подобно спокойному заверению, а также он позволяет мне на короткое время отдохнуть в промежутках между приёмами пациентов. Когда вы имеете дело со случаем, отрицательно воздействующим на вас, — а такие случаи бывают — вам не хочется переносить все эти негативные эмоции на следующего пациента. Если у вас будет такая возможность, уделите немного больше времени этому процессу. Посидите где-нибудь в течение 45 секунд и прогоните от себя мрачные мысли. Вы завершили работу с пациентом, он уже ушёл из вашего офиса, вы даже не знаете его имени. Затем успокойтесь и попросите другого пациента зайти в ваш офис. Даже если это был не очень трудный случай, когда пациент уйдет, вы также можете спокойно осознать тот факт, что что-то произошло за то время, пока он был в вашем офисе. Вам не нужно об этом говорить. Это всего лишь молчаливый обмен между моим молчанием и молчанием пациента — без использования имен, техник или чего-то еще. Это спокойное осознание того факта, что вы готовы к приёму следующего пациента, а пациент готов к встрече с вами.

Я никогда не лечил пациентов, если они меня лично об этом не просили. Я отказываю жене, которая просит меня назначить время для приёма её мужа; пациент должен сам прийти ко мне и договориться о времени визита. В противном случае приходящие пациенты часто держатся довольно вызывающе. Очень редко бывает, что кого-нибудь силой вталкивают в мой офис; я провожу очень краткое обследование и говорю этому человеку: «Да, я обнаружил у вас проблемы здесь и здесь. Идите домой и забудьте об этом, а если вы когда-нибудь захотите полечиться, позвоните мне». Возможно, через шесть месяцев или через два года этот человек в конечном итоге позвонит мне. Он согласится с тем, что, возможно, ему нужна некоторая помощь. Пятьдесят процентов всех аргументов убеждают их в том, что им следует обратиться ко мне за помощью. Как только они осознают этот факт, к тому времени, когда они войдут в мой офис, их организм уже начнет работать над разрешением их проблемы; они примирились с мыслью, что, в первую очередь, им необходимо лечение.

Несмотря на то, что я сказал, что такое успокоение будет руководить вашими действиями, я не использую его для того, чтобы поставить диагноз — это лишь начальная стадия осмотра. Это просто признание того факта, что вы имеете дело с жизненной силой, которая находится внутри тела пациента, так почему бы не бросить ей вызов? Мы не просим её поставить диагноз, мы ничего у неё не просим, кроме простого факта её присутствия. Пытаясь помогать своим пациентам, я достиг наилучших результатов, зная о том, что в них присутствует жизненная сила в той же мере, что и во мне самом. Речь идет не о том, чтобы что-то выучить, а о том, чтобы что-то использовать — использовать неизвестный фактор, который будет способствовать как вашему собственному здоровью, так и здоровью пациентов. Вам нужно будет обнаружить, произведёт ли действие такого состояния спокойствия перемену в вашей практике. Я убежден в том, что в моей практике произошла такая перемена, и я очень рад этому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: