Вопрос 18. Понятие потребности и мотива

Потребность - переживаемая или осознанная человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. (Мерлин)

Потребности по Симонову:

1. Биологические (витальные)- блага обеспечивающие жизнь и существование человека (пища, отдых, секс)

2. Социальные - связанны с общением и разными видами чел деятельности:

а) потребности «для себя»- права

б) потребности «для других»- действия для др. людей

в) потребность в норме, идеологии

3. Идеальные - направленные на духовные объекты, вкл. в себя: познавательные, эстетические, этические, религиозные и тд.

4. Потребность в компетенции - стремление к мастерству

5. Потребность в преодолении препятствий на пути к цели - связаны с волей.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, тк первые также несут на себе большой отпечаток культурных традиций. Но социогенные потребности явл, в основном, ненасыщаемыми, им чел научается в процессе социализации.

Социогенные потребности имеют общественно-истор. природу, они могут меняться на продолжении длительных отрезков времени:

1.Могут меняться способы удовлетворения потребности

2. потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества.

Мотив (Леонтьев) - все, что активизирует, динаминизирует процессы деятельности, и что, по определению, может натолкнуться на препятствие. Мотив Леонтьев соотносит с понятием цели - представленный заранее результат, к кот. стремится действие. Мотив то, ради чего действие совершается. Цели и мотивы, в основном, не совпадают. Цель бывает одна, а мотивов ее достижения много. Мотивы по Леонтьеву:

1. знаемые мотивы - чел осознает и вербализует

2. действенные - лежат в основе поведения чела

3. смыслообразующие мотивы - задают смысл деят-ти

4. мотивы - стимулы - способствуют деят-ти, но со смыслом не связаны.

По Петровскому:

1. Осознанные: а) интересы - «эмоциональные проявления познавательных потребностей чела». Рассматр. как мотивы, тк побуждают к деят-ти; б) убеждения - «система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами».

2. Неосознанные: а) влечение - недостаточное осознанное и дифференцированное стремление человека, осознанное на неосознаваемой потребности; б) установка - малоосознаваемая готовность личности к опр. деят-ти по удовлетворению потребности.

Виды установок по Асмолову: а) первичная - готовность действовать опр. образом, на опр. тип объектов; б) ситуативная - готовность реагировать на опр. класс задач, в кот. чел был ранее; в) Целевая - готовность чела действовать до достижения поставленной перед ним цели; г) социальная (аттитьюд)- тенденция Дей-ть за или против некоторого фактора, в качестве кот. могут быть соц группы или соц явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: