Факторы, влияющие на величину оценочной стоимости

    Спрос     Доход (прибыль)       Время  
   
                   
         
    Контроль     Стоимость бизнеса     Риск  
   
                     
           
    Ликвидность     Соотношение спроса и предложения       Ограничения  
   
       
                                 

Рис. 4


Макро- и микроэкономические факторы, которые принимаются во внимание при оценке:

Спрос. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.

Доход (прибыль). Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования.

Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.

Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.

Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник.

Если предприятие покупается в частную собственность или приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы и т.д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость как правило, будет выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.

Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости.

Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.

Ограничения. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

Соотношение спроса и предложения. Спрос на предприятие наряду с полезностью зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансо-вый рынок, наличия альтернативных возможностей для инвестиций, от соци-альных и политических факторов, таких, как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность. Цены предложения в первую очередь определя-ются издержками создания аналогичных предприятий в обществе. Количество выставленных на продажу объектов также влияет на доход.

Тема: Теоретические основы оценки бизнеса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: