Основания предписаний шариата

1. Основанием положения о том, что объект кард должен быть известен, является тот факт, что это требование позволяет заемщику вернуть эквивалент объекта кард.

2. Основанием для правила о том, что заемщик не становится собственником ссуженного имущества иначе, как через владение, служит положение о том, что договор кард есть контракт, в котором сочетаются признаки возмездного договора и акта дарения, однако превалирует акт дарения. Именно по этой причине это правило подобно правилу дара (хиба*), при котором собственность передается с вступлением во владение.

3. Основанием для правила о том, что объектом кард может являться только взаимозаменяемый актив, является то, что только такой объект может быть возвращен заемщиком. Поэтому взаимозаменяемые активы могут быть заменены схожими активами в случае незаконного захвата или уничтожения.

4. Основанием для обязательства возврата стоимости кард в том же месте, где он был предоставлен, при отсутствии иных условий, является то, что это основополагающее правило.

5. Условие об излишке (платы за пользование) при возврате кард.

Основанием для запрета обусловливания кредитором излишка (превышение размера возвращаемого актива над размером полученного по договору кард актива) являются свидетельства из Корана, Сунны, единогласное мнение ученых (иджма'*), а также рациональные аргументы о запрете риба (процентов) в договоре кард.

6. Условие о возврате займа в месте, отличном от места передачи актива по договору кард.

Основаниями для дозволенности выплаты в месте, отличном от места, где кард был выдан, с целью предоставить удобство заемщику, вне зависимости от того, выгодно это кредитору или нет, являются:

а) свидетельства11 сподвижников , которые указывают на возможность оговорить выплату в месте, отличном от места, где кард был выдан. Этого мнения придерживаются представители маликитского и ханбалитского мазхабов, его же предпочел ибн Таймийя и ибн аль-Каййим аль-Джавзиййя;

11 Ибн Аби Шайба. Аль-Мусаннаф. Т. 8. С. 279; аль Байхаки. Аль-Сунан аль-Кубра. Т. 5. С 352.

Кард (займ)

 
 


б) оговаривание выплаты в месте, отличном от места, где кард был выдан, происходит в интересах как кредитора, так и заемщика, без ущерба для них обоих и в случае необходимости. Шариат не устанавливает запрета на выгоды, которые не приносят вреда. На самом деле шариат устанавливает их дозволенность. Он запрещает те выгоды, которые наносят вред, однако здесь выгода взаимна и стороны сотрудничают в ее достижении. Поэтому здесь она относится к категории сотрудничества и участия;

в) базовым правилом во взаимоотношениях (му'амалат*) является дозволенность, и оговаривание выплаты займа в месте, отличном от места, в котором кард был выдан, открыто текстами не запрещается, и в текстах явно не указывается его значение, так чтобы запрет мог распространяться по аналогии. Таким образом, выплата подпадает под категорию дозволенности.

7. Определение срока в договоре кард.

Основанием для дозволенности определения срока в договоре кард, а также отсрочки возврата стоимости кард путем определения срока являются свидетельства о законности отсрочки, обязательства соблюдения условий и договоров в целях реализации целей карда и противодействия возникновению урона.

8. Обусловливание договора продажи в рамках договора кард.

Основанием для запрета обусловливания договора продажи в рамках договора кард лежат следующие положения:

а) высказывания Пророка , о том, что «Салаф (займ) и продажа (в одном договоре) не разрешаются, так же, как не разрешаются и два условия в продаже, и не разрешается прибыль по предмету, по которому нет ответственности за его утерю, и продажа того, чем вы не владеете»12.

Законным основанием для этого является то, что слово «салаф» в изречении Пророка : «Салаф и продажа не разрешаются», означает кард. Повествование указывает на недозволенность объединения кард и продажи в одном договоре. Общее значение этого положения включает недозволенность обусловливания договора продажи в договоре кард, а также недозволенность обусловливания договора кард в договоре продажи;

12 Передается от Абу Дауда, и эта версия исходит от него, как сообщает Абд Аллах ибн Амр ибн аль-Ас, , в главе о человеке, который продает то, чем он не владеет, в «Китаб аль-Буюг», повествование № 3504. Сунан Абу Дауд. Т. 3. С. 283. Ат-Тирмизи в главе о неодобрении продажи того, чего у продающего нет, в «Китаб аль-Буюг», повествование №1234. Сунан ат-Тирмизи. Т. 3. С. 526-527. Ан-Наса'и в главе о двух условиях в продаже в «Китаб аль-Буюг», повествование № 4644. Сунан ан-Насаи. Т. 7. С. 340; Ахмад в «Муснад аль-Мухфирин мин аль-Сахаба», повествование № 6633, Муснад Ахмад. Т. 2. С. 373 по Различным каналам; и все из них: от Аййюба, который сказал: «Амр ибн Шуайб передал Мне: «Мой отец передал мне...» до того момента, как он упомянул «Абд Аллах ибн Амр, передающий это». Повествование относится к категории хасан, но возвышается до уровня Сахих ли-гайрихи ввиду ее многочисленных цепочек передатчиков.

Организация бухгалтерского учета и аудита
исламских финансовых учреждений

 
 


б) обусловливание условий договора продажи в договоре кард является средством к получению излишка в кард, поскольку он может обязать его в части цены в целях кард, и таким образом кард будет создан с фиксированным излишком, что есть риба. Такие средства, по договору, должны предотвращаться и блокироваться;

в) включение условий договора продажи в договоре кард отдаляет договор кард от его главной цели, которая заключается в предоставлении облегчения. Причина этого состоит в том, что договор кард является не возмездным договором, а скорее договором благочестия и добродетели, и таким образом, он будет недействителен, если в нем будет оговариваться какая-либо компенсация. Если кард связан с возмездным договором, то кард получит часть компенсации, что нарушит цели договора кард. Это сделает договор кард и связанный с ним договор продажи ничтожным.

9. Основанием для запрета установления кредитором условия о том, что заемщик должен предоставить ему подарок, является то, что в действительности это представляет собой кард с излишком, который оговаривается в пользу кредитора и этим излишком и является этот подарок. Таким образом, речь идет о запрещенной риба, что выводит договор из категории договора взаимопомощи и переводит его в договор, где присутствует риба. Кроме того, такое условие создает выгоду для кредитора, и юристы единогласны во мнении о том, что договор, который создает выгоду для кредитора, запрещен. Выгода в этом случае заключается в том, что кредитор получает выгоду по второму займу от заемщика и эта выгода является следствием непосредственно договора кард, который они заключили.

10. Обусловливание награды за привлечение займа благодаря высокому статусу.

В основе дозволенности обусловливания вознаграждения за привлечение займа благодаря высокому статусу лежит то, что это является эквивалентом оплаты за оказанную услугу. Исламские правоведы же согласны с тем, что вознаграждение может быть получено за рекомендацию (ходатайство) и подтверждение статуса.

11. Платежи за фактически оказанные услуги.

Основанием для дозволенности для кредитора получать только плату, эквивалентную фактическим затратам, является то, что эта плата оказывается только за компенсацию затрат. Кредитор оказывает благодеяние, а лицо, оказывающее благодеяние, не должно подвергаться укорам. Основание для запрета получать плату свыше фактических затрат состоит в том, что в таком случае данная сумма будет приравнена к излишку по кард. Международной исламской академией фикха была принята Резолюция № 13 (1/3), касающаяся возмещения фактических затрат.13

13 В тексте резолюции в частности говорится: «1. Плата за обслуживание и предоставление кредитов должна соответствовать реальным расходам за эти услуги. 2. Любое ее превышение над реальными расходами запрещено, поскольку подпадает под понятие ростовщического процента (риба), запрещенного шариатом». (Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха). Перевод с арабского М.Ф. Муртазина. М.: Ладомир. 2003 г. С. 39) (Прим. ред.).

Кард (займ)

 
 


12. Материальная выгода, выплачиваемая в момент погашения, не оговоренная заранее.

Основанием для дозволенности предоставлять излишек с точки зрения качества или количества в момент погашения кард из щедрости и по доброй воле, если это не оговорено и такая практика уплаты излишков отсутствует, является повествование от Абу Рафи ,о том, что Посланник Аллаха занял совсем молодого верблюда у одного человека и затем пожелал дать ему одного из верблюдов из собранного садака (закят) и поэтому он попросил Абу Рафи вернуть человеку верблюда. Абу Рафи вернулся к нему и сказал: «Я не нашел ничего, кроме одного взрослого шестилетнего верблюда». Пророк сказал:

«Отдай ему этого верблюда. Лучшими являются те, кто поступает наилучшим образом при возмещении (погашении)»14. Абу Хурайра , передал, что один человек пришел к Посланнику Аллаха ,чтобы попросить милостыню, Посланник Аллаха занял пищу объемом в половину васка и дал ему ее. Когда пришел кредитор с требованием получить предоставленный им займ, он дал ему полный васк со словами:

 
 


«Половина этого-это твоя компенсация, а другая половина-подарок от меня» 15.

13. Материальная выгода, не оговоренная до момента погашения долга.

Основанием для запрета материальной выгоды, не оговоренной до погашения, если только эта материальная выгода предоставляется не ради кард или не вместо него, является следующее:

а) передается от Анаса ибн Малика , который сказал: «Посланник Аллаха сказал:

«Если один из вас дает кард, а заемщик делает ему подарок или он бесплатно прилагает ему проехаться на своем верховом животном, он не должен поймать этого от заемщика, если только такая практика не была принята между ними до кард»16;

б) повествования о прецедентах, заложенных сподвижниками ,которые указывают на запрет принимать дар от заемщика и другие виды поощрений, если только не имеется свидетельств о том, что это делается не ради


14 Записано Муслимом в «Сахих», Книга «Мусака», глава о человеке, который может вернуть долг тем, что лучше.

15 Записано аль-Байхаки, «аль-Сунан аль-Кубра». Т. 5. С. 351.

16 Передано от ибн Маджа, Повествование № 2457.

Организация бухгалтерского учета и аудита
исламских финансовых учреждений

 
 


займа, и что кредитор ответит таким же даром или учтет его в качестве возмещения долга.

14. Текущие счета.

Основанием для определения того, что текущие счета составляют займы (куруд17), является следующее:

а) Банк владеет средствами на текущих счетах и имеет право совершать сделки с этими суммами и искать способы их увеличения (путем инвестиций). Далее банк обязан возвратить по требованию такую же сумму. Именно такое значение и имеет кард, что подразумевает предоставление имущества лицу, получающего в дальнейшем от этого выгоду, т.е. использующего это имущество и потребляющего его в ходе преследования своих целей, а затем возвращающего эквивалентную стоимость этого имущества. Это отличается от вади'а* (депозит) по терминологии фикха, представляющего собой имущество, передаваемое лицом на ответственное хранение другому лицу, которое его не использует и возвращает впоследствии владельцу именно это имущество;

б) Банк обязан вернуть по требованию сумму, равную депозиту, и гарантирует такой возврат даже в случае несения убытков, независимо от того, возник ли убыток по причине недобросовестности или нет. Это является целью договора кард в противовес договору вади'а по терминологии фикха, поскольку вади'а является доверительной собственностью во владении у попечителя. Таким образом, если предмет договора вади'а уничтожен в результате злоупотребления или халатности банка, то он обязан его вернуть. Если же он уничтожен в отсутствии такого злоупотребления и халатности, то на попечителе не лежит такого обязательства. Международной исламской академией фикха была принята Резолюция № 86 (3/9), касающаяся сущности текущих счетов.

15. Основанием для дозволенности со стороны банка взимать платежи за услуги по обслуживанию текущих счетов является то, что они (услуги) - это больше, чем должен банк при возврате ссуды и поэтому он имеет право на такие платежи взамен действий, предпринятых им, и услуг, оказанных клиенту.

16. Основанием для дозволенности со стороны владельца текущего счета использовать чековую книжку и банковскую карточку без компенсации является следующее:

а) дополнительная выгода за выпуск карточки или открытия чековой книжки принадлежит обеим сторонам - кредитору и заемщику, поскольку

17 Куруд - мн.ч. от «кард».

Кард (займ)

 
 


оба получают выгоду, и таким образом, обе выгоды засчитываются друг против друга. В действительности выгода, получаемая клиентом в результате открытия чековой книжки или выпуска банковской карточки, является вторичной, а не первичной, поскольку банк установил данную систему для достижения собственных многочисленных целей и решения собственных задач. Таким образом, выгода, получаемая банком в результате функционирования этой системы, является первичной, тогда как выгода для клиента от этой системы является следствием использования этой системы банком для достижения своих собственных целей;

6) выгода, получаемая владельцем текущего счета - кредитором - от этой системы безвозмездно, не является выгодой, отдельной от кард. В действительности это является способом погашения займа, поскольку это представляет собой способ погашения займа для каждого кредитора в любое время, когда они этого потребуют.

17. Основанием для запрета получения подарков и даров по причине кард в случаях, когда банк предоставляет эти подарки и дары лицу, который предоставляет банку кард, является то, что эти подарки выдаются до момента погашения займа18. Что касается подарков и даров в целом для всех клиентов, то они не относятся к кард и в отношении них нет подозрений.

18. Овердрафты между учреждениями и их корреспондентами.

Основанием для дозволенности овердрафтов между учреждениями и их корреспондентами являются их общая необходимость и то, что выгода, получаемая из этой практики, не относится исключительно к кредитору. В действительности такая выгода является взаимной. Более того, это не подпадает под категорию кард, а является сделкой с тем, кто имеет с вами дело. Таким образом, данный вопрос не относится к случаю «Ты предоставляешь мне займ, и я тебе предоставляю займ»19.


18 Решение № 355 Шариатского совета Банковской корпорации аль-Раджи, принятое в отношении предоставления подарков взамен займов (куруд).

19 Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 6. С. 436. Решения и рекомендации аль-Барака № (8/10) и (11/6). Шариатские правила по экономическим вопросам, изданные «Байт аль-Тамвил аль Кувайти». Т. 1. С. 178.

Организация бухгалтерского учета и аудита
исламских финансовых учреждений

 
 


Приложение В


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: