С момента первоначальных исследований в университете ряд работ подтверждает универсальность седьмого выражения лица - презрения. Первоначальные данные были собраны из 10 культур, в том числе культуры Западной Суматры. Эта данные Мацумото позднее воспроизвел в своих исследованиях, проанализировав четыре культуры, три из которых отличались от 10 культур, исследовавшихся Экманом и Фризеном. Это седьмое универсальное выражение привлекло внимание исследователей и подвергалось сильной критике. Рассел например, предположил, что контекст, в котором появлялось то или иное выражение, влиял на результаты и свидетельствовал об универсальности. В исследовании Рассела выражение презрения люди чаще называли или отвращением или печалью, когда это выражение демонстрировали одно или после фотографии с выражением отвращения и печали. Экман, 0'Салли-ван и Мацумото тем не менее вновь проанализировали свои данные, чтобы отразить критику, и не обнаружили никакого влияния контекста. Виль и его коллеги также не обнаружили никаких других возможных нарушений методологии.
|
|
Рейтинги относительной интенсивности эмоций
В разных культурах приблизительно одинаково оценивается интенсивность тех или иных эмоций, выраженных на лице. То есть когда сравниваются два выражения лица, то во всех культурах люди выделяют то выражение, которое наиболее сильно проявляется. Когда Экман и его коллеги предложили участникам по два примера одной и той же эмоции, то обнаружили, что в 92% случаях участники экспериментов приходили к единому мнению относительно более интенсивной эмоции. Мацумото и Экман расширили базу участников и включили в фотографии для сравнения различные типы позирующих, в том числе европейского и японского происхождения. Когда исследователи изучали каждую эмоцию в рамках одного гендера, сначала в конкретной культуре, а затем в разных культурах, они обнаружили, что американцы и японцы высказывали единодушное мнение относительно эмоций, изображенных на 24 из 30 фотографий. Эти данные показывают, что в культурах эмоции оцениваются на одинаковом основании, несмотря на отличия в лицах, морфологии, расе и половой принадлежности позирующих и на правила в культуре, определяющие выражения и восприятия лиц.