Культурное построение эмоции

Ряд исследователей под руководством Китаямы и Маркуса, а также Вержбицка и Шведер воспользовались другим подходом для описания того, как культура влияет на эмоцио­нальные переживания. Применяя так называемый функционалистский подход, эти исследователи рас­сматривают эмоцию как ряд «социально общих сце­нариев», состоящих из физиологических, поведен­ческих и субъективных компонентов. Такие сцена­рии формируются по мере того, как люди усваивают нормы культуры, которая их породила и с которой они взаимодействуют. Эмоция, следовательно, от­ражает культурную среду, в которой люди развива­ются и живут, и является такой же неотъемлемой ее частью, как мораль и этика. Маркус и Китаяма цитируют данные многочисленных источ­ников, подтверждающие эту точку зрения, в том числе исследования, демонстрирующие различие между культурами в переживании социальных и не­социальных эмоций и культурных паттернов ощу­щений радости и счастья.

С этой точки зрения культура формирует эмо­цию. Поскольку различные культуры имеют раз­ную реальность и идеалы, продуцирующие различ­ные психологические потребности и цели, то они вызывают различия в переживании привычных эмоций.

Универсальность эмоций с точки зрения функционалистского подхода

Многие авторы, использующие функционалистский подход, заходят дальше простого описания роли культуры в построении эмоциональных пе­реживаний и подвергают сомнению универсаль­ные и, возможно, биологически врожденные аспек­ты эмоций. В основном их аргументация состоит в том, что именно из-за врожденных и сложных от­ношений между эмоцией и культурой эмоцию нельзя рассматривать как «биологически фикси­рованную» для всех людей. Такие функционалис­ты считают, что говорить об универсальности эмо­ций методологически неправильно и что подтвер­ждающие эту концепцию данные - всего лишь следствие экспериментальных и теоретических предубеждений некоторых исследователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: