Закономерность изменения значений критериев эффективности ТС на протяжении одной стадии развития

Представленная в разд. 1.6. ретроспективная зависимость (рис. 3) изменения удельной мощности асинхронного двигателя имеет вид логистической кривой. Оказывается, что эта закономерность прослеживается, по существу, для всех важнейших показателей качества и во всех ТС. Эти вопросы подробно исследовал А.Ф.Каменев [5].

Логистическая кривая имеет три периода (рис. 3):

- начальный период А связан с освоением новых технических средств, когда происходит медленное возрастание критерия эффективности;

- средний период В быстрого роста критерия за счет использования новых конструкторско - технологических решений;

- заключительный период С асимптотически замедленного роста критерия, ограниченного достигнутым научно-техническим потенциалом.

Правило 6. Ловите удачу на этапах А и В. Ищите принципиально новые идеи при наступлении этапа С

Закономерность сохранения и преодоления старых конструктивных форм

Эту закономерность впервые выявил и сформулировал К. Маркс для случаев перехода на вторую стадию развития. Изучая моменты перехода от ручных орудий к машинам в различных областях техники (ткацкие, сверлильные и токарные станки, прядильные, чулочно-вязальные и строгальные машины и др.), К. Маркс отметил два характерных этапа. На первом этапе ручной рабочий инструмент используется без каких-либо изменений или только увеличивается в размерах по геометрическому подобию. При этом возникает явное несоответствие и противоречие между старой конструкцией и формой инструмента (рабочего органа) и новыми возможностями привода. Поэтому на втором этапе рабочий орган по конструкции, форме и материалу рационально приспосабливается к возможностям механического привода, от чего в целом ТС только выигрывает.

Обобщение этой закономерности для случая перехода на любую стадию развития будет иметь следующую формулировку.

При передаче техническим средствам, имеющим определенную функцию обработки материального предмета, очередной фундаментальной функции конструкция новой ТС на первом этапе остается, как правило, прежней. В связи с этим, конструкция новой ТС является нерациональной по отношению к новым возможностям технических средств, реализующих очередную фундаментальную функцию. Однако на втором этапе, в следующих поколениях, в целях улучшения актуальных критериев эффективности и полной реализации возможностей, происходит существенное или коренное усовершенствование конструкции ТС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: