Особенно забавны турьи детеныши: носятся вверх-вниз, играют

20 июля. Дежурным Леше и Люде подъем в 6-00, остальным - в 7-00. Поднимаемся по закрытому леднику, круто! А перед перевалом стало очень круто, более 30°.

Взлет на перевал необычно высок, примерно 250 м по вертикали. Поднимались с остановками 2 часа, выбивая ступени в плотном снегу. Наконец, мы на перевале. Холодно, нас продувает ветер насквозь. Быстренько едим шоколад, оставляем записку и вниз. Вначале идем по сыпухе, а затем снова крутейший снежник, но зато ровный, без камешков. Потому, рискуя, садимся на снег и съезжаем, притормаживая ледорубом.

Далее спускаемся по снежникам левее альплагеря «Джантуган», спустились к зеленым ночевкам, перекусываем, отдыхаем. Я даже вздремнул на травке. И дальше вниз. Вышли на морену, идем по ее гребню до конца. Напротив огромный ледник Джанкуат, над ним вся во льдах и снегах вершина Джантуган. С морены спускаемся на песчано-галечную долину р. Адыл-Су. Переправляемся по снежному мосту на левый берег,

и вот мы уже в зеленой гостинице. Тропа отличная. Она и река круто сбегают вниз. Встречаются изумительные по красоте места. Каньон сузился, тропа переходит по мосту на правый берег и идет вдоль скал. Мы уже идем по лесу, поэтому прохладно. Останавливаемся в прекрасном месте на 200 м выше Приюта турбазы Терскол. Здесь очень хорошая стоянка: рядом ручей, река, есть дрова. Поэтому сегодня ужин готовим на костре. Завтра полдня отдых, а затем втроем: я, Леша и Сережа пройдем колечко: перевалы Кумычи, Джалавчат и Адылсу. Как хорошо здесь спится! Воздух напоён запахами сосны и еще какими-то запахами. Чай пьем, благодаря Володе только цветочный - он и успокаивает и бодрит, создавая хорошее настроение. Я искупался под водопадом. Холодновато! Когда-то, в 1982 году в этом месте мы тренировались перед восхождением на Эльбрус. Тогда я тоже купался под этим водопадом.

21 июля. Собрались и отдыхаем до обеда. Ребята ушли пить нарзан, а я пишу. После обеда вышли. Тропа начинается у Приюта и уходит вверх серпантином по травянистому склону. Круто! А каково здесь спускаться! Над границей леса тропа становится положе. Ищем нашу тропу. Наш путь должен быть вправо. Все выше и выше, а тропы все нет! Вышли на поляну перед мореной, по которой тропа уходит на перевал ВЦСПС. А для того, чтобы попасть на перевал Андырчи необходимо спуститься метров на 150 в цирк, затем перевалить через боковой хребтик и только тогда приблизится к нашему перевалу. А время уже 18-00 -- идти поздно. Погода ухудшается. Холодно. Ветер. Ставим палатку, готовим ужин. Начался дождь с ветром, который шел всю ночь, порвало тент, мы подмокли - ведь потоки воды текли под палаткой!

22 июля. Утром дождь не прекращается. Реально остается два варианта: проходить перевал ВЦСПС или возвращаться назад. Но поскольку погода плохая, решили вернуться. Спускались без остановки 2 часа.

Было тяжело на крутой глинистой тропе. Пошли по траве - идти легче, вот только ноги мокрые! Заедаем горячую кашу чаем, приходим в себя. Сушу примусом палатку: благо Ольга добыла в Джантугане 2 литра бензина. Погода улучшилась. Отдохнули. Вечером по приглашению Сережиного знакомого сходили в Джантуган посмотреть видеофильм, а я еще и помылся в душе. Кино для нас - неожиданная разрядка. Отвыкли мы от благ цивилизации. Да и благо ли они?

Июля. Уходим вниз по Адыл-Су. По дороге идти легко, но я чувствую себя неважно: простудился вчера или позавчера. Дошли до долины Баксана, затем по шоссе до пос. Тегенекли, где на турбазе «Юсеньги» наша заброска. Узнали новость: в Грузии бежали186 уголовников, вооруженных «до зубов». Перевалы через Главный Хребет закрыты отрядами МВД. Но нам в другую сторону, на перевал Сыртран. Забираем коробки с заброской, садимся на автобус, и вот мы уже в пос. Верхний Баксан, откуда начинается наша тропа. Проходим поселок с Запада на Восток. Над рекой Сылтрансу, у ее устья после перекуса начинаем подъем. Тропа вдали от реки, которая течет в глубоком каньоне. Через час доходим до леса. Здесь вступаем на очень приятную, прохладную тропу. Когда солнце не сжигает, подъем не кажется утомительным. Места очень красивые, часто попадаются грибы. Через 4 часа выходим к верхней границе леса, где каньон расширяется в висячую долину. Доходим до намеченного места ночевки на высоте 2400 м. Кош. Ставим палатки. Меня поят горячим, очень вкусным молоком с коша. Пастух нас просто угостил. Нас здесь донимает любопытная, упрямая ишачиха: она все норовит что-нибудь сжевать.

Июля. Вышли в 8. Туман. Тропа взбирается на очередную ступень. Идем по крупным осыпям. Нас теперь семеро: к нам примкнул ишак. Тропа нетрудная. Идем все время вдоль реки, которая теперь уже скорее - ручей. Еще час подъема и вы на берегу озера Сылтран-кель, откуда и вытекает река. Перекус. Я чувствую себя по-прежнему «не очень». Цирк очень красивый: впечатляющая вершина Мукал слева, здесь же перевал в долину реки Ирик. Наш нетрудный перевал Сылтран справа. Подъем занял час. Отсюда широкие горизонты не открываются (высота всего 3050 м), сбегаем по тропке вниз. После отдыха и переправы через речку Мукал ищем площадки для ночевки. Погода «не очень». Я бы предпочел из-за непогоды и состояния здоровья идти не через перевал Джикаугенкез, а через более легкий - Кыртыкауш. Но утро вечера мудренее. 25,26,27,28

25 июля. Утром погода хорошая. Надо идти. На Джи кауген кез. Спускаемся к слиянию рек Мукал и Мкяра. Дальше идем, траверсируя склон над рекой Су-баши. Проходим каньон. Через 4 часа пути без особых приключений подходим к подножью последней ступени и перед цирком у нашего перевала. Перекус и, как обычно, 1,5 часа отдыха. Варим геркулес (утром обычно - греча, а вечером - густой суп с зеленью и грибами, если есть). Такой рацион, по-видимому, оптимальный. После перекуса еще час подъема вдоль речки и мы в цирке. Отсюда начинается грандиозное зрелище. Мы здесь отделены от Эльбруса высоким (более 3600 м) барьером, а вершины более 3900 м. За ним грандиозные ледники. А за барьером Эльбрус! Здесь у нас ночевка. Отдыхаем, разведываем тропу. Наш перевал самый правый, его из-за отрога с ночевок не видно. Но путь к нему очевиден: по тропе, по осыпям над бараньими лбами, далее по пологому снежнику выход на перевал. Отдыхаем.

26 июля. Уже в 10-30 вышли на перевал. Подъем был несложным и длился час. Я чувствую себя уже значительно лучше. А вид отсюда изумительный! Прямо перед нами навис своей восточной вершиной Эльбрус, внизу - гигантские ледяные поля, на Востоке цепь суровых вершин Центрального Кавказа. Мы в восторге!

Виден наш дальнейший путь на Север, через ледник Джикаугенкез к истоку реки Малка. Правее тоже видно понижение. Там исток р. Каракая. После фотографирования по тропке спускаемся вправо вниз. Бергшрунд здесь практически отсутствует, ледник весь открыт. Вначале идем в связках, а затем их сняли. Без особых приключений пересекаем ледник. По его телу с самого Эльбруса текут ручьи и реки. Интересно, что их русла очень прямолинейны. Очень красив здесь лёд! Такого я не видел ни на одном леднике! Он, как гигантский драгоценный камень! Переливается, сверкает на солнце. Уже ради того, чтобы посмотреть ледник, стоило идти в этот поход!

Через 5 км видим водораздел речек Малка и Каракая в виде невысокой морены. Река, стекая с ледника, круто сливается в каньон, образованный моренными валами или отрогами, сложенными из вулканических пород: кусков лавы, туфов. Видим туры. Через 20 мин. ходьбы по тропе находим уютную ложбинку, где на коричневом вулканическом песке растут первые увиденные нами цветы. Перекус. Кайфуем. Отдохнули и снова в путь!

Я иду уже хорошо. Тем более, что вниз. Идем высоко над рекой. Здесь исключительно красивые, фантастические места: камни как-будто растут из травы. Очень красивы отдельные утесы. Снизу навстречу наплыл туман. Ничего не видно, идем по звуку реки. Обходим конусообразную гору и в разрыве тумана, наконец видим строения и палатки самодеятельного курорта Джилы-Су. Это наш конечный пункт. Тропа по хребтику над речкой ведет вниз. Неожиданно внизу слева на крутом косогоре видим причудливые гигантские фигуры, башни. Они сложены из глыб, сцементированных, по-видимому, известняком. Темно для фото. Жаль! Тропа сбегает вниз и вот мы уже в Джилы-Су. Это летний поселок. Хибары, палатки, туалеты. Источников два: в одном холят ноги, в другом купаются по расписанию женщины и мужчины. От воды резкий сернистый запах. Здесь несколько красивых водопадов, и вообще место называется «долина замков». Ставим палатки, осматриваем источник. Затем опускаем ноги в теплую (24°) воду. Приятно! Что ж! План мы выполнили. Завтра полудневка, а сегодня можно и выпить за окончание спортивной части похода. Остается добраться до турбазы «Долина нарзанов». Она в25 км от Кисловодска, а отсюда до нее 30 км. Их надо пройти за 2 дня. Все, можно отдыхать.

27 июля. Спим без подъема. Но дежурные уже суетятся. Встаю и с интересом осматриваю Джилы-Су при свете дня. Не зря это место называют «Долиной или Ущельем Замков»! Чудес здесь в изобилии: вижу причудливые скалы, точнее - нерукотворные скульптуры, которые Природа-мать сотворила из гигантских глыб, и 4 впечатляющих водопада. Это устье Кызыл-Су, спад Малки из каньона в ее же более-менее широкую долину, впадение в Малку р. Каракая, аеще ниже в нее же вливается и Исламчат.

Удивительны также источники: мощным, клокочущим потоком вырывается из под горы в искусственный бассейн нагретая до 24° целебная вода. Здесь купаются, лечатся. Более-менее чисто. 17 туалетов. Однако, сколько валяется полиэтилена, бумаги и других следов «цивилизованного» человека! Сразу ясно - мы в Советском Союзе! Этот народный «курорт» существует и в настоящее время. До обеда по очереди гуляем. В 13-30 выходим. Наш путь по дороге вверх. Дорога вполне проезжая. Сюда можно проехать из Кисловодска или из Тырнауза, но по другой дороге.

Вверх- вниз - мечется дорога, траверсируя верхнюю часть склона горы над Малкой. Через 6 км видим на дороге древний каменный столб с какими-то штришками. Что это? Пастухи нам ответа не дали.

Идти тяжело. Видимо сказалась усталость после вчерашнего дня, а может быть 100 грамм? Идем уже более 3 часов вдоль сочнейших пастбищ. А земля здесь в высокогорье почему-то торфяная, даже попадаются болотца. Удивительно, что на этих лугах практически не видно отар, стад. А ведь здесь можно откармливать сотни тысяч голов. Нас встречают 2 всадника-пастуха. Спрашиваем, далеко ли до воды. Говорят - 10 часов пути. Приглашают в кош. Приближается гроза, поэтому принимаем любезное приглашение и идем в невидимый отсюда кош. Только подошли, как начался ливень. Но мы уже под крышей. Здесь три строения: навес для сбруи, спальня и кузня с газовой плитой. Нас угощают айраном, лукумом - пышными, жаренными на подсолнечном масле лепешками, а также разогретой в огромной сковороде бараньей солониной в соусе. Все очень вкусно! А вечером пили парное молоко со свежим горячим лукумом и с сыром. Кормит и поит этих молодых четверых пастухов корова Майа. Ей всего три года, она очень ласковая, добрая. По утрам будит ребят:

Му-у, пора! Пейте молоко. На коше 3 собаки, помогающие сгонять лошадей. Ребята на подряде, неплохо зарабатывают. Как и везде ругают Перестройку.

Мол, одна болтовня! Дождь прошел, поставили палатки на слое сена. Спать отлично! Довольно долго говорим.