Заветное «колечко»

В 1987 г. я познакомился с Савелием Кузьмаком, который возглавлял туристскую секцию НПО «Завод им. Климова». Но секция совершала лишь небольшие походы по Карельскому перешейку, а ребята давно хотели побывать в горах, покорять перевалы. И вот представился случай.

Савелий просил меня провести их по Кавказу. Я согласился, предложил интересный маршрут: долина реки Марух, Марухский перевал 1-А, перевалы Салынган, Чвахра, оба 1-Б (в «связке»), перевал Аданге н\к, Сухуми.

Но этот поход, к сожалению, в полном объеме не состоялся, так как в самом начале пути случилась беда.

На первой же ночевке, после перехода вверх по Маруху Саша, споткнувшись, вылил себе на ноги кастрюлю с кипятком. Сильнейший ожог. Пришлось Савелию отвезти его в больницу в Черкесск. Это был тяжелый моральный удар. После возвращения Савелия мы продолжили маршрут. Поднялись без проблем на Марухский перевал, спустились по тропке, выбитой в скальном массиве Маруха на ледник, далее мимо водопада Азырт и, траверсируя снежники, обходя завалы, сели, лавинные нагромождения вышли к р. Чхалта.

После ночевки идем вверх по реке к перевалу Салынган. По тропке поднимаемся на широкий, поросший красивым лесом отрог Главного Хребта. Там наверху красивая поляна. В тени огромных деревьев мы останавливаемся. Я решил не вести группу на связку перевалов Салынган-Чвахра, так как, полагаю этому составу группы их не одолеть. Но Савелий с женой Татьяной и Сергеем Лебедевым просят отпустить их, чтобы сходить под перевал Салынган, а затем подняться на хребтик-перемычку, разделяющий этот перевал и Чвахру. Даю им на это 1,5-2 дня. Итак, пока они ходят, у нас будет дневка. Ребята ушли. До конца дня они прошли немного и остановились на зеленом берегу речки, вытекающей из под перевала Салынган. На другой день, разведав путь к перевалу, они поднялись на упомянутый выше хребтики и погуляли на нем. После ночевки у озера ребята вернулись к нам. Таким образом, пройти «связку» перевалов в этом году мне не удалось.

Но в следующем 1988 г. я решил выполнить задуманное с группой более сильного состава. Как это было, рассказываю ниже.

Теперь в нашей группе 5 участников: Володя Кудрявцев, Вадим Коссинский, также двое новеньких: Николай Тимошенко и Сережа Миролюбов. У Коли, правда, опыт походов небольшой, зато Сережа бывал в горах не раз. Ребята мне понравились: серьезные, доброжелательные. Мы спокойно собрались, а вот уже проводы. Все тот же поезд №21 и едем до той же станции Невинномысск. Едем в плацкартном вагоне, где из-за продува не так жарко. В этом году у нас небывалая жара.

18 июля. Изнываем от жары, но едем! Ночью в Ростове мои родные снабдили нас овощами и фруктами.

!9 июля. В 7-40 мы в Невинномысске. Моя телеграмма о бронировании билетов на автобус до Архыза сработала: билеты есть, едем. В автобусе обдувает ветерок. По сравнению с поездом - комфорт!

В 15-45 мы в Архызе. Здесь на высоте зной уже не чувствуется. Перекусили, отметил в КСС маршрут и в путь. Вот уже знакомая поляна сразу за Архызом, где нас 10 лет тому назад ночью грабили. Тогда в группе мужиков было двое: я и Володя Кудрявцев, остальные - 4 женщины. А нападавших было пятеро. К счастью мы откупились. Но вернемся к рассказу. Мы идем легко, хотя за плечами, кроме рюкзаков, фрукты и овощи и прочая неплановая еда. Задача: пройти как можно дальше. Миновали два шлагбаума, где нас строго спросили: «Разрешение есть?», на что мы отвечали: «А как же!»