Основные отечественные теории личности

В отечественной психологической науке выделяется несколько подходов к проблеме Личности. А.Ф.Лазурский(1874-1917) впервые обращает внимание на основные закономерности характерообразования- закономерность: переход отношения Л-ти в черты хар-ра. Он выделил 15 групп отношений(с Франклом): отношение к: людям, семьям, животным, искусству, труду, религии и т.д. у Лазурского л-ть это субъект отношений. Он считал осн задачей Л-ти- ее адаптация. В Л-ти выдел-ся единство двух мех-мов(элем-тов):1)эндопсихика(внутренняя)-вкл-ет в себя основ психич ф-ции: внимание, память, мышление, воля, темп-т, умствен одаренность и хар-р. Сост-т ядро Л-ти и явл-ся основанием.2)экзопсихика(внеш)- ее содержание опред-ся отношением Л-ти к внеш объекту.Все элементы Л едины, четко связаны м/у собой (деление на 1) и 2) условно) в основании этого Лазурский выд-ет 3 уровня адаптации Л:1низший- макс влияние окр среды и подчинение эндочерт-среде, люди недост-но или плохо приспособлены.2средний-предполагает большую возможность приспособ-ся к окр среде, найти в ней свое место, т.е. эндовозмож-ти- реализованы, люди приспособившиеся, они занимаются чем хотят.3высший- процесс приспосоления осложняется тем. Что значительная напряженность интенсивность душевной жизни заставляет ч-каизменять окр среду в соответствии со своими эндовозможностями, такие люди-приспособляющиеся, творчески креативные.

В.Н.Мясищев(1892-1973)-ученик Лазурского- предложил понятие стр-ры Л-ти. Л- это система отношений чел-ка. 3 группы отношений: 1отношение к людям, 2к окр действительности, к себе. Отношение- это сознательная, избират, активная, основанная на опыте связь Л-ти с различ-ми сторонами действ-ти, кот проявляетя в действиях, переживаниях и формир-ся в деятел-ти. Внутри отношений выдел-ся 3 элемента: эмоц-ый, когнит-ый, поведен-ий. У Мясищева любое психолог понятие описыв-ся с помощью отношений: направленность Л-ти- это доминирующее отношение Л-ти; мотив- это выражение отношения к определ-му объекту; эмоции- эмоц-ый компонент внутри отношений. Выделяет несколько планов в хар-ке Л-ти: 1.доминирующие отношения(направл-сть - ценности, цели, смысл,жизни)2.психический уровень ч-ка - ур-нь желаний и достижений Л-ти (потр-ти, спос-ти, возм-ти, задатки)3. динамика реакций Л-ти- темп-т: темп-т прояв-ся во всех сторонах Л, в психич складе Л; темп-т обнаруж-ся только в активных отношениях; темп-т может менятся под влиянием жизнен условий. Эти планы д.б. взаимосвязаны и проявлятся в хар-ре, как соотношение различ св-в психики- это осн хар-ка Л-ти. Развитие Л Мясищев понимал как поцесс развития отношений, подразумевая объем, глубину, широту.

Вольф Саломонович Мерлин(1898-1982) приступая к хар-ке категории Л-ти, Мерлин выд-ет 4 осн признака:1) активность- под Л понимается такая организация психики, благодаря кот ч-к в состоянии активно изменять окр среду. 2) Л- это то, что хар-ет целостность психики- это проявление сознания в целом.3) направленность- это самая существенная хар-ка4) индивид-ое своеобразие- важнейшей причиной индив-ти явл-ся природные св-ва орг-ма и мозга(биологический аспект индивид-ти)Идея интегральной индив-ти, ее уровни: (т.к. разделение на типичное и индивидуальное невозможно, все типичное в любом случае индивид-но по каким-то признакам). Для изучения индивид-ти необх-м системный подход: Интегральная индивид-сть- это иерархичная, саморегулируемая система, состоящая из индив-х св-в ч-ка. 3 уровня этой системы:1)система индив-х св-в орг-ма: биохимич-ие пр-ссы, общесоматические, нейродинамические. 2)сис-ма инд-х психич св-в: психодинамич-ие пр-ссы(темп-т), психич-ие св-ва Л-ти. 3)сис-ма соц-психол-х индив-х св-в: соц роли в соц-ом коллективе и группе, соц роли в соц-исторических общностях(класс, народ).Рассматривая сис-му интегральной индив-ти мерлин и его ученики нашли, что первичным источником и связью м/у уровнями явл-ся индивид-ый стильжизнедеятельности. Предметом П Л-ти явл-ся система психич-х св-в, кот определяются отношением Л к объективным сторонам действительности. Стр-ра Л у Мерлина- это многоуровневая система взаимных связей и организации св-в Л-ти.2

Структурный подход(в основе гештальтП)К.К.Платонов(1906-1984)- вводит понятие структурной единицы Л-ти. Л- это динамическая сис-ма, развивающаяся во времени, изменяющая состояние элементов и связей м/у ними при сохранении ф-ций(иногда наз=ют не структурный подход, а функциональной стр-рой Л-ти). 4 уровня в стр-ре Л-ти:1)биопсихическ св-ва(темпер-т и половозрастные с=особ-ти Л; изменение этого уровня происходит путем тренировки)2)индив-ные особ-ти психич-х пр-ссов или ф-ций(памяти, эмоций, ощущения, мышления, воли, восприятия и чувств- изменение происходит в результате упражнений)3)уровень опыта Л и ее подготовленности(ЗУН, привычки- изменяются после обучения)4)соц-обусловленные кач-ва Л (направленность, отношения, проявляющиеся как моральные черты- он не имеет задатков, а изменяется по средством воспитания).

Д.А.Леонтьев - выделяет 3 уровня, кот иерархизированны и границы м/у кот – условны. Л- это духовное образование.1)высший ур-нь- ур-нь ядерных стр-р- психол скелет Л, на кот в последствии наслаиваются все остальные уровни-это духовность, свобода, ответственность.2)средний- внутр-ий мир Л- отношение Л с миром, взятые с их содержательной стороны- потребности, ценности, конструкты и смысл жизни.3)низший- внешний мир Л- хар-р, способности и роли.3 Деятельностный подходС.Л.Рубинштейн(1889-1960). Положения П Л-ти:1)все псих-ие пр-ссы должны описываться с позиции Л-ти.2)любое внешнее воздействие действует на индивида ч/з внутренние условия, кот у него уже сформир-сь ранее также под влиянием внеш-их воздействий.3)единство сознания и деят-ти, тем самым сознание вкл-ся в контекст жизненных связей ч-ка, основу кот образует деят-сть и в результате выводится формула: изменяя мир- ч-к изменяется сам.Для описания Л необходимо решить 3 вопроса:1Чего хочет Л?(мотивац-ая сфера Л); 2Что может Л?(задатки, кот потом прояв-ся в способ-ти); 3Что л-ть есть?(что из всех тенденций и установок, проявлений и т.д., вошло в плоть и кровь и стало истинно личностной- хар-р).А.Н.Леонтьев(1903-1979). Разводит понятие индивид и Л-ть.Индивид- это неделимое, целостное, со своими индив-ми особ-ми генотипическое образование.Л это такое же образование, но не данное кем-то или чем-то, а созданное в результате множества предметных деят-тей, т.е. порождаемое жизнью ч-ка в общстве. Основу Л составляет мотивационная сфера!

Потреб-ть – мотив – эмоция – значение – личност смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Стр-ные единицы деят-ти:

Психол функц – действия – операции – деят-сть.

Б,Г.Ананьев(1907-1972). Описывать Л необх-мо со статуса, позиции, ролей, т.е. соц-ой ситуации развития Л.

Статус- объективен, может осознаваться или не осоз-ся Л-тью: адекватно-неадекватно, активно-пассивно, - это место Л в социуме. Позиция – хар-ет субъект-ую, деятельностную сторону положения Л-ти в той или иной соц стр-ре. Позиция представляет собой сис-му отношений Л-ти, сис-му установок, целей и ценностей.

Вся эта сложная сис-ма реализуется по средствам ролей. Статус, позиции и роли, реализованные в определ-ой деят-ти переходят в сис-му устойчивых св-в Л, т.е. хар-р. Кроме статуса, позиции и ролей есть еще и самосознание – это св-во ч-ка осознавать самого себя как субъекта с присущими ему соц-психол-ми характеристиками.

С позиции деятел подхода субъект и объект явл-ся частями целостной сис-мы, внутри которой они приобретают присущие им системные качества. Деят-сть объединяет в себе субъект-объектную оппозицию. Являясь их связующим звеном. Понимание деят-ти как связующего пространства взаимопереходов «ч-к – мир» позволяет преодолеть подход к изучению ч-ка как реактивного существа (Л.С. Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия)

А. Мясищев, Смирнов, Малышев... «Теория отношений личности». Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... «Теория индивидуальности». Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов – «Функциональная структура личности»: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
В. Рубинштейн. «Сознание и деятельность». Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: