Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной(как правило), устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, ответственностью за воспитание детей, отношениями взаимопомощи.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ
ГЛОССАРИЙ
Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества
1. Постепенное становление классовой системы, при сохраняющемся влиянии этакратической (этакратия – власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности и рыночный обмен);
2. Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие самозанятости;
3. Поляризация по имущественному признаку.
1. Назовите основные и не основные классы современного российского общества.
2. Составьте стратификационную систему общества, имея в основании выделение страты – уровень образования.
3. Приведите примеры гори0зонтальной и вертикальной социальной мобильности.
4. Определите разницу в понятиях «страты» и «классы».
5. Определите связь понятий «социальная структура» и «социальная стратификация».
6. Назовите особенности социальной структуры современного российского общества.
Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Социальный статус – положение человека в обществе.
Социальная группа – «совокупность людей, имеющей общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности»1.
Страта – от лат. stratum – слой.
Харизма – charisma (др.-греч. "подарок, божественный дар"). Наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.
Институционализация, институциональные признаки.
Функции социальных институтов.
Институт семьи.
Институт (от лат. institutum "установление, учреждение") – это "опора"; основа, удерживающая от хаоса и распада.
Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отношений, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений – институтов, которые контролируют поведение членов групп и общества.
Процесс институционализации или образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм, правил и процедур т.е. их принятие и регулярное применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Социальный институт – это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Социальных институтов в обществе много. Это семья, государство и его органы (парламент, президент, правительство, суд), системы: образования, здравоохранения, социального обеспечения, заводы, банки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия, наука и т.д. Наиболее крупными, главными среди них являются: семья, государство, бизнес, образование и религия.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки. Их можно представить в виде следующей таблицы:
Признаки главных институтов общества
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
1. Установки и образцы поведения | ||||
Привязанность Лояльность Ответственность Уважение | Послушание Лояльность Субординация | Производительность Экономность Производство прибыли | Любовь к знанию Посещаемость | Почтительность Лояльность Поклонение |
2. Символические культурные признаки | ||||
Обручальное кольцо Брачный ритуал | Флаг Герб Гимн | Фабричная марка Патентный знак | Школьная эмблема Школьные песни | Крест Иконы Святыни Гимн |
3. Утилитарные культурные черты | ||||
Дом Квартира Мебель | Общественные здания Общественные работы Бланки и формы | Магазин Фабрика Оборудование Бланки, формы | Классы Библиотеки Стадионы | Церковные здания Церковный реквизит Литература |
4. Кодекс устный и письменный | ||||
Семейные запреты и допущения | Конституция Законы | Контракты Лицензии | Правила учащихся | Вера Церковные запреты |
5. Идеология | ||||
Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм | Государственное право Демократия Национализм | Монополии Свободная торговля Право на труд | Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении | Православие Протестантизм Баптизм |
Социальные институты выполняют в обществе целый ряд разнообразных функций:
1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.
2) Регулятивная функция. Она состоит в стандартизации поведения людей в рамках тех или иных институтов, в выработке шаблонов поведения.
3) Интегративная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении сплочения членов института на основе взаимозависимости и взаимоответственности членов входящих в него социальных групп. Это происходит под воздействием институциализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: а) консолидация или совмещение усилий; б) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; в) согласованность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из важнейших условий выживания организаций и институтов.
4) Транслирующая функция. Суть ее – в передаче социального опыта. В каждом институте существует механизм, способствующий усвоению новыми людьми, новыми поколениями его ценностей, норм, ролей. Например, семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан таким образом, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности и т.п.
5) Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и вовне – во взаимодействии между институтами.
Семья – первый среди равных социальных институтов. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Это наиболее древний институт общественной организации. Ему присуще многообразие, систематизировав которое, мы получаем следующую типологию семейных структур:
- в зависимости от характера супружества это может быть моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной) или полигамия (брак одного супруга с несколькими). Полигамия бывает двух видов: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
- по критериям родительства-родства выделяют патрилинейные и матрилинейные семейные структуры, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.
- по критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семьи (он зарабатывает средства на содержание семьи, он представляет семью в обществе и т.д.) и матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав, и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью имеет место эгалитарная семья (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). Выделяется еще такой тип как партнерская семья. В ней семейные решения обсуждаются и принимаются совместно.
- по критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными, где супруги из одной социальной группы, страты, касты, класса, и гетерогенными, где супруги происходят из разных.
- по критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные (молодые живут в доме отца мужа) и матрилокальные (молодые остаются жить у родителей жены). Если молодые селятся у тех родителей, у кого попросторнее жилище, то это – унилокальные семьи. Если молодая семья живет отдельно от родителей, то она называется неолокальной.
- по структуре семьи бывают нуклеарными и расширенными. Нуклеарная семья включает мужа и жену, а также находящихся у них на содержании детей. Расширенная семья включает в себя две и более нуклеарных семьи с единым домохозяйством и состоит из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей. Наиболее распространены сегодня нуклеарные семьи.
Возникновение семьи связано с заключением брака.
Долгое время существенным фактом создания семьи выступала регистрация брака. В России до 1918 г. она носила церковный характер, а затем – гражданский. К настоящему времени формы брака стали разнообразнее:
- фактический брак (конкубинат – сожительство, которое обывательски неправильно именуют "гражданским браком"), когда мужчина и женщина живут вместе, но брак не регистрируют;
- гостевой брак, когда супруги не съезжаются, а навещают друг друга;
- "открытый брак", где каждый из супругов свободен в своих отношениях (в том числе и сексуальных) с третьим лицом;
- повторный брак, когда люди расставшись, порвав отношения, затем возвращаются друг к другу.
Возрождаются и некоторые формы группового брака.
При всем разнообразии мотивов вступления в брак все они в конечном счете сводятся к двум – любовь и расчет. У нас весьма распространен стереотип противопоставления этих мотивов. Однако между любовью и расчетом нет жесткой, непроходимой границы. Социальные психологи выделяют шесть наиболее распространенных видов чувства любви: эрос (сексуальное влечение, страсть), людус (любовь – игра, сиюминутность отношений, свободная смена влечений), агапэ (романтическая влюбленность на основе идеала, придуманного в подростковом возрасте), прагма (рассудочная любовь, связанная с практическим расчетом), сторге (любовь – дружба, умение ждать и прощать, понимать и терпеть) и мания (любовь – мука, сочетающая неуверенность в себе и партнере с подчинением страсти). Как видите, любовь бывает очень разной, в том числе и включающей расчет. При этом расчет понимается не как материальная, статусная или иная выгода, а с психологической стороны, т.е. как здравая оценка любимого человека, своей любви к нему, его ответного чувства. Если в основе семьи лежит людус, агапэ, мания или только эрос, она едва ли будет прочной.
Люди, вступая в брак, создавая семью, включаются в процесс выполнения семейных функций:
1) репродуктивная – включает в личном плане удовлетворение потребности супругов в детях, а в общественном - биологическое воспроизводство населения.
2) воспитательная – состоит в самовоспитании и взаимовоспитании супругов, а с появлением детей - в их благополучной социализации, в поддержании культурного воспроизводства общества.
3) хозяйственно-бытовая – включает в себя организацию семейного быта, поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми.
4) экономическая - состоит в материальном обеспечении семьи, в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных.
5) первичный социальный контроль - состоит в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также в регламентации обязательств и ответственности в отношениях между супругами, родителями и детьми.
6) социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального статуса.
7) функция духовного общения – состоит в развитии личностей членов семьи, в их духовном взаимообогащении.
8) досуговая – включает совместное проведение досуга, формирование и постоянное развитие круга общих интересов.
9) функция эмоциональной поддержки – обеспечивает каждому члену семьи психологическую защиту, эмоционально стабилизирует.
10) функция сексуального регулирования – упорядочивается сексуальные отношения людей, приобретая форму супружества. Все перечисленные функции равно важны для сохранения и укрепления семьи.
Наиболее распространенным типом в РФ сегодня является малодетная, нуклеарная семья. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: многодетные (пять и более детей), среднедетные (три-четыре ребенка) и малодетные (менее трех). Исследования показывают, что доминирование в России малодетной семьи связано как с усложнением социально-экономической ситуации в стране, так и с изменением функциональных приоритетов. Родительство, родство отходят на второй план. Супруги живут в семье друг для друга и для себя.
1. Личность как центральный элемент социальной системы.
2. Структура личности.
3. Понятие личности, социальная сущность личности.
4. Личность как субъект и объект социальной жизни.
5. Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы.
6. Социальная адаптация и интериоризации.
8. Понятие социального статуса. Интегральный статус.
9. Предписанный и достигаемый статусы.
10. Понятие социальной роли. Статусно-ролевая структура личности.
11. Социальная активность личности и ее виды. Факторысоциальной активности.
Социология изучает личность с точки зрения ее включенности в общество, в общественные отношения и формирования у человека особенных личностных качеств под влиянием социальной среды. В то же время, биологические особенности личности человека отражаются в ее поведении и социологией не отвергаются.
Индивид – это отдельный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.
Личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.
Вместе с этим качеством в понятие "индивидуальность" включаются также такие свойства личности человека как целостность и значимость. К настоящему времени однозначного единого определения личности нет, также как нет единого определения культуры, которое удовлетворяло бы все науки, изучающие ее.
Следовательно: 1) личность – это любой человек (не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни; 2) индивидуальность присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
При определении понятия личность главное внимание акцентируется на разграничении биологической и социальной составляющих этой категории.
Человек рождается биологическим существом, и под влиянием социальных и биологических факторов, а так же их комбинации, на протяжении всей его жизни происходит становление, развитие и преобразование личности.
Социализация – это процесс трансформации биологической сущности в социальную. Главным формирующим фактором этого процесса является социальный фактор, фактор включенности человека в социальные взаимодействия.
Следовательно, личность – продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др.
Затем – коллективы (от лат. collectifious "собирательный" – совокупность людей, объединенных общей работой, интересами и достижением цели) учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее – трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями.
Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации - процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.
Следовательно, социализация – процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании – культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.
Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей.
Социология не изучает все многообразие качеств личности, а рассматривает личность с позиции формирования в ней обобщенных существенных качеств, характеризующих ее с точки зрения включенности в определенные конкретные группы и общности.
Эти характерные, типические качества личности отражаются в
понятии «социальный тип личности». Социальный тип личности не охватывает всего разнообразия свойств личности, а фиксирует те качества и свойства личности, которые характеризуют ее с точки зрения принадлежности к конкретной общности, где люди занимаются определенными видами социальной деятельности. Таким образом, личность наряду с индивидуальными чертами имеет типичные, характерные черты, свойственные определенным общностям, слоям и группам.
Социальный статус (от лат. status "состояние, положение") – положение личности в обществе, которое показывает место личности в системе общественных отношений и определяет функции личности, соответствующие данному конкретному положению.
Кроме этого, понятие социальный статус включает оценку личности обществом и самооценку личности. Если они совпадают, то это дает дополнительный импульс личности к развитию, ее профессиональному и социальному росту, повышению социального статуса.
Поскольку личность включена в различные социальные связи, взаимодействия, группы и общности, она имеет несколько статусов. Обычно один из них имеет для человека важное значение, он называется интегральным или главным статусом.
Статусы подразделяются:
- предписанные - статусы, которые не зависят от усилий
личности;
- достигаемые - статусы, которые личность приобретает
вследствие собственных усилий.
Общество создает социальные позиции (статусы) и обеспечивает механизм распределения личностей по этим позициям. С понятием «социального статуса» теснейшим образом связано понятие «социальной роли».
Социальная роль – это функции, которые должна выполнять и выполняет личность в связи со своим статусом.
Используя другой подход, можно определить социальную роль как ожидания общества, предъявляемые к личности, которым личность должна удовлетворять в соответствии со своим социальным статусом.
Социальные роли, как и социальные статусы, различны по содержанию, значению в обществе. Из комедии Шекспира:
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий горько на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь, -
Так он играет роль. Шестой же возраст -
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса - кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы -
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Разного рода общественные потребности и потребности общностей определяют выполнение разного рода ролей. Нормативная структура социальных ролей определяет их разделение на нормы обязательного поведения, нормы желательного поведения и возможного поведения. Если социальные роли не вписываются в эту нормативную структуру, то включаются методы социального контроля, с помощью которых общество обеспечивает надлежащее исполнение личностями своих социальных ролей, удовлетворяющих требуемым нормам.
Поскольку общество развивается, изменяясь от эпохи к эпохе, то и социальные роли претерпевают изменения в этом процессе.
На рубеже эпох, в переходные периоды своего развития общество востребует типы личности, которые исполняют исторически значимые роли.
Исполнение таких значимых ролей возможно не только при определенной общественной востребованности, но и при условии, что личность располагает необходимыми личностными качествами и соответствующими возможностями для реализации данной востребованности. Уровень задач общественного развития и определяет масштаб ролей, исполняемых личностью на данном этапе истории.
От этапа к этапу общественного развития личность исполняет все более значимые роли, проявляя разный уровень социальной активности (от лат. activus "деятельный") – свойства личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой.
К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует. Таким образом, социальная активность – степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности».
Во всех сферах жизнедеятельности общества личность может проявлять социальную активность. Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на:
- трудовую,
- политическую,
- социальную активность в области духовной жизни,
- другие виды социальной активности.
Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других.