Сравнительный метод оценки. Методы расчета стоимости

Сравнительный метод заключается в определении стоимости предприятия на основе данных о совершенных сделках, спросе или предложениях о продаже объектов-аналогов.

Определение стоимости предприятия сравнительным методом включает следующие основные этапы:

- поиск объектов-аналогов;

- выбор финансовой, физической или иной базы для расчета ценовых мультипликаторов;

- определение стоимости предприятия (объекта-аналога) исходя из стоимости пакета акций или долей, проданных или выставленных на продажу;

- расчет ценовых мультипликаторов по объектам-аналогам;

- расчет стоимости предприятия;

- внесение итоговых корректировок.

Поиск объектов-аналогов основывается на:

- сходстве с объектом оценки по качественным и количественным характеристикам;

- возможности получения и проверки финансовой, физической и иной базы по предприятию (объекту-аналогу).

При этом объект-аналог не должен быть вовлечен в переговоры или в фактический процесс поглощения, поскольку это влияет на стоимость предприятия.

Выбор финансовой, физической или иной базы для расчета мультипликаторов включает проведение сравнительного анализа количественных и качественных характеристик, выявление различий между объектом оценки и объектом-аналогом и принятие решения о финансовой, физической или иной базе для расчета ценовых мультипликаторов.

Определение стоимости объекта-оценки (объекта-аналога) производится исходя из стоимости пакета акций или долей в уставном фонде юридического лица, проданных или выставленных на продажу.

Для определения стоимости объекта оценки или объекта-аналога используются следующие ценовые мультипликаторы:

- цена предприятия (цена акции), деленная на выручку от реализации;

- цена предприятия (цена акции), деленная на физический показатель;

- цена предприятия, деленная на прибыль до уплаты налогов;

- цена предприятия, деленная на сумму прибыли до уплаты налогов, процентов и амортизации;

- цена предприятия, деленная на чистую прибыль;

- цена предприятия (цена акции), деленная на балансовую стоимость активов;

- цена предприятия (цена акции), деленная на величину денежного потока;

- цена предприятия (цена акции), деленная на себестоимость реализации;

- цена предприятия (цена акции), деленная на маржинальную прибыль;

- цена предприятия (цена акции), деленная на дивидендные выплаты.

Расчет стоимости предприятия производится путем умножения величины ценового мультипликатора по выбранной базе на соответствующую базу объекта оценки.

Расчет стоимости предприятия (объекта-аналога) производится следующими методами расчета стоимости объектов оценки:

- рынка капитала;

- сделок;

- мультипликаторов (отраслевых коэффициентов).

Метод рынка капитала используется при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спроса на миноритарные доли объектов-аналогов.

Определение стоимости предприятия (объекта-аналога) методом сделок при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спроса на мажоритарные доли объектов-аналогов. Расчет стоимости объектов-аналогов можно производить на основании данных о котировках акций и величине капитализации предприятий в Российской торговой системе (Россия), Первой фондовой торговой системе (Украина) и др. При этом необходимо учитывать величину пакетов, выставляемых на продажу, и частоту сделок с пакетами и др.

Метод мультипликаторов (отраслевых коэффициентов) используется при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спросе на предприятие в целом, на миноритарные или мажоритарные доли, пакеты акций, капитализации объекта-аналога, рыночной стоимости объекта-аналога, рассчитанной доходным или сравнительным методом, а также при наличии выбранной финансовой или физической базы по объекту оценки и объектам-аналогам.

Внесение итоговых корректировок производится на:

- отсутствие (наличие) диверсификации производства;

- нефункционирующие активы;

- ликвидность;

- контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: