Соотношение интуитивного и аналитического стилей

Имеются две точки зрения на соотношение интуитивного и аналитического стилей.

Одни исследователи считают, что они взаимосвязаны и являются противоположными полю-

сами единого измерения: если сильно выражен один из них, то другой выражен слабо

(Allison et al., 2000). Другие полагают, что они независимы друг от друга и существуют в

параллельных системах переработки информации: рациональной – аналитической и опыт-

ной – интуитивной (Epstein, 1996; Pacini, Epstein, 1999). Поэтому человек может иметь оди-

наково выраженный (высоко или низко) тот и другой стиль.

Люди с интуитивным когнитивным стилем холистически оценивают

проблему, принимают решения на основе предчувствий, используют

глобальную и всеобъемлющую перспективу (Sadler-Smith, 1999). Им

не свойственно быть конформистами, использовать систематические

методы исследования, последовательное рассуждение (Allison et al., 2000).

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

В качестве противоположного полюса когнитивного стиля выступает

предпочтение анализа.

Степаносова О. В., 2003, с. 135.

Открытие или изобретение, будь то в математике или в какой-

либо другой области науки и техники, появляется в результате нужной

комбинации исходных данных. Однако вначале искомое «затеряно» среди

огромного множества других возможностей комбинаций, большинство

из которых лишено смысла, и лишь очень небольшая часть может

оказаться плодотворной. Именно в анализе этой последней части, а не

в конструировании бесполезных комбинаций и заключается творчество.

Открытие нового и предполагает распознавание и выбор. В этой связи

следует отметить, что мы не разделяем довольно распространенной точки

зрения, согласно которой сознание при этом рассматривается подчиненным

подсознанию. Не отрицая роли последнего, мы полагаем, что первое в

большей или меньшей мере определяет общее направление, в котором

функционирует второе.

Матейко А., 1970, с. 10.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества и соотноше-

ния логического и интуитивного предложил Я. А. Пономарев (1976, 1988, 1999).

Как пишет Я. А. Пономарев (1976а), издавна существуют противоположные тенден-

ции в направлении поиска путей управления творческой деятельностью. «Одна из этих

тенденций связывает возможности управления творчеством с алгоритмизацией творческой

деятельности, с разработкой «технических приемов», использование которых вело бы к

открытию нового. Иначе говоря, эта тенденция выражает стремление к конструированию

такой логической системы, которая бы вела людей к научным открытиям, изобретениям и

т. п. О такой логике мечтал средневековый схоласт Раймон Луллий, предложивший про-

ект машины, с помощью которой, по его убеждению, можно было получать все возможные

истины. В настоящее время такая тенденция ярко представлена направлением «машинного

моделирования интеллектуальной деятельности» и рядом других направлений, ставящих

своей целью разработку алгоритмов для решения творческих задач изобретателями, уче-

ными и т. п. <…> Другая тенденция принципиально отрицает продуктивность попыток

алгоритмизации процесса творчества, считая такие попытки иллюзорными. Однако эта тен-

денция не отрицает в принципе возможность управления творчеством. Она лишь отвер-

гает возможность прямого пути такого управления и предлагает косвенный путь. Суть его

сводится к созданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий

весьма многообразен. Он начинается с ситуаций, благоприятствующих интуитивному схва-

тыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых спо-

собностей, качеств личности творца, созданием творческого климата в научно-исследова-

тельском коллективе и т. п. <.> Движение мысли последних лет показывает, что иллюзии,

порожденные появлением первых машинных эвристических программ, рассеялись, хотя

возможности таких программ постоянно возрастают» (с. 289).

Я. А. Пономарев отмечает, что кибернетические «умные» машины затрагивают лишь

один структурный уровень познания – логический, и совсем не затрагивают психологиче-

ских механизмов творческого акта. По мнению Я. А. Пономарева, «разговор о возможности

«логики открытий», точнее сказать – логики, ведущей к открытиям, противоречит самому

смыслу понятия о творчестве. Однако это не исключает возможности науки о творчестве, а

вместе с тем и правомерности понятия эвристической логики» (там же, с. 290). Далее автор

пишет: «Необходимо признать, что по самой сути дела любое решение подлинно творче-

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

ской проблемы всегда выходит за пределы логики. Однако, как только это решение полу-

чено, оно, конечно, может при определенных условиях быть логически осмысленным. На

основании такой логики те задачи, которые до этого были творческими, перестают быть

таковыми, они становятся задачами логическими. Это и создает одно из необходимых усло-

вий развития творческих возможностей. Опираясь на достижения логики, сфера творчества

перемещается и вновь оказывается за пределами возможностей логики» (с. 290). Вследствие

этого, пишет Я. А. Пономарев, происходит соподчинение двух до сих пор взаимоисключаю-

щих одна другую тенденций. Отсюда биполярность творческого процесса, психологический

механизм которого состоит из «отдаленных», часто противоположных, полярных элементов:

интуитивное + логическое; оригинал + модель; созидание + рефлексия; непроизвольное +

произвольное; стимуляция + мотивация; импульсивное + волевое; бессознательное + созна-

тельное; врожденное + приобретенное.

Строго говоря, любое мышление развитого человека. представляет

единство интуитивного и логического. Чисто интуитивное и чисто

логическое – это только абстрактные пределы мышления, рассматриваемого

в психологическом аспекте. Вместе с тем в одних психологических

формах мышления преобладает тот фактор, который мы описываем как

интуитивный предел, а в других – тот, который описывается как логический

предел. С такой оговоркой мы и употребляем понятия «интуитивное

мышление» (здесь интуитивный фактор преобладает) или «логическое

мышление» (преобладает логический фактор).

Пономарев Я. А., 1976, с. 2004.

Я. А. Пономарев разработал структурно-уровневую модель центрального звена пси-

хологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач

взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право изобразить цен-

тральное звено интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние гра-

ницы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу

таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго инту-

итивного мышления животных). Сверху – логическое (за ним простирается сфера строго

логического мышления – современных электронных вычислительных машин)» (с. 164–

165) – рис. 3.1.

Рис. 3.1. Схема, отражающая соотношение между интуитивным и логическим в про-

цессе мышления

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

На рис. 3.1 изображены два треугольника, символизирующие взаимодействие логики и

интуиции в процессе творчества. Эти треугольники расположены вертикально и направлены

вершинами друг на друга, вершина каждого треугольника покоится на основании другого.

На уровне логического мышления, образуемого основанием верхнего треугольника

(сторона ВС) и двумя другими его сторонами, символизирующими совокупность способов

субъективного контроля (сторона ЛВ) и объективных оценок (сторона АС), человек исполь-

зует имеющийся у него опыт, т. е. сложившиеся ранее способы действия (набор сформиро-

вавшихся программ поведения или алгоритмов усвоенных индивидуальных действий). При

таком понимании логического мышления оно не дает возможность выйти за границы сво-

его прошлого опыта, что присуще кибернетическим машинам, полагает Я. А. Пономарев.

«Точка» интуитивного мышления, представленная на схеме вершиной Е, близка к нулю, что

отражает, по мнению автора, «затухание» роли интуиции в логическом мышлении.

«При нетворческой задаче, – пишет Я. А. Пономарев, – развитый интеллект реали-

зует… готовые логические программы. Однако при творческой задаче картина резко меня-

ется. Провал избранной программы отбрасывает решающего на нижние структурные уровни

организации интеллекта. Дальнейший ход решения оказывается постепенным подъемом по

данным уровням… Человек как бы карабкается по лестнице структурных уровней органи-

зации интеллекта. Структурные уровни организации интеллекта выступают. как функцио-

нальные ступени решения творческой задачи» (1976, с. 190).

На самом нижнем уровне дискурсивного мышления (вершина А треугольника АВС)

логика уже отсутствует, а интуиция представлена в полной мере (сторона DF треугольника

DEF), что делает решение задачи творческим. На этом уровне решение задачи возможно

лишь с помощью интуиции. Если опуститься ниже уровня DF, то мы попадем в сферу строго

интуитивного мышления, присущего животным. Дискурсивное мышление человека пред-

ставляет из себя «смесь» машиноподобной логики и интуиции животного, упорядоченную

в виде уровней организации и ступеней функционирования.

«С помощью данной схемы, – пишет Я. А. Пономарев, – легко объясняется основная

масса фактов, зарегистрированных психологией творчества. Например, в случае, когда для

решения задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решения задач

протекают на пятом уровне и не сопровождаются существенными сдвигами в эмоциональ-

ных показателях (заметим, во всех случаях деятельность на высших уровнях всегда опо-

средствуется низшими уровнями, но в условиях нетворческих задач такая опосредствован-

ность оказывается незаметной). Это экспериментально доказано, например, для выполнения

достаточно сложных, но знакомых испытуемому счетных операций. Аналогичное наблю-

дается и на начальных стадиях решения творческих задач, когда человек прилагает к ним

готовые логические программы, создавая тем самым исходный неверный замысел. Неаде-

кватность таких программ (субъективная логика не подтверждается практикой) превращает

задачу в творческую. Решение ее теперь возможно лишь с помощью интуиции. Организация

деятельности человека смещается на нижние структурные уровни» (с. 192).

Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: потреб-

ность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой

деятельности, а средства удовлетворения этой потребности – на низших уровнях. Они вклю-

чаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового

способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым

творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может

быть получен на основе логического вывода.

Решение творческой задачи связано с получением прямого (осознаваемого) и побоч-

ного (неосознаваемого) продуктов. «Прямой продукт отвечает сознательно поставленной

цели и может быть непосредственно использован в сознательной организации последующих

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

действий (осознаваемый опыт). Побочный продукт возникает помимо сознательного наме-

рения, складывается под влиянием тех свойств предметов и явлений, которые включены в

действие, но не существенны с точки зрения сознательно поставленной цели», – пишет Я.

А. Пономарев (с. 193). Автор отмечает, что человек не может непосредственно использо-

вать побочный продукт в сознательной организации последующих действий, но поскольку

он существует не только в преобразованном объекте, но и фиксируется, отражаясь психиче-

ски, он при известных условиях может принять участие в регуляции последующих действий

(неосознаваемый опыт).

«Неосознаваемый опыт и проявляется в удачный момент в виде неожиданной «под-

сказки», ведущей к интуитивному решению. Используя побочный продукт, решающий

«взбирается по лестнице» структурных уровней психологического механизма интеллекта…

На низшем пределе этого механизма знаковые модели применительно к побочным продук-

там вообще не функционируют. Формирование таких продуктов возможно лишь при опоре

на предметы-оригиналы. Производство побочных продуктов не осознается, контролируется

исключительно предметами-оригиналами. Оценка эффекта использования побочного про-

дукта эмоциональна. На следующем уровне побочный продукт «проникает» во внутренний

план (все представленное во внутреннем плане осознанно и может быть выражено в форме

знаковых моделей). На третьем уровне во внутренний план «проникает» и соответствую-

щий эффекту использования побочного продукта способ. В контроль и оценку включаются

представления. Побочный продукт преобразуется в прямой. В дальнейшем дифференциру-

ется способ действия, приводящий к преобразованному продукту (теперь он уже может быть

выражен в знаковой форме): кверху идет операция, книзу – соответствующее ей средство

действия – навык. Контроль и оценка становятся все более логичными. Роль представлений

и эмоций в том и другом случае ограничивается. Наконец, наметившаяся тенденция полно-

стью развертывается. Контроль и оценка становятся всецело логическими. Пробы и ошибки

свертываются. Решение опирается на логический анализ и синтез структуры задачи… Итак,

процесс интуитивного поиска не осознается. Вначале осознается лишь сам факт удовлетво-

рения потребности. Поэтому интуитивное решение и выступает как неожиданное, как то,

что называли «инсайтом», «озарением» и т. п. Интуитивное решение всегда предшествует

логическому. Логическое решение творческой задачи возникает лишь на базе интуитивного,

т. е. тогда, когда задача фактически уже решена. Логическое решение побуждается потреб-

ностью передать интуитивно найденное другому человеку, обосновать, доказать правомер-

ность такого решения, использовать его для решения более сложной однотипной задачи и

т. п. Здесь и возникает необходимость выразить решение в языке, вербализовать его, а ино-

гда и формализовать, иначе говоря – оформить логически. Таким образом, решение творче-

ской задачи можно расчленить на две основные фазы: 1) фазу интуитивного поиска и полу-

чения интуитивного эффекта, интуитивного решения (т. е. фазу, которую в прошлом иногда

называли «психологическим» решением) и 2) фазу его вербализации, формализации (т. е. ту,

которую соответственно связывали с «логическим» решением)» (с. 193–194).

Я. А. Пономареву удалось выявить… некоторые любопытные

свойства интуитивного опыта. В одном его эксперименте испытуемым

давалась задача «Политипная панель», где от них требовалось надеть

по определенным правилам серию планок на панель. После того

как испытуемые относительно легко выполняли задание, им давалась

следующая задача, состоявшая в нахождении пути в лабиринте. Идея

эксперимента заключалась в том, что оптимальный путь в лабиринте

повторял по форме итоговое расположение планок в задаче «Панель».

Результат оказался следующим: если в обычных условиях, проходя

лабиринт, испытуемый совершал 70–80 ошибок, то после решения задачи

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

«Панель» – не более 8-10. Самое удивительное, однако, состояло в том,

что стоило только потребовать от испытуемого объяснить причину выбора

пути в лабиринте, как число ошибок снова резко возрастало. Пономарев

сообщает, что когда он на середине пути ставил этот вопрос испытуемым,

совершившим до этого две-три ошибки, во второй половине пути они

совершали 25–30 ошибок. Основной теоретический вывод, который можно

сделать из описанного эксперимента, состоит в том, что люди могут

функционировать в различных режимах. В хорошо осознанном логическом

режиме они не имеют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в

своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тогда они не могут

осуществлять сознательный контроль и рефлексию своих действий.

При столкновении с необычной задачей логические знания субъекта

оказываются недостаточными. Тогда функционирование психического

механизма, по выражению Пономарева, «спускается» на более интуитивные

уровни. В сфере интуиции опыт менее структурирован, но более богат,

поэтому там субъекту иногда удается найти ключ к решению задачи…

Если принцип решения на интуитивном уровне найден, субъекту нужно

еще оформить его в виде хорошо структурированной модели, перевести на

логический уровень.

Теория Пономарева позволяет объяснить. стадии творческого

процесса. Вначале происходит подготовка – субъект безрезультатно

использует логические методы решения. Затем наступает фаза созревания:

субъект, решающий задачу, оставляет сознательные попытки, однако взамен

включается интуитивный уровень мышления. Эта фаза может завершаться

эмоционально окрашенным озарением. Затем остается вновь провести

логическую работу по реализации замысла.

Ушаков Д. В., 2000, с. 225–226.

Основой успеха решения творческих задач, по Я. А. Пономареву, является способность

действовать в уме, определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий.

Эта способность, возможно, является содержательно структурным эквивалентом понятия

общей способности, «генерального интеллекта».

Концепция Я. А. Пономарева подверглась критике со стороны Н. Н. Нечаева (2006).

Он пишет, что «правота концепции Я. А. Пономарева, как, впрочем, и многих других авто-

ров, заключается в том, что для понимания любого творчества важно зафиксировать нали-

чие «зазора» между возможностями человека, уже сложившимися в деятельности, и теми,

которые объективно необходимы для преодоления трудностей, возникающих при решении

задачи (они, собственно говоря, и делают ее творческой). Однако принципиальная непол-

нота этой концепции состоит в том, что в ней рассматривается только один путь преодоления

этого «зазора» – через спекулятивно постулируемый в концепции «отказ» от логики и апел-

ляцию к интуитивному формированию возможного побочного продукта с последующим его

случайным осознанием в виде найденного решения задачи».

«Общий вывод, – продолжает Н. Н. Нечаев, – который логически напрашивается при

такой трактовке механизма творчества, заключается в том, что чем более творческой явля-

ется ситуация, в которой в силу обстоятельств оказывается человек, т. е. чем меньше в ней

возможностей использовать сложившиеся способы, тем большую роль играет в ней трак-

туемое таким образом интуитивное мышление. Следуя этой логике, необходимо признать,

что собственно животные являются самыми творческими существами, ибо их «мышление»

всегда «строго интуитивно» (Пономарев, 1976, с. 265)» (с. 8).

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Н. Н. Нечаев не согласен с противопоставлением Я. А. Пономаревым логики и интуи-

ции, не отрицая при этом тезис Пономарева, что если предшествующий опыт не помогает

подойти к решению задачи, а становится барьером, то во многих случаях человек мыслит

почти как животное, в результате чего он ищет решение, не осознавая ни того, что он ищет,

ни того, как он ищет.

Однако человек может мыслить и творить по-человечески, т. е. сознательно и логиче-

ски последовательно выстраивать свою деятельность в ситуации, требующей новых спосо-

бов действия, делая тем самым свою деятельность объектом исследования, – пишет Н. Н.

Нечаев. «Творчество как форма деятельности человека («очеловеченное творчество») высту-

пает как сознательное развитие собственной деятельности, т. е. как самопреодоление – осо-

знанный отказ от сложившихся способов и сознательное конструирование новых способов

деятельности, отвечающих условиям конкретной задачи. «Так, как хочу, не умею, так, как

могу, – не хочу», – сказал в свое время А. Т. Твардовский, фиксируя тем самым основной

«механизм» человеческого творчества» (с. 20).

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»__

18. Психологические особенности творческих способностей личности/ понимай как хочешь. Особенности личности с ТВ. Способностями?/ таб?/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: