К творческим личностям (креативам)

В последние годы стало очевидным, что результаты, получаемые с помощью тестов

дивергентного мышления в детском и подростковом возрасте, в лучшем случае лишь уме-

ренно связаны с последующими творческими достижениями (Feldhusen, Goh, 1995; Runco,

1992). Следовательно, творческие достижения зависят и от каких-то других факторов, а не

только от дивергентного мышления. В связи с этим стали говорить о креативном потенци-

але личности (Gough, Heilbrun, 1983), который зависит от личностных свойств и внутренней

мотивации творца (Barron, 1972; Barron, Harrington, 1981; MacKinnon, 1972).

Эта идея нова только на первый взгляд, поскольку речь идет о креативности как отно-

сительно новом психологическом феномене. В действительности же речь об одаренной лич-

ности велась уже давно. Например, в начале 20-х гг. XX в. В. М. Экземплярский в работе

«Проблема одаренности» писал: «Нужно отметить, что до настоящего времени проблема

общей одаренности обычно ставилась главным образом в смысле определения высоты раз-

вития лишь интеллектуальных свойств, поскольку вообще можно отделить эту сферу от двух

других сторон психической жизни – эмоциональной и волевой. Мы хотели бы оставить в

дальнейшем обозначении проблемы одного слова «одаренность», имея в виду, что в каче-

стве идеальной задачи стоит, конечно, определение высоты развития всех основных свойств

психической жизни – и интеллектуальной, и эмоциональной, и волевой, и лишь недостаточ-

ность имеющихся у нас экспериментальных методов для определения высоты развития эмо-

ционально-волевой сферы и, наоборот, значительное развитие методики количественного

исследования интеллекта ограничивают до сих пор интеллектуальной сферой разрешение

проблемы» (цит. по: Доровский А. И., 1997, с. 160).

Уже первые исследования творческих способностей шахматистов и изобретателей

показали, что отличие креативных от некреативных состояло не столько в выраженности

характеристик мышления, сколько в личностных качествах, которые П. А. Нечаев (1929)

называл «строем личности». Различия проявлялись в активности, настойчивости, агрессив-

ности в защите своей личности, организаторских способностях.

В перечне конкретных способностей и психических свойств, необходимых для работы

в области науки и техники, приведенных Г. Я. Розеном (1966) в информационном бюлле-

тене «Исследования по психологии научного творчества в США», отмечаются: незауряд-

ная энергия; находчивость; честность; прямота; непосредственность; упорстиво; настойчи-

вость; независимость; способность к сотрудничеству; способность удивляться; способность

к тяжелому, упорному труду; способность к самовыражению; скептицизм; смелость; муже-

ство; стремление подолгу оставаться одному; уверенность в условиях неопределенности;

терпимость к неясности, неопределенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: