В последние годы стало очевидным, что результаты, получаемые с помощью тестов
дивергентного мышления в детском и подростковом возрасте, в лучшем случае лишь уме-
ренно связаны с последующими творческими достижениями (Feldhusen, Goh, 1995; Runco,
1992). Следовательно, творческие достижения зависят и от каких-то других факторов, а не
только от дивергентного мышления. В связи с этим стали говорить о креативном потенци-
але личности (Gough, Heilbrun, 1983), который зависит от личностных свойств и внутренней
мотивации творца (Barron, 1972; Barron, Harrington, 1981; MacKinnon, 1972).
Эта идея нова только на первый взгляд, поскольку речь идет о креативности как отно-
сительно новом психологическом феномене. В действительности же речь об одаренной лич-
ности велась уже давно. Например, в начале 20-х гг. XX в. В. М. Экземплярский в работе
«Проблема одаренности» писал: «Нужно отметить, что до настоящего времени проблема
общей одаренности обычно ставилась главным образом в смысле определения высоты раз-
вития лишь интеллектуальных свойств, поскольку вообще можно отделить эту сферу от двух
других сторон психической жизни – эмоциональной и волевой. Мы хотели бы оставить в
дальнейшем обозначении проблемы одного слова «одаренность», имея в виду, что в каче-
стве идеальной задачи стоит, конечно, определение высоты развития всех основных свойств
психической жизни – и интеллектуальной, и эмоциональной, и волевой, и лишь недостаточ-
ность имеющихся у нас экспериментальных методов для определения высоты развития эмо-
ционально-волевой сферы и, наоборот, значительное развитие методики количественного
исследования интеллекта ограничивают до сих пор интеллектуальной сферой разрешение
проблемы» (цит. по: Доровский А. И., 1997, с. 160).
Уже первые исследования творческих способностей шахматистов и изобретателей
показали, что отличие креативных от некреативных состояло не столько в выраженности
характеристик мышления, сколько в личностных качествах, которые П. А. Нечаев (1929)
называл «строем личности». Различия проявлялись в активности, настойчивости, агрессив-
ности в защите своей личности, организаторских способностях.
В перечне конкретных способностей и психических свойств, необходимых для работы
в области науки и техники, приведенных Г. Я. Розеном (1966) в информационном бюлле-
тене «Исследования по психологии научного творчества в США», отмечаются: незауряд-
ная энергия; находчивость; честность; прямота; непосредственность; упорстиво; настойчи-
вость; независимость; способность к сотрудничеству; способность удивляться; способность
к тяжелому, упорному труду; способность к самовыражению; скептицизм; смелость; муже-
ство; стремление подолгу оставаться одному; уверенность в условиях неопределенности;
терпимость к неясности, неопределенности.