Особенности личности креативов

Предпринимались неоднократные попытки выяснить, почему одни люди проявляют

преимущественно адаптивную активность, а другие – творческую. Какими особенностями

психики отличаются творческие люди?

Ч. Ломброзо отмечает необычайную, доходящую до болезненности впечатлитель-

ность одаренных и гениальных людей. Дидро думал, что «природа не создала более чувстви-

тельной души, чем моя». Поэт Галлер писал о себе, что бывает тронут до слез, когда читает

описания какого-нибудь великодушного поступка, и что эта чувствительность придает его

стихотворениям тот страстный тон, которого нет у других поэтов. Английский поэт Стерн

говорил, что, читая биографии древних героев, он плачет, как будто это живые люди. Вдохно-

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

вение и впечатлительность – единственные орудия гения, – без ложной скромности добавил

он. На одном из представлений Кина с Байроном случился припадок конвульсий. Имелись

ученые, которые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец

Франчиа даже умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. Ампер едва не

умер от счастья, очутившись на берегу Женевского озера.

Высокая впечатлительность рождает и высокое самомнение и тщеславие. Ч. Ломброзо

пишет о некоем аббате Каньоли, который до того гордился своей поэмой о битве при Акви-

лее, что приходил в ярость, когда кто-нибудь из литераторов не раскланивался с ним. «Как,

вы не знаете Каньоли?» – спрашивал он. Лафонтен писал, что гений раздражается всем, и

что для обычного человека кажется просто булавочными уколами, то для гения представля-

ется ударом кинжала. Например, Себуйа, арабский грамматик, умер с горя оттого, что с его

мнением относительно какого-то грамматического правила не соглашался калиф Гарун-аль-

Рашид.

Буало и Шатобриан не могли с равнодушием слышать похвалы кому бы то ни было,

даже сапожнику. «Человек – самое тщеславное из животных, а поэты – самые тщеславные

из людей», – писал Гейне.

С высокой впечатлительностью связана и влюбчивость гениев. Ч. Ломброзо пишет, что

Данте и Альфиери были влюблены в 9 лет, Каррон и Байрон – в 8 лет, Руссо – в 11. Известен

список из многих десятков женщин, в которых был влюблен А. С. Пушкин. Сергей Есенин

имел в течение своей относительно короткой жизни только официальных шесть жен.

П. Торренс (Torrance, 1962) собрал 84 определения креативных людей, и оказалось, что

они могут иметь противоположные качества. С одной стороны, это неуверенность, робость,

застенчивость, стремление к одиночеству, непопулярность среди людей; с другой – стремле-

ние к доминированию, смелость в отстаивании своих идей, потребность в социальных кон-

тактах, социальная активность, общительность и популярность среди людей. Таким обра-

зом, креативы разделились на основании социальных контактов на две группы: одна группа

– замкнутые и отчужденные с выраженной интеллектуальной инициативностью, а другая

группа – наряду с интеллектуальной инициативностью, еще и открытая, контактная, с выра-

женной социальной инициативностью. Но и у той и у другой группы не наблюдались черты

конформности (Koestler, 1959; Lytton, 1971; Rogers, 1972).

Выявлено, что после тренировки на повышение креативности у детей появляется

стремление к доминированию (Haddon, Lytton, 1968).

К числу эмоций, которые наиболее часто доминируют у творческих

индивидуальностей, отмечают агрессию и радость (Barron, 1972; Getzels,

Jackson, 1967; MacKinnon, 1972; Torrance, 1962). Так, Дж. Гетцельс и Ф.

Джексон при исследовании высокотворческих и высокоинтеллектуальных

детей отмечают большое количество агрессивных элементов в продуктах

творчества креативных детей. В перечне качеств, которые в разное

время находили у творческих людей и которые были собраны П.

Торренсом, имеется большое число эмоциональных и личностных качеств,

которые могут базироваться только на доминировании эмоции агресии

(как экспансия Я во сне). К числу таких качеств относится стремление

к доминированию и превосходству, стремление к риску, нарушение

привычного порядка, тяготение к независимости, радикализму. Вместе с

тем у творческих людей отмечаются оптимизм, готовность приходить на

помощь, чувство прекрасного, юмор (Barron, 1972; Getzels, Jackson, 1967;

MacKinnon, 1972; Torrance, 1962). Наиболее часто отмечается два качества:

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

стремление к доминированию и оптимизм (Foster, 1971; Jones, 1972; Koestler,

1959; Mac Kinnon, 1972).

Ермолаева-Томина Л. Б., 1977, с. 170.

Одной из особенностей творческой личности является ее способность сопроти-

вляться эффекту «атмосферы» (Р. С. Вудвортс, С. Б. Селлс [Woodworth, Sells, 1935]).

Выявлена категория людей, которые при решении силлогистических задач имели тенденцию

формулировать или выбирать выводы, основываясь не на логическом анализе содержания

посылок, а на общем впечатлении об их характере («атмосфере»). Например, утвердитель-

ные посылки создают атмосферу утверждения и побуждают испытуемого к выбору утверди-

тельного вывода, а отрицательные посылки склоняют к выбору отрицательного вывода. Ю.

З. Гильбух (1973) показал, что сопротивляемость «атмосфере» посылок составляет харак-

терную черту творческой личности с ее независимостью и критичностью мышления.

О. Н. Гарнец и Ю. З. Гильбух (1979) выявили положительную связь сопротивляемо-

сти «атмосфере» посылок с гибкостью мышления и отрицательную связь – с ригидностью

мышления.42 В свою очередь гибкость мышления связана со склонностью учащихся к твор-

ческим видам работы, интеллектуальностью и активностью.

Одаренных младших школьников отличают высокие показатели

по уровню увлеченности содержанием деятельности (84 %) и уровню

перфекционизма (66 %). Среди особенностей эмоционального развития

можно отметить высокие показатели по стрессоустойчивости (80 %) и

уровню устойчивости интересов (75 %). Социальную компетентность

одаренных младших школьников характеризуют открытость в социальных

отношениях (87 %) и интеллектуальный эгоцентризм (68 %).

Мякишева Н. М., 2007, с. 351.

Л. Б. Ермолаева-Томина (1974) пишет: «Общеизвестно, что при одной и той же системе

воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохра-

няется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятель-

ности. Это заставляет думать, что у некоторых индивидуумов существует определенная

сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и испол-

нительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как незави-

симость, самостоятельность, отсутствие конформности и т. п. (Getzels, Jackson, 1968; Jones,

1972; Torrance, 1962; Wallach, Kogan, 1972). Не лишено вероятности предположение, что

сопротивляемость шаблону может оказаться наиболее фундаментальным внутренним каче-

ством в структуре творческих способностей, природа которого, скорее всего, детерминиро-

вана некоторыми биологическими задатками» (с. 74).

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны

прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая

интеллектуальная инициатива, самостоятельный (оригинальный) способ

решения уже готовых тем и проблем и т. д. Иными словами, творческая

инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной

фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной

деятельности (Богоявленская Д. Б., 1973; Ермолаева-Томина Л. Б., 1975;

Тафель Р. Е., 1974; Bertlett, 1972; Bolton, 1972; Foster, 1971).

Ермолаева-Томина Л. Б., 1977, с. 74.

42 Ригидность определяется как неспособность человека изменить способ действия, переставший быть оптимальным,

в тех случаях, когда это принципиально возможно и целесообразно.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Л. Б. Ермолаева-Томина (1977) экспериментально проверила связь между спонтанно

проявляющейся творческой инициативой и сопротивляемостью навязанному стилю дея-

тельности. Выявлено, что сопротивление навязанному стилю деятельности в большей сте-

пени проявилось у испытуемых с наиболее высокими показателями творческой инициативы

как в эксперименте, так и по данным их творческой активности в жизни. Однако среди испы-

туемых с высокой творческой инициативой встречались и такие, которые достаточно легко

перестраивали свою деятельность под влиянием подсказки. У них высокая творческая ини-

циатива сочеталась с легкой приспособляемостью к требованиям экспериментатора, что, как

полагает исследователь, свидетельствует скорее об относительной независимости этих двух

качеств и о возможном их сосуществовании. Л. Б. Ермолаева-Томина отмечает, что нечто

похожее имеется и в данных Воллаха и Когана (Wallach, Kogan, 1972). Сюда можно доба-

вить и работы Р. Крачфилда, Ф. Баррона, а также Ю. З. Гильбуха (1973), где отсутствие

конформности, сопротивляемость «атмосфере» посылок постулируется как отличительная

черта творческой личности. Ермолаева-Томина предполагает, что лица, которые наряду с

высокой творческой инициативой показали сопротивляемость навязываемому стилю дея-

тельности, являются в большей степени подлинно творческими индивидуальностями и спо-

собны сохранять свою творческую самостоятельность независимо от системы образования

и воспитания.

Науке известны случаи, когда отсутствие самостоятельности мысли

приводило к отказу от своих собственных открытий, например

нидерландский физик Х. Камерлинг-Оннес, впервые столкнувшись в 1911 г.

с явлением сверхпроводимости… посчитал это не обнаружением нового

явления, а лишь ошибкой опыта.

Бодалев А. А., Рудкевич Л. А., 2003, с. 230.

Д. Маккиннон протестировал около 600 выдающихся писателей, архитекторов, мате-

матиков, физиков, представителей технических наук. Они были разделены на две группы

– более творческую и менее творческую. Оказалось, что более творческие личности отли-

чаются большим желанием экспериментировать и накапливать опыт, учиться, большими

умственными способностями, гибкостью и независимостью мышления, свободой от вну-

тренних самоограничений, высокой творческой энергией.

Д. Маккиннон обнаружил, что высококреативные архитекторы

характеризовались слабой социализацией, разнообразием психологических

черт, комплексностью и независимостью. Архитекторы среднего уровня

креативности показали высокую степень нейротизма. У наименее

креативных архитекторов степень нейротичности была ниже, чем в других

подгруппах архитекторов. Кроме того, наименее креативные архитекторы

были хорошо приспособлены к нормам общества и профессии, хорошо

социализированы. Результаты, которые получил Ж. Желад (Gaillard, 1992),

в известной степени сопоставимы с приведенными выше данными.

Было обнаружено, что креативные дизайнеры и создатели рекламы

характеризуются большей нейротичностью, чем специалисты тех же

областей, которые явно не относятся к креативным личностям.

Своеобразие мотивации креативных личностей, как считает К.

Мартиндэйл (Martindale, 1989), определяется широким кругом их интересов.

Они открыты новому опыту и предпочитают новизну.

Внутренняя мотивация преобладает над внешней. Кроме того,

креативные люди демонстрируют способность к широкой категоризации и

идиосинкразии (Dailey, Martindale, Borkum, 1997).

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Некоторые авторы стремятся строить типологии креативных

личностей. Например, Ф. Фарли (Farley, 1986) выделяет особый тип –

Т-личность. Она определяется как искатель возбуждения. Люди с таким

типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо

демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение. Д. Датта-

Рой (Dutta-Roy, 1996) предложил модель личности художников, обратив

внимание на их личностные стили и диспозиции.

Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В., 1999, с.102.

Отмечается роль саморегуляции у творческих личностей, их устремленность к опреде-

ленному роду деятельности, «последовательность, цепкость внимания», поскольку без регу-

ляции потока ассоциаций некоторой целью четкой постановки проблемы подлинно твор-

ческого продукта не может получиться (Barron, 1972; Cattell, Butcher, 1972; Jones, 1972;

MacKinnon, 1972; Wallas, 1972). Это организует и направляет работу не только сознания, но

и подсознания и делает возможной фазу озарения.

В исследовании К. Тейлора и Р. Б. Кеттелла с использованием опросника послед-

него (18 PF) было выявлено, что «креативы, по сравнению с некреативами, являются более

отстраненными или сдержанными (А-), они более интеллектуальны и способны к абстракт-

ному мышлению (В+), склонны к лидерству (Е+), более серьезны (F-), являются более прак-

тичными или свободно трактующими правила (G-), более социально смелы (Н+), более чув-

ствительны (J+), обладают очень богатым воображением (М+), они либеральны и открыты

опыту (Q1+) и самодостаточны (Q2)» (Дружинин В. Н., 1999, с. 177).

Р. Кеттелл (Cattell, 1979), Х. Гоу (Gough, 1979) и Ф. Беррон (Barron, 1969) отмечают

высокую силу Я у креативных личностей в науке, литературе, архитектуре и искусстве.

Многоаспектность феномена одаренности, системность и,

следовательно, существование сложных и многомерных связей между

психическими качествами и способностями одаренного ребенка призывают

психологов и педагогов-практиков обращать особое внимание на уровень

развития детской одаренности. И если при изучении выраженной,

проявленной одаренности актуальной является задача ее сохранения и

развития, то при исследовании детей с потенциальной одаренностью

актуализируется проблема ее «раскрытия», проявления. Психологические

механизмы этих процессов недостаточно изучены в современной

психологии.

При проведении эмпирического исследования мы исходили

из предположения о том, что свойства темперамента опосредуют

связь темперамента с социальным интеллектом. Для проверки этого

предположения проведен сравнительный анализ свойств темперамента

(опросник структуры темперамента Русалова) и социального интеллекта

(тест Дж. Гилфорда и М. Салливена) у старшеклассников с различным

уровнем одаренности.

Объектом исследования выступили учащиеся лицея № 1 (г. Ростов-на-

Дону), в возрасте 1416 лет. Все испытуемые были условно разделены на три

группы: учащиеся с выраженной одаренностью, учащиеся с потенциальной

одаренностью и контрольная группа – учащиеся, не относящиеся к

категории одаренных.

В результате проведенного исследования учащихся с выраженной

одаренностью выявлен средний уровень эмоциональности (социальной

и предметной). У потенциально одаренных он наиболее высокий, а

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

у обычных учащихся – наиболее низкий. Таким образом, барьером

для проявления собственной одаренности у старшеклассников может

являться эмоциональность, которая проявляется в эмоциональных

переживаниях возможных неудач или переживаниях, связанных с

прошлым опытом. Следовательно, проявление одаренности обусловлено

оптимумом эмоциональности как свойства темперамента. Высокая

эмоциональность при высоком уровне интеллекта может блокировать

проявление одаренности.

Исследование социального интеллекта испытуемых показало, что

одаренные и потенциально одаренные дети умеют предвидеть последствия

поведения, умеют выстраивать стратегию собственного поведения

для достижения поставленной цели. В то же время у одаренных

старшеклассников по сравнению с представителями двух других

исследованных групп возникают затруднения в выявлении причинно-

следственных связей, в понимании внутренних мотивов поведения других

людей. Вероятно, ориентация на общепринятые нормы и правила

поведения затрудняет их способность анализировать сложные ситуации

взаимодействия людей.

Дикая Л. А., Алферова Д. Н., 2007, с. 296.

Эстетическая чувствительность как особенность творческой личности. Ч. Дар-

вин писал, что «эстетическое чувство возникло в процессе антропогенеза в связи и исклю-

чительно в интересах творческой деятельности. Способность к восприятию красоты есть

необходимый элемент творчества» (Сб.: Красота и мозг…, 1995, с. 9). В любой творческой

деятельности, будь то произведение искусства, научная гипотеза, математическая формула

или оригинально разыгранная комбинация в футболе, можно найти такие эстетические каче-

ства, как красота и совершенство формы, гармония, композиционная стройность. Ж. Адо-

мар писал, что тот, кто лишен эстетического чувства, никогда не станет настоящим изобре-

тателем (там же, с. 9).

Специальная эстетическая чувствительность играет роль тонкого решета, и понятно,

почему тот, кто лишен ее, никогда не будет истинным творцом. А. Пуанкаре

Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) выделяют эстетические креативные свойства

личности, занимающейся художественным творчеством, такие как эстетическая эмпатия,

чувство формы и стиля, перфекционизм.

Эстетическая эмпатия – это эмоциональное погружение в мир художественного про-

изведения, художественное перевоплощение в создаваемый писателем, композитором, арти-

стом образ, отождествление себя с создаваемым образом.

И. Тен писал о Шекспире: «По какому-то необъяснимому инстинкту он

с первого раза ставит себя на место того, что намерен изображать, – людей,

животных, растений, цветов, пейзажей… Он угадывает самую суть».

Из воспоминаний Н. Г. Нордман-Северовой о Л. Н. Толстом: «Он был

похож на тех, кого создавал».

М. И. Глинка о создании сцены в лесу из оперы «Иван Сусанин»: «Всю

эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и

так живо переносился в положение моего героя, что волосы у самого меня

становились дыбом и мороз продирал по коже».

Г. Флобер: «Сегодня я был одновременно мужчиной и женщиной,

любовником и любовницей, и катался верхом в лесу осенним днем среди

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

пожелтевших листьев: я был и лошадью, и листьями, и румяным солнцем, в

котором жмурились их полные любви глаза».

Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006, с. 116–117.

Чувство формы и стиля – довольно субъективные характеристики, трудно поддаю-

щиеся научному описанию. Чувство формы – это чувство гармонии, эстетичности, красоты;

это когнитивно-эмоциональный комплекс, проявляющийся в способности воспринимать и

создавать форму, законченность произведения, убирая из него все лишнее.

Чувство стиля связано с формотворчеством и означает в искусстве «структурное един-

ство образной системы и приемов художественного выражения, систему художественного

мышления, концепций, образов, средств их воплощения» (Барышева Т. А., Жигалин Ю.

А., 2006, с. 119). Каждый большой художник обладает своим стилем, что особенно видно,

например, в живописи и архитектуре. Несоблюдение стиля приводит к эклектике, аляпова-

тости (безвкусице).

Перфекционизм – это стремление к совершенству, высокие личные стандарты, стре-

мление человека доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым

высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в

совершенстве продуктов своей деятельности. Считается, что перфекционизм тесно связан

со способностью к эстетической оценке, с творческой мотивацией. Он проявляется уже в

раннем возрасте.

Творчество свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не

связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника

(Rokeach M., 1965). Люди, ощущающие потребность постоянно опираться

на признанные авторитеты, не способны к творчеству. Иногда утверждают,

что тот, кто не в состоянии пересмотреть им же самим выработанную

и ставшую привычной точку зрения, чья потребность в равновесии и

устойчивости решительно преобладает над интересом к «инакомыслию»,

тот не обладает одной из элементарных предпосылок к творчеству. В числе

других аналогичных предпосылок к нему нередко называют умение видеть

широкие связи между различными элементами, распознать особое значение

и ценность того или иного элемента не только для настоящего, но и для

далекого будущего и, наконец, способность к синтезу. В этой же связи

особо подчеркивается характерное для многих творцов сознание их «особой

миссии», которое позволяет им концентрировать психическую энергию,

благодаря чему таким людям удается преодолевать огромные трудности,

встающие, как правило, на пути к новому.

Матейко А., 1970, с. 10.

Выделены и некоторые другие личностные черты, отличающие креативных людей от

некреативных. Это самонадеянность, самодовольство, непризнание социальных ограниче-

ний. Некоторые исследователи отмечают у креативов склонность к риску, стойкость к поме-

хам окружающей среды, разного рода конфликтам (Sternberg, Lubart, 1996). Важно то, что

личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это делает вероят-

ным предсказание наличия креативности у субъекта по его личностным особенностям уже

в детском возрасте. Высказывается мнение, что креативность является функцией личности

в такой же мере, как и функцией познания (Wakefield, 1991). А. Олах (1968) отмечает, что

творческим людям присущи:

1) независимость – собственные стандарты важнее стандартов группы, независимость

оценок и суждений;

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

2) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость

к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструк-

тивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Характеристика креативов, полученная западными психологами, во многом получила

подтверждение и в исследованиях отечественных психологов.

Т. С. Суслова (1991) отмечает основные черты, характерные для креативных лично-

стей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над

поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социаль-

ная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность.

Личностные факторы, связанные с решением творческих задач,

весьма разнообразны. Исследования показывают, что коррелятами

креативности являются инициатива, уверенность, «внутренний контроль»,

доминирование, поглощенность делом как призванием, критичность

по отношению к своим и чужим недостаткам, а также сочетание

противоположностей, таких как подлинная личностная зрелость и

«детскость» мировосприятия (Д. Морис. К. С. Станиславский, В. Б. Кисин,

Е. Я. Казакина, Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн).

В различных работах упоминаются особенности Я-концепции

креативных индивидов, для которых характерны уверенность в своих

способностях и сила характера. Факторами креативности являются

также стремление к самореализации, аутентичность личности (искреннее,

открытое поведение) (А. Маслоу), творческое Я (А. Адлер) и субъектная

(интернальная) позиция жизни (А. Менегетти, В. Э. Чудновский).

Модель творческой личности, по мнению Г. Альтшуллера и И.

Верткина (1994), включает: способность смело выбрать достойную цель

и сделать ее главным вектором своей жизни; видеть проблемы, решение

которых является необходимым и достаточным для достижения цели;

высокая работоспособность; хорошая техника решения творческих задач;

умение при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи и «держать удар».

Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006, с. 58–59.

По данным Е. А. Солдатовой (1996), уровень креативности подростков оказался ста-

тистически значимо связанным с такими свойствами личности, как способность к самосто-

ятельному принятию решений, уверенность в себе, стремление к власти, умение держаться

в компании, толерантность.

Е. А. Гуськовой (2001) установлено, что у креативных подростков агрессивность выра-

жена больше, чем у некреативных. В то же время с индексом враждебности креативность

связана слабо. Это значит, что агрессивность у креативных является средством самоутвер-

ждения; это не враждебное защитное поведение, направленное на достижение цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: