Определяющей характеристикой конституционно-правового статуса Российской Федерации выступает государственный суверенитет, под которым понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам.
Верховенство государственной власти – это её неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. На территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, то есть исключается двоевластие и признаётся единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет Российской Федерации в Конституции закрепляется в следующих положениях:
Во-первых, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию;
Во-вторых, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
В-третьих, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.
Неотъемлемыми элементами конституционно-правового статуса Российской Федерации являются: территориальное единство, единое гражданство, общие для всей федерации органы власти, единая федеральная система права, общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные Российской Федерацией международные договоры, собственность Российской Федерации, единая денежная и кредитная система, единые Вооружённые Силы, право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое Российская Федерация представляет и защищает как интересы всей страны в целом, так и каждого субъекта, государственный язык, государственные символы, а также столица – город Москва.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит своё конкретное юридическое выражение в закреплённых Конституцией предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами её государственной власти. Под предметами ведения Российской Федерации понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями. Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации, а также предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. По предметам ведения Российской Федерации принимаются Федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы.
Конституция устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Объём полномочий Федерации и её субъектов может корректироваться и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Согласно Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.