Принципы охраны окружающей природной среды — это
фундаментальные основы природоохранной деятельности государства и общества. Они установлены Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» и заключаются в следующем:
1) приоритетность (первоочередность) требований
экологической безопасности. Этот принцип означает обяза
тельность соблюдения экологических стандартов, норма
тивов и лимитов использования природных ресурсов при
осуществлении всех видов деятельности. Недопустимо
оправдывать нарушение экологических нормативов хозяй
ственной или иной целесообразностью;
2) гарантирование экологически безопасной среды для
жизни и здоровья людей;
3) превентивный (предупреждающий) характер мер по
охране окружающей природной среды. Например, очисти
тельные сооружения промышленного предприятия должны
вводиться в действие до того, как предприятие начнет ра
боту, с тем чтобы предотвратить загрязнение окружающей
среды;
4) экологизация материального производства На осно
ве воспроизводства возобновляемых природных ресурсов,
широкого внедрения новейших ресурсосберегающих техно
логий. Например, использование такого возобновляемого
ресурса, как лес, должно производиться только при условии
насаждения новых лесных массивов, а использование не-
возобновляемых ресурсов (полезных ископаемых) должно
быть максимально экономным;
5) сохранение пространственного и видового разнообра
зия и целостности природных объектов и комплексов.
Этот принцип охраны окружающей природной среды реа
лизуется путем создания и охраны природно-заповедного
фонда Украины;
6) научно обоснованное согласование экологических,
экономических и социальных интересов общества. Охрана
окружающей природной среды должна сочетаться с потреб
ностями развития экономики и решения социальных про
блем общества. Например, функционирование природоох
ранных объектов может и должно привести к созданию но
вых рабочих мест и получению экономического эффекта;
7) обязательность экологической экспертизы. Разме
щению производственных и иных объектов должна пред
шествовать экологическая экспертиза;
8) гласность и демократизм при принятии решений,
реализация которых влияет на состояние окружающей
природной среды. Например, проекты размещения про
изводственных объектов должны широко обсуждаться об
щественностью;
9) научно обоснованное нормирование влияния хозяй
ственной и иной деятельности на окружающую природную
среду;
10) бесплатность общего и платность специального
использования природных ресурсов для хозяйственной
деятельности;
11) взыскание сборов за загрязнение окружающей при
родной среды и ухудшение качества природных ресурсов,
компенсация вреда, нанесенного нарушением законода
тельства об охране окружающей природной среды;
12) учет антропогенного1 фактора в деле охраны окру
жающей природной среды;
13) сочетание мер стимулирования и ответственнос
ти в деле охраны окружающей природной среды. Напри-
1 Антропогенный — вызваный деятельностью человека.
мер, должны поощряться (главным образом путем налоговых льгот) природоохранные мероприятия, в то время как экологические правонарушения должны пресекаться и преследоваться;
14) широкое межгосударственное сотрудничество в деле охраны окружающей природной среды.
18.3. Объекты государственной охраны окружающей природной среды
Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» определяет, что государственной охране и регулированию использования на территории Украины подлежат:
—окружающая природная среда;
—природные ресурсы (земля, недра, воды, атмосферный
воздух, лес и другая растительность, животный
мир);
— ландшафты и другие природные комплексы.
Земля принадлежит к основным природным объектам
и входит в состав единой экологической системы как неотъемлемая ее часть. Земельные ресурсы — основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве.
Недра являются самостоятельным природным объектом, частью единой экологической системы. Законодательство о недрах рассчитано на ту часть недр, которая используется для удовлетворения потребностей государства, юридических и физических лиц. Эту часть недр называют природными ресурсами. Однако не все недра доступны для деятельности человека по технологическим, экономическим и другим причинам. Поэтому недра можно разделить на две группы: те, которые используются, и те, которые не используются по различным причинам.
. Водный объект — естественный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредоточены воды. Все воды на территории Украины составляют ее водный фонд, который включает в свой состав: поверхностные воды — естественные водоемы (озера), водотоки (реки, ручьи); искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы; другие водные объекты; подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море.
Объекты растительного мира — дикорастущие (естественно растущие на определенной территории) и другие несельскохозяйственного назначения растения (мохообразные, водоросли, лишайники), а также грибы на всех стадиях развития. Природные растительные ресурсы разделяются на природные ресурсы общегосударственного и местного значения. Составной частью природных растительных ресурсов являются леса.
Леса также составляют часть единой природной системы. Все леса на территории Украины формируют ее лесной фонд. Лесные ресурсы по своему значению разделяются на ресурсы государственного и местного значения. Все леса в Украине являются собственностью государства. Объектами права пользования лесами являются конкретно выделенные лесные участки, например, при заготовке древесины вырубка леса осуществляется в пределах расчетной лесосеки.
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды. Атмосферный воздух, который находится в пределах территории Украины, является объектом права собственности Украинского народа.
Животный мир относится к основным компонентам окружающей природной среды. Правовое регулирование отношений в данной сфере природы осуществляется в разных направлениях: вопрос собственности, использование животного мира, его учет и охрана, воспроизводство и т. д. Следует иметь в виду, что отношения в области использования, воспроизводства и охраны сельскохозяйственных и домашних животных регулируются другим законодательством.
Природно-заповедный фонд является специфическим объектом государственной охраны. Он представляет собой совокупность природных объектов и комплексов, наделенных режимом заповедника, и состоит из природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, заказников, достопримечательностей природы, заповедных урочищ, ботанических садов, зоологических парков и т. д.
Континентальный шельф и исключительная (морская) экономическая зона Украины также подлежат охране. Согласно ст. 13 Конституции Украины природные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права
собственности Украинского народа. На шельфе могут быть живые организмы «сидячих» видов животных (прикрепленные ко дну или такие, которые передвигаются морским дном), а также минеральные и другие неживые ресурсы, которые относятся к недрам. Украина осуществляет в нем суверенные права с целью разведки и разработки его природных богатств. В исключительной (морской) экономической зоне Украина имеет суверенные права относительно разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых в водах, которые покрывают морское дно, на морском дне и в его недрах.
Особой государственной охране подлежат территории и объекты природно-заповедного фонда Украины, курортные и лечебно-оздоровительные, рекреационные, водозащитные, полезащитные и другие территории и объекты, определенные в соответствии с законодательством Украины.