Мысли о том, что тебя напугают Мысли о собственной некомпетенции или Мысли о физической травме
или причинят тебе вред несоответствии требованиям
Мысли о монстрах или диких животных, Трудности с концентрацией внимания Образы близких людей, испытывающих боль
либо представление себе их образов Помрачение сознания или забывчивость Мысли о том, что сходишь с ума
Самоуничижительные Мысли о том, что будешь выглядеть глупо Мысли о заражении инфекционным
или самокритичные мысли заболеванием
СИМПТОМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Избежание Дрожащие губы Избежание зрительного контакта
Плач или стон Сглатывание Нарушение координации
Обгрызание ногтей Парализация Сжатие челюстей
Дрожь в голосе Подергивание конечностей Беспокойные движения
Заикание Сосание пальца
Источник: Barrios & Hartmann, 1997, адаптировано.
Когнитивная система. Поскольку основной целью реакции «борьбы и бегства» является предупреждение о возможной опасности, возникновение реакции ведет к непрерывному поиску потенциальной угрозы. Детям с тревожными расстройствами трудно сосредоточиться на повседневных задачах, потому что их внимание поглощено непрерывным поиском опасности или угрозы. Когда дети не могут отыскать подтверждение опасности, они обращают свой поиск внутрь себя: «Если вокруг нет ничего такого, что может вызвать у меня тревогу, тогда, должно быть, что то не так со мной». Или они могут искажать ситуацию: «Хотя я не могу обнаружить опасность, но я знаю, что она где то здесь». Или же они совершают и то, и другое одновременно. Дети с тревожными расстройствами изобретают разные объяснения своей тревоге: «Должно быть, я полное ничтожество», «Всем станет ясно, что я тупица, стоит мне только раскрыть рот», «Хотя я не могу их видеть, здесь повсюду микробы» (Rapee et al., 1996). Активация когнитивной системы зачастую ведет ксубъективным опасениям, нервозности, трудностям с концентрацией внимания и панике.
|
|