double arrow

В Поисках Аутентичности, Самопознания и Самоуважения

Для некоторых из нас, духовное пробуждение стало нескончаемой программой по самоулучшению, попытками развить более приятную, счастливую, безопасную личность. Многие из нас имеют низкое самоуважение, потому что основывают своё уважение на искусно созданной маске; в результате получают не самоуважение, но самоуважение-своего-имиджа. Даже талантливые, состоятельные, успешные люди остаются беспокойными, мятущимися и неуверенными, если они прячутся за социальной маской. Мы обретаем самоуважение путём аутентичности и само-сострадание, которые приходят, когда мы видим и принимаем обе свои стороны: светлую и теневую. Принятие своей теневой стороны – это один из самых кардинальных сдвигов, который способно осуществить человеческое разумное существо.

Никто не может осознать свою тень

без значительных моральных усилий….

которые подразумевают признание тёмных аспектов своей личности как реально присутствующих.

—Карл Юнг

Вы не можете ни стать собой, ни даже принять себя, до тех пор пока вы не познаете себя. Однажды, познав себя, примите, и станьте собой, живя в гармонии с собой и с другими в своём мире.

Научившись принимать себя настоящего, вы обретёте сочувствие, которое поможет вам принимать своего партнёра, родителей, детей и друзей такими какими они есть. Мир становится тем, что выражается словами «приходи-таким-какой-ты есть».

Парадоксальным образом, когда вы принимаете свою тень и свой мир, это приятие открывает путь перемен. Вы приходите к пониманию того, насколько истощающим силы может быть социальный фасад. С этим пониманием, жизнь становится возможностью развития без перенапряжения, а не убеганием от неполноценности - вы продолжаете улучшаться без необходимости что-либо доказывать. Вы становитесь настоящим.

Зачем Просветлять Свою Тень?

Реальность – это танец дуальностей – ночи и дня, света и тьмы, высокого и низкого. Конечно, куда как приятней раздумывать над нашим светом, нашими надеждами и мечтами, чем исследовать нашу тёмную сторону. Так зачем открывать этот ящик Пандоры? Если есть части нас, которые нам не нравятся, так зачем же «будить лихо, пока оно тихо»? Ваша тень, по определению, является тем, на что вы предпочли бы не смотреть в принципе и сама мысль о том, чтобы с раскрытыми объятиями принять её, просится, чтобы её отложили подальше. Как можно дальше..

Свет всегда был популярнее, чем тень. И хотя девятые врата не самые лёгкие или приятные для прохождения, они могут принципиально трансформировать вас, привести к самопостижению, состраданию, прощению, свободе и аутентичности. Причин для принятия и просветления своей тёмной стороны предостаточно:

Вы обретаете целостность. Приняв свои теневые качества, вы сможете опираться на более расширенный репертуар чувств, тенденций, порывов и качеств – весь спектр человеческих возможностей, высоких и низких. Став полным в себе, вы вносите эту самодостаточную целостность в любые взаимоотношения и поэтому сможете отыскать целостного и сбалансированного партнёра.

Вы становитесь подлинным. Вообще говоря, вы можете сказать себе: «Да, я не ангел! Я могу быть очень грубым порой. У меня предостаточно ошибок. На самом деле, я слишком самокритичен. Мне не нужно видеть свою теневую сторону, мне надо получше ценить свою светлую сторону». Большинству из нас так и не удаётся по-настоящему оценить ни свою тень, ни свой свет. В этой главе не говорится о том, что надо концентрироваться на своих хороших или плохих местах, здесь говорится о том, чтобы стать настоящим. Просветляя свою тень, вы востребуете свой свет.

И пока вам не удастся объять весь свой человеческий спектр, вашу мудрость и глупость, вас будет тяготить едва уловимое ощущение того, что вы не существуете в полной мере, того, что вы осмеливаетесь открывать миру только часть себя. Большинство из нас носят в себе страх того, что если бы люди узнали нас по-настоящему, они отвергли бы нас. По этой причине, мы показываем себя миру фрагментами. Однако, однажды, узрев и приняв собственную тень, вам будет нечего прятать. Вы вновь обретаете подлинность, привлекательность и шарм детства.

К вам вернётся контроль над своей жизнью. Ваша теневая сторона – это, по определению, то что вы еще не видели. Именно то, чего вы не видите может ранить или контролировать вас, так как то, что вы отрицаете может выражаться разрушительным образом. Приведу пример.

Некоторое время назад в прессе появлялась публикация об одной женщине, с кем я никогда не встречался, литературном агенте, которая выставила на аукцион для четырех крупных издателей один роман. В последний момент, трое из четырёх издателей отказались от участия в аукционе. Как выразилась сама литературный агент: «Та часть меня, о существовании которой я даже не догадывалась» решила не говорить оставшемуся издателю, что другие выбыли из борьбы. Единственный издатель купил книгу за приличную предоплату, но когда узнал, что остальные не принимали участия в аукционе отказался от приобретения. Знай она, что в ней есть такая часть, способная на нечестность, она отнеслась бы к возникшей ситуации внимательней и повела бы себя по-иному.

Эта часть, «о которой она не знала», также хорошо известна духовным учителям, бегущим с деньгами своих прихожан или некоторым теле-евангелистам, чья «вольноотпущенная» теневая сторона ходит по проституткам.

Просветление своей тени происходит тогда, когда мы позволяем отвергаемым чертам, таким как агрессия или насилие, конструктивно проявляться и выражаться, например, в спорте или боевых искусствах. Честнейший человек с нечестной обратной стороной может писать потрясающе интересные сказки для детей, стать романистом или актёром. Нам нет необходимости отрицать или подавлять нечестные или сексуальные части себя, чтобы быть хорошими людьми; нам нужно только вдохнуть в них новую жизнь. Нет необходимости отрицать свою недобрую сторону; признайте её и поступайте по-доброму. В противном случае, люди, старающиеся подчеркивать и усиливать свои хорошие или миролюбивые стороны, рискуют испытать разрушительный прорыв с обратной стороны.

Вы способны глубже сопереживать. Когда я познал свои собственные безответственные, ленивые, дилетантские, эгоистичные, бесчестные, слабые, трусливые, манипулирующие «я», мне стало значительно сложнее осуждать других. Многие из нас избегают, подшучивают или думают плохо о тех, кто пытается казаться тем, кем они на самом деле не являются, до тех пор пока мы сами наконец не осознаем, что имеем практически одинаковые с ними претензии и страхи.

Работа с тенью не имеет никакого отношения к самокритике, она не про то, как «застукать вора на горяченьком». Осуждение только загоняет скрытые качества ещё глубже в пропасть само-отрицания, как напуганного щенка волкодава. Наоборот, радушно пригласите свою тень в дом своего духа. Исследуйте свой тёмный лес, сделайте его светлее, не путём его вырубки мечом осуждения, но засветив маяк сострадания.

Я думаю, что, в конце концов, человек должен взять свою человеческую жизнь в свои человеческие руки.

—Артур Миллер

Вы высвобождаете энергию и внимание, которые прежде были связаны поддержанием вашего идеализированного образа себя. Вы уже познали себя? Вы уже просветлили свою теневую сторону? Вы уже изучили ту область за визиром собственной личности и имиджа через зеркало своих взаимоотношений? Если так, то вы можете сознаться, даже себе: "Я – пуританин, вольнодумец, жестокий, надменный, предвзятый грубиян, эгоист, глупец, лицемер, жадина, расист, к тому же повёрнутый на сексе. Они - это не весь я, но они являются частью того, кем я являюсь». Повстречавшись и обнявшись со своей тенью, вам придётся меньше защищать себя, а равно осуждать других.

Вы освобождаете свой дальнейший путь. До тех пор пока вы не узнали своих темных мест, вас будто пригласили на чужой бал маскарад, где влюбляются в чужие маски и никогда ничего не делают от сердца. Отворачиваясь от тени, вы отворачиваетесь от своего света. Как только вы увидите то, что вам необходимо увидеть и познаете свою действительность, вы лучше подготовитесь к тому чтобы принять свою сексуальность, пробудить своё сердце и служить своему миру.

Как Найти Свою Тень

Если теневая сторона вашей личности, по определению, не известна вашему сознательному уму, спрятана в лабиринтах подсознания, то как же возможно обнаружить, а тем более принять её?

Сны

Сны – это игровая площадка тени. В снах обитает и раскрывает себя ваша тень через собственное многообразие закодированных, символических образов. Когда вы ворошите свои воспоминания, помните о том, что каждый символ и каждый персонаж, появляющийся во сне является аспектом сновидящего. Мать, отец, незнакомец, святой, вампир, клоун, ведьма, волк, змея, преступник, принцесса и другие архетипные образы, все они, являются аспектами вашей тени, вашего «я».

Медитация

Медитация есть не только хороший способ прозрения вглубь собственного ума; она также служит одним из главных средств знакомства со своей тенью. При сидячей медитации, как и во снах, открывается содержание вашего подсознания, которое вы прячете от мира и от повседневного сознания. Исповедь приносит пользу душе, при этом, медитация есть одной из форм исповеди и катарсиса. При медитации, из темных уголков психики на поверхность сознания поднимаются теневые мысли, для того чтобы их отпустили, не цепляясь. Та правда, которая, как вы опасались, должна вас разрушить, является той правдой, которая может освободить вас.

Наблюдение За Собой в Отношениях С Другими

Ваши отношения и взаимодействия с другими людьми – особенно, те, которые несут эмоциональную нагрузку – многое говорят о вашей теневой стороне. Наблюдая за тем, что более всего раздражает вас или досаждает вам в других людях - за теми самыми качествами, наличие которых вы сильнее всего станете отрицать в себе – вы сможете различить формы своей собственной тени.

Если вы ненавидите человека, вы ненавидите в нём то, что является частью вас самих.

То, что не является нашей частью, нас не беспокоит.

—Герман Гессе

Ваша тень ведёт потайную жизнь, приводя в движение невидимые силы, порывы, эмоции, подавленные роли, рвущиеся наружу. Когда вы просветлите эти части, вы можете направлять их выражение в позитивное и конструктивное русло.

Писательство, Актёрство, Изобразительное Искусство

Когда вы ведёте дневник, рисуете акварель или играете на сцене, вы можете выражать свободно то, что вы думаете и чувствуете, открывая тем самым каналы обратной связи между сознанием и подсознанием. Вы становитесь своим собственными многогранными персонажами из романа или театра вашей жизни.

Обретение Своего Баланса

Большинство из нас имеют два ума, подобно двум людям за вёслами лодки – один из которых учёный, другой мистик; один республиканец, другой демократ; один богатый, другой бедный; один мужчина, другая женщина; один идеалист, другой прагматик. Двойственная природа человеческого сознания создаёт это «перетягивание каната» между противоположными ценностями. Тем не менее, если вы собираетесь достичь другого берега, то эти стороны должны учиться сотрудничеству. Как выразился Бенджамин Франклин, подписывая Декларацию Независимости США: "В самом деле, нам лучше держаться вместе или нас, наверняка, перевешают поодиночке».

Применение Линз Прозрения

Или Инструментов

Одним из способов получения доступа к своей тени является использование линзы для исследования себя. В игре полярных противоположностей, мы склонны ценить одну свою сторону больше другой и, таким образом противоположные ценности становятся частью нашей тени. Следующая модель из девяти противоположных полярностей была впервые открыта профессором Оскаром Айчазо (Oscar Ichazo) мудрым духовным наставником современности.

Изучите эти полярности, они дают ключи к просветлённому пониманию теневой части вашей психики:

- Внутри любого пуританина есть гедонист; внутри каждого гедониста есть пуританин; каждый отрицает другого.

- Внутри каждого самоуверенного павлина есть неуверенный цыплёнок; внутри любого цыплёнка есть павлин; один обесценивает другого.

- Внутри каждой рабочей лошадки есть лентяй; внутри каждого лентяя есть работяга; каждый втайне завидует другому.

- Внутри любой общительной бабочки живёт волк одиночка; внутри каждого волка одиночки есть общительная бабочка; каждый презирает другого.

- Внутри каждого всезнайки есть незнайка; внутри каждого незнайки есть всезнайка; каждый нетерпелив с другим.

- Внутри каждого умелого человека есть человек пускающий пыль в глаза; внутри каждого пустомели есть профессионал; каждый спорит с другим.

- Внутри любого командного игрока есть бунтарь; внутри каждого бунтаря есть командный игрок; каждый возмущается другим.

- Внутри каждого жёсткого человека есть сентиментальный человек; внутри любого сентиментального человека есть жёсткий человек; один отрекается от другого.

- Внутри каждого верующего есть сомневающийся; внутри каждого сомневающегося есть верующий; один отвергает другого.

Немногие из нас полностью односторонни. Может быть, вы действуете более жёстко на работе, а дома более сентиментальны (или наоборот). Вы можете быть пуританином в еде и гедонистом в сексе. Вы можете проводить день как общительная бабочка, а во снах быть волком одиночкой. Или, как писатель Лев Толстой или Святая Тереза из Авилы, вы можете пробыть полжизни гедонистом, а во второй половине стать пуританином.

Реинтегрируя заново эти ценности и аспекты своего характера, которые ранее отвергались, вы обретёте лучшее равновесие в жизни. Баланс, перспектива и мудрость приходят, когда вы обнимаете свою тень и становитесь целостным.

Созерцания и размышления

Очень трудно познать себя, потому что практически все из нас предпочитают обращать внимание на то, что служит выстраиванию позитивного и приемлемого образа себя. Со временем мы предаём забвению воспоминания, которые не соответствуют нашему идеализированному образу себя, закрывая их в шкафчик, называемый тенью. Мы отчётливо помним все неприятности, которые другие доставили нам и забываем всё плохое, что сделали другим, мы усиливаем наши позитивные воспоминания и тем переписываем свою историю. Обычно, этот процесс ненамерен и неосознан, но он универсален.

Чем больше идеализирован наш образ себя, тем больше мы начинаем верить в то, что мир что-то нам должен и, тем больше наша неудовлетворённость от того, что мир не соответствует нашим ожиданиям. Наоборот, чем более реалистично мы видим нашу тень, тем более смиренными, сострадательными и благодарными мы становимся за незаслуженные дары жизни.

Вопрос следующий: Каким образом мы можем объективно оценить свою жизнь и познать свою теневую сторону, чтобы можно было увидеть себя более реалистично: как целостное и подлинное существо, а не вырезку из картона? Как мы можем видеть сквозь услужливые самоискажения, чтобы получить реальное знание?

Размышление является одним из способов сделать это. В отличие от медитации, которая подразумевает отстранённое созерцание всего того, что возникает в поле сознания, размышление влечёт за собой намеренные и сосредоточенные раздумья о конкретном вопросе или теме, приводя к озарению и самопознанию. Далее приведена мощная практика для просветления своей тени повседневности.

Задайте Себе Три Вопроса

Изначально разработанная Ишин Йошимото (Ishin Yoshimoto), который был как преуспевающим бизнесменом, так и мирянином, проповедующим буддизм., данная методика успешно применялась в области психоконсультирования, избавления от вредных зависимостей и реабилитации заключённых, а также в школах и в бизнес среде. Йошимото назвал этот метод naikan, что означает «взгляд внутрь». Его главное предназначение в том, чтобы развить более широкий, реалистичный взгляд на себя.

Подумайте о человеке, которого вы знаете. Вспомните о ваших взаимоотношениях с ним на протяжении определённого промежутка времени – может быть дня, а может быть прошедшего месяца, или года, или трёх лет. Затем, спросите себя:

* Что я получил от _____________?

* Что я дал_____________?

* Какие неприятности или трудности я доставил ___?

Ответы запишите коротко и специфично.

Вы можете обдумать свои взаимоотношения со своим супругом или партнёром, братом или сестрой, другом или деловым партнёром. — однако, обычно, люди начинают применять этот «трех-вопросный тест на реальность» к своим родителям, начиная с матери. В следующих иллюстрациях, я размышлял о взаимоотношениях со своей матерью во времена моей учёбы в средней школе:

Что я получил? Ответ на первый вопрос принесёт вам пользу лишь в том случае, если вы сможете отыскать конкретные воспоминания, а не такие обобщения как: «Она много работала, чтобы помогать мне». Конкретные воспоминания выглядят так: "Моя мама приготовила мне более тысячи обедов. Она отвозила меня в школу каждый день. Она тратила по несколько часов каждый день, проверяя мои домашние задания. Она стирала мне одежду и аккуратно складывала её. (Бойтесь недооценить чьи либо усилия из-за того, что вы считаете это чьей-то обязанностью или работой. Намерения или мотивы, стоящие за этими дарами, менее важны чем факт того, что вы извлекли пользу из усилий других).

Что я дал? И снова, будьте оченьпредельно конкретными. Нет никакого смысла писать " Я давал ей возможность гордиться моими хорошими оценками» (которые принесли пользу вам). Вместо этого, лучше написать: "Я разрисовал её комнату. Летом я заработал денег и купил ей на день рождения цветы и серёжки.»

Какие неприятности и трудности я причинил? Признание неприятностей и трудностей, которые мы причинили другим жизненно важно и необходимо, если мы хотим жить осознанной жизнью. Вот почему Йошимото рекомендовал тратить большую часть времени для ответа на этот третий вопрос; он наиболее важный и трудный из всех.

Обратите внимание на отсутствие вопроса "Какие неприятности доставил мне ______?" Как и большинство людей, я был мастером при ответе на вопрос сколько и каких неприятностей причинили мне другие люди. Но когда я начал замечать то, сколько раз я становился источником беспокойств, неприятностей или неудобств (которым я ранее не придавал значения или забыл вовсе), это трансформировало моё отношение и мои действия так существенно, как не удалось это ни одному тренингу личностного роста, в котором я принимал участие. Думая о трудностях, причинённых моей матери, я был ошеломлён воспоминаниями характерных случаев, когда я не давал ей сомкнуть глаз, когда бы я ни заболел и при этом мне никогда в голову не приходила мысль о том, что ей завтра рано вставать на работу; когда она переживала из-за моей привычки быстро ездить; из-за шумной школьной вечеринки, затянувшейся за полночь; и то, когда я выражал ей своё недовольство за то, что она купила мне картофельные чипсы не того сорта. Эти воспоминания лились и лились болезненным потоком подробностей.

Когда я пересматривал свои взаимодействия - то, что я дал, то, что я получил и, то, какие неприятности или трудности я причинил — я начал видеть реальность куда менее лестную для себя, чем те воспоминания к которым я всегда прибегал. Я обнаружил, что моё отношение меняется от чувства подспудной обиды к чувству благодарности, а мои желания смещаются: от того, чтобы получать, то что, по моему мнению, мне задолжали к сердечному желанию вернуть те долги, которых я ранее не сознавал. Я начал просветлять свою тень; я начал становиться целостным.

Трехминутное Подведение Итогов Дня

Несколько минут в конце дня, чтобы ответить на эти три вопроса, помимо других достоинств, могут стать самым эффективным средством, из испытанных мною, для разрешения конфликтов. Когда вы видите себя реалистично, включая неприятности которые вы доставили, пробуждается ваше сострадание, залечивающее конфликт. Если вы рассержены на супруга, друга, партнёра или соседа, воспользуйтесь этими тремя вопросами – «Что я получил?» «Что я дал?» «Какие неприятности причинил?» Вы можете обнаружить, что даже быстрый обзор заменяет претензии на благодарность, критичность доброжелательностью, а образ себя видением действительности. Подобный само-обзор, как вы можете однажды обнаружить, может превратиться в форму молитвы.

Некоторое время назад, когда моя жена и я вернулись домой из одной поездки, мы оба устали, были раздражены и начали ссориться. Я пошёл к себе в кабинет, меня переполнял гнев. Тем не менее, я потратил несколько минут для рефлексии дня, начав с того, что я получил от неё. Я с удивлением вспомнил, что она вместо меня занималась авиабилетами, отстояла очередь и купила мне покушать, пока я, удобно расположившись в зале ожидания, читал газету, а также сделала другие вещи, которые я принял за само собой разумеющееся и забыл. Затем, я попытался вспомнить то, что дал ей я; кроме того, что я погрузил её чемодан в багажник арендованной машины и привёз нас домой, я не вспомнил ничего. Когда я обратил внимание на то, какие неприятности или трудности я ей доставил, то на меня потоком нахлынули сожаления по поводу обидных слов, которые я ей наговорил и того, как беспечно я пролил сок на её платье и на письмо, которое она писала; всему этому, я не придал значения и позабыл начисто. В тот вечер я поднимался наверх только для того, чтобы извиниться, совершенно конкретно, за те трудности, которые я ей причинил, чтобы проявить доброту и попросить у неё прощение; которое она дала с поцелуем.

Забавная штука: раньше я практиковал прощение других за их упущения и ошибки. А сейчас я понимаю, что мой труд состоит не в том, чтобы прощать других, а в том, чтобы просить прощения у других.

Вот чему меня научила моя тень.

Само-рефлексия, Образ Себя и, Ценность Себя

Мы покидаем девятые врата — Просветлите Свою Тень — вновь возвращаясь к теме собственного достоинства. Здесь это обязательно, потому что исследование своей обратной стороны, особенно с помощью вышеописанных трех вопросов, имеет тенденцию понижать ощущение собственного достоинства до уровня абсолютной иллюзорности, основанной на благодушном восприятии образа себя самого. При этом, этот процесс обеспечивает более совершенный, сбалансированный и реалистичный взгляд на наши поступки и отношения с другими людьми. В конце концов, вы с большим облегчением осознаете, что со мной не всё замечательно и с вами не всё замечательно и, это – замечательно.

Я не заслуживаю этой награды,

Но у меня артрит, которого я тоже

не заслуживаю.

—Джек Бенни

Просветление вашей тени демонстрирует не то, что жизненные блага заслуживаются посредством ваших добрых деяний, но то, что Дух постоянно поддерживает и благословляет вас, вне зависимости от того, случается ли вам ощущать себя достойными этих благ или нет. Солнце, воздух и песня птицы, поддержка и любовь семьи или друзей, остаются. Благословения Духа низвергаются на вас ливнем каждый день в сотнях различных форм. Это не просто сентиментальная тривиальность, это реальность, которую вы начинаете замечать от мгновения к мгновению, когда ваше внимание свободно настолько, чтобы это замечать.

Увидев себя таким каким вы являетесь на самом деле, приняв как свой свет так и свою тень, вы обнаружите, что ваша зависимость от ощущения своего достоинства уступила место опоре на внутреннюю и безусловную ценность всей реальности, которая включает всех существ, все вещи, всех людей и вас. Обнаружив свою собственную целостность, вы превосходите потребность в ощущении своего достоинства и просто начинаете хотеть принимать возможности и благословения жизни, независимо от того, чувствуете ли вы что заслужили их или нет.

Когда я сосредотачиваюсь на том, чтобы получить свою долю, я всегда буду разочарован, но обращая своё внимание на то, что я уже получаю и, трудясь над тем, чтобы отблагодарить тех, кто окружает меня, я нахожу истинную возможность для удовлетворения.

—доктор Дэвид К. Рейнольдс

Это факт, иногда мы действуем по доброму иногда жёстко, иногда честно иногда не настолько честно, иногда мы являемся теми, кто отдаёт, но чаще теми, кто берёт. Просветляя свою тень, вы обнаруживаете сострадание к слабостям, иллюзиям и теневой стороне других людей.

Сейчас, открыв дверь, ведущую к вашей собственной тени, вы готовы к принятию и просветлению тени собственной сексуальности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: