Федеральное агентство водных ресурсов организует перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности, подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление в установленном порядхе противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействии води др.}
Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, В его ведение, были переданы организации упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по рыбному хозяйству: Агентство проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд; осуществляет в установленном порядке полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для осушестшення функций в установленной Положением о нем сфе-
|
|
1 См. Подожекие о Федеральном жпгнгстве по недропользованию // СЗ РФ. 20О4.
NJ 26. Ст. 2669.
2 См. Положение о Феаеролькома^нтстве лесного хозяйства//СЗ РФ. 20М №25.*
Ст. 2561
3 См. Положение о Федеральном «гектстве водны* ресурсов // СЗ РФ. 2004* N 25.
Ст. 2564.
i
334 Раздел V!. Экологическое право
Ршел VI Экологическое право 335
ре деятельности; государственный учет и мониторинг состояния водных биологических ресурсов и др.1
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области метеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору эа проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы Руководство деятельностью Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет Правительство РФ1,
Значительную роль в обеспечении рационального использования н
охраны окружающей природной среды играет государственная и об
щественная экологическая экспертиза. Ее основными принципами
являются:»
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
|
|
комплексность опенки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимость экспертов и др. (ст. 3 Федер&гьного закона *Обэкологической э*сслертыэе»*>.
К общей части относятся также такие институты экологического права, как экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, экологический конгроль, юридическая ответственностьза экологические право нарушения.
Особенпая часть экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельны* природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы согласно
1 См, Положение о Федеральном агентстве по рыбатоаству // СЗ РФ 2004.,4 25 Ст. 2576,
3 Си, Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии к моннторииiy ок-рутакндей среды // СЗ РФ. 2004. № 31, Сг. 3262.
J СЗ РФ. 1995. М «Ст 4М6,
ст. 9 Конституции являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Ведущее место среди природных ресурсов, несомненно, занимает земля. Она — пространственный базис всякой деятельности, главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, земля обладает и такими особенностями* также оказывающими алия-нне на ее правовой режим, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость» а также таким уникальным свойством, как плодородие» которое при научно обоснованном использовании земли делает ее практически неисчерпаемым природным ресурсом*
Особо важную роль играет земля в сельском хозяйстве, где заняты огромные земельные площади, от рационального использования и охраны которых зависит обеспечение и продовольственной, и экологической бсэопасности.страны, Сельские жители наиболее тесно связаны с природой и в быту, и в производсгве. От них в немалой степени зависят рациональное использование и охрана не только земли, но и других природных ресурсов. Именно этим обусловлены следующие положения, содержащиеся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды* (ст. 42): при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные органзации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей к атмосферного воздуха.
Указанные требования в области охраны окружающей среды имеют особо важное значение для животноводческих ферм и комплексов, деятельность которых нередко причиняет существенный вред здоровью населения и окружающей природной среде. Нарушение приведенных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов но предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
|
|
Существенное влияние на состояние окружающей природной среды и экологической обстановки в целом оказывает проведение мслио-
-■
336 Ршол VI Экологическое право
Раздел VL Экологическое п^ю
ративных работ. Как предусмотрено Федеральным законам от 10 января 1996 г. *Q мелиорации ШЕШ^ мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и >сгоЙчивостн земледелия, обеспечения гарантированного производств* сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель* в также создания необходимых условий для воачечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рыночной инфраструктуры земельных угодий. Определен Законом порядок проведения мелиоративных работ, атакже предусмотрено, что строительство на мелиорируемых землях объектов и проведение других работ, не связанных с мелиорацией земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режима почв на мелиорируемых землях или препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и за* шнтных лесных Насаждений* Перевод мелиорированных земель в иные, изъятие их осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Под строгий государственный и общественный контроль должно быть поставлено применение в сельском хозяйстве пестицидов, гербицидов, дефолиантов и других химических веществ, в противном случае применение химии может повлечь немалые беды, в том числе и необратимые негативные последствия для самого сельского хозяйства. Правовое регулирование применения в сельском хозяйстве химических веществ осуществляется на основе Федерального закона *Q безопасном обращении с пестицидами и аграхимикатами*1*
Исходя из большого социального, политического и экономического значения рационального использования и охраны земель в сельском хозяйстве, в особой правовой регламентации нуждается обеспечение плодородия этих земель. Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон от 16 нюня 1998 В *0 государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения***
|
|
Важное место в экологическом праве занимает правовое раулн-рование отношений по рациональному использованию н охране недр. Недра согласно действующему законодательству — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже Земной поверхности и дна водоемов и водотоков и про- ■ ■'■■
1 СЗРФ. 1996. J*2,Ct. 14Z * СЭРФЛ997. Nfc?9, Ст. 3510. 3 СЗРФ. 1MB.,439. Ст. 33»
стирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Земля России богата разнообразными полезными ископаемыми, обеспечивающими материально-сырьевую базу для эффективного функционирования отечественной экономики. По оценкам специалистов, подземные богатства России оцениваются в 30, США — в 8, Китая — 6,5, Европы — 0,5 трлн долларов. Однако эти богатства не беспредельны. Многие из них относятся к так называемым невозоб-новнмым природным ресурсам и рано или поздно они иссякнут Поэтому рациональное, бережное использование и надлежащая их охрана являются одной из первоочередных задач. Этим, очевидно, и должны определяться основные направления развития нашего законодательства о недрах.
Согласно действующему законодательству собственность на недра может быть только государственной. В отличие от права собственности на землю здесь право частной собственности полностью исключается- Согласно Закону Российской Федерации *0 недрах** государственный фонд недр составляют используемые участки, предстааляющие собой геометрические блоки недр> н неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее территориального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр относится к совместному ведению Российской Федерации и «субъектов.
Одним из основных компонентов окружающей природной среды является водя, которая хотя и является возобновимым, но ограниченным и весьма уязвимым природным ресурсом, играющим первостепенную роль в становлении и развитии человеческого общества, удовлетворении его экологических и иных потребностей.
В нашем законодательстве употребляются термины «вода* и «воды». Под «водой» понимается химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состон-нии, а под «водами» — вся вода, находящаяся в водных объектах, которыми являются сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ).
Основными принципами государственного управления использованием и охраной водных объектов Российской Федерации являются:
устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);
1 СЗРФ. 1995. № 10. Ст. 823. и вон
*
Ш Ржмел V!. Экологическое лр«ю
—----------------------------------------------------------------------------------------------------- :--------------------- -.,
сочетание использования и охраны всего бассейна вещного объекта л или части его в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и адм и 1шстрат1гс но-территориального принципов);
разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов н функций нх хозяйственного использования.
Лесным кодексам РФ и другими нормами лесного законодательства Российской Федерации и ее субъектов урегулированы отношения по использованию лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения бкпер гического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе нвучно обоснованного многсь целевого лесопользования.
Жтотный мир также является неотъемлемым компонентом окружающей природной среды, подлежащим строгой правовой охране. Под животным миром согласно ев I Федерального закона #0 жи&отнам мире»1 понимается совокупность населяющих территорию России* ской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Представляется, что данное определение животного мира носит в известной мере условный характер и в основном пригодно для целей данного Закона, поскольку оно охватывает далеко не весь животный мир, а лишь его объекты, находящиеся, во-первых, в указанных в Законе границах и, во-вторых, в состоянии естественной свободы. Праада, в Законе содержится оговорка (ст. 3), что отношения в области использования н охраны объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурсов и генетического фонда объектов животного мира н иных научных и воспитательных целях, также регулируются данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федераций, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Особый правовой режим установлен для участков земли, водной поверхности и воздушного пространства нал ннмит где располагаются природные комплексы и объекте, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты по решениям органов государственной шщ-
1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462
Раздел VI, Эколотичеоле пра*о J39
сти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. К таким особо охраняемым природным территориям относятся: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Специальная часть экологического права включает право окружающей природной среды а зарубежных странах и международное право окружающей среды. Значение и необходимость их изучения обусловливается спецификой самих регулируемых отношений, состоящей в данном контексте в том, что многие проблемы охраны окружающей природной среды не могут быть успешно разрешены в границах одного государства, в том числе и такого ебширного по территории, как наша страна, а также необходимостью ознакомления и использования всего мирового опыта охраны окружающей природной среды. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды — характерная черта современности с ее глобализацией не только экономики, но и экологических проблем* Их успешное решение — непременное условие существования и развития нашей цивилизации*
Основные принципы международного сотрудничества в сбласти охраны окружающей среды нашли отражение и нормативное закрепление прежде всего в Основном законе нашей страны — Конституции РФ, а также в основополапиошем в данной сфере законодательном акте — Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в ст 81 которого «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды» говорится: Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права н международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Мевдтнярод&ос право охраны окружающей природной среды — это система норм права, содержащихся 8 международных договорах, со* глашениях, конвенциях, решениях международных организаций, регулирующих использование и охрану природных объектов и благоприятную окружающую среду.
Предметом международного права охраны окружающей природной среды являются экологические отношения но поводу таких природных объектов, использование и охрана которых требует согласо* ванных действий сопредельных государств или всего мирового сообщества, - Мировой океан, воздушный бассейн, Космос, Антарктида, мигрирующие животные и др.
22-
■ ■ |
Раздел VII. УГОЛОВНОЕ ПРАВО - |
■ |
f
*
340 Раздел VI. ЭкодопРксхое ttpan
Источниками международного права охрены окружающей природной среды являются международные договоры, конвенции, реэо-люции и решения международных организаций, конференций и др.
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками международного права охраны окрухаюшей природной среды, могут быть классифицированы по различным основаниям, «о особый интерес представляет классификация их по природным объектам, отношениям по поводу использования и охраны которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены международные договоры, соглашения, конвенции, касающиеся природных комплексов отдельных регионов — Антарктики, Арктики, Африки и др.; использования и охраны флоры Я фауны; воды; атмосферного воздуха, озонового слоя и лр.
Многие международные соглашения и конвекции ранее были под-• писаны СССР н вытекающие из них права и обязанности в настоящее время возлагаются № Российскую Федерацию как правопреемника Советского Союза. Многие международные соглашения и конвенции подписаны уже самой Российской Федерацией. Такова, например, одна из важнейших современных конвенций — Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная в Рио-де-Жанейро 13 июня 1992 г: н ратифицированная в 1995 В (Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии»1), имеющая важное значение для рационального использования и охраны животного и растительного мира,
В заключение следует отметить, что действующим законодательством установлен приоритет норм международного права перед внутренним закодательством. Согласно СЕ 15 Конституции РФ общепризнанные принципы И нормы международною права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью нашей правовой системы И, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.
1 СЗРФ. 1995. №8. Ст. 601.