ПрСДНСДОВИе 28 страница

Федеральное агентство водных ресурсов организует перераспреде­ление водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности, подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление в установленном порядхе противопаводковых меро­приятий, мероприятий по проектированию и установлению водо­охранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воз­действии води др.}

Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Ми­нистерства сельского хозяйства Российской Федерации, В его ведение, были переданы организации упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по рыбному хозяйству: Агентство проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государст­венные контракты на размещение заказов на поставку товаров, вы­полнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских и технологических работ для государ­ственных нужд; осуществляет в установленном порядке полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для осушестшення функций в установленной Положением о нем сфе-

1 См. Подожекие о Федеральном жпгнгстве по недропользованию // СЗ РФ. 20О4.
NJ 26. Ст. 2669.

2 См. Положение о Феаеролькома^нтстве лесного хозяйства//СЗ РФ. 20М №25.*
Ст. 2561

3 См. Положение о Федеральном «гектстве водны* ресурсов // СЗ РФ. 2004* N 25.
Ст. 2564.


i


334 Раздел V!. Экологическое право


Ршел VI Экологическое право 335



ре деятельности; государственный учет и мониторинг состояния вод­ных биологических ресурсов и др.1

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окру­жающей среды осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказа­нию государственных услуг в области метеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязне­ния, государственному надзору эа проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процес­сы Руководство деятельностью Федеральной службой по гидрометео­рологии и мониторингу окружающей среды осуществляет Правитель­ство РФ1,

Значительную роль в обеспечении рационального использования н
охраны окружающей природной среды играет государственная и об­
щественная экологическая экспертиза. Ее основными принципами
являются:»

презумпция потенциальной экологической опасности любой на­мечаемой хозяйственной или иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экс­пертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексность опенки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверность и полнота информации, представляемой на эколо­гическую экспертизу;

независимость экспертов и др. (ст. 3 Федер&гьного закона *Обэколо­гической э*сслертыэе»*>.

К общей части относятся также такие институты экологического права, как экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, экологический конгроль, юридиче­ская ответственностьза экологические право нарушения.

Особенпая часть экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельны* природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы согласно

1 См, Положение о Федеральном агентстве по рыбатоаству // СЗ РФ 2004.,4 25 Ст. 2576,

3 Си, Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии к моннторииiy ок-рутакндей среды // СЗ РФ. 2004. № 31, Сг. 3262.

J СЗ РФ. 1995. М «Ст 4М6,


ст. 9 Конституции являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ведущее место среди природных ресурсов, несомненно, занимает земля. Она — пространственный базис всякой деятельности, главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, земля обладает и такими особенностями* также оказывающими алия-нне на ее правовой режим, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость» а также таким уникальным свойством, как плодоро­дие» которое при научно обоснованном использовании земли делает ее практически неисчерпаемым природным ресурсом*

Особо важную роль играет земля в сельском хозяйстве, где заняты огромные земельные площади, от рационального использования и ох­раны которых зависит обеспечение и продовольственной, и экологи­ческой бсэопасности.страны, Сельские жители наиболее тесно связа­ны с природой и в быту, и в производсгве. От них в немалой степени зависят рациональное использование и охрана не только земли, но и других природных ресурсов. Именно этим обусловлены следующие положения, содержащиеся в Федеральном законе «Об охране окру­жающей среды* (ст. 42): при эксплуатации объектов сельскохозяйст­венного назначения должны соблюдаться требования в области охра­ны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окру­жающую среду. Сельскохозяйственные органзации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной про­дукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и под­земных вод, водосборных площадей к атмосферного воздуха.

Указанные требования в области охраны окружающей среды имеют особо важное значение для животноводческих ферм и комплексов, дея­тельность которых нередко причиняет существенный вред здоровью насе­ления и окружающей природной среде. Нарушение приведенных требо­ваний, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью чело­века влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов но предпи­санию специально уполномоченных на то государственных органов Рос­сийской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Существенное влияние на состояние окружающей природной сре­ды и экологической обстановки в целом оказывает проведение мслио-



-■



336 Ршол VI Экологическое право


Раздел VL Экологическое п^ю




ративных работ. Как предусмотрено Федеральным законам от 10 января 1996 г. *Q мелиорации ШЕШ^ мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и >сгоЙчивостн земледелия, обес­печения гарантированного производств* сельскохозяйственной про­дукции на основе сохранения и повышения плодородия земель* в также создания необходимых условий для воачечения в сельскохозяйствен­ный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формиро­вания рыночной инфраструктуры земельных угодий. Определен Зако­ном порядок проведения мелиоративных работ, атакже предусмотрено, что строительство на мелиорируемых землях объектов и проведение других работ, не связанных с мелиорацией земель, не должны ухуд­шать водного, воздушного и питательного режима почв на мелиори­руемых землях или препятствовать эксплуатации мелиоративных сис­тем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и за* шнтных лесных Насаждений* Перевод мелиорированных земель в иные, изъятие их осуществляется в соответствии с земельным законо­дательством Российской Федерации.

Под строгий государственный и общественный контроль должно быть поставлено применение в сельском хозяйстве пестицидов, гер­бицидов, дефолиантов и других химических веществ, в противном случае применение химии может повлечь немалые беды, в том чис­ле и необратимые негативные последствия для самого сельского хо­зяйства. Правовое регулирование применения в сельском хозяйстве химических веществ осуществляется на основе Федерального закона *Q безопасном обращении с пестицидами и аграхимикатами*1*

Исходя из большого социального, политического и экономическо­го значения рационального использования и охраны земель в сель­ском хозяйстве, в особой правовой регламентации нуждается обеспе­чение плодородия этих земель. Основополагающим нормативным ак­том в данной сфере является Федеральный закон от 16 нюня 1998 В *0 государственном регулировании обеспечения плодородия земель сель­скохозяйственного назначения***

Важное место в экологическом праве занимает правовое раулн-рование отношений по рациональному использованию н охране недр. Недра согласно действующему законодательству — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутст­вии — ниже Земной поверхности и дна водоемов и водотоков и про- ■ ■'■■

1 СЗРФ. 1996. J*2,Ct. 14Z * СЭРФЛ997. Nfc?9, Ст. 3510. 3 СЗРФ. 1MB.,439. Ст. 33»


стирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Земля России богата разнообразными полезными ископаемыми, обеспечивающими материально-сырьевую базу для эффективного функционирования отечественной экономики. По оценкам специа­листов, подземные богатства России оцениваются в 30, США — в 8, Китая — 6,5, Европы — 0,5 трлн долларов. Однако эти богатства не беспредельны. Многие из них относятся к так называемым невозоб-новнмым природным ресурсам и рано или поздно они иссякнут Поэтому рациональное, бережное использование и надлежащая их охрана являются одной из первоочередных задач. Этим, очевидно, и должны определяться основные направления развития нашего зако­нодательства о недрах.

Согласно действующему законодательству собственность на недра может быть только государственной. В отличие от права собственно­сти на землю здесь право частной собственности полностью исключа­ется- Согласно Закону Российской Федерации *0 недрах** государствен­ный фонд недр составляют используемые участки, предстааляющие собой геометрические блоки недр> н неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее территориального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр относится к совместному ведению Российской Федера­ции и «субъектов.

Одним из основных компонентов окружающей природной среды является водя, которая хотя и является возобновимым, но ограничен­ным и весьма уязвимым природным ресурсом, играющим первосте­пенную роль в становлении и развитии человеческого общества, удов­летворении его экологических и иных потребностей.

В нашем законодательстве употребляются термины «вода* и «во­ды». Под «водой» понимается химическое соединение водорода и ки­слорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состон-нии, а под «водами» — вся вода, находящаяся в водных объектах, ко­торыми являются сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ).

Основными принципами государственного управления использо­ванием и охраной водных объектов Российской Федерации являются:

устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);

1 СЗРФ. 1995. 10. Ст. 823. и вон


*
Ш Ржмел V!. Экологическое лр«ю

—----------------------------------------------------------------------------------------------------- :--------------------- -.,

сочетание использования и охраны всего бассейна вещного объекта л или части его в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и адм и 1шстрат1гс но-территори­ального принципов);

разграничение функций управления в области использования и охра­ны водных объектов н функций нх хозяйственного использования.

Лесным кодексам РФ и другими нормами лесного законодательст­ва Российской Федерации и ее субъектов урегулированы отношения по использованию лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исхо­дя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения бкпер гического разнообразия лесных экосистем, повышения экологиче­ского и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе нвучно обоснованного многсь целевого лесопользования.

Жтотный мир также является неотъемлемым компонентом окру­жающей природной среды, подлежащим строгой правовой охране. Под животным миром согласно ев I Федерального закона #0 жи&отнам мире»1 понимается совокупность населяющих территорию России* ской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шель­фа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Представляется, что данное определение животного мира носит в известной мере условный характер и в основном пригодно для целей данного Закона, поскольку оно охватывает далеко не весь животный мир, а лишь его объекты, находящиеся, во-первых, в указанных в За­коне границах и, во-вторых, в состоянии естественной свободы. Праада, в Законе содержится оговорка (ст. 3), что отношения в облас­ти использования н охраны объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурсов и генетического фонда объектов живот­ного мира н иных научных и воспитательных целях, также регулиру­ются данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федераций, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Особый правовой режим установлен для участков земли, водной поверхности и воздушного пространства нал ннмит где располагают­ся природные комплексы и объекте, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты по решениям органов государственной шщ-

1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462


Раздел VI, Эколотичеоле пра*о J39

сти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. К таким особо охраняе­мым природным территориям относятся: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государствен­ные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Специальная часть экологического права включает право окружаю­щей природной среды а зарубежных странах и международное право окружающей среды. Значение и необходимость их изучения обуслов­ливается спецификой самих регулируемых отношений, состоящей в данном контексте в том, что многие проблемы охраны окружающей природной среды не могут быть успешно разрешены в границах одно­го государства, в том числе и такого ебширного по территории, как наша страна, а также необходимостью ознакомления и использования всего мирового опыта охраны окружающей природной среды. Осоз­нание необходимости согласованных действий всего мирового сооб­щества в области охраны окружающей природной среды — характер­ная черта современности с ее глобализацией не только экономики, но и экологических проблем* Их успешное решение — непременное ус­ловие существования и развития нашей цивилизации*

Основные принципы международного сотрудничества в сбласти охраны окружающей среды нашли отражение и нормативное закрепле­ние прежде всего в Основном законе нашей страны — Конституции РФ, а также в основополапиошем в данной сфере законодательном ак­те — Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в ст 81 ко­торого «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды» говорится: Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права н международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Мевдтнярод&ос право охраны окружающей природной среды — это система норм права, содержащихся 8 международных договорах, со* глашениях, конвенциях, решениях международных организаций, ре­гулирующих использование и охрану природных объектов и благо­приятную окружающую среду.

Предметом международного права охраны окружающей природ­ной среды являются экологические отношения но поводу таких при­родных объектов, использование и охрана которых требует согласо* ванных действий сопредельных государств или всего мирового сооб­щества, - Мировой океан, воздушный бассейн, Космос, Антарктида, мигрирующие животные и др.

22-


■ ■

Раздел VII. УГОЛОВНОЕ ПРАВО -


f

*

340 Раздел VI. ЭкодопРксхое ttpan

Источниками международного права охрены окружающей при­родной среды являются международные договоры, конвенции, реэо-люции и решения международных организаций, конференций и др.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками междуна­родного права охраны окрухаюшей природной среды, могут быть классифицированы по различным основаниям, «о особый интерес представляет классификация их по природным объектам, отношени­ям по поводу использования и охраны которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены международные договоры, со­глашения, конвенции, касающиеся природных комплексов отдель­ных регионов — Антарктики, Арктики, Африки и др.; использования и охраны флоры Я фауны; воды; атмосферного воздуха, озонового слоя и лр.

Многие международные соглашения и конвекции ранее были под-• писаны СССР н вытекающие из них права и обязанности в настоящее время возлагаются Российскую Федерацию как правопреемника Советского Союза. Многие международные соглашения и конвенции подписаны уже самой Российской Федерацией. Такова, например, од­на из важнейших современных конвенций — Конвенция о биологиче­ском разнообразии, подписанная в Рио-де-Жанейро 13 июня 1992 г: н ратифицированная в 1995 В (Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии»1), имеющая важное значение для рационального использования и охра­ны животного и растительного мира,

В заключение следует отметить, что действующим законодательст­вом установлен приоритет норм международного права перед внут­ренним закодательством. Согласно СЕ 15 Конституции РФ общепри­знанные принципы И нормы международною права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью нашей правовой системы И, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

1 СЗРФ. 1995. №8. Ст. 601.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: