В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном извещении человека о месте и времен и рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела*
Свидетелем по делу об административном правонарушении является любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению по данному делу По вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время и в указанное место, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.
Судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях, может быть привлечен специалист или эксперт. 1 Процесс по делам об административных правонарушениях не всегда имеет все известные стадии. Наибольшей простотой отличается процесс, когда выносится предупреждение, а штраф налагается и взимается на месте совершения правонарушения. Должностные лица, которым предоставлено право взимать штрафы на месте, получают под отчет бланки квитанций. При обнаружении нарушения, за совершение которого может быть наложен штраф, должностное лицо, наложившее его, тут же и взимает сумму штрафа, выдавая оштрафованному квитанцию. Копия ее остается у должностного лица. Денежные суммы» взысканные на месте, сдаются затем 8 соответствующий банк»
|
|
Законодательством установлено: о каждом административном правонарушении, кроме случаев, когда штраф взимается на месте, составляется протокол с указанием личности нарушителя, а также свидетелей. Законодательные акты об отдельных видах административ-ных правонарушений более детально определяют требования, которые предъявляются к протоколу.
Все данные имеют важное значение. Например, точные сведения о личности нарушителя необходимы, чтобы обеспечить условия для последующей его ответственности, а о заработке и семейном положении — для определения размера штрафа или другой меры наказания.
При изложении сути нарушения нельзя давать его обшее описание (например, употреблять фразы вроде «нарушал общественный порядок*, «нарушал санитарные правила*), Нужно указать точно, чтб совершил нарушитель, какие конкретно правила он нарушил, т.е. в чем именно выразилось правонарушение.
Протокол подписывается уполномоченным на то должностным лицом, составившим его, и нарушителем. При наличии свидетелей и
Раздел V. Адч Ю истрахив#юс право
|
|
Глдва 5. Адмнннот»™»к* правонарушение и олминистратиАная ответственность 323
потерпевшего протокол может быть подписан и ими. В случае нарушителя от подписания протокола об этом в нем делается соответ^ ствуюшая запись. Лицо, о которой составлен протокол, может внест» в него собственноручно объяснения и замечания по существу РОЩ изложить мотивы отказа от подписания протокола и тд*
А как быть, если у нарушителя нет документов, удостоверяющих? личность, и нет свидетелей, которые могли бы сообщить о нем нео<^ холимые данные? В таком случае нарушитель может быть доставлен» милицию, помещение сельской, поселковой администрации или I штаб народной дружины (кое-где они работают) вдн выяснения личности и составления протокола. В случае, когда штраф, согласно аксъ нодательству, взимается ия месте, а нарушитель отказывается его уи-'^ лэтить или расписаться в квитанционной книжке, указать свой адрес*; а также при возникновении сомнений в правильности указания нару-, щителем сведений о себе и при отсутствии свидетелей, которые ыогл»; бы сообщить эти сведения, нарушитель может быть подвергнут адмн~«1 Нистративному задержанию для выяснения личности и составлен*» протокола. При совершении административных правонарушений не»(Которых видов (например, мелкого хулиганства) нарушители доставь :; ДПОТСЯ в милицию и при наличии документов, удостоверяющих ГОВД, ность.
Граждане, совершившие админнстрагивные царушения, могут, быть задержаны, по обшему правилу, на срок не более трех часов, а лица, находящиеся в состоянии опьянения, — до отрезвления* Задери жанные по поводу мелкого хулиганства находятся под стражей до рассмотрения материалов о них начальником органа внутренних дел или судьей (однако на срок не более двух суток). Несовершеннолетние на- < рушители находятся в «детской комнате» милиции до трех часов. Срок, задержания исчисляется с момента доставления нарушителя туда, где задержание происходит Доставлении не входит в срок задержания, оно лишь предшествует ему
По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении, за исключением случаев исполнения наказания на месте, выносится письменное постановление. Постановление принимается на основании сведений, указанных в протоколе, и данных, полученных в ходе рассмотрения дела. В коллегиальном органе (например, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) постановление принимается простым большинством голосов его членов, уча-. ствовавшнх в заседании. Постановление должно соответствовать смыслу и букве закона, быть обоснованным И справедливым. Вынесение постановления обязательно и в том случае, когда лицо признается Невиновным в совершении административного правонарушения или
■ когда оно признано виновным, но наказание в силу малозначительности нарушения не наложено.
Принятое постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Поэтому гражданин, чье дело рассматривалось, имеет в случае личного присутствия возможность cpaiy же узнать содержание постановления. Законодательством, кроме того, предусмотрено, что копия постановления о назначении наказания, по общему правилу, должна быть вручена нарушителю под расписку не позднее чем в 3-дневныЙ срок со дня вынесения.
Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения когши постановления. Постановление о штрафе может быть обжаловано нарушителем или прямо в суд, или вышестоящему органу (должностному лицу), а потом — в суд. Постановление о предупреждении, вынесенном на месте совершения нарушения, обжалуется в вышестоящий орган (должностному лицу).
Жалоба на постановление по делу рассматривается судьей, должностным лииом единолично. При этом исполнение постановления приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста прокурора.
|
|
При рассмотрении жалобы постановление о назначении административного наказания оставляется без изменения, а жалоба — без удовлетворения, если будет установлено, что постановление законно и обоснованно. Постановление отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение в компетентный орган, если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело. Когда компетентный орган (должностное лицо), вынесший постановление о назначении наказания, неправильно квалифицировал административное правонарушение, или превысил свои полномочия, или при определении наказания не учел обстоятельств, смягчающих ответственность лица, совершившего административный проступок, то орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, изменяет постановление по существу, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом ие ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Например, если судья, рассматривая жалобу на постановление о штрафе, обнаружит, что размер его превышает установленный законом предел, то он снижает сумму штрафа до этого предела. Если окажется, что штраф был наложен без учета тяжести нарушения, личности нарушителя н его имущественного положения, го судья может снизить размер штрафа. В случае незаконного наложения штрафа (отсутствие состава нарушения, отмена нормативного акта.
»
*
324 РНИМ v Административное право
предусматривавшего административную ответственность за та рода деяния, и т.д.) судья выносит определение об отмене наложен го штрафа и прекращении производства по делу об админнстратив ном правонарушении. Если действия органа (должностного лица)* вынесшего постановление о штрафе, признаны законными, то су, выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Нужно учитывать, что и на стадии рассмотрения жалобы дело административной ответственности, согласно закону, может бы" прекращено.
|
|
Постановления о назначении административных наказаний Morjnfc отменяться и изменяться не только по жалобам, но и при их отсутствии — в порядке протеста прокурора или надзорного производства, м
Постановление о назначении административного наказания. щ+S; песенное с соблюдением установленных законодательством требова* ннй, обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами^ гржданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановлю, ние по делу об административном правонарушении подлежит испол-нению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.2 КоАП РФ). Постановления эта выносятся, конечно, для того, чтобы быть реши-зеванными, Иначе нарушитель не понесет реально того наказания» которое ему было назначено.
Раздел VI. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Экологическое право — это новая формирующаяся отрасль российского права. Ее становление и развитие напрямую связаны с ноэ-ннкновением противоречия между обществом и природой, обострением экологического кризиса, остро проявившегося в XX в., в особенности его второй половине.
Термин «экология* был введен в научный оборот немецким ученым Э. ГЬккелем в 1866 г. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этим понятием, содержались в трудах многих ученых начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздал человеческих знаний об окружающей природной среде подучил в биологической науке, особенно в последарвинский период. Ныне проблемы экологизации коснулись практически всех отраслей знаний» в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные причины, состоящие главным образом в обострении отношений общества и природы. Возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества*
Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных отношений. Экологическое право — это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Предметом экологического права яаляюгся общественные отношения в сфере охраны» оздоровления и улучшении окружающей природной среды,.предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нес хозяйственной и иной деятельности. Ьокее четко определить Предмет экологического права позволяет сравнение его с предметом смежных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, одной ИЗ основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако предметом указанных страстей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов - эскли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.
П6
Раздел VI, Экологическое право
Раикл VI, Эхаюгнчесхое прмю 327
т. Экологическое право — одна из отраслей юридической науки, представляющая собой систему научных знаний об охране, оздоров-. лении и улучшении окружающей природной среды. Эта отрасль надо-' дится в становлении и развитии и имеет свои принципы н особенности, основные институты.
Системы экологического права как науки и учебкой дисциплины, совпадают. Они состоят из общей, особенной и специальной частей.,
В общей часта содержатся институты н положения, нмеюшнф значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет И метод в экологическом праве, его источники, экологически* правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования» государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза» экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Субъектами экологических правоотношений» те* его участниками, яаляются граждане, общественные и иные некоммерческие организации, юридические лица, государство и его органы, органы местного самоуправления. Степень и характер их участия а экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так» если граждане и *орндиче-ские лица выступают в большинстве случаев как потребители природных ресурсов* что, конечно, не исключает го активного участия в охране этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование использования и охрены окружающей природной среды.
Объекты экологических правоотношений подразделяются в юридической литературе на три категории:
интегрированные — окружающая природная среда в целом;
дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух» животный мир. генетический фонд, природные ландшафты);
особо охраняемые — государственные природные заповедники» национальные природные парки, природные заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
В новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды*1 объектам охраны окружающей среды посвящена специальная статья, статья 4, в которой говорится» что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и
СЗРФ. 2002.Nr2.Cr,UJ,
иного негативного воздействия хозяйственной п иной деятельности являются:
земля, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке, говорится в Законе, подлежат охране естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействии^
Особой охране подлежат объекты, включенное в Список всемир
ного культурного наследия и Список всемирного природного насле
дия, государственные природные заповедники, а том числе биосфер
ные, государственные природные заказники, памятники природы,
национальные» природные и дендрологические парки, ботанические
сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природ
ные комплексы^ исконная среда обитания, места традиционного про
живания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природо
охранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреацион
ное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный
шельф и иослючнтельная экономическая зона Российской Федера
ции, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения поч
вы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места
их обитания. *
Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Права н обязанности субъектов экологических правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому содержанию права одною участника правоотношения, как правило, корреспондирует соответствующая обязанность другой стороны. Особое значение для характеристики экологических правоотношений имеют права граждан. Права человека йообше, в том числе н в области экологических правоотношений, стали краеугольным камнем, одним из основных постулатов современной цивилизации. На их основе пытаются решать многие проблемы современности, в том числе и экологические. Не удивительно поэтому, что и по нашей Конституции человек, его права иф свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (сг 2 Конституции РФ) Права и свободы человека и гражданина яаляются одной из основ констктуци он кого строя Российской Федерации.
*
328 Раздел-V|4 Экологическое право
Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущербз, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция предусматривает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду» бережно относиться к природным богатствам (ст 58).
Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в Фе- 1 дершмам чаконе *Об охране окружающей среды*. Правам и обязанно- ^ стям граждан» общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды посушена гл. III Закона, в ее II которой говорится, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, • w вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г1 предусмотрены права граждан при чрезвычайных ситуациях к в экологически неблагополучных районах. Здесь, в частности, пред^мотрено, что гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательном порядке экологически неблагополучными, гарантируется бесплатная медицинская помощь, мгднко-генетические и Другие консультаиии и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами н изделиями медицинского назначения на льготных условиях.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения*1 предусмотрены права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических Л лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе их права на благоприятную среду обитания.
В соответствии с действующим законодательством граждане имсг ют право:
на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на "
J ВВС РФ 1993. №33. Ст. Ша. * СЗРФ. 1999. №14. Ст. 16»
Ршел VI. Экологическое прмо 329
достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерче* ские организации* осуществляющие деятельность в области окружающей среды;
направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации н должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шест^ виях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам окружающей среды и в иных не противоречащих мконо-дательству Российской Федерации акциях;
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порялде;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающее среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Граждане обязаны:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.
Важным яаляется вопрос о праве собственности на природные ресурсы. От того или иного решения его во многом зависит правовое регулирование многих вопросов рационального использования и охраны природных ресурсов. Согласно ст, 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она выступает и как главное средство производства, и как пространственный базис всякой иной деятельности. С землей и другими
33! |
Э» Раздел VI* Экологическое праао
природными ресурсами сельские жители тесно связаны и в быту, нн производстве.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которое в соответствии с законом не может принадлежать им (ст. 213 ГК РФ). Пра* во граждан иметь землю в частной собственности закреплено в Кон- Ь сгитуцни РФ (ст. 36),
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природ*, ными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ушерба окружающей среде, не нарушает прав и закон*; них интересов иных лиц.
Все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной, муниципальной собственности, являются государственной собственностью Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации» что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 214 ПС РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее, на праве собственности с>тЗъектад Федерации т- республикам, краям, областям» городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Муниципальной собственностью яавдется имущество, в том числе природные ресурсы, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Важную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играют государственные органы. Несмотря на видение и переход в условиях рыночной экономики на преимущественно экономические методы управления, рать административно-правового механизма в данной сфере остается значительной и во многом определяющей, что обусловлено спецификой складывающихся здесь отношений.
Основными функциями управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются:
нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;
организаторская деятельность в данной сфере, в том числе планирование, финансирование, лицензирование;
мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства.
Обеспечение ра1[яоиального природопользования и охраны окружающей среды — задача всего государстве иного механизма, всех орга-
PaaiK-i VI. Экологическое прыю
нов государственной власти. Вместе с тем в системе государственных органов выделяются специально уполномоченные органы, главной функцией которых являегся обеспечение рационального использования и охраны окружающей природной среды*
Как предусмотрено Конституцией РФ (сх 72), природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении России* ской Федерации и ее субъектов — республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с данным и другими конституционными положениями, а также положениями, предусмотренными другими нормативными правовыми актами, определяется компетенция соответствующих природоохранных органов.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 с «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 создша новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, в том числе и в области охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федег>альным органом исполнительной щластн. осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изменил, использования, воспроизводства, охраны природ* кых ресурсов» включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, особо охраняемые природные территории1.
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его велении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.
1 СЗРФ. М04. № II. Ст. MS.
3 См. Положение о Министерств* пркролиы* ресурсов Российской Федерации // СЗ НФ. 2004. №31. Сг. J260
-
332 Раздел V!. Экологическое право
№ДО Vt Эколо1ИЧ«кое право
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы &о взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Она осуществляет контроль н надзор: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изчением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, зашитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; за безопасностью гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений; государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий1.
Федеральное агентство по недропользованию сюуществляст в пределах, установленных действующим законодательством, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в ухланоаленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным агентству; организует государственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов геологического изучения, проведение в установленном порядке геолоГО-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр, проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участков недр, осуществляет ведение
См. Положение Q ФслерлчышИ службе го ндхюру ■ сфере прираддцопмоДО-кия // СЗ РФ, 20W М П. Ст. 3347.
государственного кадастра месторождений и прояклений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, ведение государственного учета и обеспечение изучения недр, функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических, инновационных программ и др.*
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет государственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде» полученной за счет средств федерального бюджета, установление возраста ру^ок, утверждение расчетных лесосек, отнесение лесов ктруп-пам лесов и категориям зашитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы в другую группу или категорию, лесных земель в нелесиые для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, о переводе лесных земель в земли других категорий и др.1