Правовой статус главного бухгалтера

Одним из основных нормативных актов, регламентирующих деятельность главного бухгалтера или бухгалтера, является Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете " (далее - Закон). Статьей 7 данного Закона установлено, что главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. При применении ответственности к главному бухгалтеру, прежде всего, встает вопрос о его компетенции. Списки лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписания, согласовываются с главным бухгалтером. Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, не входящих в компетенцию главного бухгалтера, последний не может быть привлечен к ответственности. Не следует забывать, что правовой статус главного бухгалтера состоит не только из обязанностей. Спрашивая с главного бухгалтера за неукоснительное исполнение своих обязанностей, законодатель наделяет его широким кругом полномочий в частности:
- без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, а также финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению;
- при наличии разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций;
- требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Реализация этих прав позволяет главному бухгалтеру не только уберечь себя от вовлечения в противоправные финансово - экономические операции, но и эффективно содействовать укреплению финансовой дисциплины в той организации, где он трудится.

"Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации

Непосредственно главный бухгалтер может быть привлечен к ответственности по ряду статей вышеназванной главы КоАП РФ, а именно по ст. 15.1. за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, по ст. 15.3. за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, по ст. 15.5. за нарушение сроков представления налоговой декларации, по ст. 15.11. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Следует обратить внимание на то, что административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет за собой мер уголовной ответственности, наиболее серьезной по своим последствиям из всех видов юридической ответственности.
41-42. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Трудовые споры (конфликты) — правовая категория, под которой понимают разногласия, возникшие по поводу применения правовых актов о труде, установления либо изменения условий труда, разрешаемые в установленных законом процессуальных формах. По своему субъективному составу они разделяются на индивидуальные трудовые споры (субъектом является отдельный работник с конкретным работодателем) и коллективные трудовые споры (трудовой коллектив или профсоюз и работодатель или орган управления). По характеру трудовые споры дифференцируются на исковые и неисковые. Исковые — споры по применению нормативных актов, договоров и соглашений о труде, неисковые — связанные с изменением условий труда. Индивидуальные неисковые споры рассматриваются администрацией по согласованию с профсоюзным органом. Коллективные споры всегда имеют исковый характер и поэтому разрешаются в специальных процессуальных формах примирительными комиссиями и трудовым арбитражем. Индивидуальные исковые споры рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам, судами, вышестоящими органами. Рассмотрение трудовых споров происходит на основе следующих принципов:

· равноправие сторон,

· примирительно-партнерский характер процессуальных форм разрешения споров,

· непосредственное представительство спорящих сторон в органах, рассматривающих споры,

· обязательность вынесенных решений, если они не обжалуются дальше.

Комиссии по трудовым (КТС) спорам являются первичными органами по рассмотрению трудовых споров по индивидуальным трудовым спорам искового характера (спор между работникам и администрацией по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов). Заявление может подавать работник, но не администрация, КТС — выборный орган, рассматривает вопросы в течение 10-дневного срока. Решение КТС имеет обязательную юридическую силу. Решение КТС может быть обжаловано в суде любой стороной в течение 10-дневного срока. Суд выступает по отношению к КТС — второй инстанцией. Жалобы на решения суда, вынесенные по трудовым делам, подаются в кассационном порядке.

Коллективные трудовые споры разрешаются следующим образом: требования коллектива утверждаются на собрании и направляются в администрацию. Администрация обязана в течение 3 дней принять решение. Если решение не удовлетворяет, то обращаются в примирительную комиссию (создается спорящими сторонами) и трудовой арбитраж (создается спорящими сторонами с участием экспертов, официальных лиц представительной власти). Если вопрос не разрешен, коллектив может использовать другие законные способы вплоть до забастовки (полное или частичное прекращение работы). Забастовка является крайней мерой разрешения коллективного трудового спора, поэтому закон предусматривает особую процедуру ее объявления и проведения. Решение о забастовке принимается на собрании трудового коллектива тайным голосованием и считается принятым, если проголосовало 2/3 членов коллектива. Забастовку возглавляет профсоюзный орган или орган, уполномоченный коллективом (стачком). Никто не может быть принужден к участию в забастовке, только добровольно. Администрация должна быть предупреждена письменно за две недели до начала забастовки. Закон предусматривает возможность признания забастовки незаконной. Такое решение принимается в 10-дневный срок исполнительными органами власти, прокуратурой, судом. Основанием для признания забастовки незаконной служат основания:

· политические мотивы забастовки, требования нарушающие равноправие граждан или границы,

· несоблюдение примирительных процедур и процедур объявления забастовки,

Участие в забастовке признанной законной не может расцениваться как нарушение трудовой дисциплины. Заработная плата не сохраняется на время забастовки, трудовой коллектив и профсоюз несут материальную ответственность перед собственником предприятия. Ущерб за незаконную забастовку возмещается в судебном порядке.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: