Анализ использования цветовой символики в повести «Белые ночи» при создания образа Мечтателя, Настеньки и Петербурга

Мои рассуждения о прочитанном Цитаты из текста повести Символика цвета по словарю Количество употреблений цветовых символов
Ночь первая Знакомство с Одиноким мечтателем, не имеющим ни одного близкого человека. Он одиноко бродит по городу и мечтает вырваться из него, как и все куда-то на природу, мечтает, что он вдруг станет кому-то интересным, и всё это произойдёт в прекрасные белые ночи Небо было такое звездное, такое светлое небо, что взглянув на него, невольно нужно было спросить себя неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Белый Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Символические значения белого: 1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность. Звёздное (серебряное)-1 Светлое (белое) -1
На фоне романтичных белых Петербургских ночей разворачивается драма одинокого Мечтателя, живущего в своих грёзах, никому не интересного. Светлое небо (белый цвет) как символ недеяния, пустоты, сосредоточенности, чистоты и целомудрия души Мечтателя.
Первый человек, который, возможно, обратил внимание на … Даже простая жёлтая трость старичка, оказывается с «золотым набалдашником» - явное приукрашивание человека чуть не ставшего другом. Я почти свел дружбу с одним старичком, которого встречаю каждый божий день, в известный час, на Фонтанке. Физиономия такая важная, задумчивая; всё шепчет под нос и махает левой рукой, а в правой у него длинная сучковатая трость с золотым набалдашником. Желтый Означает: 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость. Желтая невольница из сказок «1001 ночь» так восхваляет свою красоту: «Цвет мой дорог в этом мире, как чистое золото. И сколько во мне преимуществ, и о подобной мне сказал поэт: Её желтизна блестит, как солнца прекрасный цвет. Динару она равна по виду красивому». А ещё значение жёлтого цвета - Предупреждение - светофор, в футболе карточка. Золотой-1
Описание старого Петербургского дома, который, желая обновить выкрасили в цвет «поднебесной империи». Герою жаль дом, который выкрасили в столь неприятный цвет, изуродовали по его мнению. Вдруг, на прошлой неделе, я прохожу по улице и, как посмотрел на приятеля -- слышу жалобный крик: "А меня красят в желтую краску!" Злодеи! варвары! они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка. У меня чуть не разлилась желчь по этому случаю, и я еще до сих пор не в силах был повидаться с изуродованным моим бедняком, которого раскрасили под цвет поднебесной империи. Итак, вы понимаете, читатель, каким образом я знаком со всем Петербургом.   Жёлтый-1 Пожелтел, как канарейка-1 Желчь -1 Цвет поднебесной империи -1
Белые ночи – период весны, пробуждения к жизни, солнечные радостные дни и как символ этой радости – золотой набалдашник на трости старикашки, с которым герой свёл знакомство (единственный, кто обратил хоть какое-то внимание на Мечтателя), и тут же жёлтый в описании дома: и уже другие оттенки: пожелтел, как канарейка, разлилась желчь (и всё это с восклицательной интонацией).
Описание комнаты, в которой проживает герой. Вспомним «желтую каморку» Раскольникова со своими желтенькими пыльными (…) обоями». Два вечера добивался я: чего недостает мне в моем углу? отчего так неловко было в нем оставаться? -- и с недоумением осматривал я свои зеленые закоптелые стены, потолок, завешанный паутиной, которую с большим успехом разводила Матрена, пересматривал всю свою мебель, осматривал каждый стул, думая, не тут ли беда? Зеленый Это цвет растительности, весеннее возрождение природы, молодость, в Европе это знак земной любви и надежды: Странствующий рыцарь, исповедующий культ прекрасной дамы, должен одеваться в зеленое. Негативные символы: тление, разложение, отвращение, злоба, зависть, тоска. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти). С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие. Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое». Серый Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека. В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости. Зелёные -1 Закоптелые (серые)-1
Комнатушка нашего Мечтателя зелёного цвета – цвета земной любви, надежды (в отличии от жёлтой комнаты Раскольникова), но она грязного зелёного цвета, повсюду заросла паутиной – серого цвета (символа бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана)
Как любой одинокий молодой человек, мечтатель, герой в белые ночи, конечно, мечтает о любви… Поэтому среди безразличных людей вдруг романтическое описание хорошенькой девушки, выглянувшей в окно. "Мы, господа, здесь только так, мимоходом а вот через два часа мы уедем на дачу". Отворялось ли окно, по которому побарабанили сначала тоненькие, белые как сахар пальчики, и высовывалась головка хорошенькой девушки, подзывавшей разносчика с горшками цветов, -- Белый Символические значения белого: чистота, целомудрие, девственность, атрибут высшей красоты. В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» белая невольница так восхваляет свой цвет: «Передают, что белизна говорила: — Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт: Бела она, с гладкими щеками и нежная, подобна по прелести жемчужине скрытой». Белые, как сахар.-1
Весна. Просыпается и бушует природа и просыпаются и начинаю волновать сильнее, томить чувства нашего мечтателя. Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силыопушится, разрядится, упестрится цветами...   Упестрится-1 Горшки с цветами-1
  Как-то не вольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую…. что вызвало кровь на эти бледные, похудевшие щеки? что так внезапно вызвало силу, жизнь и красоту на лицо бедной девушки, заставило его заблистать такой улыбкой, оживиться таким сверкающим, искрометным смехом? Белый Символические значения белого: чистота, пустота, целомудрие, девственность. Бледные-1 Заблистать-1 Сверкающим-1 Искромётным-1
Душа ждала кого-нибудь и дождалась…Знакомство с Настенькой. Сравним: Выкрасили дом в жёлтую краску – изуродовали, бедный дом… Девушка одета в премиленькую жёлтую шляпку… В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала. Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке. "Это девушка, и непременно брюнетка", -- Я мельком взглянул на нее: она была премиленькая и брюнетка -- я угадал; на ее черных ресницах еще блестели слезинки Желтый Означает: 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, красота. Арабский поэт IХ века воспевает красоту женщины, одетой в желтое платье: Платье желтое надела — и очаровала нас И пленила, покорила множество сердец и глаз. Магическое воздействие — счастье в браке Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение, желтое с черным — знак запрета. Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, грусть, отчаяние. «Мавры различали противоположные символы по двум различным нюансам желтого цвета. Золотисто-желтый означал «мудрый» и «доброго совета», а блекло-желтый — предательство и обман…» «В геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть и адюльтер…» Забавный пример негативного влияния желтого цвета на судьбу человека встречаем в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». Желтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу. Позитивные значения черного: молодость, красота. Особенно ценится черный на мусульманском Востоке. Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «Разве не знаешь ты, что чернота — украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха…И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…» Мутная-1 Жёлтый-1 Чёрный-1 Брюнетка-1 Чёрный-1 Блестели-1
  на губах уже сверкала улыбка, отвечал я в восторге, ы сделаете со мной, -- начал я, задыхаясь от восторга, у меня стеснилось сердце... О, боже мой! Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни,   Сверкала-1
Ожидание любви заканчивается встречей с Настенькой. Но принесёт ли эта встреча счастье герою? Цветовая гамма, предшествующая этому белая и жёлтая, чёрная Чёрные ресницы героини, вуалетка на шляпке тоненькие, белые как сахар пальчики, показались в окне (Символические значения белого: чистота, целомудрие, девственность, атрибут высшей красоты) Она была одета в премиленькой желтой шляпке (символическое значение жёлтого-радость, красота, магическое воздействие — счастье в браке, но одновременно—грех, предательство, грусть, отчаяние и предостережение,: желтое с черным — знак запрета)
Ночь вторая Мечтатель описывает Настеньке место, дом, где живее, саму свою одинокую, лишённую радости жизнь: Туда не заглядывает солнце, а если и светит, то иным, особенным светом Всё там лишено света, всё тускло-прозаичное, а значит, пошлое. Есть, Настенька, если вы того не знаете, есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на всё иным, особенным светом. В этих углах, милая Настенька, выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время. Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька !) тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого. Серый Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека. В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости. В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает всё посредственное, неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам). Тускло-прозаичный (серый)-1
Мечтатель описывает влюблённого человека, который вдруг снова начинает видеть всё в ярких сверкающих красках. Уже не видит он серых улиц, по которым идёт, всё существо его наполняется новыми впечатлениями… Неравнодушно смотрит он на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе. Вот он о чем-то задумался... На что он так смотрит? На этого ли господина солидной наружности, который так картинно поклонился даме, прокатившейся мимо него на резвоногих конях в блестящей карете? Нет, Настенька, что ему теперь до всей этой мелочи! Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений.Теперь "богиня фантазия" (если вы читали Жуковского, милая Настенька) уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой, причудливой жизни -- и, кто знает, может, перенесла его прихотливой рукою на седьмое хрустальное небо с превосходного гранитного тротуара, по которому он идет восвояси. Попробуйте остановить его теперь, спросите его вдруг: где он теперь стоит, по каким улицам шел? …Отчего ж, скажите, Настенька, отчего же в такие минуты стесняется дух? отчего же каким-то волшебством, по какому-то неведомому произволу ускоряется пульс, брызжут слезы из глаз мечтателя, горят его бледные, увлаженные щеки и такой неотразимой отрадой наполняется всё существование его? ... О, согласитесь, Настенька, что вспорхнешься, смутишься и покраснеешь, как школьник, только что запихавший в карман украденное из соседнего сада яблоко Красный Означает: 1.Напряжение сил, концентрацию энергии - страсти. 2. Язык ритуалов — праздники, свадьбы, очищение. Желтый Означает: 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, красота. Вечерняя заря (красный, розовый)-1 Блестящий-1 (жёлтый)прощальный луч потухающего солнца-1 Сверкнул-1 (жёлтый)золотая основа-1 Хрустальное небо-1 Покраснеешь, как украденное яблоко-1
История Настеньки Настенька- чистая невинная девушка, не знающая жизни, непорочная. Краснеет, когда смущается или стыдиться, бледнеет, когда смущается, страдает…(например, узнаёт об отъезде возлюбленного) Да, говорит, это тот самый "Цирюльник", -- да и взглянул на меня. А я уж всё поняла, покраснела, и у меня сердце от ожидания запрыгало! он так молча поклонится, так серьезно, как будто и говорить не хочет, и уж сойдет совсем на крыльцо, а я всё еще стою на половине лестницы, красная как вишня, потому что у меня вся кровь начала бросаться в голову, когда я с ним повстречаюсь. Я, как услышала, побледнела и упала на стул как мертвая. Думаю, я шла целый час по лестнице. Когда же отворила к нему, дверь, он так и вскрикнул, на меня глядя. Он думал, что я привидение, и бросился мне воды подать, потому что я едва стояла на ногах. Но она не договорила. Она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза, и вдруг я почувствовал в моей руке письмо, Красный Означает: 1. Напряжение сил, концентрацию энергии — гнев, страсти. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех. Белый Символические значения белого: пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность. Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви. Покраснела-1 Красная, как вишня-1 Побледнела-1 Белый (Как мёртвая)-1 (прозрачный, бледный)-привидение -1 Покраснела, как роза-1
История влюблённости Настеньки, просыпающаяся влюблённость Мечтателя передаётся с помощью всевозможных оттенков красного или блестящего, сверкающего: вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе, вспорхнешься, смутишься и покраснеешь, как школьник, только что запихавший в карман украденное из соседнего сада яблоко, она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза – (Красный Означает: 1.Напряжение сил, концентрацию энергии – страсти, праздники, свадьбы, очищение) конях в блестящей карете, луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним, может, перенесла его прихотливой рукою на седьмое хрустальное небо (блестящий – смообман, иллюзии, фантазии по поводу происходящих событий) Рассказ Настеньки о её влюблённости, страданиях тоже передан с помощью цвета: горят его бледные, увлаженные щеки, Я, как услышала, побледнела и упала на стул как мертвая., Он думал, что я привидение (Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви)
Ночь третья Мечтатель понимает, что влюблён в Настеньку, что она может составить его счастье… Но она любит другого… Разве может он в страданиях и в смятении душевном видеть что-либо вокруг? А Настенька отдала письмо для возлюбленного и вновь сияет, надеясь на скорую встречу с ним, мир вновь играет для неё красками. Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман. Я сказал, что завтра будет дурной день; она не отвечала, она не хотела против себя говорить; для нее этот день и светел и ясен, и ни одна тучка не застелет ее счастия. Серый Цвет скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека. В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости (Серый)День без просвета-1 Серый(поднялся туман)-1 Белый(светел и ясен)-1
  Вчера было наше третье свиданье, наша третья белая ночь... Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви. Белый-1
Мечтания героя о том, что, возможно, Настенька его полюбит, так же призрачны, зыбки, как сама белая ночь (краски: Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. облака стали заволакивать небо и подымался туман - Негативная символика белого цвета.В японской классической поэзии белый символизирует разлуку, страдания неразделенной любви., серый-тоска) Но герой рад обманываться и луч надежды сверкает: для нее этот день и светел и ясен, и ни одна тучка не застелет ее счастия (вновь цвет иллюзии, самообмана)
Ночь четвертая Возлюбленный Настеньки не приходит на свиданье. И вновь бледность лица и блеск от слёз глаз героини. Происходит объяснение Мечтателя и Настеньки, они говорят, что любят друг-друга, будут жить вместе, будут счастливы – но всё это как в чаду. Наконец-то счастье улыбнулось герою, и мир улыбнулся ему новыми яркими красками: Завтра будет голубое небо, а сегодня оказывается на небе ясная луна, правда, которую вот-вот закроет какое-то жёлтое облако (может быть, это предчувствие зыбкости, кратковременности, нереальности того, что происходит с ними?.. Как вдох облегчения вырывается: «Нет, оно прошло мимо».) Она страшно побледнела и долгое время смотрела на меня неподвижно. Послушайте, -- заговорила она, обращаясь ко мне, и черные глазки ее засверкали, -- да это не так! Это не может быть так; это ненатурально! Или вы, или я обманулись; может быть, он письма не получал? Может быть, он до сих пор ничего не знает И Настенька совершенно смешалась. Щеки ее вспыхнули; она опустила глаза. Белый Символические значения белого: сосредоточенность. Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать страдание. В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви. Позитивные значения черного: молодость, красота. Красный Означает: 1.Напряжение сил, концентрацию энергии - страсти. Побледнела-1 Чёрный-1 Засверкали-1 Вспыхнули-1
И оба мы засмеялись. -- Ну, полноте же, полноте. А где же вы живете? я и забыла. -- Там, у --ского моста, в доме Баранникова. -- Это такой большой дом? -- Да, такой большой дом. -- Ах, знаю, хороший дом; только вы, знаете, бросьте его и переезжайте к нам поскорее... -- Завтра же, Настенька, завтра же; я там немножко должен за квартиру, да это ничего... Я получу скоро жалованье... -- А знаете, я, может быть, буду уроки давать; сама выучусь и буду давать уроки... -- Ну вот и прекрасно... а я скоро награждение получу, Настенька... -- Так вот вы завтра и будете мой жилец... -- Да, и мы поедем в "Севильского цирюльника", потому что его теперь опять дадут скоро. -- Да, поедем, -- сказала смеясь Настенька, -- нет, лучше мы будем слушать не "Цирюльника", а что-нибудь другое... -- Ну хорошо, что-нибудь другое; конечно, это будет лучше, а то я не подумал... Говоря это, мы ходили оба как будто в чаду, в тумане, как будто сами не знали, что с нами делается. Серый В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом несчастья В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости Серый (как в чаду, в тумане)-1
  Ну, пойдемте! -- Пойдемте. -- Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна! Посмотрите: вот это желтое облако теперь застилает её, смотрите, смотрите!.. Нет, оно прошло мимо. Смотрите же, смотрите!.. Синий Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Сопряженные с ним значения — таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство. Несколько иной характер имеет символика голубого. В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие. Желтый имеет противоположную трактовку - как цвет предательства, ревности, лжи, ревности и трусливости. У католиков - испытание страданием или завистью. Голубой-1 Жёлтый(луна)-1
Объяснение Мечтателя с Настенькой, происходили словно в чаду, их сопровождает белый цвет лица бледной Настеньки, её сверкающие чёрные глаза и вспыхнувшие щёки (страсть, предупреждение, серый-тоска от предчувствия невозможного) Жёлтая луна на небе в момент расставания героев – в данном случае жёлтый - как цвет предательства, ревности, лжи. У католиков - испытание страданием или завистью.Голубое небо - чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие.
Утро А счастье было так близко, так возможно… Настенька уходит с возлюбленным. Единственное, что может она предложить такому замечательному нашему мечтателю – быть другом, помнить его всегда. Утро, как пробуждение после короткого счастливого сна… Герой один в своей унылой зелёной каморке с паутиной на потолке. Мир вновь безрадостен и сер. Но мечтатель на то и мечтатель, герой, романтик, бескорыстный влюблённый, способный сказать «Я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим» и «Да святится имя твоё!» Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам. Серый Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. Цвет несчастья, тоски, увядания, усталости. Серый (шёл дождь, в комнате было темно, пасмурно)-1
Я долго перечитывал это письмо; слезы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо. -- Касатик! а касатик! -- начала Матрена. -- Что, старуха? -- А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору... Серый (паутина)-1
Я посмотрел на Матрену... Это была еще бодрая, молодая старуха, но, не знаю отчего, вдруг она представилась мне с потухшим взглядом, с морщинами на лице, согбенная, дряхлая... Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела так же, как и старуха. Стены и полы облиняли, всё потускнело; паутины развелось еще больше. Не знаю отчего, когда я взглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие... Или луч солнца, внезапно выглянув из-за тучи, опять спрятался под дождевое облако, и всё опять потускнело в глазах моих; или, может быть, передо мною мелькнула так неприветно и грустно вся перспектива моего будущего, и я увидел себя таким, как я теперь, ровно через пятнадцать лет, постаревшим, в той же комнате, так ж одиноким, с той же Матреной, которая нисколько не поумнела за все эти годы. Серый (потухший) Серый (облиняло. Потускнело)-1 Почернели -1 Тёмно-жёлтый яркий-1 Пегие-1 Жёлтый (луч солнца)-1 Серый (дождь, из-под тучи)-1 Потускнело-1
  Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал темное облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда пошла вместе с ним к алтарю... О, никогда, никогда! Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!   Цветки-1 Чёрные-1 Ясное небо-1 Белый (светла)-1
Только серый цвет тоски, грусти, разочарования, несбывшихся мечтаний сопровождает повсюду оставшегося одинокого Мечтателя: шёл дождь, небо заволокло тучами, стены выкрашенного дома полиняли, стали пегими, показалось, что всё покрыла липкая паутина…но Мечтателю свойственна вера в новую любовь, новые чувства.., поэтому нет-нет мелькнёт луч солнца (жёлтый- разрядка напряжённости, радость, красота).
Диаграмма преобладания цветовых тонов в повести.
Все оттенки серебристого Все оттенки белого Все оттенки жёлтого Все оттенки красного Все оттенки серого Все оттенки чёрного Многоцветье    
Указывает на то, что человек любит фантазировать.В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий (“не знаю – то ли уже пришел, то ли уже ухожу”). Серебряный цвет часто связывают с лунной дорожкой. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности В мифологии серебряный цвет связывали с серебряной нитью, скрепляющей душу и тело. Гавное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Символические значения белого: 1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность. Желтый Означает: 1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, красота. Красный Означает: 1. Напряжение сил, концентрацию энергии — гнев, страсти. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех. Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Позитивные значения черного: молодость, красота. Чёрное в сочетании с жёлтым – знак запрета   С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие. Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое». В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие.
Звёздное небо Заблистать, блестели, блестящий Сверкающим, сверкнул, сверкала, засверкали Искромётным Блестящий Хрустальное небо Вспыхнули Яркий Светлое Белые, как сахар Бледные Побледнела Как мёртвая Привидение Светел и ясен Белый Побледнела Ясное небо Светла Золотой Жёлтый Как канарейка Пожелтел Желчь Цвет поднебесной империи Жёлтый Прощальный луч потухающего солнца Золотая основа Луна Тёмно-жёлтый Луч солнца Вечерняя заря Покраснеешь, как укравший яблоко Покраснела, Покраснела, как роза Красная, как вишня Мутная Тускло-прозаичный День без просвета поднялся туман Как в чаду, в тумане Шёл дождь, в комнате было темно, дождь из-под тучи, Пасмурно Паутина Потухший Облиняло. Потускнело (2) Чёрный-4 Почернели Брюнетка Упестрится Горшки с цветами, Цветки Пегие Зелёные стены Голубое небо
                 
                       

Заключение:

Тема работы «Символика цвета в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» была выбрана не случайно. Это произведение интересно нам само по себе и привлекает использованием слов со значением цвета. Так как, на мой взгляд, использование слов со значением цвета в художественном тексте в качестве символов - один из самых интересных вопросов, связанных с анализом произведения, я решила рассмотреть эту проблему на примере повести Ф.Достоевского «Белые ночи».

В качестве цели работы было определено изучение вопроса символики цвета в повести как одного из основных элементов сюжета произведения и составление таблицы «Диаграмма преобладания цветовых тонов», а также определение основных функций слов со значением цвета в повести.

В ходе реализации этой цели был решён ряд комплексных задач. Я не только познакомилась с историей жизни и творчеством Ф.М.Достоевского, но и прочитала некоторые из его произведений.

Изучение вопроса о символике цвета в искусстве дало мне возможность узнать, какие классификации символических значений цвета существуют в мировой культуре.

Серьёзная и внимательная работа с текстом повести «Белые ночи», которая, в основном, касалась анализа лексического материала произведения, позволила не только выделить, но и систематизировать все слова со значением цвета, использованные в нём.

Описывая образ несчастного мечтателя и его грёзу-любовь к Настеньке, которая случилась в самый фантастический и нереальный период (белые ночи) Ф.М.Достоевский как писатель-колорист использует следующую цветовую гамму:

§ Серый цвет, который подчёркивает бедность, скуку и тоску городской тесноты, гнилого тумана, цвет несчастья – 16 раз

§ Серебристый и все оттенки блестящего, подчёркивающие фантастичноть, нереальность всего происходящего – 13 раз

§ Все оттенки жёлтого, означающего с остояния, связанные с позитивной энергетикой: разрядка напряженности, радость, красота, но одновременно болезненное, лихорадочное состояние – 12 раз

§ Невинность и чистоту помыслов героев, их душевное и телесное целомудрие и одновременно полную бездеятельность, недеяние Мечтателя подчёркивает белый цвет, используемый в романе 11 раз.

§ Описание запретных чувств Настеньки к постояльцу её бабушки, состояние влюблённости Мечтателя передаётся благодаря использованию всех оттенков красного (это одновременно и цвет страсти и цвет греховности чувств) - 5 раз

§ Молодость, красота героев, красота их чувств подчёркивается использованием чёрного цвета (всегда дрожать слезинки на прекрасных чёрных глазах, ресницах наших героев), но одноврменно это и цвет предостережение о невозможности счастья, отношений (чёрная вуалетка на жёлтой шляпке) – 6 раз

§ Зелёный цвет стен в комнатке Мечтателя, грязный, запылённый, покрытый паутиной, цвет возрождения души

Мечтателя и одновременно кабы моральное безумие, лихорадочное состояние мечтательности, овладевшее

героем – 1раз и голубой цвет неба, один раз прояснившегося в серые, дождливые, туманные ночи и дни – 1 раз,

как бы подчёркивая пустые мечтания и излишнюю сентиментальность героев.

Анализ произведения позволил мне сделать вывод о том, что слова со значением цвета играют большую роль в этой повести, так как не только позволяют автору создавать живописные картины и образы, но и дают возможность читателю глубже понять идею произведения, мысли и чувства героев.

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что цель достигнута. Благодаря использованию самых разных форм и методов научного исследования (работа с текстом художественного произведения, с дополнительной литературой по теме, конспектирование, составление таблиц-диаграмм), мне удалось решить все поставленные задачи.

В целом работа по данной теме позволила расширить кругозор и совершенствовать навыки по сбору, обработке, а также систематизации полученных сведений, приобрести опыт исследовательской деятельности, что, несомненно, пригодится в будущем.


Используемая литература:

1. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996.

2. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.

3. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

4. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М.,1979,с.106.

5. Е. И. Семенов и H. H. Соломина. Белые ночи,Комментарии.

6. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.

7. Белов С. Комментарий к роману «Преступление и наказание» 2 –е издание. Москва 1985г.

8. Ф.М.Достоевский. Белые ночи.

9. Гроссман Л.П. Достоевский - художник // Творчество Ф.М. Достоевского: Сб. ст. / Под ред. Н.Л. Степанова. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. - С. 330 - 416.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: