Ориентации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ

Учебно-методическое пособие Книга 1

ОСНОВЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ

Киев 1993


Боровский А.Б., Потапенко Т.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. Кн. 1. Основы профессиональной ориентации: Учеб.-мстод. пособие. — К.: МЗУУП, 1993 — 164 с.

ISBN 5-86926-020-5.

В первой книге настоящего пособия освещаются основные направления, этапы, формы и методы профессиональной ориентации как единой системы.

Подробно рассмотрены вопросы профсссиографического анализа деятельности, представлены примеры различных аилов ирофессиограмм, конкретные психо­логические методики но изучению психомоторной сферы человека, используемых в процессе профориентации и профотбора. Рассмотрены также вопросы эф­фективности внедрения мероприятий по профориентации па производстве.

Для работников кадровых и социально-психологических служб, слушателей и преподавателей системы переподготовки и повышения квалификации кадров.


Шеф-редактор Технический редактор Художник Оформление обложки

ISBN 5-86926-020-5


В.Е: Коломиец Л.Р. Самсопова А.И. Неверов СП. Мягков


© Межрегиональный заочный университет управления персоналом (МЗУУП), 1993


1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК СИСТЕМА

Вопросы профессиональной ориентации и профессионального отбора волновали человечество с незапамятных времен. Еще в 1575г. в Испании вышла книга врача Хуана Уарте "Исследование способ­ностей к наукам", принесшая автору всеевропейскую славу (46). Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способ­ностях с целью профессионального отбора. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масшта­бе: "Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, госу­дарству следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит...".

На рубеже XX столетия индустриальный прогресс, обратив интере­сы психологии к производственной деятельности, обусловил зарож­дение профессиональной ориентации. Здесь пионером выступил Парсон, автор книги "Выбор профессии", организовавший в Бостоне (США) специальное бюро, в задачи которого входило: а) помочь личности с помощью психологических тестов получить информацию о своих психических свойствах и способностях; б) ознакомиться с



требованиями, которые предъявляются к психофизической органи­зации человека различными профессиями, а затем в) сопоставив эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию (46).

В целом, конкретное состояние общественного разделения труда определяет взаимосвязь человека и деятельности. В каждый данный момент тип этой взаимосвязи зависит от существующего набора видов труда.

Если рассматривать данный процесс исторически, то видно, что с развитием общественного разделения труда количество профессий непрерывно увеличивалось. Претерпевала изменения и качествен­ная сторона профессий—в зависимости от сложности технологии, форм организации труда и условий подготовки работника.

Например, в эпоху патриархального рабства в Греции было около десятка профессий: каменщики, плотники, гончары, шорники, мас­тера по обработке металлов и др. Позже, в V-IV вв. до н.э., в Греции насчитывалось около 50 профессий. В XIVb. во Франкфурте-на-Май-не существовало около 200. Словарь профессий, опубликованный в США в 1965г., уже содержал описание почти 22 тысяч видов работ, или свыше 35 тысяч наименований профессий и специальностей. В настоящее время, по подсчетам специалистов, в мире насчитывается 50 тысяч профессий.

Количественное увеличение видов труда и их качественное изме­нение являются следствием непрерывного, развивающегося быст­рыми темпами усложнения производства, его интеграции.

По некоторым подсчетам, более 50% существующих в наши дни профессий и специальностей были неизвестны еще 30 лет назад. Следует заметить, что появление новых профессий связано не толь­ко с механизацией и автоматизацией и другими направлениями научно-технического прогресса, но и с появлением новых отраслей производства.

Поскольку процесс образования новых отраслей и развития науч­но-технического прогресса бесконечен, постольку безграничен и процесс образования новых профессий. Возникновение совершенно новых профессий является одной из ведущих форм развития профес­сионализации, оказывая значительное влияние и на развитие уже существующих профессий, специальностей и трудовых функций.

Таким образом, соединение человека и профессии является динамическим процессом, зависящим от различных производствен­ных и социальных условий.

Профессиональная ориентация в наши дни становится важным фактором, способствующим эффективному использованию трудо­вых ресурсов. Кроме того, она призвана выполнять роль важного


средства воспроизводства квалифицированных работников для на­родного хозяйства. Профессиональная ориентация также необходи­ма с социально-экономической точки зрения, т.к. выступает средст­вом рационального, бережного использования трудовых ресурсов, т.е. такого их использования, которое дает максимальный эффект и требует минимальных затрат на подготовку и дальнейшее професси­ональное совершенствование. 1.1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Основой эффективного и качественного обеспечения организаций и предприятий кадрами необходимых профессий и квалификации является профориентационная работа среди учащихся средних общеобразовательных школ, которые в современных условиях восп­роизводства рабочей силы являются основным источником попол­нения трудовых ресурсов во всех сферах производства.

В условиях многоотраслевого народного хозяйства выпускнику школы непросто представить себе потребность производства в кадрах тех или иных профессий, реальные возможности трудоустройства или продолжения учебы, специфику различных профессий, прави­льно оценить свои наклонности и способности. В настоящее время существует более 40 тыс. профессий: вузы готовят специалистов по 340 профессиям, техникумы— по 450, СПУ—по 1100 профессиям (17). Ежегодно рождается более 500 новых профессий, причем есте­ственное отмирание старых профессий происходит медленнее, чем возникают новые. В то же время результаты многочисленных иссле­дований свидетельствуют о том, что производительность труда рабо­тников, которые по своим качествам соответствуют требованиям профессии, в среднем на 20-40% выше, чем у тех, кто таким требо­ваниям не соответствует, а около 40% работников, меняющих место работы,—это тс, кто избрал работу не по способностям. Поэтому организация профессиональной ориентации молодежи выступает важным условием повышения эффективности деятельности организаций и предприятий.

^Под профессиональной ориентацией понимается научно обоснов­анная система форм, методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая своевременному привлечению их в общественное производство, рациональной рас­становке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учета склонностей, способ­ностей и других индивидуальных качеств человека (21).

Организация профессиональной ориентации, состоит из несколь­ких взаимосвязанных этапов: профессиональной информации, про­фессиональной консультации, профессионального отбора и



профессиональной адаптации. Профессиональная информация (более шире—профпросвсщение) призвана обеспечить постоянное и планомерное профессиональное информирование учащихся обще­образовательных школ, их преподавателей и родителей, организа­цию профессиональной пропаганды ведущих и массовых профессий, установление и укрепление постоянных контактов между коллекти­вами организаций, предприятий, профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ.

Информация, важная для оптимального выбора профессии, вклю­чает в себя сведения:

♦ О мире профессий и требованиях, которые они предъявляют к человеку.

♦ О потребности общества в кадрах.

Ф О личных качествах человека, существенных для самоопреде­ления.

♦ О системе учебных заведений (путях получения профессии).
Эти четыре группы сведений тесно связаны между собой — с ними

знакомятся школьники в процессе профессионального просвещения. Разобраться в своих личных особенностях и соотнести их с миром труда призвана помочь профессиональная консультация. ^'Задачами профессиональной консультации является оказание помощи молодежи в оценке своих способностей к различным видам трудовой деятельности в сфере общественного производства, выдача конкретных рекомендаций о выборе профессии и возможных путях овладения ею (учеба в вузах; техникумах, профтехучилищах, под­готовка в межшкольных учебно-производственных комбинатах или непосредственно на производстве и т.п.). Профессиональную кон­сультацию проводят квалифицированные консультанты-психологи, состоящие в штатах различных подразделений по профориентации молодежи. Консультация проводится на основе медицинских заклю­чений, характеристик, результатов специальных психофизиологи­ческих и психологических исследований.

Выделение в рамках профориентации таких ее частей, как профе­ссиональная информация, профессиональная пропаганда и проф-консультация, имеет не только теоретический смысл. Понимание структуры и содержания профориентационной работы позволяет найти более конкретные формы, видеть этапы этой работы, сделать ее более эффективной и целеустремленной. Разумеется, на деле все эти формы определенным образом сливаются, представляются в единстве. Более того, от умения сочетать, соединять все формы профориентации существенно зависит ее успешность.

Главной задачей профессионального отбора является научно обоснованное определение профессиональной пригодности каждого


подростка к конкретному виду трудовой деятельности с учетом его способностей, наклонностей и потребностей производства. Заверша­ется работа по организации профессиональной ориентации разра­боткой и осуществлением комплекса мероприятий по производстве­нной и социальной адаптации работников в трудовых коллективах. Для повышения роли профориентации в решении актуальных за­дач социальной и кадровой политики предусмотрено развитие сети территориальных и отраслевых служб профориентации, в том, числе в составе центров занятости населения; создание таких подразде­лений на основе кооперации предприятий и учреждений; организа­ция профконсультационных кооперативов, проведение мер по повы­шению роли кадровых служб и подразделений социального разви­тия в указанной области. Стоит задача широкого использования современных методов профессиональной ориентации при перерасп­ределении и переобучении высвобождаемых работников, подготовке и повышении квалификации кадров, трудоустройстве молодежи, инвалидов и пенсионеров, желающих работать, других групп насе­ления.

Для решения этих задач необходимо отработать взаимодействие различных органов и подразделений, отладить механизм управле­ния профориентационной работой. Составляющими действующего сегодня механизма управления профессиональной ориентацией являются:

• кабинеты и лаборатории профориентации общеобразователь­ных школ и профтехучилищ;

• отраслевые кабинеты профориентации и лаборатории профот­бора предприятий и организаций, деятельность которых на­правляется отраслевыми советами профессиональной ориента­ции молодежи;

• территориальные межведомственные центры профориентации и центры занятости населения. На территориях, обслуживае­мых центрами профессиональной ориентации (ЦПО), их райо­нными и городскими профконсультационными пунктами, цен­тры занятости оказывают услуги профориентационного харак­тера в основном взрослому населению под методическим руко­водством соответствующего ЦПО. Управление профориентаци­онной работой осуществляется координационными советами по профессиональной ориентации, межведомственными комисси­ями, а также советами по народному образованию при местных органах власти;

• общегосударственные органы в лице отделов и комитетов по труду и социальным вопросам, которые ежегодно разрабатыва­ют совместно с другими организациями координационные пла-



ны работы по профессиональной ориентации в регионе, осуще­ствляют контроль за деятельностью профориентационных под­разделений независимо от их ведомственной подчиненности, распространяют передовой опыт работы в этой области. Кроме того, эти органы разрабатывают балансовые расчеты дополнит­ельной потребности региона в кадрах и обеспечивают доступ­ность такой информации для учащихся, педагогических колл­ективов, родителей, других категорий граждан, готовят реко­мендации по профилям трудового обучения учащихся школ в соответствии с потребностями региона в кадрах. Управление системой профориентационной работы принято расс­матривать в трех аспектах. Социально-экономический аспект предполагает процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков и умений, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность, что отражается на улучшении ка­чественного состава рабочей силы и повышении удовлетворенности молодежи трудом. Психолого-педагогический аспект предусматри­вает выявление и формирование интересов, склонностей и способно­стей учащихся, а также помощь им в выборе профессии, наиболее соответствующей индивидуально-психологическим особенностям личности. Медико-биологический аспект предполагает реализацию требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам человека, необходим для выполнения определенной профессиональ­ной деятельности (7). При этом успешность в проведении профорие­нтационной работы на любом уровне зависит от того, насколько комплексно и системно осуществлен подход к управлению данными процессами.

Для анализа может быть использована следующая схема выбора профессии:

Основы

Экономико-профессиональные, педагогико-психологические.

мелико-психологические

Система внешнего воздействия Процесс, происходящий в сознании
  человека
Профпропаганда Профжелания
Профориентация Профинтересы
Профконсультация Склонность к профессии
Профуправление Профмотивация
Медицинское обследование Профперснективы
  Решение избрать профессию
  Выбор профессии

К основным методам управления профориентацией относятся:

Программно-целевой метод (определение главной цели профориентации, разработка программы ее достижения, соз­дание механизма управления по реализации программы);

Метод прогнозирования (учет современных и перспективных требований к различным работникам, тенденции научно-технического прогресса, а также прогноз кадровой политики на перспективу, а также в целом;

Метод моделирования (построение моделей управления профориентацией на предприятии, в объединении, отрасли, регионе);

Организационно-распорядительный (подготовка соответству­
ющих документов—приказов,, распоряжений, положений,
стандартов, регламентирующих порядок функционирования
системы профориентационной работы, контроль за их выпол­
нением) (7).

Профессиональная ориентация на производстве может достичь эф­фективных результатов, если она будет образована в единую, ус­тойчивую и динамическую систему. В значительной степени этому способствует определение этапов, аспектов, функций, методов, а также основных целей и направлений управления ею.

Вся работа по профессиональной ориентации предполагает осуще­ствление двух главных направлений: 1) формирование у молодежи личностных ориентации и интересов с учетом потребностей общест­венного производства и 2) приведение в соответствие личностных ориентации.молодежи с возможностями их общественной реализации. Отсюда цель всей системы профессиональной ориентации—найти оптимальное сочетание личностных желаний и общественных потребностей.

Правильность выбора индивидом профессии заключается в нахож­дении соответствия его психофизиологических данных, склонностей и интересов требованиям профессии, избранному виду трудовой де­ятельности и интересам общества. Помочь в этом каждому молодому человеку—долг и задача всех органов профессиональной ориента­ции, в том числе кадровых служб предприятий и организаций.



rjfM*ti**r№ttftfif*f*tsftfffjj*fiywf*f*j*jrif*f**jff*j^rt*M*j**^

Професси-опальное просвеще­ние и воспитание
Профессио-н а л ь н ы и отбор (по­дбор)
Профессио­нальная адаптация

Профессио-н а л ь и а я психодиагн­остика и кон­сультация

I

Система профессиональной ориентации

"» Рис.1. Система профессиональной ориентации '«

»* *х

коахкоахкоахко&хнойхкопх м1* в X я1*» X я*а» X к% Л х*к"о»1х'ж'«»'x'Je%,&,x'Je'e,0''xT(,e,oi,x^c'o,oi,xTc'e,i,xJJc'«008

1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Профессиональное просвещение включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель—сообщение учащимся определенного круга све­дений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование о способах и условиях овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность народное хозяйство экономическо­го региона (8). Различают также профессиональное воспитание, под которым понимается воспитание у школьников профессиональ­но важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.

Профессиональная информация как отдельный, относительно са­мостоятельный элемент профессионального просвещения и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усво­ение учащимися необходимых знаний о социально-экономических, психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии (24). Система профинформационной работы включает следующие элементы: • профинформационный урок, задачами которого являются: активизация интереса у учащихся к изучению и выбору профессий; воспитание у подростков ответственного и активно­го отношения к сознательному выбору профессии; выявление и формирование правильной мотивации выбора профессиональ­ной деятельности; содействие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся; стимулирование к самовоспитанию профессионально значимых качеств с целью


профессионального самоопределения и становления личности. Профинформационные уроки проводятся в рамках программы профинформационного курса "Основы выбора профессии"; • профессиографическая встреча является одним из путей изу­чения профессий учащимися и представляет собой встречу представителя определенной профессии со школьниками. В хо­де профессиографичсской встречи учащиеся вместе с пред­ставителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности. С помощью учащихся представитель профессии раскрывает социально-эко­номические и технологические аспекты профессиональной дея­тельности, а также психологическую структуру своей профессии, и анализирует себя как специалиста, для чего отве­чает на поставленные им же вопросы: а) чем ему нравится, профессия; б) благодаря чему ему удается добиваться высокой продуктивности в труде; в) почему эта профессия нравится не каждому человеку; г) почему в этом виде профессионального труда некоторые люди не справляются с отдельными заданиями или справляются с ними плохо;

профессиографическая экскурсия, задача которой заключается в том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со струк­турой современного производства, его техникой, технологией, организацией труда, с устройством и принципами действия машин, с применением и использованием в технологии производства знаний о различных природных закономерностях, а с другой—научить их самостоятельно проводить анализ профессий в профориентационных целях. Иными словами, профессиографическая экскурсия—это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографичсской информации непос­редственно в конкретных условиях профессиональной деятель­ности людей;

профессиографическое исследование основывается на организации самостоятельной деятельности учащихся и пред­полагает самостоятельное добывание информации о данной профессии определенными группами школьников с целью сос­тавления профориентационной характеристики данного вида профессиональной деятельности. Профессия изучается по пяти аспектам, соответственно которым учащиеся разбиваются на пять групп: 1-я исследует общие сведения о профессии; 2-я—ха­рактеристику процесса труда; 3-я—санитарно-гигиенические




II


условия труда; 4-я—требования профессии к физической и психологической сфере человека; 5-я—требования к профессиональной подготовке (24).

Подробно элементы профессиональной информации рассматрива­ются в учебно-методическом пособии под редакцией Б.А.Фе-доришина "Система профинформационной работы со старшеклассниками."—Киев: Рад.шк., 1988.

Помимо изложенных форм профинформационной работы сущест­вуют и другие. К ним, например, относятся: диспуты на темы "Каким я представляю современного рабочего", "Что такое твор­ческий труд" и др.; тематические вечера, устные журналы, конкур­сы, огоньки и т.д.; просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания; подго­товка рефератов, альбомов, фотомонтажей о профессиях; вечера техники, конкурсы "Лучший по профессии"; клубы будущих специалистов, кружки технического творчества, подростковые производственно-хозрасчетные объединения, школьные фермы, трудовые объединения старшеклассников и др.

Важную роль в организации и проведении профинформационной работы с учащимися играют учебно-методические кабинеты профориентации в школах, профтехучилищах (СПТУ), межшколь­ных учебно-производственных комбинатах (МУПК). В содержание работы кабинета профессиональной ориентации входит: информирование учащихся о различных отраслях народного хозяй­ства, ознакомление с наиболее распространенными профессиями; выявление и развитие профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся к определенным видам трудовой деятель­ности; формирование у них профессиональных намерений, соответ­ствующих психофизиологическим качествам личности и учитывающих потребности общества в кадрах; организация кон­сультаций для учащихся по вопросам,выбора профессии, трудоуст­ройства и продолжения образования; проведения работы с учителями и родителями учащихся (собрания, лекции, встречи, индивидуальные консультации); изучение и обобщение передового опыта по профориентации школьников; осуществление связи с тру­довыми коллективами и общественностью по вопросам профессиональной ориентации (8).

1.3. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОГРАФИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИЙ

Профессиография —одна из основных отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиографии входит описание профессий или специальностей,


основных требований, которые они предъявляют к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а также факторы, обусловливающие успешность или неуспёшность, удовлетворен­ность или неудовлетворенность личности данной профессиональной деятельностью (8).

В профессиологии различают профессии, специальности и квалификацию. Профессия —это определенный вид трудовой дея­тельности, возникающий в процессе общественного разделения тру­да и требующий для его выполнения определенных способностей, специальных теоретических знаний и практических навыков. Профессия предопределяется характером создаваемого продукта, используемых орудий и специфическими условиями производства в данной отрасли народного хозяйства (например, токарь, стро­гальщик, фрезеровщик, шлифовальщик, слесарь, кузнец, штам­повщик, сварщик). Специальность представляет собой подвид профессии, что определяется дальнейшим разделением труда в рам­ках одной профессии (например, слесарь-сборщик, слесарь-инстру­ментальщик, слесарь-ремонтник и т.д.).

Нередко наблюдается смешение и отождествление понятий "профессия" и "специальность". В лучшем случае лишь подразуме­вается, что "профессия" шире "специальности". Бесспорно, что профессия—более широкое понятие, чем специальность. Под специальностью понимается определенная ступень разделения тру­да в рамках профессии.

Нетрудно заметить, что различия между "профессией" и "специальностью" в конечном счете сводятся к количественной сто­роне дела.

Но количество знаний и навыков, составляющих профессию, ока­зывается неопределенной величиной. Известно только, что оно боль­ше суммы знаний и навыков, составляющих специальность. Естественно, что в такой ситуации тот или иной объем знаний и навыков можно назвать и профессией, и специальностью—это зависит от объективной оценки исследователя.

Квалификация работника определяется уровнем специальных знаний, практических навыков и характеризует степень сложности выполняемого им данного конкретного вида работы. К квалифицированным рабочим кадрам относятся работники, которые обладают теоретическими знаниями и практическими навыками, требующими соответствующего обучения и аттестации. Квалификационные требования, предъявляемые к служащим, опре­деляются Квалификационным справочником должностей слу­жащих, который обеспечивает единство в определении должностных



обязанностей данной категории работников и квалификационных требований к ним (3).

Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы, предназначенное для проведения психо­логического изучения труда и использования в дальнейшем практической деятельности, называют профессиограммой (8). Профессиограммы применяют для ознакомления учащихся и трудоустраивающихся с различными профессиями в процессе профессионального информирования и просвещения. Наиболее пол­но профессиограммы профессий представлены в книге "Психо­логические характеристики профессий" (сост. Ф.И.Иващенко, В.А.Карпич.—Минск, Народная освета, 1979), а также в издаваемом многотомнике "Мир профессий" (М.: Молодая гвардия, 1985-1988).

Основной задачей профессиографии является всесторонес изу­чение, собственно описание различных профессий и специально­стей, а также составление профессиограммы, или перечня требований, предъявляемых данным видом труда к профессиональ­ному поведению человека, и перечня норм труда, т.е. научно обос­нованных, исходящих из возможностей человека, объема и уровня трудовых затрат в единицу времени. Именно профессиограмма явля­ется тем документом, на основании которого формируются новые профессии и специальности или уточняются, изменяются старые, дается полное описание их содержания и достигается научно обосно­ванная профориентационная работа.

Профессиографические работы должны быть нацелены на то, что­бы своевременно учесть предстоящие изменения в профессиональ­ной структуре и заблаговременно выработать научные рекомендации по внесению коррективов в систему профориентации, отбора, подготовки и расстановки кадров. Причем эти рекомендации должны касаться как вопросов изменения характера и содержания профессиологической работы, так и качества и количества специалистов, которые потребуются производству на предстоящем этапе развития.

Научный уровень профессиографии определяется прежде всего основными методологическими принципами профсссиографичсско-го анализа. Этот анализ опирается, в свою очередь, как на общемс-тодологические, общенаучные принципы, так и на принципы частных наук, которые занимаются изучением различных аспектов профессиональной жизни и данные которых используются для сос­тавления профессиограмм.

Научный и методический уровень разрабатываемых профессиограмм во многом определяется также теми общими


объективными требованиями, которые предъявляются современным уровнем развития производства и которые должны быть сфор­мулированы.

Прежде всего, это определенность профессиограммы, т.е. точная, конкретная предназначенность и ясность, однозначность ее содер­жания. Это требование означает, чтобы она описывалась коррект­ными с научной точки зрения, однозначными, выверенными понятиями и кратко сформулированными положениями.

Другим требованием выступает соразмерность профессиограммы. По своей структуре, объему и содержанию она должна соответство­вать задаче анализа, иметь вполне определенные границы, не быть засоренной второстепенной информацией, которая может заслонить

главное.

В то же время профессиограмма (комплексная, частная, специаль­ная и т.д.) должна быть полной, т.е. содержать информацию, доста­точную для полной реализации ее предназначения.

Профессиограммы основных рабочих профессий содержат данные о процессе работы, сведения о требующейся профессиональной и общеобразовательной подготовке, гигиенические и физиологические особенности, медицинские противопоказания, перспективы профессионально-квалификационного роста, эко­номические данные и др. Важная роль в развитиии и совершенство­вании организации профессиональной ориентации школьников, организации разработки профессиограмм принадлежит инженерам по подготовке кадров предприятий и организаций, организаторам профориентационной работы.

В качестве примера можно привести сравнительные профессиограммы (рис. 2), характеризующие труд продавца, кассира и кассира-контролера овощных магазинов, выполненные по 15 психофизиологическим показателям.

Анализ профессиограмм показывает наличие в работе продавца в большинстве случаев умеренных физических нагрузок, но иногда и значительно выраженного физического напряжения. В работе кассира и кассира-контролера двигательная нагрузка представлена лишь легкими движениями пальцев кисти и предплечья, темп движений достигает значительных величин и оценивается высоким баллом. Общая физическая нагрузка минимальна. Все три профессии характеризуются фиксированной, т.е. неблагоприятной рабочей позой, а также весьма нерациональным режимом труда. В

*

Донская Л.В., Линченский Э.Э. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания. — Л.: Медицина, 1979. — с. 123.



 
 


3 4 5 6 7 8 9 10 II 12 13 14 15

9 10 11 12 13 14 15

Рис.2. Профессиограмма продавцов (а), кассиров (б) и кассиров-контролеров (в) овощных магазинов По оси абсцисс: 1-15—психофизиологические факторы. 1— разовая физическая нагрузка (в кг); 2—физическая нафузка за смену (в кг); 3->в час (и кг); 4—число движений; 5—рабочая поза; 6—длительность сосредоточенного наблюдения; 7— число важных объектов наблюдения; 8—число сигналов в час (объем воспринимаемой информации); 9—интеллектуальная нагрузка; 10—нервно-;>моциопалыюе напряжение; 11—напряжение зрения; 12—число элементов и операции; 13—число операций в час; 14—длительность повторяющихся операций; 15—режим труда и отдыха. По оси ординат—балл фактора. Кружки—периодическая величина фактора.

работе продавца, кассира и кассира контролера достаточно выраже­но эмоциональное напряжение, определяемое общением с покупате­лями. Однако у кассира и кассира-контролера оно сочетается с большой информационной нагрузкой, что резко увеличивает напря­женность труда.

Общий план описания профессии (профессиограмма) включает в себя следующие разделы:


/. Общие сведения о профессии, специальности (наименование профессии, потребность в данных специалистах, формы профессиональной подготовки, рабочие места, которые можно за­нять после приобретения профессии);

2. Содержание и условия работы (используемые материалы,
рабочий инструмент, процесс работы и его результаты, уровень ме­
ханизации и автоматизации, необходимые для работы знания,
умения, навыки, характер и условия труда);

3. Человек в процессе работы (привлекательные стороны работы и се трудности, степень ответственности и элементы творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека);

4. Социально-экономические особенности профессии (система оп­латы труда и социальное обеспечение, культурно-бытовые условия, перспективы профессионального роста, география профессии и др.).

Важной составной частью профессиограммы является психограм­ма, которая включает описание психологических особенностей профессии. Каждая конкретная профессия предопределяет количес­твенное и качественное выражение отдельных психических образо­ваний (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, речь, внимание, воля и др.), их взаимосвязь и взаимодействие в процессе выполнения производственных операций, что обус­ловливает необходимость наличия определенных способностей. Психограмма призвана отразить это своеобразие и дать понять чело­веку, какие требования к психике, личности предъявляются интере­сующей его профессией (16). В табл. 1 в качестве примера приведена часть психограммы ткачихи.

Таблица I Психограмма ткачихи (16)

Качество Степень Для каких операций необходимо
необходимости частоты упражняв мости
Весьма необходимо Необходимо Помогает Желательно Всегда Иногда Неупражняемо В высшей степени В малой степени
                     
Быстрое узна­вание не броса­ющихся в гла­за, слабо осве­щенных или от­даленных пред­метов   X     X       X Замечание уз­лов, порванных нитей, пйдоп-летин в основе по ту сторону ремиза и дырок в ткани


                     
Замечать не­значительную шероховатость с помощью ося­зания       X X       X Проверка ла­донью глад­кости нитей
Узнавать или различать основные цвета       X   X   X   Работа с цвет­ными ма­териалом
Оценка корот­ких промежут­ков времени     X     X     X Остановка ста­нка до конца початка во избежание про­цесса искания конца уточной нити (работа с плотным ма­териалом)
Быстро узна­вать небольшие отклонения от предписанной формы     X     X X     Замечание в ткани не­значительных отклонений от рисунка из-за неправильного заведения нити |

Правильное составление и использование профессиограмм предпо-лагает определенные знания пользователей в области классификации существующих профессий. Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложен­ная Е.А.Климовым (11,12). Суть ее заключается в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии подразделяются на пять главных типов: "человек-природа", "человек-техника", "человек-человек", "че­ловек-знаковая система", "человек-художественный образ". Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на кла­ссы гностических (распознать, определить), преобразующих (обработать, обслужить) и изыскательских (изобрести, придумать). В табл. 2 приведены примеры основных типов и классов профессий.

Кроме типов и классов профессии подразделяются на отделы специальностей — в зависимости от используемых в процессе тру­довой деятельности орудий труда: специальности ручного труда (ювелир, пианист); специальности операторов механизмов (то­карь); специальности операторов автоматических машин (печатник, сталевар); специальности, связанные с функциональ-


ными орудиями труда (преподаватель, организатор производства, артист, ученый).

Четвертым классификационным признаком профессий выступают условия труда, под которыми.понимают условия среды, где протека­ет работа человека. В соответствии с этим различают группы специальностей. В зависимости от особенностей предмета, целей, орудий и условий труда складывается и набор требований к личным качествам человека (12).

Зная место профессии в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональ­ной деятельности, можно обоснованно проводить информационную и профконсультационную работу с поступающими на производство или учащимися подшефных учебных заведений. Этому способствует правильное и своевременное выявление профессиональных интере­сов учащихся и работников.

Выявление профессиональных интересов, выступающих основой мотивации определенной трудовой деятельности и указывающих на соответствующие склонности, можно проводить на основе использо­вания дифференциально-диагностического опросника (ДДО), пред­ложенного Е.А.Климовым (см. приложение № 3). Ориентировочно можно определить требования каждого типа профессий к специалисту.

Таблица 2

Классификация профессий в соответствии с предметами и целями деятельности (по Е.А.Климову)

Классы профессий Тип ы профессий Гностические Преобразующие Изыскательские
       
Человек-при­рода Учетчики и приемщики Полеводы, каменоте­сы Селекционеры
Человек-тех­ника Контролеры ОТК и работники госприе­мки Слесари, водители, механизаторы Конструкторы

* Здесь и далее номера приложений указаны но изданию: "Система методов профессиональной ориентации", кн. 2. "Методы профориентационной работы (приложения)".





       
   
 
 

Работники НОТ

Инспекторы, следо­ватели
Человек-чело­век

Медсестры, продав­цы, работники по кадрам, руководите- ли всех уровней

Программисты
Корректоры
Человек-знак­овая система
Модельеры

Наборщики, операт­
оры ЭВМ, бухгалте­
ры______________

Контролеры-прием­щики малярных работ
Человек-худо жественный образ______
Интерес к новому, способность легко отказаться от привы­чного образа мыш­ления, искать новые варианты

Маляры, художники

Интерес к свойствам определенных объек­тов, выраженная поз­навательная активн­ость, устойчивость внимания, наблюда­тельность
Основные лич­ные качества необходимые работнику

Склонность к практ­
ическому влиянию
на окружающую
среду, интерес к
процессу и резуль­
тату этого влияния,
активность и работо­
способность______

В профессиях типа "человек-человек" доминирующее значение имеют обобщенные отношения личности, система ценностных ориентации. Поэтому одна из важных задач психодиагностики в системе профконсультации—выявление таких личностных качеств, которые обусловлены особенностями эмоциональной сферы, потреб­ностью в общении, поведенческим ("социальным") интеллектом. Коммуникативные способности проявляются в успешности взаимо­действия с людьми, в легкости установления контактов с ними, в понимании интересов других людей, в согласованных действиях с коллективом, в умении организовывать совместные действия людей и эффективно воздействовать на них.

Профессии типа "человек-техника" предъявляют повышенные требования к техническому мышлению, пространственно-образно­му представлению, техническому восприятию, сенсомоторной ко­ординации, ловкости и точности движений, особенностям внимания, динамическому глазомеру. Для регуляции производственных про­цессов в некоторых видах деятельности существенное значение име­ют зрительные, слуховые, вибрационные и мышечно-суставные

восприятия.

Для профессий типа "человек-знаковая система" важны точность восприятия, оперативная память, устойчивость внимания, тер­пение, усидчивость, умение с интересом ("не скучно!") работать с цифрами, формулами, химическими символами, схемами, графиками и т.д. Ученик, имеющий некоторые дефекты речи, а также такие индивидуально-психологические особенности


личности, как скованность (в незнакомой, новой обстановке теряется), быстрая утомляемость, раздражительность от навязыва­емого общения, может успешно овладеть и с удовлетворением рабо­тать по профессиям данного типа.

Требования к профессиям типа "человек-природа" разработаны в наименьшей степени. Предполагается наличие у человека способно­стей предвидеть, оценивать изменчивые состояния природы. Тер­пение, настойчивость, наблюдательность, способность к систематическому ведению записей в дневниках, способность рабо­тать в условиях, когда результаты труда выявляются по истечении

длительного времени.

Профессии типа "человек-художественный образ" требуют развития анализатора, соответствующего разновидности художест­венной деятельности, образной помяти, воображения, образного мышления, эстетического чувства. Здесь необходимо подчеркнуть следующее. Различные типы профессий, хотя и выбираются соответ­ственно своей распространенности в равной степени часто, в разной степени требуют изучения профессиональной пригодности к ним. Так, на профессии типа "человек-художественный образ" соответ­ствующий отбор проводится при вступительных экзаменах в учеб­ные заведения, выдержать его можно только имея предварительный опыт занятий—самостоятельных или в специализированных шко­лах (художественных, музыкальных). Поэтому, если у старшек­лассников до 8-10-го класса не было соответствующего опыта деятельности—интересов и склонностей—говорить о реальности плана или рекомендовать профессию данного типа приходится ред­ко. Что касается иного вопроса—определить, какой тип художест­венного учебного заведения можно посоветовать, то здесь для уточнения ориентировочной рекомендации направляем ученика в приемную комиссию одного из них, где, как правило, организуются специальные консультации с этой целью.

Сходная, хотя и по другим причинам, картина создается по отно­шению к профессиям типа "человек-природа" и, хотя в меньшей степени, "человек-знаковая система". Профессий этих типов значительно меньше по сравнению с социо- и технономическими. Их выбор, как правило, связан с выраженными у оптанта склонностями и интересами, которыеобнаруживаются в процессе беседы, запол­нения опросников, при анализе школьной успеваемости. Обычно для школьников, у которых нет профессиональных планов и у которых трудно выделить предпочтение какой-либо области деятельности, выбор происходит между двумя ("человек-человек", "человек-техника"), реже тремя (плюс "человек-знаковая система") типами профессий.



Еще одним примером классификации профессий является классификация, предложенная Анисимовой Н.П., Шрейдср Р.В., Шадриковым В.Д. В качестве оснований предполагаемой классификации профессий были выбраны следующие:

• степень механизации и автоматизации труда;

" представленность гностических и исполнительных компонен-. тов в деятельности;

• степень самостоятельности работника в процессе выполнения деятельности;

• степень разнообразия и стереотипности труда.

Анализ литературы и результаты исследований показывают, что именно эти характеристики деятельности наиболее часто являются значимыми мотивами выбора профессии и одновременно обус­ловливают специфические требования профессиональной деятель­ности к индивидуально-психологическим особенностям личности работника.

По первому критерию, характеризующему отношение работника к орудиям труда, деятельность в сфере материального производства можно разделить на три типа: преимущественно ручной труд с использованием простых ручных и механизированных инструмен­тов (I), механизированный труд на машинах, установках и станках с ручнйм управлением (II), автоматизированный труд по обслуживанию полуавтоматов и автоматов (III).

В каждом типе труда выделяются два класса профессий— "гностические" (а) и "преобразующие" (б). Класс профессий опре­деляется в зависимости от цели труда, степени представленности в нем гностических и исполнительных компонентов. В "гностических" профессиях основной целью является.распозна­вание и оценка производственно важной информации, а выполнение гностических действий занимает большую часть рабочего времени. Цель "преобразующих" профессий—преобразование объекта труда в различных формах (сборка, монтаж, обработка, ремонт, переме­щение и т.д.), выполнение же преобразующих, собственно исполнительных действий, занимает основную часть времени.

На схеме, представленной на рис.3, типы (1,11,111) и классы (а,б) профессий расположены по горизонтали (по строкам).

*

Аиисимова Н.П., трейдер Р.В., Шадриков В.Д. Классификация профессий и целях подбора и расстановки кадров на предприятии/ Психологические проблемы повы­шения эффективности деятельности производственных коллектииов.-Кургаи, 1981. —с. 89—94.


Рис.3. Схема построения классификации профессий

Каждый класс профессий делится на три вида в зависимости от степени самостоятельности работника в деятельности. Первый вид (А) (профессий) отличается тем, что все действия выполняются работником строго по инструкции, не допускающей каких-либо отклонений, все элементы трудового процесса рассчитаны заранее и длительность их выполнения строго регламентирована. Во второй вид (Б) вошли профессии, в которых возрастает степень самостоя­тельности работника, но еще не сохраняется зависимость от техно­логического процесса, выражающаяся в том, что работник только уточняет типовую технологию в соответствии с реальными ус­ловиями. Третий вид профессий (В) характеризуется высокой сте­пенью самостоятельности работника в труде, что проявляется в самостоятельном планировании путей и способов выполнения дея­тельности в соответствии с общими принципами построения техно­логического процесса и конкретными условиями.

Профессии каждого вида, в свою очередь, подразделяются на две группы в зависимости от разнообразия и стереотипности выполняе­мой деятельности. К первой группе (а) относятся профессии, харак­теризующиеся более высокой стереотипностью труда, меньшим разнообразием операций, включенных в технологический процесс, постоянством производственных заданий. В профессиях второй группы (б) возрастает сложность труда, его разнообразие как в отно­шении количественного, операционного состава, так и в отношении характера производственных заданий, увеличиваются творческие возможности деятельности.

В классификации нашли отражение изменения в содержании тру­да, его информационной насыщенности, монотонности и нервно-психической напряженности труда.

Так, при движении по классификации слева направо возрастает нестандартность, содержатсл»ность процесса труда. Это выражается в том, что увеличивается изменчивость, вариативность оперативных производственных задач, стоящих перед исполнителем, и условий труда. Деятельность меньше регламентируется инструкциями, ста-




23 I


новится более самостоятельной и разнообразной. В гностических профессиях повышается нестандартность, целостность профессионально значимой информации. В преобразующих профессиях чаще возникают ситуации, в которых необходимо принимать решения по выбору путей и способов достижения цели деятельности, в отношении наиболее рационального порядка выпол­нения действий.

В обоих классах возрастает многообьемность трудовой среды. Боль­шую роль начинает играть функция планирования. В соответствии с этим увеличивается доля сенсорно-мыслительного (для гностических профессий) и моторно-мыслительного (для преобразу­ющих профессий) компонентов деятельности. Труд приобретает все более сложный характер. Все эти особенности деятельности обус­ловливают различия и в требованиях, предъявляемых профессиями к исполнителю. При движении по классификации слева направо возрастает роль информационной функции в деятельности, причем, если в профессиях столбца А ведущую роль играет в основном на­глядно действенное мышление, то в профессиях столбца В большое значение приобретает развитие наглядно-образного мышления. Из­меняются требования и к функции внимания: профессии столбца А требуют высокой устойчивости, концентрированности, сосредото­ченности внимания, в то время как в профессиях столбца В повыша­ются требования к распределению и переключению внимания, что вызывается необходимостью иметь дело сразу же с несколькими объектами, большим числом производственных задач.

Как для гностических, так и для преобразующих профессий увеличение содержательности труда проявляется в том, что ста­новится необходимым воспринимать не только сами предметы, но и их изображения (схемы, чертежи, эскизы), что повышает требо­вания к таким качествам, как пространственное представление, при этом изменяется воображение и характер двигательных актов. Если в профессиях столбца А высокие требования в основном предъявля­ются к сенсорно-моторной координации, точности простых движений, то в столбце В особо важную роль начинают играть ко­ординация движений обеих рук, точность и скорость выполнения сложнокоординированных движений.

При движении в обратном направлении, т.е. справа налево возра­стает стандартность объектов труда и ограниченность времени рас­познавания и исполнения (инструкции становятся все более четкими), время на обдумывание действий сокращается, что приводит к повышению требований к оперативности работника.

При движении влево увеличивается также статичность деятель­ности. Это выражается в необходимости длительного пребывания в однообразной позе, характерной для профессий столбца А. Объекты


наблюдения и преобразования в этих группах профессий обладают нысокой стабильностью, а самой деятельности свойственна большая степень стереотипности и однообразия. Эти профессии характеризу­ются повышенным уровнем монотонности.

При рассмотрении же классификации сверху вниз наблюдается изменение характера монотонии, возникающей в различных груп­пах профессий. Профессиям 1 и 7 групп присуща монотония I типа. Основной причиной ее возникновения является постоянная и ло­кальная нагрузка на зрительный анализатор (в гностических профессиях), опорно-двигательный аппарат и соответственно функции вегетативной нервной системы (в преобразующих профессиях). При движении сверху вниз снижается монотония I типа и возрастает монотония II типа, которая возникает вследствие повышения однообразности окружающей обстановки. Поэтому, хотя для успешной работы по профессиям, входящим в группу А, работникам необходима высокая устойчивость к монотонности дея­тельности, требования к психофизической организации исполнителя будут различны, т.е. существуют различия в структуре монотофильных комплексов для различных групп профессий. При движении сверху вниз изменяется также роль сенсорного и моторно­го обеспечения деятельности. В связи с ростом степени опосредован-ности и закодированности информации, которую получает работник (в гностических профессиях) и степени опосредованности воз­действия на объект труда (в преобразующих профессиях) уменьша­ется роль моторных действий и увеличивается роль сенсорных действий в общей структуре деятельности.

1.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ^ И ПРОФОТБОР

Профессиональная консультация имеет целью установление со­ответствия индивидуальных психологических и личностных особен­ностей специфическим требованиям той или иной профессии (8). Различают следующие виды консультаций: справочные, в ходе ко­торых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста; диагностические, направленные на изу­чение личности, интересов, склонностей, способностей с целью вы­явления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья уча­щегося или трудоустраивающегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.





Цель профессионального отбора—выявление пригодности чело­века к конкретному виду труда. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий уровень профессионально важных качеств, свойств и бла­гоприятные перспективы их развития. Следует различать профотбор и профподбор. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, то есть идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствую­щую данной личности профессию, то есть идут от личности к профессии (8).

Профессиональная консультация и профотбор проводится с использованием профессиограмм и особенно психограмм различных профессий на основе методов профессиональной психодиагностики. В процессе профессиональной психодиагностики изучают харак­терные особенности личности: протекание психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление, воля, воображение и др.), ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную на­правленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Например, для огромного числа профессий важное значение имеет оперативная память (оператор ЭВМ, диспетчер аэропорта, опера­тор-вычислитель и др.), а также способность к переключению внимания (диспетчер, водитель автотранспорта, учитель, продавец и т.д.), что ставит задачу выявления и оценки названных свойств у учащихся или поступающих на работу. В приложениях 11 и 12 приведены методики выявления и оценки оперативной памяти (ОП-1), а также переключения внимания старшеклассников (метод сложения чисел с переключением), выявления и оценки кратковре­менной наглядно-образной памяти (КНОП-1), играющей важную роль в овладении такими профессиями как архитектор, инженер-конструктор, фотограф, учитель, токарь и др. (приложение 13).

Методы оценки индивидуальных особенностей мыслительных процесов представлены в приложении 24 (тест прямых поручений по прямоугольникам) и в приложении 14 (тест по изучению технического мышления — вариант теста Беннета). Существуют также тесты про выявлению способностей к аналитическому мыш­лению (методика "Числовые ряды"), необходимого специалистам различных операторских профессий, а также типа "человек-техника"; к абстрактному мышлению, необходимого профессиона­лам высокого класса (например, сборщикам сложной аппаратуры); к конструктивному мышлению и др. Наиболее распростра­ненной методикой для выявления интеллектуальных воз-


можностей обследуемого является тест для определения общих спо­собностей Айзснка (см. приложение 15).

Важным этапом всей профконсультационной работы является изу­чение и выявление направленности интересов, профессиональной направленности и профессиональных намерений учащихся и трудо­устраивающихся, а также представлений школьников о характере и особенностях работы по выбранной (или изучаемой ими профессии), их профессиональной осведомленности и профессиональной готов­ности, диагностика мотивов профессиональной деятельности и др.

Для исследования направленности интересов учащихся, выяв­ления и оценки их профессиональной направленности и профессиональных намерений используются ориентировочно-диаг­ностическая анкета направленности интересов (ОДАНИ) и специальный опросник НИН-78 (8), представленные в приложениях 2, 16. Анкета "Ваша будущая профессия", разработанная Л.Н.Луч­ко, предназначена для выявления представлений учащихся о харак­тере и особенностях работы по выбранной или изучаемой ими профессии (см. приложение 5).

Знания о содержании и условиях труда в различных видах профессиональной деятельности влияют на формирование у учащихся профессиональных интересов и являются главным факто­ром при выборе ими жизненного пути. О полноте осведомленности школьника о профессии можно судить на основании Теста профессиональной осведомленности, приведенного в приложении 6. Опросник же профессиональной готовности (ОПТ), предложен­ный Л.Н.Кабардовой, дает возможность профконсультанту полу­чать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном под­креплении у испытуемых профессионально-ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности испытуемого к успешному функционированию (учебе, работе) в определенной профессиональной сфере (см. прило­жение 7).

Для профессий типа "человек-человек" (врач, учитель, тренер, организатор производства, работник по кадрам и т.п.) стержневыми способностями выступают коммуникативные и организаторские способности, которые определяют характер межличностных отно­шений (1). Методику, позволяющую выявить коммуникативные и организаторские способности (КОС-1), разработали киевские психологи В.В.Синявский и Б.А.Федоришин. Данная методика изло­жена в приложении 4.





Для задач профессионального консультирования и профотбора (профподбора) важное значение имеет изучение и выявление свойств нервной системы учащихся и трудоустраивающихся, а так­же структуры их темперамента. Для изучения свойств нервной системы учащихся может быть использована методика, разработан­ная С.И.Вершининым (см.приложение 17), а для выявления струк­туры и типа темперамента—личностный опросник Г.Айзенка (приложение 18). Описательная характеристика типов темперамен­та представлена в табл. 3.

Таблица 3

Описательная характеристика типов темперамента

Флегматик
Сангвиник
_Холерик

Мед ацхшщк

1 _____________________

1 Неуравновешен- Хорошо уравнове- Отлично уравно- Очень неуравно-
ное поведение шенное поведение вешенное пове- вешенное пове-
_______________________________ дение__________ дение _________

2 Сильные, кратко- Поверхностные, Слабые Глубокие и

временные кратковременные эмоциональные длительные
эмоциональные эмоциональные переживания эмоциональные

переживания ___ переживания ___________________ переживания

3 Настроение не- Настроение ус- Настроение ус- Настроение не­
устойчивое с пре- тойчивое, жизне- тойчивое, без устойчивое с пре­
обладанием радостное больших радостей обладанием
бодрогои печалей ______ пессимизма ___

4 Речь грамотная, Речь громкая, Речь монотонная, Речь тихая с зады-
резкая, неравно- живая, плавная медленная ханием

мерная

Терпение слабое Терпение умерен- Терпение очень Терпение очень
______ нос____________ большое _______ слабое ______

Адаптация хоро- Адаптация шая отличная

Адаптация мед- Адаптация труд-<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: