В предпенсионном и пенсионном возрасте

Динныс и материалы показывают, что при достижении пенсионно-ipacra большинство трудящихся сохраняют трудоспособность

...... остью или частично; однако их трудовые возможности в ряде

п-в не совпадают с требованиями, которые предъявляет конк-

ретный вид труда, доступный им в трудоспособном возрасте.

Вследствие этого одна треть трудящихся, продолжающих работать

достижения пенсионного возраста, меняют профессиональную

Принадлежность, причем процесс профессиональных перемещений

в большинстве случаев происходит стихийно.

Между тем, научно обоснованная профессиональная консультация

способствует наиболее рациональному трудовому устройству лиц,

походящих к пенсионному рубежу и перешагнувших его, обес-

Ш пинает максимально возможную продолжительность трудовой де-

....... мости в пенсионном возрасте.

При профориентации пожилых лиц физического труда обычно

И(пользуют следующие принципы: рекомендацию уменьшения

1,1 работы, оптимизацию темпа производственных операций,

рлненис их в произвольном ритме, снижение норм выработки,

ммнение тяжести физической нагрузки, сокращение про-

итсльности рабочего дня.

II профессиях квалифицированного физического и преимущест-

..... о умственного труда, требующих активности, кругозора, опыта,

знаний, эрудиции, которые приобретаются с увеличением стажа

работы, профориентация в пенсионном возрасте должна идти по

пути уменьшения ответственности и напряженности выполняемой

работы

при ирофконсультации и профориентации пожилых людей необ-

ходимо учитывать данные об энергетической стоимости профессий,

а также ориентировочные данные о нервно-эмоциональной напря-

женности в некоторых профессиях преимущественно умственног

трудаI Как уже упоминалось, по энергетической стоимости все виды физического труда подразделяются на труд легкий, средней тяжести

.. и тяжелый с энерготратами, соответственно составляющими до 10 кДж, от 10 до 17,58 кДж и свыше 17,58 кДж в минуту, Известно, что мытье посуды, сухая уборка помещений требуют Энергозатрат, эквивалентных легкой физической нагрузке. Канцс-

лярский исполнительский труд по заданной программе, многиерабо-

и,1 и сфере бытового обслуживания, механосборочные и


электромонтажные работы требуют энергозатрат в пределах 5,06— 10,47 кДж в минуту, т.е. относятся к категории легкого физического труда.

Станочные виды труда в машиностроении, легкой, пищевой, элек­тротехнической и радиотехнической промышленности, химической промышленности, работа водителей транспорта требуют энергозат­рат в пределах 10,47—18,84 кДж в минуту, т.е. являются трудом средней тяжести.

Труд в основных профессиях металлургической, горнодобываю­щей промышленности, строительстве и деревообрабатывающей про­мышленности, а также в ряде отраслей сельского хозяйства требует энергозатрат более 18,-84 кДж/мин, т.е. является тяжелым физическим трудом.

Виды надомного труда, например ручная сборка мелких галанте­рейных изделий, шитье, вязание, ручное ткачество, резьба по дереву и другие виды народных промыслов, требуют энергозатрат в преде­лах 9,21 кДж/мин, т.е. являются легким физическим трудом.

При решении вопроса о необходимости профессиональной профориентации и профессиональных перемещениях необходимо учитывать не только усредненные энергозатраты, но также величину и частоту "пиковых" подъемов энергозатрат.

В отличие от промышленных предприятий с постоянством выпол­няемых операций, технология производства сельскохозяйственной продукции обусловливает сезонный и циклический (периодический) характер работ, что необходимо учитывать при профессиональной консультации и профориентации пенсионеров по возрасту в условиях сельской местности.

Так, в растениеводстве весенне-летний и зимне-весенний периоды года отличаются не только сезонными отличиями условий труда, в том числе и климатическими, но и характером работ.

Следует учитывать, что в растениеводстве подготовительные и основные работы характеризуются разнообразием операций, выпол­няемых вручную с общими и региональными нагрузками, стоя или в наклонном положении, с преобладанием статического или динамического компонента. Основные работы по уходу за овощными культурами относятся к легкому ненапряженному физическому труду. Их энергетическая стоимость колеблется в пределах до 9,21 кДж/мин. Такие работы в овощеводстве, как формирование гряд, борозд, посадка и выборка рассады и овощей, являются трудом сред­ней тяжести, а их энергетическая стоимость находится в пределах 7,95—15,49 кДж в минуту. Подготовительные работы относятся к категории тяжелого физического труда (копка земли, разброс удоб­рений, погрузочно-разгрузо^чные работы), их энергетическая стоимость достигает 9,62—21,77 кДж в минуту.


Пенсионерам из перечисленных работ доступны лишь те, которые характеризуются как труд легкий и средней тяжести, причем непре­менным условием их доступности для пенсионеров должны быть благоприятные температурные условия (температура воздуха не бо­лее +25 град.С, а влажность —60%).

Труд механизаторов, являющийся напряженным, тяжелым и свя­занным с воздействием ряда неблагоприятных факторов (шума, пибрации, высокой температуры, горюче-смазочных материалов), как правило, не может быть рекомендован пенсионерам, хотя практически здоровые механизаторы с большим стажем работы час-ю продолжают в течение ряда лет работать, достигнув пенсионного мзраста.

Груд оператора-животновода во своему характеру близок к труду 111 умышленных рабочих; он требует умеренного физического напря-жения, его среднесменная энергетическая стоимость колеблется в пределах 9,21—16,75 кДж в минуту, однако механизированное до­ги 11 с коров может приводить к интенсификации труда, и физическая ii.li рузка при этом становится значительной.

При профориентации пенсионеров, проживающих в сельской мес-i мости, необходимо учитывать факторы, утяжеляющие сельскохо­зяйственный труд, например, необходимость работы в вынужденной по (с (при выборке и посадке рассады, прополке и т.п.), длительное i эпическое мышечное напряжение (при очистке и сортировке се­мян, сортировке яиц на машинах, дезинфекции, прополке, подвяз-

I опылении растений), характер мышечных нагрузок (общая,
|Hiиональная, локальная).

(кобенно важно исключить при работе пенсионеров воздействие неблагоприятных санитарноггигиенических факторов труда, таких, кик повышенная или пониженная температура, запыленность, кон­такт с пестицидами, вибрация, шум, которые все еще имеют место в

■ с п.скохозяйственном производстве.

При профориентации в отношении лиц преимущественно умствен-ного труда необходим прежде всего учет информационных нагрузок. При оценке подобных нагрузок учитывается ряд показателей,

■.и их, как объем и характер требуемого внимания, общее количест­
во и критическая плотность воспринимаемой и перерабатываемой
информации, эмоциональное напряжение и напряжение анализа-

II ми ких систем, требуемый объем оперативной памяти, интеллекту-
.in.мое напряжение, преодоление монотонности, продолжитель­
на п. и сменность труда.

It юответствии с существующими классификациями напряжен­ие п. труда оценивается четырьмя категориями: труд ненапряжен­ным, умеренно напряженный, напряженный и очень напряженный.





Напряженным является, например, труд в водительских профессиях, связанный с необходимостью одновременного наблю­дения за большим числом значимых объектов, труд корректоров, бракеровщиков, контролеров ОТК (при длительном сосредоточен­ном наблюдении), труд преподавателей, лекторов, вычислителей-программистов, бухгалтеров-ревизоров и т.п.

По плотности перерабатываемой информации к напряженному труду можно отнести труд диспетчеров, железнодорожных кассиров.

Что касается степени необходимого нервно-эмоционального на­пряжения, то к напряженным видам труда относят труд верхолазов, летчиков, водителей транспорта, телеграфистов, телефонистов, кассиров, операторов, диспетчеров (в условиях дефицита времени).

По загруженности анализаторных систем напряженными являют­ся такие виды труда, как работа чертежников, картографов, коррек­торов, ткачей, операторов-микроскопистов (напряжение зритель­ного анализатора), труд в условиях шумового фактора (80 дБ и выше).

Большая нагрузка на оперативную память характерна для кассиров, секретарей, официантов, продавцов, поваров, обусловли­вая значительную нервно-эмоциональную напряженность их труда.

Наконец, высокое интеллектуальное напряжение испытывают диспетчеры, операторы, аппаратчики, руководящие работники, врачи, преподаватели, научные работники, инженеры и другие ана­логичные специалисты.

Нервно-эмоциональную напряженность труда повышает его моно­тонность, например, на конвейере с небольшим числом элементов операций, у водителей поездов, дежурных у пультов, а также смен­ность труда с необходимостью чередования смен.

Эргономическая оценка напряженности труда дается в итоге по фактору, получившему наивысшую категорию.

Работники предпенсионного и пенсионного возраста, занятые тя­желым физическим и напряженным умственным трудом, особенно имеющие хронические сердечно-сосудистые заболевания, в случае продолжения трудовой деятельности должны изменить ее характер, причем наиболее оптимальным является переход пенсионеров в близкие по содержанию и характеру труда профессии, требующие умеренного или незначительного физического и нервно-психичес­кого напряжения, но без существенного изменения выработанного в течение многих лет динамического стереотипа.

Особенно важно при необходимости профессиональных переме­щений рекомендовать их в пределах профессиональных групп в со­ответствии с их социально-психологической классификацией (человек—техника, человек—природа, человек—знаковая система, человек—человек, человек—художественный образ).


11 ожил мм работникам, занятым в профессиях, требующих умерен-

i физического и нервно-эмоционального напряжения в бла-

И1 приятных санитарно-гигиенических условиях, при наличии

■ i |> и чно-сосудистой патологии или иных заболеваний с умеренным
1111 и 111с;)iiaчительным нарушением функций может быть рекомендо-

...... >, как правило, ограничение объема работы в виде сокращения

■ 11" • юл ж ительности рабочего дня и недели, дополнительных переры-

" работе, перехода на менее ответственную работу по основной

профессии.

М ряде случаев переориентация сводится к подбору другого рабоче-

и i та с продолжением работы в прежней профессии, но без воз-

н ш гния неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов.

Пиможности и широта профориентации зависят в значительной

пни не только от профессии и состояния трудоспособности

i iijiux работников, но и от места их жительства, наличия

и р. щ шодственной базы и рабочих мест для их рационального трудо-

vi тройства. Они значительно шире в крупных городах и весьма

■........ и I iчены в сельской местности.

II результате многочисленных физиологических и гигиенических ндонаний характера и условий труда в различных отраслях на-

i....... ою хозяйства для рационального трудового устройства

поперов могут быть рекомендованы многие основные и вспомо-
............ imc профессии.

I м, и машиностроении пенсионерам доступен широкий круг
|кчч'ий квалифицированного физического труда, в том числе

 

ига (.1 а ночников по металлообработке (токарь, фрезеровщик, за-ник, строгальщик, расточник, резчик, полировщик, опиловщик, •иг 1чик, балансировщик, разметчик, модельщик и т.п.), слесар-профессии (сборщик, наладчик оборудования, инструмен-i i и.шик, лекальщик, ремонтник оборудования, вентиляции и др.), Профессии электриков (электромонтер, электромонтажник, ■ грик по ремонту средств связи и сигнализации, дежурный по > ганции и др.), а также ряд специальностей другого профиля тренчики, приемщики, бракеры, столяры-модельщики, маля­ры».

II. i профессий малоквалифицированного физического труда
..... i номерам в машиностроительном производстве могут быть реко-

Ю11ЛНЫ профессии смазчика, комплектовщика изделий, лифте-I' мтрщика, гардеробщика, банщика и т.п., а из профессий

питейного обслуживания и счетно-канцелярского труда— ♦ ———

I in ч и здоровье в предпенсионном возрасте. — М.: Здоровье, 1986.





работа экспедитора, кладовщика, заведующего хозяйством, архивариуса, переплетчика, нарядчика и т.п.

В электротехнической и радиотехнической промышленности, на­ряду с перечисленными выше сквозными профсч сиями физического труда, административно-хозяйственного и СЧ01 по канцелярского труда, пенсионерам может быть рекомендован ряд других профессий, специфических для данной отрасли, ■ ТОМ числе прес­совщиков, сортировщиков, разбраковщиков, зачистчиков и ук­ладчиков деталей, штамповщиков металлических деталей, загрузчиков, измерителей, вакуум-аппаратчиков, раскалибровщи-ков, маркировщиков, обжигальщиков, ремонтников футляров и др.

В отраслях пищевой промышленности, наряду со сквозными профессиями, характерными для всех отраслей промышленности, пенсионерам может быть рекомендован и ряд специфических профессий, например в мясной отрасли—сборщик эндокринного сырья, дефибринировщик-консервировщик крови, расфасовщик мя­сопродуктов, пельменей, туалетчик колбасных изделий, сос­тавитель смеси специй и пряностей, чистильщик лука и чеснока, приемщик оболочки, склейщик оболочки, укладчик, порционист-весовщик, аппаратчик-стерилизатор, этикетировщик, маркиров­щик, а также точильщик.

В молочной отрасли пенсионерам может быть рекомендован труд аппаратчика, сепараторщика, оператора автоматов расфасовки, приемщика-весовщика, анализатора, стерилизаторщика и т.д.; в рыбообрабатывающей отрасли—работа оператора упаковочных ав­томатов, разделочной машины, панировщика, резчика, мойщика, низальщика, обвязчика рыбы и т.п.; в хлебопекарной отрасли— профессии дрожжевара, машиниста натирочных и опарочных машин, низальщика, контролера, упаковщика.

В полиграфической промышленности из профессий квалифици­рованного физического труда пенсионерам доступны специальности наборщика (вручную на монотипах, линотипах, стереотипах), печатника (на ротационных, плоскопечатных, высокопечатных машинах, на машинах офсетной печати), наладчика оборудования, а из профессий малоквалифицированного и вспомогательного физического труда—профессии составителя красок, резальщика бу-: маги, брошюровщика, фальцовщика, переплетчика и т.п.

В текстильно-галантерейной, швейной и трикотажной промыш­ленности пенсионеры могут работать в таких профессиях квалифиц­ированного физического труда, как закройщик, швея—ручница, | швея-мотористка не на конвейере, вязальщица, контролер ОТК,: гравер идр., а из профессий малоквалифицированного труда— сорт- | ировщиками лоскута, счетчиками, этикетировщиками, порщиками. |

I 1

. 52 -


В торговле, общественном питании, бытовом и коммунальном обслуживании из доступных пенсионерам могут быть названы квалифицированные профессии: продавец, повар, буфетчик, мастер по ремонту одежды, обуви, мебели, жилых помещений, элетробыто-вых и прочих промышленных изделий, приемщики ателье, фотогра­фы, а также профессии малоквалифицированного физического труда (контролер-корзинщик, кухонный рабочий, официант, под­собный рабочий, гардеробщик, уборщик, вахтер) и счетно-канце­лярского труда (товаровед, калькулятор, кассир, машинистка, нормировщик и т.п.).

Из профессий и работ сельскохозяйственного производства в рас­тениеводстве пенсионерам может быть рекомендован труд бригадиров, мотористов, механиков, разнорабочих садоводческих и тепличных бригад, сеяльщиков, сажальщиков, оправщиков рассады, машинистов сенокосилок, плотников-столяров по ремонту инвента­ря, жестянщиков, возчиков (без погрузочно-разгрузочных работ), учетчиков, кладовщиков и т.п.

В животноводстве пенсионерам по возрасту можно рекомендовать работу в качестве лаборантов, санитарок, посудомоек, скотников, пастухов, сторожей, телятниц, фуражиров, кормачей, мотористов, учетчиков, приемщиков, браковщиков яиц, сортировщиков, заведу­ющих фермой, яйцескладом и т.п.

Подбор профессий, рекомендуемых пенсионерам, должен основы­ваться на сопоставлении их трудовых возможностей с требованиями, предъявляемыми организму характером и условиями труда в таких профессиях на конкретном производстве, с учетом личностных осо­бенностей, сложившегося трудового динамического стереотипа и трудонаправленности обратившихся за профконсультацией. При этом рекомендации должны касаться не только характера труда и конкретной рекомендуемой профессии, но также и его объема, темпа и режимов трудовой деятельности (продолжительности и структуры рабочего дня, порядка внутрисменных перерывов для отдыха, смен­ности работы, продолжительности отпуска и т.п.).



2.ПР0ФЕССИ0ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В первой части данной работы вкратце освещались вопросы состав­ления профессиограмм. В частности, указан общий план описания профессии и перечислены основные сведения, которые должны быть отражены в профессиограмме. Однако ввиду того, что составление подробной профессиограммы с целью разработки критериев профес­сиональной пригодности и, в особенности, — одной из се главных частей — психограммы, требует определенных навыков, мы посчи­тали необходимым рассмотреть данные вопросы более подробно, с примерами краткого и детального анализа конкретных профессий.

2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ

Профессиография представляет собой процесс изучения и описания определенной профессии в различных ее характеристиках. Конечным результатом профессиографии является составление профессиограммы, где сформулированы полученные сведения. В зависимости от целей использования, профессиограмма может иметь весьма краткий вид, с перечнем основных характеристик, либо вид развернутый, полный.

Любая профессиограмма должна включать сведения двух планов: описание самой профессиональной деятельности и описание требо­ваний к человеку, включенному в эту деятельность (психограмма), т.е. можно сказать, что профессиограмма должна состоять из двух частей.

Краткая профессиограмма обычно предназначается для прове­дения профориентационной и профагитационной работы. В настоя­щее время в опубликованной литературе имеется достаточно широкий набор, кратких профессиограмм и лицам, занимающимся профориентационной работой, достаточно отобрать необходимые материалы, систематизировать, дополнить их конкретными дан­ными (сроки обучения специальности, заработная плата, часы рабо­ты, конкретная продукция и т.п.) и оформить таким образом, чтобы привлечь людей на работу на предприятие по определенной специальности.

Для проведения мероприятий по определению профессиональной пригодности или профессионального отбора разрабатываются более подробные, развернутые профессиограммы. Следует отмстить, что определение профессиональной пригодности может являться как са­мостоятельным вопросом, так и составной частью работы по


профориентации. Развернутая профессиограмма обязательно вклю­чает психограмму, критерии и нормативы профессиональной пригодности, которые получают в результате специально организо­ванной исследовательской работы.

Развернутая профессиограмма составляется на основании деталь­ного структурного анализа трудовой деятельности. Для составления первой ее части можно использовать следующую ориентировочную схему анализа (2):

♦ технико-экономическое описание. Это технология, оборудо­вание, нормы, оплата труда;

♦ организация труда и условия труда на данном конкретном производственном объекте. Имеется в виду и социальные и физические условия труда. Это и взаимоотношения, в которые вступают люди в процессе данного вида деятельности, и вопросы физической среды, т.е. освещение, вентиляция, температура, влажность и т.д. Сюда же можно отнести те вредности, котор'ые имеются на исследуемом объекте, степень разделения труда, операции, а также режимы труда и отдыха;

♦ документация относительно текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных случаев. Необходимо так­же включить вопросы возможных ошибок, которые могут произойти при выполнении работы;

♦ подробное описание самой трудовой деятельности, т.е. что, в какой последовательности человек делает в течение рабочего дня, из чего складывается его работа;

♦ требования к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения данной работы.

Вторая часть профессиограммы, касающаяся предъявляемых к че­ловеку требований, является наиболее сложной, поскольку велико разнообразие этих требований. Их можно классифицировать по сле­дующим направлениям:

1. Демографические. 3. Медико-биологические.

2. Образовательные. 4. Психофизиологические. Все выделенные требования к характеристикам и качествам

работника должны иметь оценку: является ли данное качество профессионально необходимым, профессионально важным либо профессионально желательным.

Демографические требования получают на основании статистиче­ского анализа данных основного контингента работников по данной специальности: доминировании полового признака, продолжитель­ности профессиональной деятельности, возрастного диапазона работников.





Требования к образованию определяются необходимым уровнем общих и специальных знаний, которые зависят от сложности аппа­ратуры и технологического процесса в определенной профессии.

Медико-биологические требования должны включать: требования к здоровью работника, к его физическому развитию, к конституции (при необходимости). Кроме того, здесь должны быть указаны противопоказания для данной профессиональной деятельности.

Психофизиологические и психологические требования профессиональной деятельности к работнику отражаются в психог­рамме, которая составляет основное содержание второй части профессиограммы и выполняется на основании психологического анализа деятельности.

На основании выделенных требований и анализа деятельности и составляется психограмма, которая в общем представляет собой описание деятельности работника в плане особенностей функционирования психических процессов и систем.

2.2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОГРАММ

Психограмма должна содержать психологический анализ структу­ры профессиональной деятельности и тех специфических требо­ваний, которые профессия предъявляет к психике человека.

В трудовой деятельности так или иначе проявляется все многооб­разие, все особенности психики человека. Но, вместе с тем, эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также трудовыми задачами. Для изучения и описания этого многообразия профессионально важных признаков можно использо­вать следующий план (2): психологические особенности сенсорной, мыслительной, моторной (двигательной) деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться прежде всего по нагрузке на тот или иной анализатор: зрительный, слуховой, кожный, мышечно-суставный и др. или комплекс анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инстру­ментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщики радио- и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия: тонкого различения шумов, различения высоты и темб­ра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых до-


но 1ьно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего это профессии, связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии — trio некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей про­мышленности.

Кроме анализатора, хотя говорится об особенности восприятия, необходимо иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком поле. Ряд профессий, наборот, требует резкого сужения поля носприятия и удерживания в сознании очень ограниченного поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда анализируете профессию с точки зрения восприятия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мышление является обязательным компонентом любой деятель­ности, но мышление как профессионально важный признак прежде •сего выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного адекватного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Научно-технический прогресс, механизация, автоматизация пос­тоянно повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мыш­лению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд. В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место так называемое наглядно-действенное мыш­ление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных систе­мах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Работнику приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступ­ления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Например, аппаратчику автоматизированной химической про­мышленности по технологическому процессу требуется удерживать давление системы 1000 атмосфер, и для этого имеется соответству­ющий индикатор на пульте управления. Вместе с тем, иногда можно наблюдать, что аппаратчик, имея на индикаторе давление 960 ат­мосфер вместо 1000, не выполняет действия, которое бы способство­вало повышению давления до 1000 атмосфер. В других случаях он даже чуть-чуть стремится сбросить это давление. Спрашивается: почему? Оказывается, он учитывает всю ситуацию по целому ряду





показателей других приборов, которые сигнализируют, что сейча будет явное повышение давления и оно может перескочить за 1000 а этого допустить нельзя. Поэтому он либо "оставляет в покое" эт~ 960 атмосфер, либо, наоборот, даже слегка притормаживает начинает понижать это давление.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматриват сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост: нажатие на кнопку или рычаг, поскольку всякая моторная деятельность вызывается сенсор­ным компонентом и реализация этого действия контролируется так­же сенсорным компонентом.

По сенсоромоторной координации профессии очень резко отлича­ются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то простые действия — поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализоваться достаточно быст-i ро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С: другой стороны — целый ряд профессий требует сложной сенсоромо-; торной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии: шоферы, летчики, также профессия швеи-мотористки и другие профессии станочников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятель ности, неотделимо от восприятия, от мышления; оно обязатель присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдел ные свойства внимания имеют разное значение. Есть професси (браковщики, контролеры, сборщики микросхем и др.), в которы требуется длительное, в течение всего рабочего дня, устойчив внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическа его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расп ределения внимания и переключения внимания. Вообще, в трудово деятельности очень трудно отделить распределение внимания от е переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имею широкое поле для обзора, требует все время и распределят внимание, и переключать внимание с одних объектов на другие. Н


есть профессии, в которых необходимо поочередно то кон­центрировать внимание, то распределять, то переключать его. Име­ется в виду прежде всего работа многостаночников, когда работники текстильной промышленности, машиностроения обслуживают ряд i танков. В этом же плане характерна работа летчика. От него требу­ется и распределение, и переключение внимания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ

Память нужна всегда независимо от видов труда. Однако в некото­рых видах деятельности она является профессионально важным признаком. Большая нагрузка на память требуется при обучении, когда еще не сформировались навыки. Но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди, кото­рые прекрасно освоили станок, не должны каждый раз специально испоминать, какимим рычагами нужно действовать, на что нужно (мотреть. Шоферам тоже не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии, в которых память является одним из наиболее ответственных профессионально важных признаков. Например, в работе телег­рафиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удержать в памяти определенный объем информации. В данном слу­чае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

При психологическом анализе трудовой деятельности эмоциональ­но-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, так называемые, общие эмоции в труде. Они могут быть и положительными, и отрицательными.

11оложительные эмоции — это, например, удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это прежде всего касается тех случаев, когда люди, хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть — и добросовестно. Целый ряд исследований показал, какое большое значение имеет положительное или отрицательное отношение к труду, которым че­ловек занимается. Люди, которым конкретный труд приносит удо-



.58



вольствие, как правило, работают лучше. Люди, которым работа не нравится, несмотря на то, что они вроде бы стараются, дают более низкую производительность труда.

В ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоционального состояния. Это настроение, которое влияет на производительность, т.е. настроение, с которым приходит человек и выполняет работу. Требования к эмоциональному состоянию предъ­являются в профессиях, связанных с выполнением функций посред­ством общения: продавцы, учителя, врачи и т.п.

Важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются, в первую очередь, как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа — это те эмоции, которые характерны для взаимоотношения людей с кол­лективом в процессе данного коллективного вида труда. Целый ряд видов труда выполняется совместно группами рабочих, возглавляе­мых, например, бригадиром. Здесь вопросы состоят в правильном подборе трудовых коллективов, чтобы они были сплоченными, так как нарушения нормальных взаимоотношений в коллективе приво­дят к нежелательным результатам труда.

Второй подвид профессиональных эмоций — это те эмоции, кото­рые возникают в процессе самой работы. Это прежде всего тс профессии, которые связаны с возникновением аварийных ситуаций и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать. Для этих профессий устойчивость эмоционально-волевой сферы — самый главный профессиональный признак. Конечно, чувство инте­реса к данному виду труда, чувство ответственности может на какое-то время сдерживать эмоциональную неустойчивость человека, но эта работа будет даваться ему с большим напряжением, будет насту­пать более раннее утомление, и поэтому нет смысла говорить о том, что в тех профессиях, где могут быть сложные аварийные ситуации, не должны работать люди, неустойчивые в эмоционально-волевой сфере.

Целый ряд профессий предъявляет особые требования к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организован­ности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкну­тости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на


индивидуалшый стиль его работы как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные осо­бенности, шдивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работ}, используя при этом различные приемы и действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: