Определение точности воспроизведения усилий сжатия

Для исследования данной характеристики психомоторики исполь­зуется тензомстрическая установка. Блок-схема установки изобра­жена на рис. 17. Принцип работы тензоустановки заключается в следующем. При сжатии испытуемым упругой пластинки (6) де­формируется наклеенный на нее тензодатчик (5). При этом его сопротивление меняется, вызывая разбаланс токов измерительного тензомоста. Появившийся на выходе моста ток усиливается тензо-усилителем (2) и подается на вход микроамперметра (3), который и показывает величину тока, пропорционального приложенному усилию.

Основной задачей испытуемому ставится сжимать пружинящие пластинки, напоминающие пинцет, с определенным усилием. Вна­чале испытуемому предлагается попробовать сжать пружинящие пластинки с таким усилием, чтобы стрелка контрольного микроам­перметра отклонилась точно до определенной отметки и удержать его в этом положении 1,5—2 секунды. Установка настраивается так, чтобы положение стрелки микроамперметра у отметки соответство­вало необходимому усилию. Величина усилий испытуемому несооб­щается. После нескольких проб испытуемому предъявляется задание запомнить величину этого усилия с тем, чтобы затем он мог его воспроизвести десять раз подряд. При этом сообщается, что кон-


       
   
 
 





трольный прибор (микроамперметр) будет отключен и ему придется ориентироваться только на свою память.

После нескольких проб на запоминание и заявления испытуемого о готовности выполнить задание отключается контрольный прибор и производится регистрация усилий нажатия испытуемого. Регистрируется 10 показаний.

В качестве показателей, характеризующих точность воспроизве­дения усилия сжатия, используется средняя арифметическая величина десяти проб, величина стандартного отклонения, вариативность и отклонение средней величины от заданной.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧНОСТИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСИЛИЙ НАЖАТИЯ

Для исследования данной характеристики психомоторики исполь­зуется та же тензометрическая установка, что и в предыдущем слу­чае. Отличие заключается лишь в том, что пластинка с наклеенным тензодатчиком располагается в горизонтальной плоскости и имеет специально предусмотренную точку приложения усилий.

Ход и процедура исследования те же, что и при исследовании усилий сжатия. Регистрируются 10 попыток испытуемого восп­роизвести заданную величину усилия.

В качестве показателей, характеризующих точность воспроизве­дения усилия нажатия, используются те же величины, чтоивслучае характеристики усилий сжатия.

Для исследования точностных характеристик временного па­раметра психомоторики используется метод воспроизведения величины заданного временного интервала.

Для исследования данной характеристики психомоторики исполь­зуется установка (рис. 18), состоящая из кнопочного выключателя (1), регистрирующего устройства (2), реле (3), сигнальной лам­почки (4).

Испытуемому предлагается запомнить время свечения лампочки и после этого десять раз подряд воспроизвести его по памяти путем удерживания кнопочного выключателя в нажатом состоянии столь­ко времени, сколько времени светилась лампочка. Испытуемому не сообщается величина времени, подлежащая воспроизведению.

После нескольких проб и сообщения"испытуемого о том, что он запомнил нужный интервал времени, отключается сигнальная лам­почка и регистрируются 10 попыток испытуемого воспроизвести вре­менной интервал необходимой длительности.


!30



3.4.3. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕХАНИЗМА РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Точностные характеристики психомоторики рассматриваются как результирующие, внешние проявления того сложного механизма регуляции действий и его особенностей, благодаря которому и воз­можно существование произвольных движений (высшей формой их развития являются трудовые). Сам же механизм регуляции психо­моторных действий занимает одно из главных мест в структуре це­лостной организации человека. Трудовые действия рассматриваются как саморегулирующиеся. Сущность саморегу­ляции заключается в обнаружении отклонения текущего состояния регулируемого действия от его заданного состояния. Осуществление саморегуляции по отклонению является основным ее принципом. Саморегуляция — это процесс, сознательно осуществляемый самим работником и формирующийся (прижизненно) в процессе выпол­нения трудовых действий. Она служит основным средством достижения заданного (нужного) состояния действия, а следователь­но, и точности его результата.

Регуляция точности психомоторных действий обеспечивается структурной организацией группы факторов:

♦ Кинестетической чувствительности, как качественной харак­теристикой состояния рецепторов. Являясь основными пос­тавщиками информации и обладая определенными порогами, они оказывают влияние как на адекватность (точность) образа действия, так и на адекватность его реализации.

♦ Точностью образа действия. Образ действия, являясь производ­ным от первичной информации рецепторов и ее рационального обобщения (на основе анализа и синтеза) в процессе целенап­равленной деятельности, выступает как самостоятельный ком­понент регуляции и поэтому его адекватность (точность) выступает как ведущий фактор регуляции.

♦ Сформулировавшимися в процессе жизнедеятельности приема­ми (структурные стереотипы, тактики, индивидуальные сти­ли). В основе формирования этих приемов лежит механизм пе­рехода от осознаваемого (т.е. находящегося под контролем соз­нания) регулируемого комплекса действий до непроизвольного, автоматизированного стереотипа регулирующих действий.

Человеческие органы чувств, дающие сведения о состоянии окру­жающего нас внешнего мира, могут обладать большей или меньшей чувствительностью к отображаемым ими явлениям, т.е. отражать их с большей или меньшей точностью. Чувствительность как способ-

\Ъ1


ность к ощущению — это потенциал анализатора. Состояние чувствительности есть уровень развития данного анализатора, его функциональной динамики и работоспособности в определенных ус­ловиях жизни.

Чувствительность человека зависит от различных факторов, обус­ловленных его физиологическими особенностями, условиями жизнедеятельности и характеризуются пороговыми величинами.

В основе механизма регуляции точности трудовых действий лежат два процесса: процесс различения (сравнения текущей информации с предыдущей и определения разности между ними) и процесс сличения (сравнения текущей информации с ранее сформирован­ным образом-эталоном). Сущность процесса регуляции заключает­ся в восприятии отклонения какого-либо параметра действия или движения от заданной величины и исправление этого отклонения. Однако, ввиду ограниченной чувствительности, не всякие откло­нения человек может обнаружить (воспринять изменения или различия параметров), а только те, которые достигли определенной величины. Для характеристики способности человека воспринимать изменение в раздражителях (параметрах действий и др.) или различие между ними используется порог различения, под которым принято понимать то минимальное изменение или различие, кото­рое он в состоянии заметить.

Процесс сличения также не может осуществляться с абсолютной точностью, поскольку в нем, помимо восприятия текущего состо­яния трудового действия, принимает участие субъективный образ— эталон этого действия. Ограниченная точность, свойственная восприятию и образу, сказывается и на точности всего процесса сличения. Ему также свойственны определенные пороги. Эти пороги принято называть порогами сличения. Они характеризуют ту пре­дельную степень точности сличения, которая доступна испытуемому при выполнении действий, движений, операций.

ИЗМЕРЕНИЕ РАЗНОСТНОГО ПОРОГА КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ РУК

Разностный порог кинестетической чувствительности легко опре­деляется с помощью методики К.Х.Кекчеева.

*

Практикум пообщей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.Л. Ганзен и др.: Под обгцей ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.— 255 с.



Кинестетический анализатор играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторами и, в силу этого, занимает среди них особое положение. Кинестетическая чувствительность — это сложная, комплексная чувствительность. Она включает в себя ощу­щение целого ряда параметров объекта — его длины, толщины, диаметра, веса. Измерение разностных порогов кинестетической чувствительности имеет важное значение для многих видом профессиональной деятельности. Методика их измерения, разрабо­танная К.Х.Кекчеевым, основана на определении минимальных различий между эталонными объектами при расположении эталоном в порядке возрастания величины какого-либо одного из их признаков — длины, толщины, диаметра, веса. В набор входят эталонные объекты четырех серий:

— с изменяющейся толщиной;

— с изменяющимся диаметром;

— с изменяющейся высотой (длиной);

— с изменяющимся весом. Каждую серию составляют шесть объектов, отличающихся между

собой изменением только одного (соответствующего серии) парамет­ра т постоянную едва различимую величину. Степени различия объектов составляют:

— го признаку толщины — 1 /25 от исходной;

— го признаку диаметра — 1 /55 от исходной;

— по признаку высоты (длины) — 1/45 от исходной;

— по признаку веса — 1 /40 от исходного.

.Остальные размеры эталонных объектов одной серии одинаковы (см. рис. 19).

Все эбъекты серии пронумерованы (промаркированы) в возраста­ющем порядке измеряемого признака.

ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ

Вначале испытуемому дается следующая инструкция: "Сейчас перед Вами будут разложены шесть предметов—эталонов одной серии, едва различающихся по длине (или толщине, или диаметру, или весу). Работая с закрытыми глазами и используя только одну руку, последовательно сравните все предметы между собой и распо­ложит: в порядке возрастания длины (или толщины, или диаметра, или веса). Сравнение толндины, веса и диаметра Вы будете осущест­влять, ощупывая объект большим и указательным пальцами, срав­нение длины — большим и средним. После этого экспериментатор выкладывает в случайном порядке все объекты одной серии, например, различающиеся длиной. По ходу опыта он вписывает в

/


протокол номера объектов серии в том порядке, в каком их распо­ложил испытуемый. По окончании работы с одной серией он пооче­редно предъявляет испытуемому все другие серии эталона. После выполнения работы правой рукой испытуемый выполняет то же за­дание левой рукой.

Обработка результатов исследования заключается в следующем. Оценку разностного порога кинестетической чувствительности производят по сумме разностей номеров эталонов в раскладке их испытуемым: так, например, при правильной раскладке, а именно 1,2,3,4,5,6, сумма разностей следующих друг за другом номеров будет равна 5 (разность между 1 и 2 равна 1; разность, между 2 и 3 также равна I и т.д.; а сумма этих разностей равна 5). Но если порядок раскладки будет неверным, например: 2,3,4,1,6,5, то сумма разностей окажется равной 11.

Для получения шкальной оценки кинестетической чувствитель­ности полученную сумму разностей переводят в баллы:

Сумма разностей             II 1? 13 14  
Баллы                 20 10  

ПРОТОКОЛ

результатов обследования по методике Кекчсева

Испытуемый_

(Ф.И.О.)

Возраст_______

Специальности Дата

Сравниваемые параметры объектов в сериях Правая рука  
Порядок распол­ожен и я объектов Сумма разностей Балл Порядок распол­ожен и я объектов Сумма разностей Балл
Длина Толщина Диаметр | Масса -        
             

КА =

Ведущая рука_

 

Общая оценка (Vo)_


Заключение:

Сравнение результатов правой и левой рук позволяет определить ведущую руку испытуемого (как более чувствительную).

О степени различия кинестетической чувствительности рук можно судить по коэффициенту асимметрии (ка). О общей форме его величина определяется по формуле

где: vnp — шкальная оценка правой руки; кл — шкальная оценка левой руки. При этом положительный знак кл указывает на правую руку как ведущую, отрицательный знак — левую руку как ведущую, а само значение — на степень различия, выраженную в процентах.

Общая оценка кинестетической чувствительности (к0) испытуемо­го определяется по формул"

где: v,w — шкальная оценка правой руки и V,, — шкальная оценка

левой руки.

Об уровне индивидуального разностного порога кинестетической чувствительности можно судить после сравнения общей оценки кинестетической чувствительности со следующими средне­статистическими данными (средними значениями для серий):

длины...................................... 73,1 балла

толщины................................. 65,3 балла

диаметра...................................... 76,8 балла

веса......................................... 70,2 балла

На основании анализа всех полученных результатов делается вы­вод (заключение), который заносится в протокол.

ИЗМЕРЕНИЕ ПОРОГОВ СЛИЧЕНИЯ

Основная сложность исследования порогов сличения заключается в определении у испытуемых состояния их субъективного образа, по которому производится сличение и который определяет точность этого процесса. Точность сличения определяется состоянием субъ­ективного образа, по которому производится сличение. Образ не совпадает с объективно заданным действием, так как он создастся на основе восприятия действия, а восприятию свойственны пороги.


Определение величины отклонения образа от его заданного действия не представляется возможным. Таким образом, определение порогов сличения путем их замера недоступно. Но это можно сделать, используя опосредованный путь, предложенный И.Н.Яровым (49). Исходя из того, что отклонение текущих состояний действий от образа должно быть одинаковым в одну и другую сторону, средняя арифметическая величина отклонения состояний действия и будет характеризовать субъективный образ. Отклонение этой величины от заданной и будет характеризовать точность образа — эталона.

Порог сличения определяется как отношение стандартного откло­нения к среднему арифметическому (соответствует формуле вариативности).

Примечание. Подробнее формулы расчетов и методы изучения точностных характеристик рассматриваются в разделах 3.4.4.

3.4.4. Анализ индивидуально-типических особенностей регуляции точности психомоторных действий

Индивидуально-типические особенности регуляции точности психомоторных действий наиболее четко проявляются при выпол­нении ряда однотипных действий в условиях отсутствия образной связи и находят отражение в динамике изменения величины пара­метра. Эти особенности можно легко узнать (заметить) на графиках изменения параметров при выполнении задания на воспроизведение величины какого-либо параметра действия (будь-то величины амплитуды движения, или величины усилия). Строится график сле­дующим образом. По оси абсцисс откладываются порядковые номера выполняемых действий, а по оси ординат — их величины (рис.20). Графики отражают динамику данных в зависимости от их порядко­вого номера.

Выделяется два основных типа динамик. К первому типу относятся тс, динамика которых не имеет тенденции изменяться. Ко второму типу относятся данные, которые имеют тенденцию постоянно увеличиваться или уменьшаться (каждый последующий параметр имеет большую или меньшую величину, чем предыдущий).

Следует отметить, что таких "чистых" типов динамик обна­руживается не много. У большинства испытуемых танденции динамики занимают как бы промежуточное место между этими крайними типами. Их динамика имеет тенденцию то изменяться, то не изменяться.

Тип динамики изменения данных по существу является показате­лем устойчивости или неустойчивости образа—эталона. Причиной


неустойчивости образа—эталона является ретроактивная интерфе­ренция в моторной памяти (эффект, когда последующая инфор­мация стирает в памяти предыдущую).

Первый тип динамики характеризует устойчивый образ—эталон. Испытуемый сравнивает с ним каждое свое последующее действие. В основе механизма регуляции лежит механизм сличения. Второй тип динамики характеризует неустойчивость образа—эталона. По­скольку испытуемый должен при выполнении с чем-то сравнивать действие, то в качестве образа-цели он использует предыдущее действие. В основе механизма регуляции действия лежит механизм различения.

Поскольку каждое действие испытуемого по выполнению задания нацелено на точное соответствие его образцу, то сам процесс оценки и установки факта субъективного равенства образца и данного действия является осознанным. Из этого следует, что включение того или иного механизма регуляции (или их сочетания) является показателем тактики осознанного регулирования точности выпол­нения действия. Такистактики имеют выраженный индивидуал ьно-типический характер. Он проявляется независимо от вида воспроизводимого действия и величины его параметров. Следует отметить, что не у всех испытуемых (при равных условиях) может формироваться точный образ-эталон психомоторных действий. Эта неточность зависит как от специфических особенностей за­поминания (а следовательно, и формируемое™ образа-эталона), так и индивидуальных особенностей испытуемых, их способности или навыков быстрого формирования точного образа-эталона. Можно выделить четыре группы испытуемых:

• с высокой кинестетической чувствительностью и легко формирующимся точным образом-эталоном;

• с высокой кинестетической чувствительностью и формиру­ющимся неточным образом-эталоном;

• с низкой кинестетической чувствительностью и легко формиру­ющимся точным образом-эталоном;

• с низкой кинестетической чувствительностью и формиру­ющимся неточным образом-эталоном.

Указание особенности в сочетании с тактиками и дают многообраз­ные индивидуально-типические проявления особенностей регу­ляции психомоторных действий (см. рис.20).






Рис. 20 Характерные виды кривых динамики изменений величины параметры (Р) при выполнении ряда (п) однотипных действий:

а) первый тип тактики; 1—высокая чувствительность и высо­
кая точность образа-эталона; 2—низкая чувствительность и
неточный образ-эталон; 3—низкая чувствительность и точ­
ный образ-эталон; 4—высокая чувствительность и неточный
образ-эталон;

б) второй тип тактики; 1—при высокой чувствительности; 2—
при низкой чувствительности.


4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

4.1. СПОСОБЫ РАСЧЕТА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И

ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФОТБОРУ

Еще до разработки системы мероприятий по профотбору и профориентации можно в денежном выражении оценить ожидаемые результаты внедрения этой системы, оценить их целесообразность и предполагаемую эффективность.

Система профотбора предполагает отбор из поступающих на дан­ные специальности тех работников, у которых период вырабатывае-мости и адаптации на предприятии, в цехе, на участке будет проходить сравнительно легко и быстро.

4.1.1. Оценка снижения себестоимости за счет сокращения нерациональных затрат на обучение

Простейший расчет экономии основывается на том, что определен­ная часть средств, затрачиваемых на обучение до внедрения ме­роприятий ориентации и отбора, расходуется нерационально, т.к. некоторые лица, прошедшие обучение, впоследствии увольняются или сменяют место работы на производстве ввиду профессиональной непригодности. Обычно затруднена выработка необходимых профессиональных навыков из-за низкого уровня развития профессионально важных качеств (определенных психических про­цессов, психомоторики, мотивации и т.п.). Диагностика уровня развития этих качеств до обучения смогла бы избавить предприятия от непродуктивных затрат на обучение по данной специальности.

Для расчета такой экономии необходимо установить количество уволившихся или осуществивших перевод на другую специальность из числа обучавшихся или закончивших обучение за предыдущий годичный период по предприятию. С помощью экспертного опроса необходимо установить лиц, уволившихся по причине затруднений в выработке навыков работы.

Расчет экономии себестоимости за счет сокращения нерациональ­но затраченных денежных средств на обучение конкретной профессии производится по формуле:





по улучшению психологического климата в производственных кол лективах, формированию стабильных коллективов и др. Помим морального эффекта такие мероприятия способствуют росту эк, комической эффективности производства. Эта эффективность впол не может быть рассчитана с помощью рассматриваемых ниж формул.

Основные цели расчетов экономического эффекта можно сфор мулировать следующим образом:

• обоснование эффективности того или иного мероприятия;

• выбор наиболее целесообразного варианта из нескольких воз­можных;

• определение эффективности результатов внедрения ме­роприятия.

Следует различать следующие понятия:

• эффект (как правило, годовой) — совокупный результат, достигнутый вследствие внедрения планируемых мероприятий, выражается в приросте объема производства, пропорционально­го приросту производительности труда вследствие внедрения мероприятия;

• коэффициент эффективности—отношение эффекта к затратам на внедрение планируемых мероприятий;

• экономия затрат — возможная или реальная экономия капитальных вложений и эксплуатационных расходов при достижении какого-либо результата.

Различают также абсолютную и сравнительную эффективность. Абсолютная э ффективность характеризует общую величину эффек­та, получаемого в результате осуществления затрат. Она может быть исчислена лишь при выборе из двух или более вариантов решения производственной задачи.

Сравнительная эффективность характеризует экономические преимущества одного варианта перед другим, степень оптималь­ности выбора и может быть исчислена лишь при выборе из двух или более вариантов решения производственной задачи.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Обычно выделяются два вида показателей экономи ческ ой А фективности, определяющих целесообразность внедрения тех или иных мероприятий:общие и частные^

Основными общими показателями считаются:

• рост производительности труда;


• годовой экономический эффект (экономия приведенных за­
трат).

П рирост п роизвод ительности труда о пределяется через следующие показатели:

• прирост выработки продукции на одного рабочего (формулы расчетов этого показателя будут представлены ниже);

• экономия рабочего времени;

• снижение трудоемкости продукции;

• увеличение продолжительности фазы устойчивой работоспо­собности.

Прирост производительности труда в результате экономии числен­ности работников можно рассчитать по формуле:

где: эч — относительная экономия численности работающих (вы­свобождение по отдельным мероприятиям), человек;

чСр — расчетная среднесписочная численность специалистов, рабо­тающих на участке, в цехе, на предприятии (исчисленная на объем производства планируемого периода по выработке базисного периода).

Влияние снижения трудоемкости на рост производительности тру­да определяется по формуг~-

где: т — процент снижения трудоемкости выпускаемой продукции в результате внедрения мероприятия.

Прирост* производительности труда за счет увеличения про­должительности фазы устойчивой работоспособности в результате улучшения условий труда рассчитывается по формуле:

где: Р — удельный вес длительности фазы повышенной работоспо­собности в общем фонде рабочего времени до внедрения ме­роприятия по улучшению условий труда;

рв — то же после внедрения мероприятия.

Для получения общего показателя по росту производительности труда на предприятии каждый частный показатель (результат) ум­ножается на удельный вес работающих, на которых это мероприятие распространяется, в общей численности промншленно-производст-венного персонала.

Годовой экономический эффект О,.) рассчитывается по формуле:





где: С\ и Сг

сеоестоимости единицы продукции (работ) до и после внедрения мероприятия, руб.;

Д2 — годовой объем продукции после внедрения мероприятия в натуральном выражении, т, м куб., м и т.п.;

Ен — нормативный коэффициент эффективности (как правило, £,,=0,15);

Зед — единовременные затраты, связанные с разработкой и внед­рением мероприятия, руб.

При определении годового экономического эффекта экономия по себестоимости -С2) может быть рассчитана непосредственно в годовом разрезе по отдельным элементам себестоимости (заработная плата, материалы и пр.) при наличии необходимых исходных дан­ных.

С учетом деления текущих затрат на условно-переменные и услов­но-постоянные (классификация затрат будет рассмотрена ниже) формула расчета экономического эффекта принимает вид:

где: А\ и Аг — затраты на единицу продукции по статьям услов­но-переменных расходов в себестоимости продукции до и после внед­рения мероприятия, руб.;

У — годовая сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции базисного периода, руб.;

в\ — годовой объем продукции до внедрения мероприятия в нату­ральном выражении; вг — после внедрения.

Мероприятие считается эффективным, если срок окупаемости единовременных затрат не выше нормативного. Срок окупаемости единовременных затрат ец) определяется по формуле:

Величина, обратная сроку окупаемомти, наз. коэффициентом эффективности.

При наличии нескольких вариантов внедрения мероприятий их сравнивают, сопоставляя величины единовременных затрат и пол­ной себестоимости годового объема продукции. Если один из двух вариантов позволяет получить меньшую себестоимость, но требует больших единовременных затрат, то необходимо произвести соизме­рение затрат с себестоимостью на основе сроков окупаемости или коэффициентов экономической эффективности. Оптимальным признают тот вариант, для которого величина (с + Ен X зео)


принимает минимальное значение. Эта величина, в которой находит свое отражение себестоимость продукции и единовременные затра­ты в соизмеримой форме, называется приведенными затратами.

Все затраты на разработку и внедрение каких-либо мероприятий подразделяются на единовременные и текущие. Единовременные затраты могут быть капитальными и затратами, отражающимися в себестоимости продукции. Текущие (эксплуатационные) затраты в зависимости от влияния на них изменений объема производства раз­деляются на условно-нормативные и условно-постоянные.

В зависимости от используемых на различных предприятиях исходных данных частные показатели экономической эф­фективности рассчитываются по разным формулам. Ниже приводят­ся формулы расчета частных показателей экономического эффекта от внедрения психологических мероприятий.

1. Снижение трудоемкости продукции (Ст) (нормо-час.):

где: mi и тг — трудоемкость единицы продукции (работ) до и после внедрения мероприятия (нормо-час);

вг — годовой объем продукции (работ) после внедрения ме­роприятия в натуральном выражении.

2. Относительная экономия численности работающих (Эч),
(чел.):

где: Фб и Фц — фонд рабочего времени одного работающего до и после внедрения мероприятия (час.);

ч\ — численность работающих до внедрения мероприятия (чел.):

где: Б\ и £2 — потери рабочего времени до и после внедрения ме­роприятия (%). По этой формуле можно рассчитать относительную экономию численности работающих также и за счет сокращения потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности в связи с улучшением условий труда. При расчете возможного сокращения потерь рабочего времени необходимо использовать данные по забо­леваниям, обусловленным неблагоприятными условиями производ­ства.

где: Фб — фонд рабочего времени одного рабочего до внедрения мероприятия (час);





Кцб — коэффициент выполнения норм выработки в базисном голу.

В) ЭЧ

где: Л1ки Л2К — количество бракованных изделий в натуральном выражении соответственно до и после внедрения мероприятия; т2к — трудоемкость единицы изделия к-той группы (нормо-час.); Рпл — плановая выработка на одного рабочего (нормо-час); к — номер группы изделий.

где: Ч\ ичг — численность работающих в данном производствен­ном подразделении соответственно до и после внедрения ме­роприятия (чел.);

Р — прирост объема производства в результате внедрения ме­роприятия (%);

где: 71— численность рабочих данного производственного подраз­деления до и после внедрения мероприятия (чел.);

Уне — удельный вес рабочих, повысивших процент выполнения норм выработки (времени) в общей численности рабочих (%);

Рнв — прирост процента выполнения норм выработки (времени)

(%);

где: рнв\ и Рпвг — выполнение норм выработки до и после повы­шения квалификации (%); 3. Прирост объема производства (р) (%):

где: в\ и вг — годовой объем производства до и после внедрения в натуральном или ценностном выражении (нормо-час, чел.-час);

Cm — годовое снижение трудоемкости (нормо-час, чел.-час); при в\, выраженном в тех же единицах измерения;

Эвр — годовая экономия рабочего времени в связи с ликвидацией или уменьшением потерь и непроизводительных затрат времени (нормо-час, чел.-час).


4. Экономия рабочего времени в связи с сокращением потерь и
непроизводительных затрат времени (Эвр) (чел-час):

где: б — сокращение потерь и непроизводительных затрат времени на одного рабочего в течение смены (час.);

Ч — численность рабочих, у которых сокращаются потери и не­производительные затраты времени (чел.);

Ф — фонд рабочего времени одного рабочего за год (дни).

5. Экономия от снижения себестоимости продукции (Эс) (руб.)
Годовая экономия заработной платы (руб.):

а) при повременной и повременно-

премиальной оплате труда (э3«):

б) при сдельной оплате труда:

где: Зп 1 и 3/12 — годовой фонд основной

з/п работников-повременщиков до и после внедрения мероприятий, приведенный к одинаковому объему продукции (руб.);

д — дополнительная заработная плата (%); Р\ и Рг — сдельная расценка за единицу продукции до и после внедрения мероприятий (руб.);

Экономия по фонду заработной платы влечет за собой экономию по отчислениям на социальное страхование Осе) (руб.);

где: с — отчисления на социальное страхование (%).

где: э.,— относительное или абсолютное высвобождение численности работников (чел.);

3Ср — среднегодовая заработная плата одного работника (основная или дополнительная) до внедрения мероприятия (руб.);

Фзп — прирост фонда заработной платы, вызванный внедрением мероприятий (руб.):

где: п — прирост производительности труда работающих после внедрения мероприятия (%);

з — прирост средней заработной платы работающих после внед­рения мероприятия (%);

Фзп\ — годовой фонд заработной платы работающих до внедрения

 

мероприятия (руб.);


кв — коэффициент увеличения объема производства после внед­рения мероприятия.

Формула (а) может применяться для определения относительной экономии годового фонда заработной платы или всего промышлен-но-производственного персонала, рабочих, или только основных рабочих, в зависимости от того, по какой категории персонала будут подставлены в формулу исходные данные.

Годовая экономия сырья и материалов (руб.):

где: л/1 и л/2 — нормы расхода материала на единицу продукции до и после внедрения мероприятия в натуральном выражении;

вг — годовой объем продукции после внедрения мероприятия в натуральном выражении;

Ц — цена единицы измерения соответствующего материала (руб.).

Годовая экономия, связанная со снижением текучести кадров (руб.):

где: кт\ — фактический коэффициент текучести рабочей силы на предприятии (%); к,П2 — ожидаемый после внедрения мероприятия;

(=1

Тщ — среднегодовс;й ущерб, причиняемый предприятию теку-

честью рабочей силы (руб.) (устанавливается по данным специаль­ных наблюдений, единовременных расчетов за период не менее трех лет), в том числе:

F„u—ущерб, нанесенный недополучением продукции в течение двух месяцев у работников, решивших оставить работу;

~Рт2 — ущерб, нанесенный недополучением продукции у работников, вновь принятых на работу;

~Ртз — затраты, связанные с обучением вновь принятых работников;

7^)14— дополнительные расходы, связанные с организационной работой по приему и увольнению работников по собственному же­ланию.

где: во — среднедневная выработка увольняющегося рабочего за предшествующий период (шт.);

el — среднедневная выработка увольняющегося рабочего за учитываемый срок (шт.);

п — учитываемый срок при пятидневной рабочей неделе (дней);

с — себестоимость единицы продукции (руб.);

Чср — среднесписочная численность работников (чел.).


где: р — среднедневная выработка вновь принятого рабочего за период обучения (%); hi — количество рабочих дней за период обучения.

где: дм — выплаты мастеру-инструктору в цехе (руб.); Ду выплаты ученических за период обучения (руб.); дч — стоимость лекционного курса (в расчете на одного ученика)

(руб.). Годовая экономия за счет снижения стоимости брака (руб.):

где: йщ и Ви2 — количество забракованных изделий (работ) по от­ношению к количеству годных до и после внедрения мероприятия

(%);

С'2 — себестоимость единицы продукции (работ) после внедрения

(руб.).

Эта формула используется при расчетах для массового производст­ва. В расчетах для серийного и единичного производства можно использовать следующую формулу:

Зс =(/1ц -А21)С2\+(л1г-Л22)С22+-+(Мт-А2)Сг,„,

где: А\ и Л2 — количество бракованных изделий в натуральном выражении соответственно до и после внедрения мероприятия; C2„i — себестоимость единицы изделия (руб.);

т — номер группы изделий.

Годовая экономия от сокращения затрат на обучение:

а) за счет сокращения сроков производственного обучения (без
изменения программы теоретического обучения)

где: зц.ч и зф — планируемые и фактические затраты на обучение одного рабочего, прошедшего профотбор (руб.);

чр — численность учеников, получивших рекомендацию на дан­ную профессию;

б) за счет сокращения приема на работу профессионально неприго­
дных

! )

где: 3/ — денежные затраты на обучение одного рабочего в г-ыи

месяц обучения (руб.);

к — ежемесячные условно-постоянные денежные затраты на обу­чение одного рабочего (руб.);

 

Mi — количество профессионально непригодных работников, уволившихся после i-ro месяца обучения (чел.);


i — номер месяца обучения.

6. Прирост прибыли (пр) (руб.):

где: з;)2 — среднемесячная зарплата, включая премии, приходя­щаяся в среднем на одного рабочего, прошедшего профотбор (руб.); з«1 — среднемесячная зарплата, включая премии, приходящаяся в среднем на одного рабочего, но проходившего профотбор (руб.);

N — количество рабочих, прошедших профотбор (чел.);

к — отношение полученной за год массы прибыли к фактически начисленному фонду зарплаты промышленно-производственного персонала;

12 — количество месяцев в году.

7. Экономия в связи с сокращением профессиональной заболевае­мости и производственного травматизма (Эп) (руб.):

>

где: #i и #2 — потери рабочего времени по временной нетрудоспо­собности в течение года до и после внедрения (дни);

2 ~Р,ц — средний дневной ущерб, причиненный предприятияю в

связи с получением рабочими производственной травмы или профессионального заболевания (руб.) (определяется по данным за период последних 3—5 лет и состоит из слагаемых, представленных ниже);

Тн\ — выплата пособий по временной нетрудоспособности;

Ym — оплата регрессивных исков за счет предприятия лицам, по­лучившим производственную травму или профессиональное заболе­вание;

F„3 — выплата пенсий при условии ухода на инвалидность;

Р)(4 — потери, связанные со снижением объема выпуска продукции;

Р;/5 — расходы на переподготовку кадров;

Тчь — расходы по содержанию дополнительной численности рабочих на покрытие потерь;

Тцп — прочие расходы, вызванные профессиональной заболеваемо­стью и производственным травматизмом.

В зависимости от особенностей отрасли (производства) в качестве составляющих последней формулы могут включаться и другие статьи затрат, или, наоборот, отдельные затраты, не характерные для данного производства или отрасли, могут не учитываться в рас­четах.


Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: