Под подвижностью нервной системы понимается скорость смеш процессов возбуждения торможением и торможения — возбуждением. Диагноз о быстроте смены из этих нервных процессов другим ставится на основании того, как легко развивается противоположный процесс. Возможность применения методики основывается на следующей закономерности: увеличение амплитуды движения, производимого испытуемым, вызывает у него возбуждение, а уменьшение — торможение. Если чередовать прибавление и убавление амплитуд, то реакции торможения и возбуждения станут мешать осуществляться друг другу. Итак: • если после прибавления разность при убавлении становится меньше, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то это означает, что возбуждение еще не исчезло, так как совершенно очевидно, что оно препятствует убавлению амплитуд:
Практикум по общей и экспериментальной психологии.: Учеб. пособие / В.Д. Валин, В.К. Гайда, В.А. Гаизсн и др.; Под общей ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд-Ленингр. ун-та, 1987. — 255 с.
|
|
• если после прибавления разность при убавлении остается той же, что и без предшествовавшего прибавления, то значит, возбуждение успело исчезнуть;
• если же при убавлении после прибавления разность стала большей, чем в случае с предшествовавшим прибавлением, то возбуждение заменилось торможением; на этом фоне убавление происходит в облегченных условиях.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследуемый садится перед столом в удобной позе и кладет предплечье правой руки на ложе кинематометра. Экспериментатор сначала зачитывает общую инструкцию и затем, после предъявления конкретных задач, следит за ходом их исполнения и записывает их результаты в протокол.
Общая инструкции испытуемому: "Сейчас Вы закроете глаза и будете выполнять движения (отклонения) ложем кинематометра согласно моим требованиям. Вы должны сначала выслушать задание и выполнить требуемое действие. Если считаете, что завершили его, то говорите "Есть". После этого Вы должны возвратить руку в исходное положение (до упора) и ждите следующей команды. Затем, после команды, выполняете следующее задание. В промежутках между командами глаза открывать нельзя. До окончания эксперимента глаза должны быть закрытыми. Вы поняли условие? Если да, то закройте глаза и мы приступаем к работе".
После такой инструкции экспериментатор дает конкретные задания согласно следующей программе:
Проба 1: а) выбрать амплитуду;
б) увеличить ее на 1 градус; в) уменьшить амплитуду на 1 градус.
Проба 2: а) выбрать амплитуду;
б) уменьшить се на 1 градус;
в) v всличить амплитуду на 1 градус.
Проба 3: повторить 1-ю пробу;
|
|
Проба 4: повторить 2-ю пробу.
При предъявлении задания экспериментатор говорит следующее: "Отклоните руку на небольшой угол: примерно 20-30 градусов и запомните это отклонение. (Записывает результат). Запомнили? Возвратите руку в исходное положение (до упора).
Теперь отклоните руку на 1 градус больше, чем то, которое запомнили. (Результат записывает в протокол).
Отклоните руку на 1 градус меньше".
(Результат фиксируется).
Затем испытуемому сообщается, что это была первая серия заданий. Вторая серия будет аналогичной первой, но выполнять ее необходимо с большими отклонениями. При этом инструкция должна быть следующей: "Отклоните руку на угол примерно в два раза больший, чем в первой серии, т.е. на 55-70 градусов. Запомните это движение и возвратитесь в исходное положение. (Записывает результат). Теперь выполните отклонение на 1 градус больше". Дальнейшие инструкции формулируются согласно программе в той же форме, как и при первой пробе.
После окончания второй пробы приступают к третьей, а затем — к четвертой.
Примечание, В графах А регистрируются действия, которые выполняются первыми, т.е. вслед за выбором амплитуды. В графах Б — действия, следующие после выполнения испытуемым процедуры увеличения либо уменьшения амплитуды. В графах А все прибавления амплитуд обозначены а\ и убавления са. В графах Б убавления обозначены 0\ и прибавления — Ог.
Обработка результатов состоит в подсчете суммы разниц выбранной и реализованной амплитуд в графах А и Б.
Общий вывод (заключение) об испытуемом делается на основании анализа обработанных результатов в сопоставлении со следующим ключом:
а\ >(ц — торможение инертно;
а\ < бг — торможение подвижно;
аг <б\ — возбуждение инертно;
са ^б\ — возбуждение подвижно;
ПРОТОКОЛ
показателей амплитуд движения
Испытуемый_____________________________
(Ф.И.О.)
Возраст____
Специальность__________________________
Дата__________________________________
Р а з н и ц а | |||||||
Проба | Выбранная амплитуда | Программа | Реализованная а м п л и т у д выбранной и амплитуда реализопаннои | ||||
Л В | Л | Б | А | к | |||
Малые амплитуды (20 - 30) | |||||||
+ /01 | -т | ||||||
-1а2 | + 162 | ||||||
+ 1и\ | -16\ | ||||||
-I(i2 | + 162 | ||||||
Большие амплитуды (55 - 70) | |||||||
+ 1а\ | -/61 | ||||||
-/02 | + /62 | ||||||
+ 1а\ | -16\ | ||||||
-ica | + 162 | ||||||
2<а= | 261 = 202 = |
Заключение:
3.2.4. Метод измерения пластичности — ригидности на психомоторном уровне (поКэтеллу)
В большинстве случаев трудовая деятельность человека протекает в постоянно изменяющихся условиях. На эти изменения он должен адекватно реагировать сменой своих действий и движений, переходить с одного темпа на другой, переключать внимание с одного объекта на другой и т.п. В основе способности приспособления к изменяющимся условиям деятельности лежит такое свойство нервной системы, как пластичность—ригидность.
Когда говорят о высокой пластичности, это означает, что человек обладает свойством очень легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Переключение не встречает никаких противодействий в психике человека, он легко обучаем, легко отказывается от навязанных прошлым опытом способов выполнения задач, легко меняет алгоритм действий производственных операций. Противоположным по полярности есть человек с таким свойством, как ригидность. Такому работнику тяжело переключаться с одного вида
деятельности на другой. Переключение произойдет, но при этом потребуется много времени и психической энергии на перенастройку.
|
|
Суть метода определения пластичности—ригидности заключатеся в следующем. Испытуемому предлагается писать с максимальной скоростью различными способами одну и ту же фразу: "В поле уже таял снег". Весь эксперимент состоит из четырех этапов. На первом этапе испытуемый должен писать фразу обычным почерком. На втором — печатными буквами. На третьем — чередованием прописных и печатных. На четвертом — удвоенными буквами обычным почерком. На выполнение каждого этапа отводится 30 секунд. На рис. 10 приведен образец выполнения задания.