Определение инертности — подвижности возбудительно и тормозного процессов с помощью кинематометрической методики (по Е.П.Ильину)

Под подвижностью нервной системы понимается скорость смеш процессов возбуждения торможением и торможения — возбуж­дением. Диагноз о быстроте смены из этих нервных процессов другим ставится на основании того, как легко развивается противополож­ный процесс. Возможность применения методики основывается на следующей закономерности: увеличение амплитуды движения, производимого испытуемым, вызывает у него возбуждение, а умень­шение — торможение. Если чередовать прибавление и убавление амплитуд, то реакции торможения и возбуждения станут мешать осуществляться друг другу. Итак: • если после прибавления разность при убавлении становится меньше, чем в попытках без предшествовавшего прибавления, то это означает, что возбуждение еще не исчезло, так как совер­шенно очевидно, что оно препятствует убавлению амплитуд:

Практикум по общей и экспериментальной психологии.: Учеб. пособие / В.Д. Валин, В.К. Гайда, В.А. Гаизсн и др.; Под общей ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд-Ленингр. ун-та, 1987. — 255 с.


• если после прибавления разность при убавлении остается той же, что и без предшествовавшего прибавления, то значит, воз­буждение успело исчезнуть;

• если же при убавлении после прибавления разность стала боль­шей, чем в случае с предшествовавшим прибавлением, то воз­буждение заменилось торможением; на этом фоне убавление происходит в облегченных условиях.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследуемый садится перед столом в удобной позе и кладет предп­лечье правой руки на ложе кинематометра. Экспериментатор снача­ла зачитывает общую инструкцию и затем, после предъявления конкретных задач, следит за ходом их исполнения и записывает их результаты в протокол.

Общая инструкции испытуемому: "Сейчас Вы закроете глаза и будете выполнять движения (отклонения) ложем кинематометра согласно моим требованиям. Вы должны сначала выслушать задание и выполнить требуемое действие. Если считаете, что завершили его, то говорите "Есть". После этого Вы должны возвратить руку в исход­ное положение (до упора) и ждите следующей команды. Затем, после команды, выполняете следующее задание. В промежутках между командами глаза открывать нельзя. До окончания эксперимента гла­за должны быть закрытыми. Вы поняли условие? Если да, то закрой­те глаза и мы приступаем к работе".

После такой инструкции экспериментатор дает конкретные за­дания согласно следующей программе:

Проба 1: а) выбрать амплитуду;

б) увеличить ее на 1 градус; в) уменьшить амплитуду на 1 градус.

Проба 2: а) выбрать амплитуду;

б) уменьшить се на 1 градус;

в) v всличить амплитуду на 1 градус.
Проба 3: повторить 1-ю пробу;

Проба 4: повторить 2-ю пробу.

При предъявлении задания экспериментатор говорит следующее: "Отклоните руку на небольшой угол: примерно 20-30 градусов и запомните это отклонение. (Записывает результат). Запомнили? Возвратите руку в исходное положение (до упора).

Теперь отклоните руку на 1 градус больше, чем то, которое за­помнили. (Результат записывает в протокол).

Отклоните руку на 1 градус меньше".







(Результат фиксируется).

Затем испытуемому сообщается, что это была первая серия за­даний. Вторая серия будет аналогичной первой, но выполнять ее необходимо с большими отклонениями. При этом инструкция долж­на быть следующей: "Отклоните руку на угол примерно в два раза больший, чем в первой серии, т.е. на 55-70 градусов. Запомните это движение и возвратитесь в исходное положение. (Записывает результат). Теперь выполните отклонение на 1 градус больше". Дальнейшие инструкции формулируются согласно программе в той же форме, как и при первой пробе.

После окончания второй пробы приступают к третьей, а затем — к четвертой.

Примечание, В графах А регистрируются действия, которые вы­полняются первыми, т.е. вслед за выбором амплитуды. В графах Б — действия, следующие после выполнения испытуемым процедуры увеличения либо уменьшения амплитуды. В графах А все прибав­ления амплитуд обозначены а\ и убавления са. В графах Б убав­ления обозначены 0\ и прибавления — Ог.

Обработка результатов состоит в подсчете суммы разниц выбран­ной и реализованной амплитуд в графах А и Б.

Общий вывод (заключение) об испытуемом делается на основании анализа обработанных результатов в сопоставлении со следующим ключом:

а\ >(ц — торможение инертно;

а\ < бг — торможение подвижно;

аг <б\ — возбуждение инертно;

са ^б\ — возбуждение подвижно;

ПРОТОКОЛ

показателей амплитуд движения

Испытуемый_____________________________

(Ф.И.О.)
Возраст____

Специальность__________________________

Дата__________________________________


        Р а з н и ц а
Проба Выбранная амплитуда Программа Реализованная а м п л и т у д выбранной и амплитуда реализопаннои
    Л В Л Б А к
    Малые амплитуды (20 - 30)  
    + /01        
    -1а2 + 162        
    + 1и\ -16\        
    -I(i2 + 162        
    Большие амплитуды (55 - 70)  
    + 1а\ -/61        
    -/02 + /62        
    + 1а\ -16\        
    -ica + 162        
      2<а= 261 = 202 =

Заключение:

3.2.4. Метод измерения пластичности — ригидности на психомоторном уровне (поКэтеллу)

В большинстве случаев трудовая деятельность человека протекает в постоянно изменяющихся условиях. На эти изменения он должен адекватно реагировать сменой своих действий и движений, пере­ходить с одного темпа на другой, переключать внимание с одного объекта на другой и т.п. В основе способности приспособления к изменяющимся условиям деятельности лежит такое свойство нерв­ной системы, как пластичность—ригидность.

Когда говорят о высокой пластичности, это означает, что человек обладает свойством очень легко переключаться с одного вида дея­тельности на другой. Переключение не встречает никаких противо­действий в психике человека, он легко обучаем, легко отказывается от навязанных прошлым опытом способов выполнения задач, легко меняет алгоритм действий производственных операций. Противопо­ложным по полярности есть человек с таким свойством, как ригидность. Такому работнику тяжело переключаться с одного вида


деятельности на другой. Переключение произойдет, но при этом потребуется много времени и психической энергии на перенастрой­ку.

Суть метода определения пластичности—ригидности заключатеся в следующем. Испытуемому предлагается писать с максимальной скоростью различными способами одну и ту же фразу: "В поле уже таял снег". Весь эксперимент состоит из четырех этапов. На первом этапе испытуемый должен писать фразу обычным почерком. На втором — печатными буквами. На третьем — чередованием прописных и печатных. На четвертом — удвоенными буквами обыч­ным почерком. На выполнение каждого этапа отводится 30 секунд. На рис. 10 приведен образец выполнения задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: