Принадлежность средств производства обществу и рационализация организации производства позволяет частично рационализировать и потребление, переведя на системную основу те сферы потребления, которые носят явно общественный характер, это позволяет снизить их себестоимость и соответственно уменьшить плату за их использование.
Однако при социализме предметы потребления частично находятся в личной собственности, и поэтому в этой сфере сохранены товарно-денежные отношения.
Формы распределения и потребления являются простым следствием обобществления средств производства, результаты которого направлены на удовлетворение потребностей их собственника – всего народа. Управление средствами производства, распределением и потреблением произведенной продукции доверяется социалистическому государству через Советскую власть – выборные законодательные органы и назначаемые ими исполнительные органы власти.
В отличие от стихийного развития общества, характерного для капитализма с его рыночными отношениями, производство при социализме может развиваться только на плановой основе. Это связано с тем, что для удовлетворения потребностей всех членов общества требуется системная организация производства, основанная на экономии труда и времени всех его членов. Труд по организации производства тоже должен быть минимизирован, и каждое предприятие при социализме знает, откуда взять сырье, что надо производить и куда надо отправить готовую продукцию. Средства же для производства оно получает от государства, которому и сдает всю прибыль. Государство использует полученную от производства прибыль тоже на системной, плановой основе, т. е. наиболее рациональным образом для всех. Именно это обстоятельство дает возможность построить общественное потребление наиболее качественно и наиболее эффективно. Отсюда и относительно высокий уровень жизни для всех, дешевое жилье для всех, бесплатное образование и здравоохранение для всех и т. д.
Поскольку все участники производства работают на все общество, то тем самым исключается и возможность эксплуатации человека человеком. А поскольку средства производства находятся во владении общества, то оно и занимается распределением благ среди всего населения. При этом следует отметить, что хотя известно, что лозунгом социализма является «от каждого по способности, каждому по его труду», на самом деле, меры способностей и, тем более, меры труда никогда не было и быть не может хотя бы потому, что нет единого критерия оценки для разного вида деятельности. Ценность любой деятельности определяется по ее востребованности обществом и может меняться в зависимости от текущей конъюнктуры.
Если сравнивать по объему управленческих функций социализм и капитализм, то они существенно разные. Государство при социализме берет на себя плановое управление развитием экономики. Государство при капитализме от этих функций в значительной степени освобождено, но зато у него имеются иные заботы – взимание налогов для удовлетворения государственных и общественных нужд, которые существуют при любой экономической формации, это армия, полиция, государственный аппарат, коммунальные службы и т. п. У государства появляются налоговые службы, налоговая полиция, создаются юридические службы, следящие за соблюдением многочисленных законов, увеличивается объем работу прокуратуры, которая теперь должна заниматься всевозможными нарушениями законов – от уклонения от налогов до прямого криминала, связанного с переделом собственности, и т. д. Увеличивается и количество забот у каждого предприятия. Предприятиям нужно отслеживать рыночную конъюнктуру и под нее оперативно перестраивать производство, добывать сырье и искать, кому и как сбывать готовую продукцию. Еще возникает необходимость, по возможности, уклонения от налогов, которые взимает буржуазное государство. Конкуренция происходит не только между предприятиями (по горизонтали), но и между предприятиями и государством (по вертикали), ибо буржуазное государство враждебно каждому предприятию по своим коренным интересам: буржуазному государству для самого своего существования нужны средства, которые оно может только отнять у частных предприятий, частные предприятия, хотя и заинтересованы в существовании государства, но хотели бы это обеспечить не за свой счет.
По сравнению с социализмом при капитализме объем управленческих операций многократно возрастает. Отсюда возрастает количество государственного и муниципального управленческого персонала, и непроизводственные расходы значительно возрастают.
Обычно считается, что капиталистическое производство более гибко и оперативно отзывается на требования рынка. Это верно, но только в части не наукоемкого производства. Наукоемкое производство, которое сегодня составляет более 90% объема всего производства, требует многолетних стабильных связей между всеми исполнителями, число которых может составлять сотни и тысячи предприятий. Поскольку от создания первичного задела на любую продукцию проходит, как правило, более десяти лет (создание макетного образца и его испытания, создание экспериментального образца и его испытания, создание опытного образца и его испытания, создание малой серии и ее опытная эксплуатация и только после этого крупная серия, приносящая прибыль), производить наукоемкую продукцию может позволить себе только стабильное и разветвленное производство, это либо социалистическое стабильное производство, либо крупные стабильные капиталистические монополии, включающие в себя многие предприятия, имеющие многолетние стабильные связи друг с другом.
Так что же такое коммунизм?






