Что такое социализм и коммунизм

В марксистско-ленинском учении основное внимание уделяется проблеме собственности на средства производства. При капитализме средства производства принадлежат капиталистам, которые используют их для собственного обогащения, эксплуатируя рабочих. При социализме средства производства принадлежат трудящимся, и этим, как будто, гарантируется, что они, эти средства, работают на благо всего общества. При этом считается, что социализм является первой стадией будущего общества – коммунизма. Это и понятно: ведь власть при социализме принадлежит трудящимся, которые сами распоряжаются результатами своего труда и сами следят за справедливым, по их мнению, распределением полученного продукта. Однако это не совсем так.

Дело в том, что социализм качественно отличается и от капитализма, и от коммунизма. От капитализма тем, что в нем средства производства обобществлены и выведены из сферы товарно-денежного обращения. Все производство принадлежит общенародному государству. Все расчеты внутри планового хозяйства производятся на безналичной основе без права обналичивания денежных средств. Заводы и фабрики не продаются, продукцией они обмениваются на плановой основе, товарно-денежных отношений здесь нет. Но социализм качественно отличается и от коммунизма, поскольку в сфере личного потребления сохраняются товарно-денежные отношения, а при коммунизме товарно-денежные отношения отсутствуют. И, следовательно, социализм является не первой фазой коммунизма, а самостоятельной общественно-экономической формацией со всеми особенностями развития именно самостоятельных формаций.

Это очень принципиальный момент.

Экономический базис социализма представляет собой целостную систему отношений общенародной собственности на средства производства и прибавочный труд трудящихся и личной собственности на предметы потребления и деньги. Этот базис, так же, как и базис предыдущих формаций, служит экономической основой социализма и обусловливает все его экономические законы.

Аналогично предыдущим формациям экономический базис социалистического общества содержит в себе основное противоречие социализма – между общественным характером производства и не полностью общественным характером присвоения предметов потребления.

Не полная степень обобществления социалистического производства обусловлена не обобществленной сферой распределения и потребления в виде личного присвоения предметов потребления и денег.

Подобно тому, как существует только один капитализм, определяемый одним экономическим базисом с различными надстройками, есть только один социализм. Нет социализмов «казарменных», «сталинских», «демократических» и т. п. Построить социализм – значит, обеспечить господство отношений общенародной собственности на средства производства и рабочую силу при сохранении личной собственности на предметы потребления и деньги. Средства производства и рабочая сила перестают быть товаром.

Отсутствие частной собственности на средства производства означает, что трудящиеся, нанимаясь на работу в государственные предприятия, нанимаются сами к себе, поскольку социалистическое государство на системной основе возвращает трудящимся весь их прибавочный труд. Но личная собственность на предметы потребления и деньги при этом сохраняется. К середине З0-х годов в нашей стране эти положения были реализованы, и тем самым построены основы социализма. Но социализм, как и всякая общественно-экономическая формация, может иметь различные надстройки.

Объективный закон роста обобществления производства, показывает, что социализм заканчивает обобществление собственно производства и только начинает обобществление потребления, а коммунизм эту линию развития завершает.

Общенародная собственность на прибавочный труд трудящихся и на средства производства позволяет использовать их в интересах самих трудящихся, а системная организация средств производства и использования прибавочного труда позволяет рационализировать производство и приступить к организации потребления тоже на системной основе, т. е. наиболее рационально. Системная организация производства позволяет снижать себестоимость продукции, делать ее все более дешевой при одновременном повышении количества и качества, что, конечно же, выгодно всем трудящимся. Но при этом предметы потребления остаются в личной собственности людей, и для их приобретения нужно заработать определенное количество денег. А это значит, что и предметы потребления и деньги могут накапливаться и со временем привести к имущественному неравенству у разных групп людей. Это будет означать эксплуатацию одних групп людей другими группами, находящимися относительно первых в привилегированном положении. Это и создаст между ними антагонистические противоречия. Социализм является последней классово-антагонистической формацией, поскольку при коммунизме в силу полного обобществления производства и разрешения всех экономических противоречий не будет ни классов, ни классовой борьбы, ни эксплуатации одних людей другими.

Обычно считается, что социализм это свободное от эксплуатации человека человеком бесклассовое общество, распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда [1. c. 33]. Такое определение носит потребительский характер. На самом деле определение формации должно носить базисный характер, определяющий формацию на основе форм собственности на элементы общественного производства, следствием чего окажутся и формы распределения и потребления. В соответствии с этим меняется и определение социализма.

Социализм есть общественно-экономическая формация, в которой средства производства обобществлены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: