Технологический и социально -психологический аспекты взаимодействия периодической печати, радио, телевидения с индивидуальными респондентами. Моделирование деятельности коммуникаторов различного типа как научно-практическая проблема. Традиционные и новейшие подходы.
Полемика - острый спор, борьба, столкновение двух или нескольких субъектов по какому-либо вопросу, когда каждый отстаивает сбою правоту. Специфика полемики в средствах массовой информации. Психологический подтекст. Типология: полемика е устной е письменной формах; заранее подготовленная и возникшая стихийно; полемика между двумя или другим строго определенным количеством спорящих; фокусированная и рассеянная: градация по степени агрессивности или наступательно участников полс-мическогс обсуждения. Роль журналиста-модератора.
Логический аспект организации и веления полемики в СМИ; пропонент, оппонент, аудитория, ситуационные элементы. Три основных этапа - подготовка, непосредственное взаимодействие пропонента и оппонента; анализ результатов (выполнение организационных решений). Планирование полемические обращений. Этапы организации и ведения полемики. Опыт различных средств массовой информации и журналистов (по выбору студента).
|
|
Типичные ошибки при организации и проведении полемики в СМИ: нарушение требования последовательности, бездоказательность и т.д. Составляющие модели прагматичен кого взаимовлияния. Фокусированная полемика. Прагматически организованное воздействие на эмоции человека.
Социально-неихолопгческая модель коммуникатора как совокупность социально-демографических, личностно-психологических, профессионально-творческих, нравственно-гражданских и ряда других качеств. Модели безличного и индивидуального коммуникаторов.
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Пол, возраст, уровень и тип образования, опыт прошлой работа журналистский опыт, внешние данные и т.д. «Гляжусь в него, как в зеркало...- Почему творческих вузах конкурс проводится в несколько туров?
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА. Типы личности темперамент, характер. Особенности психических процессов (память, внимание). Интуиция творческой личности. Информационное поле общения. Соционика И журналиста, Отечественная и зарубежная типологическая практика.
СОЦИАЛЬНО-ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА И ВНУТРЕННИЕ ХАРАКТЕРЖ ТИКИ. Апеллирование к социально-гражданским качествам личности, аудитории в цело Учет общих субъективных характеристик индивидуумов (мировоззренческие, политик кие, идеологические ориентации и установки, самосознание как совокупность осозиазшмх потребностей и заявленных интересов, а также ценностных ориентации, традиций и настроений, мнений, в которых отражается отношение индивида или условной группы аудитории к себе и своему месту б обществе). Социальная ответственность, объективность, принципиальность, неподкупность, выражение плюрализма мнений, существующих в обществе, патриотизм. Волевые характеристики - работоспособность, трудолюбие, личное мужество и т.д.
|
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КОММУНИКАТОРА. Профессионально-психологические качества Коммуникабельность, умение ориентироваться в обстановке, оперативность, высокая степень освоения профессиональных и специальных умений и навыков, способность работать в любых условиях, профессиональный фанатизм. Компетентность, широт кругозора, способность к импровизации, хорошее владение литературным языком, устной речью и т.д.
Универсализм и журналистская специализация. Имидж и амплуа журналиста. Модификация социально-психологической модели коммуникатора для различных специализаций, хроникер, репортер, очеркист, аналитик, публицист, обозреватель по определенным вопросам, колумнист, «художник», «блоттер» (писака), «бодиснатчер», «буммейстер», «шоумен», «PR-man», «реклам-бой». менеджер, работник секретариата, выпускающий и так далее. Актуальные проблемы формирования современной, профессиональной культуры журналистов.
Процесс сознательного нарушения диалоговых отношений в деятельности СМИ - проблема манипулирования аудиторией. Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности. Основные направления описания современней практики манипулирования. Популизм как медиа-феномен. Сенсация, Дезинформирование. Блеф в политике. Недобросовестная реклама, и т.п. Профессиональные стандарты б журналистике как «лекарство от манипуляций».