Тема 10. Социально-психологическое моделирование деятельности коммуникаторов

Технологический и социально -психологический аспекты взаимодействия периодичес­кой печати, радио, телевидения с индивидуальными респондентами. Моделирование дея­тельности коммуникаторов различного типа как научно-практическая проблема. Традици­онные и новейшие подходы.

Полемика - острый спор, борьба, столкновение двух или нескольких субъектов по какому-либо вопросу, когда каждый отстаивает сбою правоту. Специфика полемики в сред­ствах массовой информации. Психологический подтекст. Типология: полемика е устной е письменной формах; заранее подготовленная и возникшая стихийно; полемика между дву­мя или другим строго определенным количеством спорящих; фокусированная и рассеян­ная: градация по степени агрессивности или наступательно участников полс-мическогс обсуждения. Роль журналиста-модератора.

Логический аспект организации и веления полемики в СМИ; пропонент, оппонент, аудитория, ситуационные элементы. Три основных этапа - подготовка, непосредственное взаимо­действие пропонента и оппонента; анализ результатов (выполнение организационных реше­ний). Планирование полемические обращений. Этапы организации и ведения полемики. Опыт различных средств массовой информации и журналистов (по выбору студента).

Типичные ошибки при организации и проведении полемики в СМИ: нарушение требования последовательности, бездоказательность и т.д. Составляющие модели прагматичен кого взаимовлияния. Фокусированная полемика. Прагматически организованное воздей­ствие на эмоции человека.

Социально-неихолопгческая модель коммуникатора как совокупность социально-демографических, личностно-психологических, профессионально-творческих, нравственно-гражданских и ряда других качеств. Модели безличного и индивидуального коммуникаторов.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Пол, возраст, уровень и тип образования, опыт прошлой работа журналистский опыт, внешние данные и т.д. «Гляжусь в него, как в зеркало...- Почему творческих вузах конкурс проводится в несколько туров?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА. Типы личности темперамент, характер. Особенности психических процессов (память, внимание). Интуиция творческой личности. Информационное поле общения. Соционика И журналиста, Отечественная и зарубежная типологическая практика.

СОЦИАЛЬНО-ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА И ВНУТРЕННИЕ ХАРАКТЕРЖ ТИКИ. Апеллирование к социально-гражданским качествам личности, аудитории в цело Учет общих субъективных характеристик индивидуумов (мировоззренческие, политик кие, идеологические ориентации и установки, самосознание как совокупность осозиазшмх потребностей и заявленных интересов, а также ценностных ориентации, традиций и настроений, мнений, в которых отражается отношение индивида или условной группы аудитории к себе и своему месту б обществе). Социальная ответственность, объективность, принципиальность, неподкупность, выражение плюрализма мнений, существующих в об­ществе, патриотизм. Волевые характеристики - работоспособность, трудолюбие, личное мужество и т.д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КОММУНИКАТОРА. Профессионально-психологические качества Коммуникабельность, умение ориентироваться в обстановке, оперативность, высокая степень освоения профессио­нальных и специальных умений и навыков, способность работать в любых условиях, профес­сиональный фанатизм. Компетентность, широт кругозора, способность к импровизации, хо­рошее владение литературным языком, устной речью и т.д.

Универсализм и журналистская специализация. Имидж и амплуа журналиста. Модифи­кация социально-психологической модели коммуникатора для различных специализаций, хроникер, репортер, очеркист, аналитик, публицист, обозреватель по определенным вопро­сам, колумнист, «художник», «блоттер» (писака), «бодиснатчер», «буммейстер», «шоумен», «PR-man», «реклам-бой». менеджер, работник секретариата, выпускающий и так далее. Акту­альные проблемы формирования современной, профессиональной культуры журналистов.

Процесс сознательного нарушения диалоговых отношений в деятельности СМИ - про­блема манипулирования аудиторией. Психологические и социально-психологические ас­пекты информационной безопасности. Основные направления описания современней прак­тики манипулирования. Популизм как медиа-феномен. Сенсация, Дезинформирование. Блеф в политике. Недобросовестная реклама, и т.п. Профессиональные стандарты б журна­листике как «лекарство от манипуляций».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: