Тема 5. личность как потребитель массовой информации

Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов. Дея­тельность журналиста в творчески стимулированных и утилитарно-практических ситуаци­ях. Пути ее динамизации за счет реализации интересов аудитории СМИ в целом или от­дельной личности.

Консенсусная функция журналистики как института социализации и духовного раз­вития. Плюрализм источников информации и свободный доступ при посредстве масс-ме­диа к различным мнениям представителей большинства социумов. Аудитория СМИ как специфическая социально-коммуникативная общность.

Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов. Ауди­тория печати, телевидения, радио, сетевых СМИ, ее социально-психологическая структу­ра. Процессы массовизации и индивидуализации потребления массовой информации. Пси­хологические потребности, интересы, мотивы. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Методы ее изучения.

Описание механизмов развития, изменения такого сложного объекта, как аудитория СМИ, с помощью системы показателей:

• качественно-количественные признаки и информационные потребности аудитории;

• описание самого процесса потребления различными аудиторными группами массовой информации (условия, «включенность», отношение к конкретным материалам СМИ и т.д.);

• изучение воздействия сообщений масс-медиа на сознание аудитории;

• эмоциональная сторона восприятия как фактор эффективности диалоговых отношений с аудиторией или отдельными реципиентами.

Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации. Моделирование ролевого участия в медиадеятельности. Информа­ционное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, эпатажность, сенсационность. Использование нейролингвистического программирования в массово-коммуникационной деятельности. Харизматическая модель коммуникатора. Имиджелогия как система.

Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в том числе властью, с владельцами и учредителями СМ И, руководителями редакций и коллегами.«Визитная карточка» журнали­ста Психологические проблемы журналистского общения (сфера воздействия, цели обще­ния, стили общения, ступени общения). Партнерское общение. Невербальная коммуникация.

Тема 6. Психологические факторы результативности информационной деятельности

Психологические характеристики СМИ и их типология. Мотивы обращения к СМИ. Психологический «тезаурус» личности (затекстовое пространство, визуальная ранжированность, аудиальные пределы и т.д.). Психологические мотивы социальной стереотипизация. Типология аудитории. Мифология новейших средств массовой коммуникации. Суть «био­логического» и «психологического» аспектов проблемы организации диалоговых отноше­ний между СМИ и их аудиторией. Востребованность массово-информационной практикой эмпирико-прикладных психологических исследований.

Аудитория СМИ; потенциальная, реальная и базовая. Образ аудитории в восприятии коммуникатора. Образ (социально-психологический портрет) различных социальных групп в материалах массовой коммуникации. Отражение в массовой коммуникации социально-пси­хологических явлений, присущих социуму. Интегрирующие и дифференцирующие тексты.

Ментальность как ведущая характеристика аудитории СМИ, определяющая особенно­сти восприятия информации. Ментальность и рефлексия личности: «сознание», которым владеет человеческая общность; «событие»; «соучастие». Менталитет как определенные стереотипы в оценке происшедших событий, приверженность традициям.

«Новостная» и «аналитическая» доминанты в мире масс-медиа. Ориентация в россий­ской журналистике на персонифицированную подачу материала. Разделение новости и мнения: всегда ли это возможно? Субъективность коммуникаторов и субъективизм. Пси­хологические характеристики типичного отечественного и зарубежного читателя.

Факторы, препятствующие организации диалоговых отношений СМИ и аудитории. Э. Фромм и 3. Фрейд о проблеме деиндивидуализации личности. Массово-коммуникаци­онные аспекты и формы деиндивидуализации личности: «мазохистская» зависимость от СМИ; типологизированный конформизм; игрореализация; творческая аффектация. Кос­венная (скрытая) информация в сообщениях СМИ. Неформальная коммуникация - слухи. Типология слухов, условия их появления и социальные функции.

Толерантный и интолерантный подходы в медиадеятельности: сущность, характерис­тики. Влияние тендерных стереотипов на характер массово-коммуникационного творчества И восприятия информации. Тендерные доминанты в произведениях представителей различ­ных групп коммуникаторов.

Синергетические аспекты социального контактирования: решение организационных проблем коммуникации и понимания аудиторией журналистов, динамизация процессов порождения, передачи и получения информации. Основные правила законного эффектив­ного общения с массовым сознанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: