Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов. Деятельность журналиста в творчески стимулированных и утилитарно-практических ситуациях. Пути ее динамизации за счет реализации интересов аудитории СМИ в целом или отдельной личности.
Консенсусная функция журналистики как института социализации и духовного развития. Плюрализм источников информации и свободный доступ при посредстве масс-медиа к различным мнениям представителей большинства социумов. Аудитория СМИ как специфическая социально-коммуникативная общность.
Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов. Аудитория печати, телевидения, радио, сетевых СМИ, ее социально-психологическая структура. Процессы массовизации и индивидуализации потребления массовой информации. Психологические потребности, интересы, мотивы. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Методы ее изучения.
Описание механизмов развития, изменения такого сложного объекта, как аудитория СМИ, с помощью системы показателей:
|
|
• качественно-количественные признаки и информационные потребности аудитории;
• описание самого процесса потребления различными аудиторными группами массовой информации (условия, «включенность», отношение к конкретным материалам СМИ и т.д.);
• изучение воздействия сообщений масс-медиа на сознание аудитории;
• эмоциональная сторона восприятия как фактор эффективности диалоговых отношений с аудиторией или отдельными реципиентами.
Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации. Моделирование ролевого участия в медиадеятельности. Информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, эпатажность, сенсационность. Использование нейролингвистического программирования в массово-коммуникационной деятельности. Харизматическая модель коммуникатора. Имиджелогия как система.
Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в том числе властью, с владельцами и учредителями СМ И, руководителями редакций и коллегами.«Визитная карточка» журналиста Психологические проблемы журналистского общения (сфера воздействия, цели общения, стили общения, ступени общения). Партнерское общение. Невербальная коммуникация.
Тема 6. Психологические факторы результативности информационной деятельности
Психологические характеристики СМИ и их типология. Мотивы обращения к СМИ. Психологический «тезаурус» личности (затекстовое пространство, визуальная ранжированность, аудиальные пределы и т.д.). Психологические мотивы социальной стереотипизация. Типология аудитории. Мифология новейших средств массовой коммуникации. Суть «биологического» и «психологического» аспектов проблемы организации диалоговых отношений между СМИ и их аудиторией. Востребованность массово-информационной практикой эмпирико-прикладных психологических исследований.
|
|
Аудитория СМИ; потенциальная, реальная и базовая. Образ аудитории в восприятии коммуникатора. Образ (социально-психологический портрет) различных социальных групп в материалах массовой коммуникации. Отражение в массовой коммуникации социально-психологических явлений, присущих социуму. Интегрирующие и дифференцирующие тексты.
Ментальность как ведущая характеристика аудитории СМИ, определяющая особенности восприятия информации. Ментальность и рефлексия личности: «сознание», которым владеет человеческая общность; «событие»; «соучастие». Менталитет как определенные стереотипы в оценке происшедших событий, приверженность традициям.
«Новостная» и «аналитическая» доминанты в мире масс-медиа. Ориентация в российской журналистике на персонифицированную подачу материала. Разделение новости и мнения: всегда ли это возможно? Субъективность коммуникаторов и субъективизм. Психологические характеристики типичного отечественного и зарубежного читателя.
Факторы, препятствующие организации диалоговых отношений СМИ и аудитории. Э. Фромм и 3. Фрейд о проблеме деиндивидуализации личности. Массово-коммуникационные аспекты и формы деиндивидуализации личности: «мазохистская» зависимость от СМИ; типологизированный конформизм; игрореализация; творческая аффектация. Косвенная (скрытая) информация в сообщениях СМИ. Неформальная коммуникация - слухи. Типология слухов, условия их появления и социальные функции.
Толерантный и интолерантный подходы в медиадеятельности: сущность, характеристики. Влияние тендерных стереотипов на характер массово-коммуникационного творчества И восприятия информации. Тендерные доминанты в произведениях представителей различных групп коммуникаторов.
Синергетические аспекты социального контактирования: решение организационных проблем коммуникации и понимания аудиторией журналистов, динамизация процессов порождения, передачи и получения информации. Основные правила законного эффективного общения с массовым сознанием.