Советская

Система, попытавшаяся объединить все остальные системы. Была и цель исправления, были и долговременные сроки с расстрелами, обязательное привлечение к труду. Система уникальная. Она впитала все лучше – слова Давида Рене (следователь). Но это комплексность, которая в ней – позволяет перейти в любую другую.

Таким образом, о психологическом исследовании следует говорить только относительно Ленинской системы. Это и есть первый этап – а нужно ли решение?

С психологической т.з. есть только одна система – Ленинская (можно назвать Макаринская).

2 этап – определив возможность воздействия, нужно определить точку приложения усилий. В пеналогической психологии – это потребности личности. Существуют определенные законы, когда наша психика реагирует на воздействие неадекватным образом. Прежде всего, если цель наказания – кара, то мы делаем так, что воздействие идет на уровне – человек, т.е. на потребности существования. Мы плохо отапливаем помещения, недокармливаем, выдаем плохую одежду и т.д. В этом состоянии человек звереет, а на выходе получаем абсолютно асоциальное создание. Те, кто считают, что им хорошо живется и их надо не так хорошо кормить, такие люди получают только повышение насильственной преступности. У нас сейчас нет обособленной группы преступников. Общество делится на граждан и люмпенов. Зеки – это еще не преступники, но уже не граждане – люмпены. Чем ниже потребность, тем лишение ее быстрее приводит к десоциализации. Подобным способов очень много.

Если мы хотим человека исправить, то ограничения базовых потребностей быть не должно. Заключенный должен быть одет, накормлен, обут. Воздействие с целью исправления всегда имеет объектом потребности высокого уровня. Определенная гуманизация – это не либеральные тенденции, это реализация научного подхода, чтобы человек не оскотинился. Когда речь идет о воздействии на высокие потребности, мы не говорим об исключения типа феномена Раскольникова. Достоевский – больной человек, как и все авторы.

Потребности существования. Это потребности физической активности, сне, сенсорной манипуляции. Эти потребности должны быть реализованы полностью. Территория места пребывания – площадь, также относится к этим потребностям (нельзя заключенных сажать в переполненную камеру).

Следующий уровень – потребности в безопасности. Потребность в безопасности – это потребность в стабильности; организации; свободе.

Свобода в нашем психологическом понимании это не желание быть автономным, а это право отказаться от автономности в силу тех причин, которые ты считаешь более оптимальными. Потребность безопасности предполагает одинаковый уровень агрессии со стороны заключенных; мы можем только тогда говорить о перевоспитании, когда социальная опасность сокамерников одинаковые (рецидивисты с рецидивистами, насильники с насильниками).

Потребность в безопасности должна относиться не только к сроку отбывания наказания, но также и к сроку после наказания. Любая извинительная политика по умолчанию не годится. Причина здесь проста – как только мы пытаемся компенсировать тяготы, мы признаем что были неправы. Как же тогда обеспечить безопасность? Потребность в безопасности будет реализована, если дать ему навыки. Именно поэтому образование есть в местах лишения свободы.

Конституция академика Сахарова.

Следующий уровень потребности – потребности в принадлежности. С одной стороны человеку нужно быть членом группы, с другой стороны в местах лишения свободы лица асоциальные. Но для этого он должен часто менять группы. Данные потребности относятся и к макрогруппах, наряду с микро. Здесь нужно быть частью чего-то большого.

Следующий уровень – потребность в любви. Базируется на потребности в самоуважении и уважении других. Человек, который не любит себя, других любить не может. Любая акцентуация – ярко выраженная лестница вверх. Именно на этом уровне должна идти работа. Определяется она именно на этом уровне. Таким образом, именно в формировании поиска потенциала происходит воздействие. Не может себя любить ленивый человек, неработающий, именно поэтому она такая желчная и злобная. Только в процессе трудовой деятельности возможна оптимизация исправления психики. Труд созидающий, имеющий результат. Идея труда очень сильно опорочена. «Как труд, который изменяет человека».

«Как воздействовать?»

1. Определение комплекса потребностей осужденного

2. Модификация или трансформация потребностей (морально-эстетическое и этическое не подходит)

3. Создание дефицитарности потребностей

4. Формирование тревожности

5. Управление тревожностью

Человек не может измениться, если он находится в состоянии стабильной психики. Включаются механизмы экономии энергии. Чтобы человек изменился, нужно выбить из состояния спокойствия. Поэтом необходимо состояние тревожности. Само состояние тревожности в силу того, что человек натворил, не наступает. Сам человек вину осознавать не будет.

Каким образом создать эту тревожность? Необходимо создать ситуацию стресса. Многие считают, что стресс - это усталость, плохое и прочее. Стресс – это организм не хочет переходить на энергозатратный режим, а обстоятельства заставляют. Стресс может быть положительным и отрицательным. Но сбой психики наступает всегда. Чем неожиданней стимул – тем сильнее состояние стресса. Посредством создания стресса – непривычных условий, неожидаемых изменений, у человека создается психическое напряжение. Это психическое напряжение идет по следующей формуле:

1 стадия - реакция тревоги

Сопротивление организма здесь понижается. Реакция часто неадекватна. Здесь идет сигнал о необходимости задействования механизма защиты. Для сиюминутного результата – изменение состояния

2 стадия - сопротивление

Психика адаптируется к стрессу; но при этом энергозатратна очень, поэтому психика быстро истощается

3 стадия – истощение

Здесь человек понимает, что человек ничего не может сделать и возвращается к энергоэкономному поведению, а если решение находится – человек успокаивается.

Психоломка. Как их ломают за 10,15,20 минут. Здесь смысл сделать не больно, а несколько раз больно. Мы человека как бы обессиливаем. Изменить человека достаточно легко. Это общий алгоритм, частный алгоритм использует психологический тип.

Насколько мы отличаемся мы от стандартного психотипа? Где степень индивидуальности? Степень идентификации такова, каковой мы ее сделали сами осознанно. Насколько вы сами ее улучшили, настолько вы ее улучшили. Как правило, типовой уровень манипуляции единственный.

Использовать можно психотипы:

1) Дополнение

Группируя малые группы. Очень хороший прием был реализован в фильме «Невезучие». Можно создать условия, где в камере будут сидеть представители антагонистических типов. Он свихнется, никогда больше не захочет туда попасть. Насильственные меры непригодны, это прошлый век.

А создать условия, чтобы человек страдал в силу особенностей – это просто.

В случае возникновения необходимости коррекции личности заключенного, в психологической науке отработан данный механизм, но необходимости еще нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: