Формирование целенаправленности действий при выполнении физических упражнений

В традиционной системе обучения двигательным действиям ориентировка идет на формирование двигательных навыков, обогащение двигательного опыта дошкольников. Усвоение предложенных физических упражнений организуется традуктивным методом от одного конкретного движения по аналогии к другому, без установления какой-либо связи между ними. Каждое последующее физическое упражнение отличается увеличением числа составных элементов или количественных показателей выполнения. Этот путь тормозит развитие у дошкольников способности к управлению двигательной деятельностью.

Выполнение движений у детей связано, прежде всего, с интересом к самому движению, с потребностью растущего организма в движениях. Эти мотивы побуждают их к многократным повторениям, что способствует постепенному овладению самими двигательными действиями. Так младший дошкольник может продолжительное время бегать с машинкой на веревочке, толкать мяч ногой и бегать за ним и т.д. Эти ситуации играют важную роль в овладении навыками выполнения самих действий. Подобный процесс наблюдается при овладении многими физическими упражнениями (езда на велосипеде, ходьба на лыжах и др.). Это характерно для начальной стадии становления движения, она необходима.

На следующей стадии развития двигательных действий выполнение движения становится, нередко, не самоцелью, а происходит их использование при решении различных житейских, игровых, трудовых задач, появляется ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ действий (бежать и перемещаться по разным поверхностям, чтобы добраться до пункта назначения; «разгрузить баржу с арбузами», используя метание, в сюжетно-ролевой игре и т.д.). При этом движения могут выступать в качестве основного средства осуществления стоящей задачи, что характерно для двигательной деятельности, а могут быть и сопутствующими, это свойственно для сюжетно-ролевых игр, житейской обстановки. Но в любом случае выполнение двигательных действий связывается с условиями осуществления, происходит выбор самого движения для достижения нужного результата, определяется способ действия, интенсивность выполнения, амплитуда, направление, продолжительность и другие стороны. Без этого невозможно достижение успешности в решении стоящих задач. В современных программах совершенно не определяется содержание работы на этой стадии развития у дошкольников способности к использованию вариативного выполнения движений с учетом ситуаций.

Важнейшим направлением работы в области физической культуры с дошкольниками в нашей авторской программе является формирование умений управлять своей двигательной деятельностью: выбирать подходящее движение и способ его выполнения для достижения положительного результата с учетом условий действий и своих возможностей; оценивать полученный результат и при необходимости видоизменять, корректировать способ действия, меру усилий при повторном решении стоящей задачи во избежание неудачи. Для этого ребенку мало только владеть различными способами выполнения двигательных действий, ему необходимы знания об эффективности их использования в различных ситуациях, понимание связи действий с обстоятельствами.

Поэтому в нашей авторской программе сохранен традиционный круг физических упражнений, но от традуктивного способа познания перешли к дедуктивному (от общего к частному) и индуктивному (от частного к общему). В связи с этим возникла необходимость сформулировать общие положения, правила выполнения группы однородных движений. Перед необходимостью следовать установленным правилам дошкольника ставит взаимодействие с окружающей действительностью, существуют и правила выполнения физических упражнений. Все эти правила, прежде всего, надо познать, принять и в последующем руководствоваться ими в своих действиях. Подчинение правилам действий создает базу для проявления самостоятельности в новой обстановке, в подвижной игре, когда устанавливается связь своих действий с действиями сверстников, с возможностями водящего (убегать быстрее или увертываться).Умение руководствоваться усвоенными правилами составляет важнейшую сторону формирования у дошкольников способности к управлению своей двигательной деятельностью и деятельностью сверстников для достижения нужного результата, чтобы быть способным и готовым к оказанию помощи при решении двигательных задач. Действия по установленным правилам включаются при выполнении физических упражнений в специально-созданных условиях, в подвижных играх и других игровых ситуациях, а частая опора на них при выполнении приводит к быстрому усвоению.

Целенаправленность действий связана с выработкой произвольности в поведении дошкольника, мобилизацией интеллектуальных, волевых, двигательных качеств для достижения желаемого результата. Поэтому для определения содержания программы возникла необходимость оценить возможности детей разного возраста к принятию поставленной взрослым задачи для решения, достаточно ли четкой формулировки задания, чтобы вызвать целенаправленность действий у дошкольников; могут ли дети объективно оценить результативность решения поставленной задачи, если обеспечить включение различных анализаторов в контроль за выполнением; способны ли дошкольники самостоятельно включиться в соблюдение установленных правил действий. Важно было выявить возрастные особенности поведения детей.

Для получения ответов на названные вопросы был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа организовывалась в апреле, предшествующего началу исследования, то есть в конце учебного года, когда программа раздела «Физическая культура» выполнена. Сами задания, их формулировка были одинаковыми для детей всех возрастных групп, разными были количественные показатели выполнения движений.

При разработке заданий мы исходили из того, что если дошкольник решает стоящую задачу, то ему важен результат действия – получилось или нет? При интересе к процессу выполнения результат вне поля зрения ребенка, он не обращает внимания на него. Задания строились на выполнении разных основных движений, чтобы определить влияние самих движений на управление дошкольниками своим поведением.

Выявление целесообразности действий дошкольников разных возрастных групп с использованием бросания и метания осуществлялось в задании «ЗАБРОСЬ МЕШОЧЕК В КОРЗИНУ». Детям предлагалось 2 попытки: 1-ая выполнялась в доступных для всех условиях, предполагалось достижение положительного результата всеми детьми, а 2-ая попытка предлагала для действий более сложные условия. Бросок для выполнения задания осуществлялся со следующего расстояния:

попытки II млад. гр. средняя гр. старшая гр. подготовительная к школе группа
I попытка 1 м. 1,5 м. 1,5 м. 2 м
II попытка 1,5 м. 2 м. 3 м. 4 м

После выполнения задания детям предлагалось оценить результат: забросил или нет? Когда давалось задание, то обращалось внимание детей, что бросать нужно от черты. Если при первой попытке ребенок переступал черту, то перед второй попыткой на линию клался шнур, чтобы усилить действие этого раздражителя. Дополнительно никаких указаний и оценочных суждений не высказывалось. Задание выполнялось в индивидуальном порядке. Фиксация полученных результатов проводилась по одной таблице № 1 во всех возрастных группах с изменением количественных показателей:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: