Учебное пособие. На издание учебников практически сохранена монополия центральных ведомств

На издание учебников практически сохранена монополия центральных ведомств. Стать автором действующего учебника фантастически сло­жно. Другое дело — учебное пособие. Как только получение ученых званий доцента и профессора связали непосредственно с выпуском книг, учебные пособия стали появляться, как грибы после дождя.

Сам факт подготовки учебной книги преподавателем вуза ничего предосудительного не содержит: ученый рано или поздно достигает такой стадии интеллектуального развития, что ему надо садиться за книгу, циклы статей уже не могут его удовлетворить. Тревожит, однако, другое; насколько «учебное пособие» является учебным пособием? Под удобное это словосочетание сейчас рядится буквально все: монография и курс лекций, сборник упражнений и «решебник» задач, хрестоматия труднодоступных текстов и даже методические рекомендации.

Типичная ситуация: хотел человек издать монографию, а ему не дали. Ему посоветовали подготовить «что-нибудь для студентов». Немало не задумываясь, автор ставит подзаголовок «Учебное пособие к спецкурсу» и издает, но что? Учебное пособие теряет свой имидж книги-помощника, книги-зазывателя в страну знаний.

Берегите стиль учебных пособий! Пишите их как можно лучше! Пусть где-то в пятнадцатый раз издают толстый, скучный, безликий учебник, но пусть в руки студента попадет и Ваша книга, умная и блистательная, тоже учебник, но такой, который хочется читать, перечитывать.

Специалисты по проблемам понимания выделяют три типа полей в тексте: когнитивное поле (рассуждения), повествовательное поле (рассказ) и образное поле (сравнения, метафоры, аналогии). Что представляют собой наши учебники и учебные пособия? Бескрайние когнитивные поля... То есть свод информации, которую надо, во-первых, понять, во-вторых, запомнить, при полном отсутствии информации, которая сама запоминается, потому что понятна и интересна. Повествовательное и образное поля сделают изложение наглядным. Считается, что повествовательное поле запоминается куда лучше когнитивного. Будущему автору приходится с этим считаться.

Учебное пособие требует членения текста на порции. Монография также имеет разделы или главы, которые в свою очередь делятся на подразделы и параграфы, но в монографии «протяженность» главы — структуривание материала — целиком зависит от самого излагаемого материала, тогда как в учебном пособии материал должен подаваться порциями, не превышающими порога усвоения. [115]

Образцом такого «порционного» преподнесения материала может служить, например, книга В.П. Жукова «Семантика фразеологических единиц» (М.: Просвещение, 1968.. — 160 с.) — работа изящная по композиции. В книге есть разделы, подразделы со своими, естественно, номерами, но самое интересное — нумерация параграфов дана сплошная. Параграф — это небольшая порция нового материала. Есть параграфы объемом больше страницы, есть совсем краткие, в несколько строк. Студенту легко понять и запомнить, найти и процитировать любое место в таком учебном пособии из-за сквозной нумерации «порций усвоения».

Разумеется, в учебном пособии должны быть таблицы, схемы, рисунки, фотографии, то есть максимум наглядности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: